Новости

Уважаемые исследователи!

Предлагаем вам размещение ваших материалов на страницах нашего сайта.

Для того, что бы опубликовать статью необходимо прислать ее в Вордовском файле используя кнопку для написания сообщений модераторам. Кроме того, просим вас высылать свое резюме, которое также будет размещено на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что модераторы оставляют за собой право отказа в публикации, если сочтут статью написанной не на должном научном уровне. В случае, если статья будет содержать стилистические погрешности, модераторы оставляют за собой право выслать ее на переработку.

Надеемся на плодотворное сотрудничество.

Желаем творческих успехов.

Завидово-Старица (Часть 1)

 ЗАВИДОВО – СТАРИЦА

      В очередной раз отправилась в путешествие, и опять появилось желание рассказать о новом месте, да и собрать по горячим следам материал об увиденном.

      Начну с предисловия. В поездку я отправилась не одна, а со своей верной боевой подругой, тоже фанаткой путешествий. Дама она у меня капризная, много повидавшая как в наших палестинах, так и за границей. Так вот эта капризная дама еще с зимы, когда мы мечтали съездить куда-нибудь, прожужжала все уши про Завидово. Дескать, тур нашла замечательный. Но все что-то не складывалось. Летом «завидовская мания» дошла до предела – никуда не поеду, говорит капризница, только туда. Мне-то по сути все равно куда (если еще там не была, заранее читать не люблю – сначала посмотреть-понюхать-потрогать, а потом собрать материальчик, просветиться), главное – с кем. Спорить не стала, а стала ждать, когда же появится возможность туда поехать.

      И вот настал день поездки. Разочарования начались с самого начала – вместо большого автобуса приехала «маршрутка». Все понятно, людей не набрали, денег на большой автобус тратить не охота, да и в договорчике такая возможность предусмотрена. Но как же неудобно на этих «маршрутках» ездить. Нам еще повезло – мы сидели на двойном сидении, а тем, кто ехал сзади на «четвертном», можно только посочувствовать.

     Наконец, добрались до Завидово. Это храмовый комплекс, состоящий из двух храмов, колокольни, кладбища, зданий двух музеев и гостевого дома (там останавливаются дорогие гости, вроде владыки, приезжающие сюда).

      Церковь Успенской Божией матери имеет довольно странный вид, так как на протяжении истории к ней несколько раз пристраивали трапезные и приделы – вот и «расползлась» она в разные стороны. Церковь была действующей практически весь советский период. Внутри храма сохранились росписи, иконостас. В общем видно, что место намоленное, да и с исторической точки зрения интересное. Троицкой церкви повезло меньше, ее закрыли и использовали под разные хозяйственные нужды, поэтому интерьер храма скорее новодел.

     Восстановить и отреставрировать храмы помог попечительский совет, но и сами местные деятели не теряются  - в храмах и колокольне ведется бойкая торговля не только свечами, иконами и церковной литературой, но и кагором, медом, сувенирами, а во время чаепития были предложены еще и разнообразные соления-варения. Это, конечно, хорошо, что люди стараются заработать, но у всякой медали есть и оборотная сторона.

      Настоятель храма отец Валерий (Ильин), бесспорно, молодец: нашел спонсоров, привлекает паломников и туристов, сам собрал коллекцию и создал краеведческий музей села Завидово. Кроме того, проводится и краеведческая работа, результатом которой стала книга Ю. А. Пензикова «История села Завидово и его храмов» (ее можно приобрести на месте).

     Для нас была проведена экскурсия по храмам и краеведческому музею, кроме того было «чаепитие». Последнее представляло собой следующее: туристам был предложен чай с печеньем не первой свежести, кроме того, на столах стояли небольшие емкости с медом и вареньем. За дополнительную плату был предложен кагор (о его качествах судить не берусь – не пробовала). Главная цель данного мероприятия – продажа туристам местных разносолов.

    Теперь о самом грустном. Экскурсии проводятся там силами местных деятелей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Работу должны делать люди, которые имею о ней какое-то представление. Дама, проводившая экскурсию для нас, не очень-то чувствовала аудиторию, так, как рассказывала она, можно было бы рассказывать паломникам (да и то – они тоже ни в чем не провинились). По ходу экскурсии нам было пересказано своими словами множество библейских историй, но подавляющая их часть хорошо известна широкой аудитории. Так же было множество рассказов в стиле «когда-то» «какой-то человек» помолился этой иконе, а потом излечился и так далее.  Кроме того, рассказ постоянно перемежался призывами что-либо купить в местных церковных лавках (надеюсь, это отличительная черта данного конкретного лектора, а не «политика» настоятеля храма, ибо подобные «маркетинговые ходы» только отвращают потенциальных покупателей). Наш «экскурсовод» отработала по полной программе  - говорила долго и себя не щадила, так что времени в Завидово мы провели, как мне кажется, неоправданно много. Все недостатки в ее работе – следствие неумения и незнания, а не злого умысла.

     К сожалению, сейчас наметилась нехорошая тенденция – монастыри и храмы запрещают «посторонним» экскурсоводам вести лекции на «своей» территории, а предлагают собственных выступающих. Чаще всего это не приводит ни к чему хорошему. Обычно слушателям неловко разойтись, когда им что-то рассказывают, и они терпеливо ждут, когда же «это» наконец закончится. А потом организаторы удивляются, почему люди предпочитают или не ездить вовсе, или ездить самостоятельно, сетуют на то, что оскудели духовные запросы сограждан и предпочитают они теперь, дескать, стриптиз-клубы и прочие непотребства.  Думается, нужно или приглашать профессионалов, или же своих ораторов отправлять поучится.

    А потом мы отправились в Старицу.

    Как же там здорово. Крохотный провинциальный городочек, тихий и спокойный. Прекрасная природа и виды берегов Волги. Чистейший воздух.

     Мы побывали в Свято-Успенском Богородицком монастыре. Он недавно отреставрирован. Чисто, уютно, народу мало (есть фотографии без людей). Работники церковных лавок милы и приветливы, что, к сожалению, почему-то редкое явление.

     Потом была обзорная экскурсия по городу. Ну, это так называется. Город крошечный, поэтому мы переехали на автобусе на другой берег Волги и поднялись к городищу, а оттуда посмотрели на основные достопримечательности.

    К сожалению, на данный момент, повезло только монастырю, все храмы города находятся в плачевном состоянии. Пропадает красота и подлинное национальное достояние. Может быть, благотворители монастыря обратят свои взоры за пределы монастырской ограды и помогут другим храмам города или, вместо строительства новоделов, РПЦ вспомнит о том богатстве, которым располагает и которое каким-то чудом еще сохранилось.

    Здесь у нас был «общечеловеческий» экскурсовод, которая, по-моему, всем понравилась.

    Хочется отметить, что в городе ведется краеведческая работа. Итоги этой работы представлены в церковных лавках монастыря и в палатке напротив входа в монастырь (см. Список литературы в конце статьи). Хороша для общего развития, хоть и небольшого объема книга Н. Б. Седовой  «Старица» (продается на лотке возле монастыря). В храмах монастыря представлено «собрание сочинений» местного краеведческого светила А. Шиткова. Видно, что книги написаны человеком, имеющим соответствующее образование, однако общему положительному впечатлению мешает изложение автором (к счастью нечастое) его политических позиций. В книге про патриарха Иова чувствуется, что она написана совместно с церковными деятелями, привнесшими туда некоторые нелепицы. От текста, а также подбора и качества иллюстраций иногда веет той доморощенностью, которая присуща малотиражным изданиям в провинции. Но, несмотря на некоторые перегибы, А. Шитков и спонсоры его изданий делают очень хорошее и важное дело – сохраняют историческую память местных жителей и рассказывают туристам о своем крае. Очень приятно приезжая в новые места получить возможность приобрести литературу о городе и селении. Хочется выразить благодарность всем краеведам, работающим вопреки существующим ныне трудностям, пожелать им повышать уровень своего мастерства, ибо труд их имеет огромное значение, которое не всегда до конца понимают окружающие.

    А еще в монастыре нас накормили вкуснейшим обедом. После «пира духа» начался «праздник живота».

   Уезжать не хотелось. Лозунг на сегодняшний день таков: «Все в Старицу!».

   Что касается организации поездки, то хотелось бы внести в ее план некоторые коррективы: в Завидово лучше провести поменьше времени, а в Старице дать  возможность туристам самостоятельно побродить по окрестностям монастыря и по городу (тем более, что судя по путеводителям, там много старинных зданий гражданских зданий).

 

ЗАВИДОВО

Завидово — село в Конаковском районе Тверской области на реке Дойбице.

      В составе Завидовского сельского поселения, до 2012 года было административным центром поселения (сейчас центр поселения — деревня Мокшино).

 

История

      Упоминается в летописях с 1560 года, как Новое Завидово.

      До этого существовало Старое Завидово, которое располагалось в 150 саженях к западу от центральной части современного села. Старое Завидово могло возникнуть еще в домонгольский период, на что указывает его название, происходящее от мужского личного имени или прозвища Завид. Это имя носили три Новгородскх посадника XII века. Поскольку емли по берегам Шоши до 1130-1140 годов принадлежали Великому Новгороду, можно предположить, что название села связано с одним из Новгородских Завидов, который основал селение или был его владельцем.

      В XIII-XV веках земли села входили в состав Тверского княжества, соперничавшего с Москвой. Точка в споре была поставлена в 1486 году, когда войска великого князя вошли в Тверь,  а тверичи приведены к присяге Ивану III.

      В 1560-е годы Новое Завидово входило в состав земель, принадлежавших Ивану Грозному. С 65 деревнями, 17 пустошами[1] и двумя займищами[2] оно, по сути, представляло собой дворцовую волость Клинского уезда.

      В 1582 году, через пять месяцев после убийства сына, царевича Ивана, царь передал Новое Завидово Архангельскому собору Московского кремля в качестве поминального вклада. Через три года, в 1585 году, грамота Ивана Грозного была подтверждена Федором Ивановичем.

      В 1599 году по решению Бориса Годунова село и деревни перешли во временное владение греческого иерарха Арсения Элассонского, который после переезда в Москву стал настоятелем Архангельского собора и, не обладая отдельной епархией, имел титул архиепископа Архангельского[3].

      Царь Михаил Федорович вернул Завидово причту Архангельского собора, и до 1764 года Завидовская волость значилась как собственность Архангельского собора.

       Ям в Завидове был создан в конце XV века. Однако в ямскую службу была поверстана небольшая часть жителей, а основная масса крестьян продолжала заниматься земледелием и скотоводством.

        В Завидово существовал путевой дворец, который предназначался для остановок членов императорской фамилии, следовавших по Петербургскому тракту. Дворец был обширным деревянным строением в один этаж, стоявшим в центре села. Он неоднократно ремонтировался. После революции в нем располагались различные советские учреждения. Позднее дворец сгорел, а на его месте построено здание, в котором размещается администрация Завидовского сельского округа.

      В1766 году в Завидово было 153 двора, в которых проживало 587 мужчин и 550 женщин.

      В 1826 году через Завидово проследовала траурная процессия с останками скончавшегося в Таганроге императора Александра I. На ночь гроб поместили под сенью в храме Успения Пресвятой Богородицы. Там же была отслужена заупокойная служба. Об этом событии напомнает хранящаяся в церкви резная вызолоченная сень на четырех колоннах. Сень увенчана большой резной короной. Под карнизом изображены два орла с инициалами. Рядом размещена памятная надпись: «Под сей сению стояло тело в Бозе почившего Государя Императора Александра I 8 дня февраля 1826 года». В своде сени находится икона «Коронование Богоматери».

        В 1848 году на Завидово обрушилась эпидемия чумы, унесшая множество жизней.

        В первой половине XIX века жители Завидова занимались земледелием, садоводством, скотоводством, заготовкой грибов и ягод, в меньшей степени – пчеловодством, рыбалкой и охотой. Большинство завидовцев так или иначе участвовало в обслуживании транспорта и пассажиров, направлявшихся из одной столицы в другую. В Завидове было около десятка лавок, трактир, кабак, несколько постоялых дворов, чайная, пекарня, несколько кузниц, две или три мельницы, кирпичный завод, аптека, два четырехклассных приходских училища.

        В 1891 году в Завидово случился сильнейший пожар.

        В XIX — начале XX века село было центром Завидовской волости Клинского уезда Московской губернии.

        Во второй половине XIX века в селе появились почтово-телеграфное отделение, кредитно-финансовое учреждении, лечебница и казенная винная лавка. В начале XX века были открыты читальня и церковно-приходская  школа. Еженедельно по субботам проходили многочисленные ярмарки.

 Советский период

        В 1922 году в завидовских храмах прошла конфискация церковных ценностей. Точное количество конфискованных ценностей неизвестно.

        В 1929 году, после ликвидации губерний, в составе Московской области был образован Завидовский район c центром в посёлке Ново-Завидовский, село Завидово стало центром крупнейшего в этом районе сельсовета.

      В 1935 году Завидовский район вошел в Калининскую область, а в 1960 году Завидовский район присоединен к Конаковскому району. 

Транспорт

    Через село проходит автомагистраль Москва – Санкт-Петребург.

     Станция Завидово Октябрьской железной дороги, названная от имени села, расположена в 6 км к северо-западу от села. При ней возник посёлок Новозавидовский. 

Достопримечательности

Храмовый комплекс

    В 1876 году пруд перед колокольней был вычищен и углублен. По берегам пруда высадили декоративные растения.

    В 1882 году была выстроена западная часть ограды храмового комплекса.

    В 1934 году Завидовский районный исполнительный комитет принял постановление «О прекращении звона и снятии колоколов в церквях, расположенных - около школ и больниц». Колокола, кроме одного, были сняты. Один колокол удалось отстоять, так как он служил средством оповещения о пожарах и других стихийных бедствиях.

     В 1981-1983 годах храмы Завидова были обследованы комиссией Главного управления по охране памятников истории и культуры министерства культуры СССР. Комиссия признала, что завидовский храмовый комплекс имеет большую общественную, научно-историческую и художественную ценность и нуждается в охране. Сотрудники комиссии описали состояние церквей и составили паспорта памятников архитектуры, но не дали никаких рекомендаций относительно их ремонта и охраны. Не были определены организации, ответственные за сохранность храмов, не обозначены границы охраняемой зоны.

     1 июля 2002 года был организован общественный фонд «Возрождение храмового комплекса в селе Завидово». Благодаря его усилиям были восстановлены колокольня и ограда комплекса, проведена реставрация церквей, отлиты колокола.

 Церковь Успения Божией матери

     Впервые упомянута в писцовой книге 1623-1624 годов, названа каменной.

     По мнению А. М. Салимова, храм был построен между 1610 и началом 1620-х годов. В это время каменные сельские храмы были большой редкостью. Храм уникален еще и тем, что построен в первые годы после окончания Смутного времени.

     Для появления храма существовали особые причины. Во-первых, село было связано с причтом Архангельского собора Московского кремля, благодаря чему один из приделов был посвящен покровителю кремлевского храма – архангелу Михаилу. Во-вторых, в строительстве храма принимал личное участие святитель Арсений Элассонский[4], который был архиепископом при Архангельском соборе Кремля, и поэтому управлял приписанными к собору селами и деревнями, в том числе и всей Завидовской волостью.

     В 1820 году храм был покрыт железом.

     В 1853 году были разобраны оба придела и колокольня, началось строительство новой трапезной и отдельно стоящей колокольни.

     В 1871 году был расписан четверик церкви.

     В 1876 году была расписана трапезная.

     С 1951 по 1955 год богослужения в церкви не осуществлялись. Официального постановления о закрытии не было, поэтому церковное убранство сохранялось и ключи от церкви находились в распоряжении верующих. Власти препятствовали появлению в приходе священника, поэтому верующие ограничивались молитвами.

      В 1955 году были зарегистрированы члены «двадцатки» и священник. Богослужения были возобновлены.

      В 1957-1958 годах в церкви было устроено водяное отопление и электрическое освещение.

      В 1962 году были отремонтированы купола, изготовлены решетчатые двери.

      В 1966 году были промыты и отреставрированы росписи сводов четверика. Были заменены деревянные двери и частично пол.

      В 1980 году была отремонтирована кровля, установлена водосточная система, оштукатурены стены, отреставрирован цоколь и проведены другие работы.

 Святыни:

- образ Господа Вседержителя (местный ряд главного иконостаса) – особо чтимая икона;

- икона Тихвинской Божьей матери – чудотворная, мироточивая икона;

- икона Святителя Николая Мирликийского[5] – чудотворная;

- икона великомученика Пантелеймона – почитаемый образ.

 

      Бесстолпный двусветный четверик Успенской церкви (в плане она представляет собой квадрат со стороной 12,8 м) завершен пятиглавием. Южный вход в храм отмечен небольшим крыльцом. С востока к четверику примыкает полуциркульная алтарная апсида, а с запада – почти квадратная, со скошенными углами трапезная, ширина которой вдвое превышает ширину четверика. Четырехскатная кровля трапезной завершается главой на квадратном постаменте.

      Фасады храма украшены белокаменными, кирпичными и штукатурными деталями. Средние прясла стен четверика и трапезной завершены килевидными кокошниками. Кирпичные стены церкви оштукатурены и побелены. Под слоем штукатурки скрыты железные связи, которые охватывают стены от карниза до фундамента.

      В верхней части четверика без повреждений сохранился сложный карниз, состоящий из поясов филенок, сухариков,  и поребриков. Уцелел и межъярусный карниз с несложным профилем, проходящий в уровне подоконников окон верхнего света.

     Специалисты полагают, что в результате неоднократных реконструкций XVIII-XIX веков храм потерял значительную часть кокошников, которые располагались на сомкнутом своде четверика. Строители, сохранив нижний ярус кокошников, расположенных в плоскости стены, ликвидировали верхние ряды, уменьшили размеры четырех боковых глав, понизив их до уровня сводчатого перекрытия, и тем самым нарушили первоначальные пропорции здания. Впрочем возможно, что в древности храм был одноглавым, а реконструкция его завершения связана с возведением пятиглавия.

      У основания сводов четверика видны так называемые голосники – горшки-резонаторы, вставленные в кладку для улучшения акустики в храме.

      Внутри стены храма покрыты росписями, посвященными событиям из жизни Богородицы.

      В церкви находится большой пятиярусный иконостас. Его Царские врата, колонны и рамы икон сплошь покрыты изящной резьбой и сусальным золотом. Этому иконостасу, также как и иконостасам приделов, более двухсот лет.

Церковь Святой Троицы

     Церковь построена в 1787 году. Первоначально она была посвящена архангелу Михаилу, но в конце 1880-х годов ее переименовали в Троицкую.

     Церковь была построена, вероятно, из-за того, что Успенский храм уже не вмещал всех молящихся, кроме того, он нуждался в серьезном ремонте, который из-за объема и стоимости мог затянутся на 10-15 лет.

     В 1807 году деревянные полы были заменены на чугунные.

     В 1820 году храм был покрыт железом.

     В 1850-1860-е годы к западному и южному фасадам церкви были пристроены крыльца.

     В советское время церковь была закрыта, первоначально в ней разместился склад для хранения зерна.

     В 1970-е годы здесь размещался стеклодувный цех.

    В 1990-е годы, когда церковь была возвращена верующим, она была в разрушенном состоянии: главы были разрушены, крыша пришла в полную негодность, штукатурка осыпалась, большинство окон было заложено.

 

     Это кирпичная, оштукатуренная и побеленная постройка на белокаменном цоколе. Длина храма – 34 м, ширина – 5,7 м, высота – 12,8 м.

     Храм, симметричный относительно продольной оси, состоит из массивного двухсветного четверика с пятигранной апсидой и двустолпной трапезной, в плане близкой к квадрату.

     Четверик церкви увенчан массивным пятиглавием. В верхней части стен проходят широкие, частично выполненные из лекального кирпича многопрофильные карнизы, включающие  пояса сухариков. Угловые части карнизов сделаны из белого камня. Под карнизом четверика размещены полуциркульные кокошники, отсеченные от поля стены тягой упрощенного рисунка. Углы верхней части четверика обработаны пучками полуколонок с «бусинами», а углы нижней части – наугольными пилястрами с узкими филенками. Такими же пилястрами украшены и углы трапезной. Прямоугольные окна нижнего яруса храма, а также окна апсиды и трапезной обрамлены наличниками, продолжение которых под окнами образует квадратные филенки. Все окна имеют профилированные белокаменные подоконники.

      Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом с высокой стрелой подъема, а апсида – цилиндрическим сводом. Свод трапезной опирается на подпружные арки, перекинутые между стенами и двумя стоящими в центре столбами. С храмом апсида и трапезная сообщаются тремя арочными проемами.

      В интерьере Троицкой церкви частично уцелели росписи XIX века, а также пол из чугунных плит первой половины XIX  века. Несколько плит относятся к более раннему времени – концу XVIII столетия.

    Троицкий храм – типичный памятник провинциальной архитектуры конца XVIII века. Несмотря на относительно позднюю дату постройки церкви, декор ее стен в значительной степени насыщен древнерусскими деталями. Возможно, строители храма пытались повторить первоначальные формы соседней Успенской церкви.        

 

Часовня в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

      Построена в 1852 году. 

     Каменная, крытая железом. Длина 5 м,  высота – 2,84 м, ширина – 4,26 м.

 

Колокольня

    Строительство велось в 1853-1865 годах.

    В апреле 1936 года последний колокол с колокольни был снят, а колокольню снесли.

 Кирпичная четырехъярусная колокольня с воротами в первом ярусе.

 

Знаменитые жители Завидова

  • Григорий (Раевский) (1888-1937) – священномученник.

С 1912 года был священником Успенского храма в Завидово.

      В 1927 году его впервые арестовали. Он был заключен в Бутырскую тюрьму по обвинению в распространении ложных слухов. Однако на следствии выяснилась его полная невиновность и его спустя два месяца отпустили.

      В 1930 году был вновь арестован. 5 января 1931 года тройка ОГПУ приговорила его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он отбывал срок на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Его освободили в 1934 году.

     Вернувшись в Завидово, стал вновь служить в храме.

     Вновь арестован в 1937 году, в том же году расстрелян. Погребен в братской могиле на одном из кладбищ в Твери.

 

  • Николай (Дмитров) (1878-1938) – священномученник.

     В 1900 году закончил Московскую духовную семинарию и работал учителем.

     В 1909 году был рукоположен и стал священником в Завидово.

     В 1933 году за то, что не смог заплатить налогов был арестован и приговорен к одному году заключения.

    После заключения вернулся в Завидово.

     В 1938 году был арестован вторично. Был расстрелян в Тверской тюрьме и погребен на одном из кладбищ в братской могиле. Точное место погребения неизвестно.

      В 1956 году реабилитирован.

 

Знаменитые посетители Завидова

  • Екатерина II – императрица.

29 апреля 1767 года останавливалась в Завдове на краткий отдых. Ее сопровождали генералы Григорий Орлов и Захар Чернышев. Она направлялась в Тверь, где ее ожидала галера «Тверь», на которой императрица в сопровождении целой флотилии судов совершила путешествие по Волге до Симбирска.

  • Николай I – император.

Проезжал Завидово неоднократно.

После постройки Николаевской железной дороги члены императорского дома перестали пользоваться Петербургским трактом и в Завидове не останавливались.

  • Никон – патриарх.

       По всей вероятности, неоднократно бывал здесь, поскольку неоднократно проезжал по тверской дороге и часто бывал в Твери (1654, 1656).

      Побывал в Завидове в 1656 году, направляясь в основанный им Иверский монастырь на Валдайском озере. Это посещение Завидова послужило основой для местного предания. Согласно этому преданию, Никон, тогда еще новгородский митрополит, посетил завидовскую церковь ночью, по дороге в Москву. По его приказу все присутствовавшие остались на паперти, а он сам молился в храме. Вдруг с неба раздался голос: «Получишь то, что просит твоя гордыня!». Согнувшись и шатаясь Никон вышел из храма. Келейник и иноки, сопровождавшие владыку, бросились поддержать его и ужаснулись, ощутив на плечах Никона холодное железо. Приехав в Москву Никон был возведен в сан патриарха, а вериги, полученные им в завидовском храме, срослись с его телом. После смерти Никона вериги сами отпали от плоти.

  • Филарет (Дроздов) – митрополит Московский и Коломенский.

      Документально зафиксировано, что он бывал в Завидове в 1854 и в 1857 годах, служил здесь литургию и подарил антиминсы.

      Однако, скорее всего, был гораздо больше раз.

  • Серафим (Звездинский) (1883-1937)– архиепископ Дмитровский, викарий Московской епархии, священномученник.

     Окончил Московскую духовную академию, будучи студентом которой принял монашество.

      В 1914 возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Чудова монастыря. В этой должности был до закрытия монастыря большевиками.

      В 1919 году стал Дмитровским епископом.

      Впервые побывал в Завидове в конце 1919 или в начале 1920 года, когда совершал объезд храмов Клинского уезда. Он отслужил в церкви Успения Божией матери литургию и выступил с проповедью, в которой говорил о грехе цареубийства и призвал к всенародному покаянию.

     В 1922 году его попытались арестовать, но на его защиту встал весь Дмитров. Тогда его вызвали в Москву, где арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму, а затем отправили в ссылку в Зырянский край.

      Летом 1925 года, отбыв положенный срок, владыка вернулся из ссылки, но в Дмитрове ему запретили не только жить, но и приезжать. Каждый день он должен был приходить на Лубянку отмечаться.

      В 1926 году ему позволили выехать в Дивеевскую обитель.

      В сентябре 1927 года его снова арестовали. Его бесконечно переводили: в Алма-Ату, в Гурьев, в Уральск, в Омск.

     А Ишиме в 1937 году его, вместе с другими арестантами имевшими, духовный сан, расстреляли.

     В 2000 году был прославлен в лике святых Собора новомученников и исповедников Российских.

  • Радищев Александр Николаевич (1749-1802) – писатель.

      Посвятил придорожному селу целую главу книги «Путешествие из Петербурга в Москву».



[1] Пустошь – покинутое из-под сохи поле, залежь, покосы или добрая земля, не используемая в надел из-за отдаленности или отсутствия людей.

[2] Займище – местность, занимаемая под покосы, пастбища, распашку.

[3] В число его обязанностей входило совершение заупокойных богослужений по царским прародителям, похороненным в архангельском соборе.

      В 1613-1615 годах архиепископ Арсений возглавил Тверскую епархию,  а затем был переведен в Суздаль.

[4] В житии Арсения сказано, что он создал много храмов в Москве и ее окрестностях

      Архиепископ Арсений скончался в 1625 году в сане архиепископа Суздальского. Греческая церковь причислила его к лику святых. Местная канонизация святителя русской церковью совершилась в 1982 году, когда имя Арсения было включено в Собор Владимирских святых. Память местночтимого святителя Арсения празднуется 29 апреля.

[5] В августе 1871 года на берегах Волги, в том числе и в районе Завидова, разразилась страшная эпидемия холеры. Погибло множество людей. Медицинские средства, карантин и прочие меры не помогали.

     Тогда из Волоколамска принесли чудотворную икону Николая Можайского. Ее с молитвами обнесли вокруг села, пронесли по селениям, занося в дома. После этого эпидемия пошла на убыль и прекратилась в начале сентября.

    Прихожане собрали деньги и заказали список этой иконы.

    Об этом событии напоминает надпись на иконе: «Сей образ сооружен в 1872 году доброхотными пожертвователями в память принесения из города  Волоколамска чудотворной иконы  святителя и чудотворца Николая во время губительной болезни холеры, которая по обходе всех селений с иконою с 26 августа по 7 сентября 1871 года прекратилась».

 

Картинки к публикации: 
Завидово. Колокольня
Завидово. Кладбище
Завидово. Церковь Святой Троицы. Вид с юга
Завидово. Церковь Успения Божией матери
Завидово. гостевой дом при храмовом комплексе
Завидово. Пруд при храмовом комплексе
Эта прелесть растет в пруду
Икона Тихвинской Божией матери. Мироточивая. Находится в завидовской церкви Успения Божией матери
Прикрепленный файлРазмер
Иконка документа Microsoft Office Завидово - Старица265 КБ