Карамзин С. Нематериальные способы мотивации персонала

http://www.profrost.ru/papers/165.html

Нематериальные способы мотивации персонала

Карамзин С.

 

       Материальное стимулирование - не единственный способ удержать и мотивировать сотрудника на эффективную работу. Вопреки распространенному мнению, материальные стимулы являются приоритетными не более чем для 20% (!) людей. Эти данные были получены при разработке теста BPT, в статистическую выборку которого вошли десятки тысяч(!) человек различного возраста, профессий, социального и материального положения.

       Это вовсе не означает, что остальные 80% людей - бескорыстные альтруисты, готовые работать бесплатно. Просто разница в 20-30% не берется ими в расчет при выборе работы, а варьирование премией такого размера не является стимулом для добросовестной деятельности. Реальным аргументом для 80% людей становится разница в оплате как минимум в полтора-два раза.

      Нематериальные способы стимулирования издавна применялись и на Западе, и в СССР. Ленин придавал, например, огромное значение соцсоревнованию. Борьба за флажки и звездочки на станке не только заставляла людей делать три нормы за ту же зарплату, но и пожизненно привязывала к родному заводу. Были и другие способы привязки сотрудника к коллективу и предприятию. Создавались спортивные команды и вокально-инструментальные ансамбли, фото лучших работников вывешивали на доску почета, им давали грамоты и значки, поздравляли по местному радио.

     Применялись и методы, которые, строго говоря, являются материальными, но обходятся значительно дешевле прибавок к окладу и денежных премий. Это, например, бесплатные или льготные обеды и путевки, оплата проезда и детского садика, беспроцентные ссуды.

      Сейчас времена изменились, и напрямую применить советские методы вряд ли удастся. Но это не значит, что в век рыночных отношений от нематериальных принципов стимулирования следует отказаться вообще. Хорошо сплачивают команду корпоративные мероприятия и выезды на природу. Кого-то хорошо удерживают и стимулируют именные визитки, таблички и бейджи с регалиями "главный" и "старший". Да и "халява" в виде оплаты обедов, мобильной связи, проезда на городском транспорте или бензина тоже не утратила своей значимости.

 

На разных людей различные стимулы действуют по-разному - в зависимости от особенностей их характера, от приоритетных мотивов, ценностей и потребностей. Приоритетные мотивы можно выявить с помощью специальных тестов (см. ниже) или, при достаточном опыте, методами бестестовой диагностики.

       В небольших компаниях индивидуальный подход к мотивированию сотрудников является оптимальным. На крупных предприятиях это не всегда представляется возможным, но это не означает, что выбирать методы стимулирования и оценивать их эффективность вовсе бессмысленно. Специфика деятельности компании, ее политика на рынке и личность руководителя создают своеобразные фильтры, «отсеивающие» людей с определенным характером, мотивами и потребностями. Выявив эти тенденции, можно выбрать наиболее эффективные методы нематериального стимулирования для конкретной компании.  

     Здесь приводится небольшой тест авторской разработки, выявляющий приоритетные группы мотивов и потребностей, а ниже в таблице даны соответствующие им эффективные методы стимулирования.

        В маленьких клетках слева от каждого утверждения  поставьте "+" или "-", оценивая, насколько это свойственно вам. Теперь в клетках 1-4 поставьте "+" или "-"  в зависимости от того, каких знаков больше в трех клетках напротив них. Эти плюсы и минусы соответствую активности соответствующей группы мотивов. Возможно, что у человека активна не одна, а несколько групп.

 

1

 

Великолепно чувствую себя в массовых скоплениях народа.

 

Люблю, когда шутят, даже надо мной.

 

Люблю поболтать со случайными и малознакомыми людьми.

2

 

Люди безразличны к чужим проблемам.

 

Безопаснее не доверять людям.

 

Терпеть не могу давать в долг и помню всех своих должников.

3

 

План, режим дня и дисциплина - залог моего успеха.

 

Всегда прихожу в назначенное время и не понимаю опаздывающих.

 

Я настойчив и терпелив.

4

 

Чувствителен к сочетанию цветов - это влияет на мое настроение.

 

Я слышу музыку во сне.

 

Хорошо разбираюсь в парфюмерном искусстве.

 

 

 

В зависимости от "попадания" в ту или иную группу, различные нематериальные стимулы имеют разную степень значимости и действенности:

Номер и название группы мотивов

Движущие мотивы и потребности

Действенные стимулы

1.Гедонистические

Потребность в физическом комфорте и удовольствии, неформальном общении, расслаблении, получения результата с минимальными усилиями

Свободный график работы. Бесплатные обеды, оплата проезда, телефона. Неформальное общение с сотрудниками и руководством. Комфорт и уют на рабочем месте.

2.Агрессивные

Соперничество за победу и превосходство, потребность в статусе, полномочиях, власти, званиях. Снобизм, карьеризм.

Предоставление дополнительных полномочий, званий "старший", "главный", "лучший по профессии". Назначение на руководящие должности. Обещание перспектив, карьерного роста

3.Гомеостатические

Потребность в стабильности, надежности, определенности, структурировании, лимитированной ответственности.

Гарантированный оклад, оформление по трудовой, "белая" зарплата, страховка Четкие должностные инструкции, регламентирующие ответственность, функции и полномочия. Определяемый заранее график работы, отсутствие авралов и сверхурочных.

4.Нарциссические

Привлечение к себе внимания, оценка окружающих, осознание своей уникальности и неповторимости.

Комплименты и похвалы Придание особой значимости высказываемым идеям и предложениям Именные визитки и бейджи Персональный шкафчик Декларирование ценности выполняемой работы и незаменимости

 

     Учитывая эти особенности, можно построить эффективную систему удержания и стимулирования сотрудников, не прибегая к увеличению заплаты.

      Разумеется, этот простой тест - скорее иллюстрация подхода, нежели реальный инструмент. Есть инструмент, использующий тот же принцип, но куда более точный и эффективный. Это тест Business Personality Test (BPT), являющийся эксклюзивной разработкой компании "ПрофРост". Бесплатную версию этого теста можно скачать с сайта profrost.ru

HRM (Управление персоналом):