Воронский Александр Константинович
Воронский Александр Константинович (1884-1937) – деятель революционного движения в России, литературный критик, писатель, публицист.
Учился в Тамбовской духовной семинарии, откуда был исключен «за политическую неблагонадежность».
Член ВКП(б) в 1904-1927 и 1930-1934 годах. После революции 1917 года работал в Одесском совете, в Иваново-Вознесенском губисполкоме, редактировал газету «Рабочий край» (Иваново-Вознесеенск). В 1917-1920 годах – член ВЦИК. В 1921-1927 годах – редактор журнала «Красная новь», одновременно с 1922 по 1927 год – журнала «Прожектор». Возглавлял издательство «Круг», являлся членом редколлегии Госиздата. Организатор и идеолог группы «Перевал».
В 1923 году примкнул к левой оппозиции в ВКП(б), подписал «Заявление 46-ти».
В 1925-1928 годах принадлежал к троцкистской оппозиции (в частности, наряду с Л. Троцким, отрицал принцип гегемонии пролетариата в искусстве).
В 1927 году исключен из рядов ВКП(б), был в ссылке. Отошел от оппозиционной деятельности в 1929 году.
Воронский вел борьбу против рассудочности и рационализма в искусстве, насаждавшимися лефовцими и конструктивистами, считавшими, что старое искусство, основанное на познании жизни устарело. Новое пролетарское искусство должно его преодолеть. Оно должно стремиться не к жизненному познанию, а к жизнестроению. Говоря о том, что это утверждение основывается на замечании Маркса «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», Воронский отмечал, что это утверждение неправильно понято левыми. Цитируя Маркса, он писал: ««В практике должен доказать человек истинность… своего мышления», а не теоретическими отвлечениями – вот о чем говорил Маркс». «Человек хранит в памяти неиспорченные, подлинные образы мира…Он знает о них благодаря детству, юности, они открываются ему в особые, исключительные моменты, в периоды общественной жизни. Человек тоскует по этим действенным образам, он слагает о них сашги, легенды, поет песни, сочиняет романы, повести, новеллы. Неподдельное, подлинное искусство, иногда сознательно, а чаще бессознательно всегда стремилось к тому, чтобы восстановить, найти, открыть эти образы мира. В этом главный смысл искусства и его назначение». Акцентируя внимание на том, что «помимо субъективных моментов в художестве и науке есть объективные», Воронский делал вывод: «Рассматривая искусство под углом классового расчленения общества, наши лучшие теоретики марксизма, писавшие об искусстве, никогда не забывали подчеркнуть с самого начала объективную, общественную ценность в настоящих, в великих произведениях искусства». Он возражал против вывода: «Раз художник своими произведениями служит определенному классу, а жизнь класса определяется его интересами, то в его вещах ничего, кроме голой классовой заинтересованности, направленной против другого класса, нет и быть не может». Эту точку зрения Воронский считал «вульгаризацией теории классовой борьбы».
Расстрелян в 1937 году.
Реабилитирован в 1957 году.
Автор «Литературных портретов» (в 2 томах, 1928-1929), автобиографической повести «За живой и мертвой водой» (1927), «Бурса» (1933).
Между молотом и наковальней. Союз советских писателей СССР. Документы и комментарии. Т. 1. 1925 – июнь 1941 года / рук. Коллектива Т. М. Горяева; сост. З. К. Водопьянова (отв. составитель), Т. В. Домрачева, Л. М. Бабаева. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН): Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2011. С. 44-45.
Ключевые слова:
Список словарей:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии