Завидово-Старица (Часть 2)

 СТАРИЦА

Старица — город в России, административный центр Старицкого района Тверской области.

       Город расположен на восточной окраине Валдайской возвышенности, пристань на Волге, в 12 км от одноимённой железнодорожной станции, в 77 км к юго-западу от Твери.

 Население — 9137 жителей (2010).

 

Происхождение названия

     Существует легенда о том, что во время татаро-монгольского набега после разгрома бывшего здесь тогда поселения осталась в живых одна-единственная старая женщина – старица, укрывшаяся от нашествия в пещере. И когда Михаил Ярославич построил на его месте новый город, то повелел назвать его Старицей.

     Есть и другие версии. Согласно им название города произошло либо от одноименной реки, либо и город, и река названы по «старому месту», то есть месту прежнего поселения.

Современное название город получил только в XV веке, а до этого именовался Городок на Старице, Высокий Городок, Новый Городок.

 Герб

      История городской геральдики России как государственной знаковой системы началась с петровского времени. Городские гербы сочиняли для городских печатей и для военных знамен. Для помощи в составлении гербов Петр пригласил специалиста по геральдике из Франции графа Франциска Санти. В города России им были посланы анкеты с вопросами о названии, истории, достопримечательностях, местоположении и природе городов. Ответы на эти вопросы стали основой для геральдической композиции первых русских городских гербов.

     Герб Старицы был составлен Санти  и своим происхождением обязан легенде о спасшейся старухе. Любопытно, что изображение человека  в гербе в то время было редким явлением. Из 100 городских гербов России, которые считаются «старыми», человеческие фигуры в щите имеют гербы лишь восьми городов. Это к тому же единственное изображение женщины среди «старых» гербов, и редкое изображение в геральдике вообще.

     Герб Старицы был учрежден в 1780 году: «Идущая с посохом старуха в серебряном поле». 

История

До основания города

     Селились здесь люди с давних пор. Археологи нашли следы поселений, относящихся к эпохе раннего неолита, то есть примерно к IV тысячелетию до нашей эры, так и более поздних.

      На старицкой земле можно найти курганы, насыпанные кривичами тысячу и более лет назад. В одном из  них археологическая экспедиция обнаружила в 1967 году белокаменный саркофаг с останками мужчины, по-видимому, знатного происхождения, возможно, одного из племенных князей. 

XIII - XVI  века

     Основан в 1297 году Тверским князем Михаилом Ярославичем как крепость Новый город. Город был основан на высоком холме, узким мысом врезающимся в окружающее его водное пространство, омываемом с одной стороны Волгой, с другой – полноводной тогда речкой Верхней Старицей.  Мыс был опоясан с юга и запада мощным земляным валом. Крутые – до 70 градусов – склоны 24-метрового холма упирались в глубокие рвы. Тем, кто штурмовал крепость, надо было в начале преодолеть заполненный водой, снабженный железными ловушками и утыканный острыми кольями 20-метровый ров, затем взобраться на выложенные камнем откосы холма, и лишь после этого идти на приступ крепости, встречавшей неприятеля градом ядер и камней.

      В центре города в XIV-XVI веках был кремль. Первоначально его окружал земляной вал длинной 178 м, затем для защиты посада был насыпан второй вал длинною 350 м. Кремль был обнесен деревянной  четырехметровой стеной из толстых бревен протяженностью 1300 м с 13 башнями (11 глухих и 2 с воротами). На некоторых башнях возвышались сторожни – для дозорных.

     Город-крепость был призван защитить с юго-запада водные и сухопутные дороги, ведущие к центру Тверского княжества.

     Город входил в Тверское княжество, но вскоре стал яблоком раздора между Москвой, Тверью и Новгородом.

     В 1375 году городом завладел Дмитрий Донской, но через некоторое время Тверь вернула себе город.

     В 1485 году в составе Тверского княжества присоединён к Московскому государству.

     В 1519-1567 годах город был в составе удельного Старицкого княжества, доставшегося младшему сыну Ивана III Андрею, княжившему здесь в течение трех десятилетий и получившему прозвище Старицкий.

     Андрей Старицкий был женат на Ефросинье Андреевне Хованской[1], происходившей из литовского княжеского рода Гедеминовичей. У него был единственный сын Владимир.

Время правления Андрея Старицкого отмечено бурным строительством: он возвел княжеский дворец в кремле, а напротив него, на другом, относительно низком берегу Волги начал строить Успенский монастырь.

     В период расцвета княжества велась оживленная торговля. Сюда прибывали торговцы их Твери, Ярославля, Смоленска, Новгорода. Местное население торговало, в основном, воском, медом, стерлядью и белорыбицей, кафтанами и войлочными армяками, опарниками и кувшинами, серпами, подковами и замками.

     В последние годы княжения Андрей Старицкий стал претендовать на новые земли и проявлять непокорность по отношению к Елене Глинской правившей из-за малолетства сына, будущего Ивана IV Грозного. Заподозрив князя в претензиях на великокняжеский престол, Глинская обманом заманила Андрея Старицкого с семьей в Москву, где его заключили в темницу и уморили голодом. Единомышленники князя были казнены, и долгое время в назидание непокорным вдоль дорог между Москвой и Новгородом стояли виселицы.

     Подверглись заключению и Ефросинья с малолетним сыном. После смерти Глинской после почти трехлетнего заключения в 1540 году они были освобождены, и Владимир стал правителем наследственного удела.

     Детство и юность Владимира Старицкого в основном протекали на великокняжеском дворе (он был двоюродным братом Ивана Грозного). Доверительные отношения между братьями были настолько сильными, что царь во время своего очередного похода на Казань оставил двоюродного брата «начальником в Москве».

     Владимир стал хорошим полководцем, грозный часто поручал ему самые ответственные боевые дела. Именно старицкие части под командованием своего князя внесли решающий вклад в штурм Казани в 1552 году.

     С 1557 по 1959 год старицкий князь возглавляет войска в Коломне и стоит заслоном татарскому войску против крымского хана Девлет-Гирея. В 1562 году он участвует  в Ливонской войне, в частности, во взятии Полоцка.

     Постепенно Иван Грозный стал настороженно относится к двоюродному брату. Он стремился к единоличной власти, а Новгород и Старицкое княжество оставались последними форпостами удельной обособленности. К тому же Владимир Старицкий, имевший большой авторитет у тогдашней знати, был той политической фигурой, на которую делали ставку недовольные царем бояре. В случае пресечения царствующей линии Владимир Старицкий становился единственным претендентом на престол, что было обыграно  еще в 1553 году во время болезни Грозного, когда думая о возможной кончине царя часть бояр, не желая повторения правления малолетнего наследника, обсуждала возможность передачи правления Владимиру.

    Царь стал искать случая расправиться с опасным соперником. В результате ряда опал (во время одной из них Ефросинья была подстрижена в монахини) и примирений, Владимир был обвинен в измене и убит вместе с женой и двумя малолетними детьми. Иван Грозный подал им чашу с ядом и велел выпить. Уморили и находившуюся в монастыре Ефросинью.

     Старицкий удел был включен в опричнину, сама же Старица стала резиденцией Ивана Грозного.

      Городок стал любимой вотчиной царя. В те времена он был сказочно красив: высокие стены и сторожевые башни под шатровыми крышами.

     В Старице во время Ливонской войны в 1581 году проходили переговоры о мире.

     В качестве посредника между Стефаном Баторием и царем в Старицу прибыл иезуит Антонио Поссевино – доверенное лицо папы Григория XIII – с миссией убедить Грозного вернуть полякам Ливонию. Была и другая цель – попытаться обратить русского царя  в католическую веру.

     Иван Грозный прибыл в Старицу  с 300-тысячным войском, превратив город в военный лагерь.

     Встреча папского посла была пышной, он преподнес царю богатые дары, но цели своей достиг лишь наполовину. Ради перемирия Грозному пришлось поступиться ливонскими городами, а от сближения с католиками он отказался категорически. Соловьев приводит такие слова царя: «Венецианам в наше государство приезжать вольно с попами и со всякими товарами, а церквам римским в нашем государстве быть непригоже, потому что до нас этого обычая здесь не бывало, и мы хотим по старине держать».

    В своих «Записках о Московии», изданных в Италии в 1586 году, Поссевино сетует на подозрительность русского царя. Действительно, царь, понимая, что у посла есть еще и тайная миссия военного разведчика, распорядился, чтобы «воли в любопытстве сему иезуиту не давать».

      Старицкие переговоры закончились заключением перемирия между Москвой и Польшей в январе 1582 года. 

Смутное время

      К 1606 году относится первый захват Старицы поляками. Ужас охватил жителей городов, лежавших на их пути, поэтому Дорогобуж, Ржев, Зубцов и Старица отдались им без боя. Вероятно, поляки удовлетворились откупом и ушли по направлению к Твери.

     В 1607 году в городе вспыхнул мятеж. Боярские люди, крестьяне, посадские люди и некоторые стрельцы стали отлавливать и убивать бояр, пленили и посадили в темницу воеводу, убили стрелецкого пристава, пожгли дома воеводы и некоторых бояр. Восстание, по-видимому, вспыхнувшее стихийно, не имело руководителя. Вскоре бунтари рассеялись по лесам, воевода вышел из темницы и даже сумел изловить некоторых участников восстания. Их нещадно побили кнутом, завязали в мешки и кинули в прорубь.

     В 1608 году Старица отказалась присягнуть Лжедмитрию II. Горожане заперли перед отрядами самозванца крепостные ворота.

     Польский пан Зборовский и русский князь Шаховской с большим скопищем разноплеменных бродяг подступили к городу в полночь, когда жители спали, перерезали часовых и тихо перелезли через стену.

     Многочисленные защитники и жители города, застигнутые врасплох, растерялись. После непродолжительного сопротивления они разбежались по церквям, где и были истреблены.

     Старица была жестоко разгромлена и сожжена, крепостные укрепления были разрушены. В огне погибло большинство деревянных зданий Старицкого кремля, Успенского монастыря и посада. 

XVII век

     Михаил Федорович приказал восстановить крепостные стены. На большее средств не хватало, и соборы и здания долгое время стояли заброшенными. Большой пожар 1637 года, истребивший многие постройки, довершил разруху.

     До XVII века в Старце было 4 монастыря – Успенский, Вознесенский, Иоанна Богослова и Никитский, и 16 церквей, после Смуты – один монастырь и 9 храмов.

      В 1637 году в Старице случился сильный пожар, уничтоживший часть деревянной стены города, многие крепостные башни, посадские дворы, острог и съезжую избу.

     Во второй половине XVII века, после войны с Польшей, Россия отодвинула свои западные границы, и Старица как крепость утратила былое значение. Заброшенные укрепления разрушались, город с высокого холма переместился на открытые отлогие берега Волги.

    Старица конца XVII века так описывается в писцовой книге: «Всего внутри города Старицы соборная церковь до церковь пустая завалилась, двор воеводский, двор попов, да четыре двора посадных, да двадцать один двор стрелецкий, да восемь дворов посадских, всего жилых в городе тридцать пять дворов, да сорок мест дворовых, да четырнадцать мест порозжих – пустых».

     Долгое не велось каменное строительство, лишь в конце XVII века, в 1686 году в Успенском монастыре была построена колокольня.

 XVIII век

      В XVIII-XIX веках крупная пристань на водном пути в Санкт-Петербург. По Волжско-Балтийскому пути шли пароходы и баржи с хлебом, мясом и другими продуктами в новую столицу.

     В 1708 году при проведении губернской реформы Старица была приписана к Смоленской губернии. В дальнейшем город попеременно относили то к Петербургской, то к Новгородской губерниям.

      В 1775 году Старицу причисляется к Тверской губернии, а затем становится уездным городом.

     В 1777 году в городе открылась первая городская школа. Такие школы были учреждены в Твери и еще в десяти уездных городах. В нее определялись купеческие и мещанские дети в возрасте 6-13 лет и обучались следующим предметам: грамоте, правописанию, «христианскому закону», «всеобщей сокращенной истории», «сочинениям с вопросами и ответами», арифметике и рисованию. Для купеческих и имущих мещанских детей обучение было платным, но сироты и малоимущие дети могли обучаться и питаться бесплатно.

     В 1779 году случился сильный пожар.

     В 1783 году в городе открылась первая почтовая контора.

     В XVIII столетии Старица – город купцов и ремесленников.

     В конце века здесь насчитывалось более 3000 жителей. Горожане торговали хлебом, лесом, пенькой, занимались рыбным промыслом, здесь были развиты кузнечное, сапожное, гончарное, плотницкое, пряничное и другие ремесла.

      В Старице велась добыча известняка.

      Вторым, после добычи известняка, в Старице было кузнечное дело. В древности старицкие мастера делали кольчуги и шлемы; позднее вплоть до начала XX века они подковывали лошадей, оковывали телеги, тарантасы и кареты, делали серпы и косы, паяли, лудили, тянули проволоку, отливали изделия из меди. Кузнецы добывали местное кричное железо – из болотной руды.

     У кузниц были номера, хозяевами были семейные династии. В XIX веке было 150 ковалей. 

XIX век

     В 1809 году в городе открылось духовное училище. Сначала оно располагалось в Успенском монастыре, а во второй половине XIX века по проекту инженера-архитектора Кузьмина было построено каменное трехэтажное здание с домовой церковью[2].

     В 1810 году Ф. Н. Глинка, путешествуя по Тверской губернии с целью  «изучения народного быта и нравов» так описывал Старицу: «Старица довольно большой, по обеим сторонам Волги расположенный городок. Строение в нем почти каменное или основание из белого камня… На правом берегу Волги, против города, видны развалины древнего монастыря».

      В 1810 году А. Т. Тутолмин основал в Старице больницу. Он выделил деньги на ее устройство, а также 10 тысяч рублей ежегодно выделял на ее содержание. Больница была рассчитана на 10 мужчин и 10 женщин. В больницу за безвозмездной помощью мог обратиться любой желающий неимущий, кроме помещичьих крестьян, оплачивать лечение которых должен был их хозяин. С 1810 по 1819 год больница была частной, сам Алексей Тимофеевич заведовал ею, даже принимал больных, содержал штат больницы. В 1819 году в нее был приглашен врач. С самого начала больница помещалась в трех домах, принадлежавших Тутолмину.

      С появлением в середине XIX века железной дороги, миновавшей город, Старица превратилась в тихий уездный городок. Она утратила значение как пункт на торговом и почтовом пути из Москвы в Санкт-Петербург.

      В 1889 году в Старице проживало 4600 жителей. Жилых домов было 782, в том числе 110 каменных, 53 полукаменных и 619 деревянных.

      Было 2 кожевенных, 2 свечных, 1 мыловаренный и 9 красильных заводов. Существовали сапожные, портняжные ремесленные мастерские, медные и лудильные заведения, столярные мастерские, шорные, а также пекарни, булочные и бараночные.

      Торговля Старицы удовлетворяла преимущественно местным потребностям. Большая часть капиталов затрачивалась на хлебную торговлю (овсом, ржаной мукой), льняную и винную. Заведений с продажей крепких напитков было 84.

      В Старице было 5 учебных заведений (духовное училище, уездное гражданское училище, начальное приходское мужское училище, начальное приходское женское училище, начальное приходское смешанное училище).

      В 1895 году в здании Тутолминской больницы случился пожар. Старицкое земство на том же участке в 1898 году выстроило новое  каменное здание, приспособленное для больницы на 40 коек. Позднее вблизи больницы были построены кухня, летний барак, часовня, баня, приемный покой, аптека, заразный барак; был проведен водопровод с  Волги.

      В XIX веке открылась публичная земская библиотека.

      В конце XIX - начале XX века в Старице было около 5000 жителей, в основном мещан-ремесленников, мелких торговцев, домовладельцев. В городе было  пять учебных заведений, типография, небольшой музей, общественное собрание[3]

Советский период

      В установлении советской власти в городе и уезде приняли участие солдаты расквартированного в Старице 5 саперного полка.

      После введения продналога по всей Тверской губернии прокатилась волна  крестьянских восстаний. Особенно крупное восстание  произошло в марте 1918 года в Старицком уезде.

      В городе был закрыт монастырь и почти все церкви.

      Во время Великой Отечественной войны с 12 октября 1941 по 1 января 1942 года Старица была оккупирована.

      В 1963 году открыт арочный Старицкий мост через Волгу. До этого старицкие мосты наводились только на лето, а в половодье можно было переправляться только на пароме. 

 Экономика

Наиболее крупные промышленные предприятия:

  • ОАО «Старицкий сыр».
  • ООО «Техмаш».
  • ОАО НПО «Родина».
  • ОАО «Старицкая швейная фабрика» 

Учреждения культуры

Краеведческий музей

      Был открыт в 1919 году в бывших архимандритских покоях Успенского монастыря.

      Начало музею положил домашний музей местного краеведа И. Крылова, созданный им еще до революции. У истоков нового музея стояли Е. А. Клодт и И. И. Фабрикант. Е. А. Клодт писал в губернский Музейный подотдел в 1919 году: «Городского музея пока нет, а есть маленький частный музей, принадлежащий гражданину города Старицы (ныне умершему). Музей этот принят на учет и послужит основанием городского музея, в котором есть неотложная потребность как в образовательном средстве».

      Е. А. Клодт получил задание от властей создать в Старице государственный музей. В поисках экспонатов для него Клодт совершил ряд экспедиций по уезду, побывал в бывших помещичьих усадьбах. Что-то поступило в музей из закрытых храмов и монастырей.

      В итоге Клодт собрал уникальную коллекцию оружия – от каменного века до наших дней, редкую коллекцию монет.

      Позднее наиболее ценные экспонаты были у Старицы изъяты и переданы московским и ленинградским музеям. 

ВОВ

     В период войны фашисты устроили в Успенском монастыре лагерь военнопленных. 

Достопримечательности

  • Свято-Успенский монастырь 
  • Церковь Параскевы Пятницы

Возведена в 1750 году. 

     Центральная ее часть, опирающаяся на кубическое основание, несет типичный для своего времени восьмерик, увенчанный небольшой главкой. По бокам к основной части храма примыкают изящные приделы-ротонды. 

  • Борисоглебский собор

       При Иване Грозном в 1561 году на этом месте был построен пятиглавый собор. Вместо куполов его венчали устремленные вверх шатры, центральный поднимался в небо на 30 метров. Аналогов этой красоте в России не было. Собор был разрушен во время Смуты. Полуразрушенный, он простоял 50 лет, а в 1659 году патриарх Никон , не одобрявший шатровые храмы, приказал собор разобрать.. Вскоре партиар впал в немилость к царю, но это уже не могло спасти собор.

      Построен в 1808-1820 годах по проекту  зодчего Л. Руска и под наблюдением местного архитектора М. Чернятина. 

      Собор четырехстолпный, его кубический объем венчает барабан, перекрытый полусферическим куполом, который дополнен еще четырьмя куполами. Декор храма весьма лаконичен: карниз его завершает красивый аттик, на фоне которого изящно смотрятся треугольные фронтоны четырехколонных портиков тосканского ордера; базы и капители колонн, карнизы и цоколи выполнены из белого камня.

       К новому собору от прежнего, шатрового перешли две керамические плиты – «Спас нерукотворный» и «Распятие», выполненные древними старицкими мастерами в технике поливы (ныне хранятся в ГИМе). 

  • Спасская церковь-колокольня

Построена в 1827 году. 

     По своему типу относится к древнейшему типу храма «иже под колоколы» - редкий пример в XIX веке – ибо в нижнем ее ярусе располагается Спасская церковь – обширное помещение, перекрытое куполом, опирающимся на пилоны.

      Позднее к колокольне сделали пристройку, нарушившую ее пропорции. 

  • Церковь Илии Пророка

             Была возведена в 1782-1804 годах.

       Церковь никогда не закрывалась, богослужения в храме не прекращались (за исключением периода боев во время ВОВ).

      В Ильин день, 2 августа от церкви к Успенскому монастырю идет крестный ход. 

      Святыня – икона Ахтырской Божией матери.    

      Выстроена в стиле провинциального барокко из кирпича с использованием белого камня. В основе пространственной композиции – двухсветная ротонда с примыкающими к ней четырьмя круглыми башнями, венчает храм пятиглавие. С восточной стороны – одна апсида, с западной к храму примыкает трехъярусная колокольня. Северный и южный фасады украшены четырехколонными портиками с треугольными фронтонами. 

  • Белокаменные кузницы

      Располагаются в основании крепостного оборонительного вала. Представляют собой белокаменные сооружения с круглым арочным сводом. В качестве стройматериалов для них использовался тесаный камень из остатков стен и башен Старицкого кремля, построенного при Иване Грозном. Когда-то вплотную примыкающие друг к другу кузницы огибали холм, создавая  не знающий аналогов единый ансамбль. В XVIII веке здесь было тридцать кузниц, сохранилось до наших дней  всего семь.

      Построены они были в 1792 году. 

  •        Полуротонда

     Это бывшие торговые помещения. В XVIII веке две такие полуротонды украшали начало спуска в торговую часть города. 

     На цоколе-стилобате покоится двусветное здание, обращенное к улице полуротондой, выполненной в стеле позднего классицизма. Прежде напротив через площадь стояло второе такое же. Оба они открывали въезд в торговую часть города. 

  • Обелиск Победы

Воздвигнут в 1975 году в честь воинов-освободителей. 

  • Бюст маршала М. В. Захарова
  • Памятник 700-летию города

     Представляет собой женскую фигуру «Старица» на огромном валуне. В одной руке у нее посох, в другой – свиток. Поставлен в 1990-е годы. 

  • Известняковые пещеры

     «Старицкие пещеры» - особая достопримечательность Старицкого района. Именно здесь добывали белый камень сначала для нужд Тверского и Московского княжеств, а потом и многих городов России. Старицкий известняк – или как его называли, «старицкий мрамор» - славился по всей Волге.

      Когда начали добывать и разрабатывать белый камень в окрестностях Старицы – неизвестно. По летописям в XIV и XV веках его поставляли отсюда для строительства в Твери, церквей Спасо-Каменского монастыря на Кубенском озере. Почти в это время начинается строительство на новом городище первого белокаменного Михаило-Архангельского собора в 1397 году. То есть уже в XIV веке технология обработки белого камня в Старице находилась на высоком уровне, а местные мастера имели необходимые навыки в его добыче, теске и резьбе.

      В «Генеральном соображении по Тверской губернии, извлеченном из подробного топографического и камерального по городам и уездам описания 1783-1784 годов» имеются интересные сведения о белом камне: «Старицкий уезд хотя и не имеет в недрах земляных металлов, ни минералов, но изобилен белым камнем, весьма способным на строение, по белизне своей и по мягкости, для высечения из онаго всяких архитектурных изгибистых украшений; в сем камне находится самородный хрусталь, который довольно прозрачен и тверд, но весьма мелок и потому в работу употреблен быть может. Берега реки Волги состоят из белого камня. Оный близ живущими жителями разрабатывается сколько для строений городских, но более для отпуску водою в Тверь и другие здешняго наместничества города, лежащие вниз по Волге. Из щебню же и обломков сего камня жгут известку, которую подобным образом в немалом количестве отпускают по всему наместничеству».

     В 1810 году Ф. И. Глинка[4], совершивший шестидневное плавание с целью изучения народного быта и нравов жителей Тверской губернии писал: «В гористых берегах Волги, именно в Старице, производится ломка белого камня, который добывают из самой подошвы гор. В сих каменоломнях работают всегда с огнем и в самые морозы не чувствуют холода. Обыкновенно семь или восемь сажень земли, хрящем и кремницею, скрывают под собою белый камень, лежащий рядами в мягком состоянии; но прикосновение атмосферного воздуха делает его твердым. Белизна самородного камня старицкого происходит, вероятно, от большого количества мела, находящегося в нем».

    Старицкий камень добывался по довольно сложной технологии.

    Его добывали двумя способами: открытым - в карьерах и закрытым – в каменоломнях.

    При добыче в карьерах сначала снимали верхний слой почвы, обнажая верхний слой известняка желтоватого цвета с примесями железа, его подбивали просеками, а затем поднимали ломами и разбивали ударами тяжелого молота-«кулака» по железным клиньям.

     При выемке крупных камней вбивали еловый или сосновый кол толщиной в четыре вершка, прозванный в народе «маяком». На него одевали просверленное насквозь бревно – «трубку» с выдолбленными отверстиями. В отверстия вставлялись колья, и получался своеобразный ворот. С его помощью приподнимали плиту, подводили под нее канаты и вытаскивали из слоя.

     Белый камень из карьеров делили на три сорта: стенной, использовавшийся для кладки стен, известковый, который шел для обжига на известь, и бутовый, состоявший из мелкой колотой плиты. В свою очередь стенной камень делили по длине, толщине, форме и чистоте обработки на восемь видов: аршинный, трехчетвертной, полуаршинный, логовой, точковый, мостовой, тесанный и ступенной. Кроме того, изготовляли полусаженные плиты для престолов, каменные коробки, надгробия, большие брусья и другую белокаменную продукцию. Выборка белого камня в карьерах обычно начиналась в конце весны, когда подсыхали не только поверхностные слои почвы, но и сам известняк. Заканчивали работу в канун первых заморозков.

     При закрытом способе добычи каменотесами первоначально обследовались напластования открытых выходов белого камня на крутых волжских берегах.

     Скалывая и извлекая белокаменные глыбы, мастера постепенно углублялись в пласт, расчищая за собой проход, который на все время работы под землей оставался для них единственным связующим звеном с внешним миром.

      Вынимая блок за блоком, каменотесы расширяли их до залов, площадь которых достигала иногда ста квадратных метров. Если пласт неожиданно обрывался или уходил в  сторону, мастера продолжали продвигаться вслед за ним. Общая протяженность некоторых выработок достигала порой нескольких километров. Так сформировалась разветвленная система каменоломен, называемая в просторечии пещерами.

      Полученные в результате сколов белокаменные глыбы на месте начерно обтесывались,  а затем вывозились на поверхность либо на специальных деревянных салазках по бревенчатым каткам вручную, либо, где это было возможно, на лошадях. В длинных штреках прорубали дополнительные выходы для более удобной транспортировки материала, для дополнительной вентиляции пещер.

     Только рядом с выходом каменотесы могли работать при естественном освещении. Углубляясь, всю работу производили при тусклом свете факелов и лучин, обмотанных пропитанной в смоле паклей, для чего в стене выдалбливали зубилом небольшое углубление и вставляли в него лучину. Стены залов и штреков до сих пор сохранили следы подтеков копоти от подобных светильников.

     Работая практически в темноте, чаще всего в неудобном положении, постоянно вдыхая мелкую белокаменную пыль, работники подрывали здоровье.

     Даже в самые жаркие летние дни температура в каменоломнях редко поднималась выше шести-восьми градусов. Через своды постоянно просачивалась вода, выбивавшая монотонную дробь, стояла сильная сырость, а когда шли непрерывные дожди, то по стенам стекали тонкими струйками ручьи, и работать приходилось по щиколотку в воде.

     По мере углубления штрека в пласт, каменотесы производили его крепеж путем установки вертикальных бревен диаметром до 30 см для поддержания плит «потолка». Бревна вбивались в распор, или же между их верхним обрезом и плитами, перекрывавшими штрек, дополнительно загонялись куски белого камня.

     Не всегда крепежи выдерживали давление сводов. Ошибка в расчетах могла стоить каменотесам жизни. Затем, однако, завалы разбирались, и добыча камня продолжалась.

      Как правило, в каменоломнях работали зимой, когда вероятность обвалов уменьшалась. Кроме того, освобожденные от полевых работ крестьяне получали возможность дополнительного заработка.

      Судя по сохранившимся на стенах надписям, работы в каменоломнях были остановлены в конце 1920-х годов.

       В Великую Отечественную войну в некоторых каменоломнях прятались местные жители. Под землю уходили целыми деревнями, зачастую с имуществом и домашним скотом. В каменоломнях также прятались беженцы и дезертиры. Партизаны устраивали в них тайные штабы и склады.

      Накануне войны в каменоломне «Капкан» был устроен склад боеприпасов. Его охраняли у одного из боковых входов трое солдат. К моменту боев на территории главный вход был уже закрыт. Во время отступления из Старицы про солдат, вероятно, забыли, и они оказались на захваченной врагом территории. Немцам откуда-то стало известно про этот склад, и сразу после завершения оккупации города к каменоломне были направлены немецкие отряды. Начался неравный бой, однако фашисты в лобовом столкновении выиграть его не смогли. Тогда она вылили на пол пещеры бочку керосина и подожгли ее из огнемета. После того, как отпылало пламя, захватить полузадохнувшихся от дыма солдат не составляло труда.

      До 1947 года почти все входы в каменоломни, если они не обрушивались, были открыты. Позднее, по предположению местных жителей, вышел секретный приказ о взрыве всех ходов в каменоломни по всей стране.

      На двадцать лет про каменоломни забыли, до тех пор пока не понадобился белый камень для реставрации храмов и гражданских зданий.

      В 1970-е-1980 годы проводилось изучение каменоломен.

      Ажиотаж вокруг каменоломен начался в начале 1990-х годов. В Москве было даже организовано Российское общество спелеологов. Существуя на общественных началах, хотя среди них есть и высококлассные специалисты, они в течение ряда лет исследовали старицкие каменоломни.

      В 1994 году на Воробьевском карьере Коньковского сельского округа вновь стали добывать известняк.

      Самой большой старицкой каменоломней является каменоломня «Капкан». Суммарная длинна ее ходов составляет 30 километров. Высота отдельных комнат достигает семи с половиной метров.

 

Вознесенская церковь - РУИНИРОВАНА

      Прославилась обитель в связи с именем инокини Пелагеи, которая, как предполагают, была первой настоятельницей монастыря.

      Точных данных о времени создания обители не сохранилось. По преданию она была основана Иваном Грозным. Первые упоминания о монастыре относятся к XVII веку.

     В 1624 году в документах была упомянута деревянная Вознесенская церковь.

     В писцовой книге 1686 года Вознесенская церковь уже названа каменной с двумя приделами.

      В 1755 году наместница монастыря Мария обратилась к епископу Тверскому и Кашинскому Вениамину за благословением на строительство нового каменного храма взамен обветшавшего. Строительство превратилось в долгострой и закончилось лишь в 1763 году при игуменье Ксанфиппе.

      В связи с этим строительством впервые в 1755 году упоминается часовня над гробницей Пелагии. В оде строительства гробница оказалась внутри храма.

     14 февраля 1764 года монастырь был упразднен. Вознесенская церковь стала приходской, при этом насельницы и игуменья продолжали жить в келиях.

       К 1777 году относится еще одно из упоминаний о гробнице схимонахини Пелагеи. Тверскому духовному правлению стало известно, что в Старице в Вознесенской церкви ежегодно проводятся панихиды и даже молебны по схимонахине Пелагии[5].

     В 1779 году сильный пожар уничтожил деревянную колокольню.

     Последним священником церкви был Александр Смирнов.

     В 1935 году церковь закрыта. Здание было передано во владение Заготзерно и Детского дома.

     Во время ВОВ церковь была частично разрушена.

     В 1950-е годы горсовет пытался приспособить здание под клуб. Реконструкция здания не была доведена до конца, оно осталось без кровли  и потолочных перекрытий.
Затем в здании попытались открыть сельскохозяйственную выставку, но реконструкцию вновь не довели до конца.

     В 1980-е годы здесь была проведена добыча белого камня, который пошел на фундамент гаража ДОСААФ.  В итоге от церкви остались руины, щедро засыпанные строительным и прочим мусором.

      В 2002 году здесь были обнаружены останки схимонахини Пелагеи.

 

       В Старицком районе находятся бывшие усадьбы: Павловское, Малинники, Берново (здесь в бывшем усадебном доме Вульфов находится музей А. С. Пушкина). Сам же город входит в маршрут Пушкинское кольцо Верхневолжья.

 

Известные люди

  • Бражнин Илья Яковлевич (1898—1982) — советский писатель и журналист; родился в Старице.
  • Владимир Андреевич Старицкий (1533—1569) — удельный князь старицкий, из династии Рюриковичей
  • Захаров Матвей Васильевич (1898 — 1972) — маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, начальник Генерального штаба министерства обороны СССР. Родился в деревне Войлово Старицкого уезда.

      Во время ВОВ он возглавлял штабы фронтов, в том числе и Калининского.

  • Святитель Иов (в миру - Иван) (1533/1535—1607) — первый патриарх московский и всея Руси; родился и умер в Старице.

     В детстве был отдан родителями на воспитание в Старицкий Успенский монастырь, где был обучен грамоте.

     В 1589 году стал патриархом Московским и всея Руси[6].

     Ввел несколько церковных  праздников: в честь Василия Блаженного; в честь преподобного Иосифа Волоколамского; в честь трех святителей Московских – Петра, Алексия и Ионы; в честь казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия; в честь благоверного князя Углицкого Романа Владимировича; в честь преподобного Антония Римлянина; в честь преподобного Корнилия Комельского.

      После смерти Федора Ивановича, Иов разослал по всем епархиям приказ целовать крест царице Ирине, но он не был выполнен, так как не пользовался поддержкой в народе. Началась борьба за власть и после окончания траура начались выборы царя, которым был все-таки выбран Борис Годунов и Иов благословил его на царство.

      Когда в 1605 году к Москве подошел Лжедмитрий, его главным врагом был патриарх Иов. Во время богослужения в Успенском соборе туда ворвалась толпа, вытащила патриарха из алтаря, сорвала с него святительское облачение. Патриарха поволокли на красную площадь, где намеревались его казнить. Однако, в толпе были и противники расправы, кроме того, часть толпы решила сосредоточиться на разграблении богатств патриарха.

    По распоряжению Лжедмитрия Иова посадили на телегу и в простой монашеской рясе отправили в Старицкий Успенский монастырь.

     Самозванец подыскал новую кандидатуру на патриарший престол. Им оказался рязанский архиепископ Игнатий, признавший одним из первых Лжедмитрия. Самозванец послал Игнатия за благословением в Старицу. Несмотря на угрозы расправы, Иов отказался дать благословение, а характеризуя Игнатия сказал: «По ватаге и атаман, а по овцам и пастырь».

      В 1607 году Иов ездил в Москву. В этот период бушевало восстание под предводительством Ивана Болотникова и правительство Василия Шуйского решило провести церковно-политическую демонстрацию. В Успенский собор прибыл патриарх Гермоген и Иов в одежде простого чернеца и народ стал кается перед ним. Иов простил покаявшихся.

      После этого, Иов, по его настоятельной просьбе был вновь отправлен в Старицу, где через несколько месяцев и умер.

     В 1652 году Алексей Михайлович приказал доставить в Москву останки патриарха Иова.

  • Корнилов Владимир Алексеевич (1806—1854) — русский вице-адмирал, герой обороны Севастополя, родиля в имении Ивановское Старицкого р-на
  • Крылов Иван Петрович (1865 или 1866 -1918) – издатель книг, газет и журнала, основатель метеорологической станции в Старице, автор книг по археологии, меценат.

       Отец 15 детей (до взрослого возраста дожили 8).

      В 1890 году открыл на свои средства Старицкую метеорологическую обсерваторию.       Начал собирать, систематически анализировать и публиковать накапливаемые наблюдения.

      В 1899 году открыл типографию, затем организовал парикмахерскую, книжный магазин, переплетную мастерскую и «Музей местной истории».

     В 1903 году провел археологические раскопки на Старицком городище, а затем в селениях Иверское, Козлово, Щапово, Холохольня.

      В 1906 году начал издавать газету «Тверское Поволжье», в 1907 году – «Тверское Жало». В его характеристике последней отразились крайне правые политические взгляды: «Задачей ее является жалить правых, левых, средних и главным образом жидов, их прихвостней, кадюков, трехличных октябрей, социалистов, анархистов, бомбистов и т. п.». Это, конечно, отвращало некоторых от чтения издаваемых Крыловым газет, однако многие материалы, посвященные старицкой повседневности содержат вполне справедливую критику местных нравов.

      Был старостой старицкого «Общества хоругвеносцев», в 1907 году усилиями Крылова в Старице был открыт отдел «Союза русского народа».

      Крылов внес большой вклад в развитие старицкого краеведения и организацией археологических раскопок, и созданием музея, помимо этого с 1903 по 1917 год он написал и издал девять брошюр по истории Старицы и уезда, в 1911 году начал издавать журнал «Тверская Старина».

     Умер он от сыпного тифа, которым заразился в тюрьме, куда был заключен как заложник.

     Захоронен был на кладбище при Васильевской церкви города Старицы. Могила не сохранилась.

  • Октябрьский Филипп Сергеевич (1899 — 1969) — один из организаторов обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов, адмирал, Герой Советского Союза, род. в д. Лукшино Старицкого р-на
  • Пелагия (? - 1606/1608) – схимонахиня.

О личности Пелагии точных данных нет. Поздние источники называют ее сестрой или матерью патриарха Иова. Современные исследователи склоняются к мысли о том, что она была, все же, сестрой, так как по возрасту матерью она быть не могла. Кроме того, на ее погребальном камне она упомянута как «дочь Ланяевых», а таким образом обозначали умерших девиц.

Точная дата гибели Пелагеи неизвестна. Она могла произойти в 1606 году во время первого захвата города поляками, или в 1607 году, когда в городе вспыхнул мятеж, или в 1608 году во время второго захвата города поляками. Последняя дата представляется наиболее достоверной.

Была убита выстрелом из ружья или пистолета.

В 2004 году мощи схимонахини Пелагии были перенесены в Старицкий Успенский монастырь.

  • Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) – поэт.

     Не раз бывал в Старице и окрестных усадьбах, где подолгу гостил у друзей и почитателей. В начале 1829 года поэт остановился в доме, снятом на рождественские праздники Прасковьей Александровной Осиповой-Вульф, с которой Пушкина связывала многолетняя дружба. 7 января у родственника Осиповой, старицкого исправника Василия Вельяшева, состоялся праздничный бал. Среди красавиц выделялась юная дочь Вельяшева – Катенька, вскружившая голову Алексею Вульфу, приятелю Пушкина. Да и сам поэт увлекся ею, много танцевал и шутил с Катенькой.

       На городском кладбище Старицы можно видеть мраморное надгробие на могиле девицы Машеньки Борисовой, послужившей Пушкину прототипом для создания образа героини «Капитанской дочки».

  • Румянцев Михаил Николаевич (1901—1983) — артист цирка, клоун Карандаш, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, жил в Старице.
  • Сабакин Лев Федорович (1746—1813) — выдающийся русский механик; коллежский асессор. Родился в Старице.

     С 1776 по 1784 год выполнял обязанности  главного губернского механика Твери.

        В числе прочих изобретений он сконструировал сложные  астрономические маятниковые часы с календарем, которые показывали восход и заход солнца, луны, фазы луны, движения планет.

      О его изобретении узнала Екатерина II, которая настояла на том, чтобы Льва Федоровича отправили для дальнейшего изучения практической механики в Англию.

       Он изобрел «машину для измерения корабельного хода» - прообраз современного лага и «инструмент для снимания разных месторасположений, расстояний и высот», то есть первый дальномер.

     Получил назначение в Екатеринбург механиком при канцелярии Главного управления уральских заводов. Там он сконструировал 11 различных машин, в том числе цилиндрические мехи для кричных горнов, машину для тушения пожара, устройство для расточки цилиндров большого диаметра, стан для тиснения монет и другие.

  • Тутолмин Алексей Тимофеевич (1770—1823)

Генерал-майор, благотворитель.

        Основал в 1810 году в Старице больницу (передал для нее три своих дома и выделил на ее содержание десять тысяч рублей в год) и Троицкую церковь в Свято-Успенском монастыре.

  • Тутолмин Тимофей Иванович (1740—1809) - генерал от инфантерии.

     В шестилетнем возрасте лишился отца и воспитывался дядей.

     Закончил сухопутный шляхетский кадетский корпус.

     Участник Семилетней войны, русско-турецкой 1769 года.

     В 1776—1779 годах — правитель Тверского наместничества

     В 1784 году был переведен в Екатеринославль, где в чине губернатора подчинялся генерал-губернатору Новороссии и Крыма Г. А. Потемкину. Начал энергичную деятельность, однако Потемкин, видя в нем конкурента, добился его перевода на другую службу.

    В 1784 – генерал-губернатор Олонецкого и Архангельского наместничеств.

    В 1796 году был уволен со всех занимаемых им должностей.

    Вскоре по ложному доносу был арестован и привезен в Петеребург, где помещен под караул в Петропавловскую крепость. Все его имения были конфискованы и розданы или проданы другим людям. Тутолмина посадили в одиночную камеру.

     Следствие продолжалось полтора года, после чего выяснилось, что никакой вины за Тутолминым нет. Павел I лично извинился перед ним и пожаловал прежние поместья, вернул все чины и ордена. Кроме того, он предложил Тутолмину вернуться на службу, однако он отказался и попросился в отставку.

    Уехал жить в имение Новое в шести верстах от Старицы.

    В 1806—1809 годы — московский генерал-губернатор. В 1809 году из-за ухудшения здоровья попросил об отставке.

    В 1809 году первый председатель Государственного Совета при Александре I.

    Умер в Петербурге, был отпет в Исаакиевском соборе.

    Тутолмина уважал фельдмаршал Румянцев-Задунайский.

  • Чернятин Матвей Алексеевич (1771—1846) — старицкий городской архитектор; родился и умер в Старице.

     В 1785 году в возрасте 14 лет поступил в губернскую архитектурную школу.

     Построил в Старице кузнечный ряд, Тутолминскую больницу, Борисоглебский собор, Троицкий собор в Успенском монастыре; в Твери – Дворянское здание.

     В фонде Тверской губернской строительной и дорожной комиссии обнаружено около 30 его проектов на строительство гражданских сооружений. 



 

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Старицкий Свято-Успенский монастырь — православный мужской монастырь в Тверской епархии. 

История

      Существует предание, согласно которому этот монастырь был основан еще в XII веке, когда сюда приплыли два инока Киево-Печерской лавры – Трифон и Никандр. Они срубили часовню, а их приемники построили небольшую Успенскую церковь. Монастырь стал укрытием для бежавших либо от княжеских усобиц и бесчинств, либо от врагов. Эту легенду передал игумен Арсений в книге «Историческое описание старицкого Успенского монастыря», изданной в 1895 году в Твери. Согласно этому же преданию, после нашествия татар  монастырь был разорен и прекратил свое существование. 

     По официальной версии монастырь был основан в первой половине XVI века при князе Андрее Ивановиче Старицком. 

      В монастыре любил молиться Иван Грозный. Он сделал большие вклады в монастырскую ризницу: книги, церковные сосуды, шитые пелены.

Предание говорит, что по повелению царя под Успенским собором был устроен подземный ход, прорытый под Волгой с выходом к Борисоглебскому собору. Поиски потайного хода в XIX веке местным любителем древностей И. П. Крыловым не увенчались успехом.

     С 1559 года монастырем правил архимандрит Иов, уроженец Старицы. В 1571 году он послан настоятелем Московского Симонова монастыря, впоследствии стал первым патриархом Московским и всея Руси. 

Смутное время

     В 1606 году во время правления Лжедмитрия в Старицкий монастырь был отправлен патриарх Иов. Он призвал народ не признавать самозванца и не присягать ему, за что тот лишил его патриаршего сана и выслал в Старицу.

       Монастырским властям было приказано бывшего патриарха «держати в озлоблении скорбном». Однако, бывший тогда настоятелем обители преподобный Дионисий, не выполнил этого распоряжения.

       После убийства самозванца Иов возвратился в Москву, принял покаяние всего народа. Покаявшись всем миром, патриарха умоляли стать как прежде над всей русской церковью, однако, он вернулся в Старицу, где и скончался через четыре месяца[7].

     На месте его погребения в углу Успенского собора первоначально поставили небольшую часовню, а в конце XVII века построили четырехъярусную колокольню. В 1652 году по велению царя Алексея Михайловича, мощи Иова торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского кремля. А в подклете колокольни сохранилось надгробие – плита с красивым орнаментом. 

XVII

    Расцвет монастыря относится к XVII веку.

    В 1691 году патриарх Андриан утвердил за монастырем архимандрию «на вечные времена».

    В 1763 году обитель была отнесена к третьему классу с правом статуса игуменов.

Однако в 1764 году земли у монастыря отобрали, и монахов осталось всего 12 человек.

    В 1899 году архимандрия в монастыре была восстановлена. 

     25 августа 1918 года был арестован и посажен в тюрьму архимандрит монастыря Павел.

     19 мая 1923 года вышло постановление Старицкого уездного исполнительного комитета, в котором говорилось о передаче монастырского имущества в ведение УОНО, выселении монахов и прекращении в нем богослужений. В ответ на это постановление 125 верующих общины при монастыре написали прошение в местный УИК, в котором просили не закрывать монастырь. Они аргументировали свою позицию тем, что музею выделили достаточные для него помещения, а оставшиеся церкви монастыря неотапливаемые, а, значит, не пригодны для музейной экспозиции, также как и ветхие келии. Кроме того, верующие просили не выселять из монастыря престарелых монахов. Это обращение осталось без внимания. При этом монахов не выселили, и даже в 1926 году они были ночными сторожами при музее.

     Когда в 1928 году началась компания по хлебозаготовкам, во всех центральных и местных газетах появились статьи о том, как кулаки в союзе с попами срывают хлебозаготовки. Не обошла эта компания и Старицкий монастырь. В августе 1928 года областная молодежная газета «Смена» посвятила целый разворот обители. Автор материала писатель Борис Полевой придумал для него броский заголовок – «Хлебные черви».

      Из статьи выясняется, что в монастыре проживало три монаха, которые имели огромные запасы продовольствия и всякого добра. Тут же приводится и опись изъятого во время обыска монашьего добра. У монаха Иосифа обнаружили: три банки варенья, два горшка меду, пять фунтов китайского чая, 30 фунтов сахара, две коробки шоколадных конфет, сладкие пироги, печенье, рис, 34 тарелки, пять сахарниц, два самовара, 18 вилок, 12 ножей, 90 полотенец, 14 ряс, 7 пар новых сапог, шесть одеял, «горы ситца, сатина сукна». Келья монаха Иосифа, меблированная мягкой мебелью, была похожа «на отдельные кабинеты ресторанов былых времен». Правда, при этом не приводится список другого, кроме мебели, добра этого стяжателя. У монаха Арсения было найдено 20 ряс, 3 флакона духов, несколько коробок пудры. Да уж поистине царские запасы, а их изъятие способно тут же решить все проблемы хлебозаготовок!

      В 1928 году старицким горсоветом было принято решение о передаче одной из церквей музею, другой – для организации клуба комсомольцев и медработников, а остальные постройки отдать под общежитие служащим больницы.

     В 1929 году монастырь был закрыт.

     В 1930-е годы разобрана стена с угловыми башнями, окружавшая монастырь.

     В 1944 году в монастыре начался ремонт, но основные постройки остались законсервированными.

     В 1997 году монастырь был возвращен РПЦ, в том же году Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни». 

       Объект культурного наследия РФ

 

Церкви и строения монастыря

  • Храм Успения Пресвятой Богородицы

     Построен в 1530-х годах князем Андреем Старицким из белого тесаного камня.

     В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — сестры патриарха Иова. 

      Своеобразие собора заключается в его сложной пирамидальной композиции. Собор венчает традиционной пятиглавие. Но центральная глава храма, покоящаяся на восьмигранном постаменте, массивнее, больше по размеру, а остальные четыре венчают угловые, пониженные части храма; в основании главы украшены декоративными кокошниками. С восточной стороны храма – три апсиды, южная стена разделена на три части пилястрами с капителями, а к западному фасаду позднее был пристроен четырехколонный портик с фронтоном.

     Внутри собор просторный, светлый, своды его опираются на четыре массивных столпа.

 

  • Настоятельский каменный двухэтажный корпус (1530-е годы) с братской трапезной, кухней и кельями.

  • Надвратная церковь во имя святого Иоанна Богослова (1694) с арочной галереей, построенная на месте сгоревшей в 1681 году кирпичной церкви. 

  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

      Построена по повелению Ивана Грозного в 1570 году.

     В 1802 году с севера к церкви пристроили паперть, а еще позже с южной стороны – палату, где находилась монастырская ризница. 

      Каменная двухэтажная шатровая церковь с огромной трапезной палатой в два этажа. Вверху расположен большой трапезный зал, внизу – обширные помещения для поварни, кладовых, погребов.

     Так же как в московской Грановитой палате, своды трапезной опираются на мощный квадратный столп. 

  • Троицкий собор

Строительство храма на свои деньги задумал генерал-майора А. Т.  Тутолмин, решивший сделать из храма родовую усыпальницу.

Архиепископ Тверской и Кашинский не дал разрешение на строительство храма и А. Т. Тутолмин был вынужден обратится в Святейший Синод. В 1813 году храмоздательная грамота была получена.

Строительство храма завершилось в 1819 году.

Надо сказать, что насельники монастыря, как и вообще церковное начальство, неоднозначно относились к постройке этого собора, в частности, из-за особенностей его интерьера. Так, в описи храма за 1827 год говорится: «По существу дела эта церковь вовсе и не нужна была да и теперь не нужна для Старицкого Успенского монастыря, в котором и без нее достаточно церквей, особенно если взять во внимание крайне малое число братии. Троицкая церковь построена по личному желанию Тутолмина, человека в свое время богатого и сильного. Недалеко от старицы находилось на берегу Волги богатое его имение – роскошный дом, в котором собрано было много драгоценных картин, мраморных ваз, серебряных и бронзовых вещей. […] Вся церковь эта, сама по себе не большая так загромождена этими памятниками и фигурами, что в ней негде народу и поместиться… Надобно удивляться, как духовное начальство дозволило, - если только оно дозволило, - наполнить весь храм такими фигурами. […] Очевидно, в Старицком монастыре действовал прихотливый фантазер-барин, руководимый не чувством смиренной христианской молитвы за усопших, а духом тщеславия и суетной земной славы […]».

В опии 1880 года это мнение разделяется: «На содержание церкви Тутолмин ничего не положил; поэтому церковь его, сама по себе не нужна, служит для монастыря только тяжестью».

При архимандрите Агафангеле (1884-1888) был заделан проем между этажами, чтобы расширить пространство для проведения служб.

И. П. Крылов так описывал некрополь в 1915 году: «Расположенные почти посередине церкви в ряд по направлению от севера к югу, памятники эти как по своему внешнему виду, так и по оригинальности и разнообразию украшавших их знаков и фигур представляют из себя редкое сочетание разного рода символов, указывающих как величие Тутолминского рода, так и на характерные особенности некоторых погребенных под ними лиц. Всего надгробных памятников в церкви пять, а именно: памятник над могилою Тимофея Ивановича Тутолмина (1740-1809), его жены, сына его Алексея Тимофеевича (1770-1823), его первой жены  и дочери Тимофея Ивановича». Некрополь в первозданном виде не сохранился. Надгробные памятники были полностью либо частично утеряны. Причем первое искажение облика некрополя произошло еще в конце XIX века, когда для того, чтобы заделать проем между этажами, был отрезан конец памятника на могиле Тимофея Ивановича.

 

         Храм выполнен в формах позднего классицизма и пристроен вплотную к северной стороне Успенского собора. Снаружи собор подобен классическому мавзолею. Северный фасад украшен портиком дорического ордера, а выступающие с востока и запада апсида и притвор пилястровыми портиками.

      Нижний ярус храма выполнен из белого старицкого камня, верхний – из красного кирпича, а своды, перекрытия и главы из дерева и оштукатурены[8].

      Основной объем четырехстолпного четверика храма получил завершение световым барабаном, увенчанным деревянным куполом, имитирующим каменные формы.

      Внутри пространство храма и некрополя связаны между собой проемом, равным подкупольному.

 

  • Церковь Иоанна Богослова

     Сооружена в 1694 году

     Церковь была надвратной, но в XIX веке, после одного из высоких весенних паводков, затопивших монастырский двор, ворота заложили кирпичом, а въезд в монастырь перенесли на более высокую южную сторону. 

    При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта. Очень красива украшающая здание резьба по белому камню. Ею покрыты стены, наличники, открытые галереи.

 

  • Колокольня

      Построена в 1686 году над местом захоронения патриарха Иова.

      В нижней части сейчас находится надгробие, сооруженное над захоронение патриарха Иова. Еще в XIX веке сложился обычай брать песок с него и сыпать на голову и на учебники. Считается, что это помогает успешно сдать экзамены.

     До 1930 года на колокольне были оригинальные часы неизвестного мастера. Каждые четверть часа они издавали мелодичный звон, разносившийся далеко над Волгой.

 

  • Часовня с купелью во имя Георгия Победоносца
  • Мавзолей-усыпальница И. Ф. Глебова[9]          

     

Список литературы

Пензиков Ю. А. История села Завидова и его храмов. М.: Северный паломник, 2003.

Седова Н. Б.  Старица. М.: «Научный мир», 2008.

Шитков А. В. Благородство в генеральском мундире. Тимофей и Алексей Тутолмины. Старица, 2008.

Шитков А. В. Заложник эпохи. Материалы к жизнеописанию почетного гражданина города Старицы Тверской области ва�0ли в парковых павильонах многих усадеб, а в начале XIX столетия их начали применять в храмах.

 

[9] Глебов-Стрешнев Иван Федорович (1707-1774) – вельможа екатериниских времен, владелец имения %�ицы. Старица, 2009.



[1] Она была замечательной вышивальщицей. Она организовала у себя великолепную золотошвейную мастерскую, где изготавливались по рисункам лучших московских художников-иконописцев различные произведения лицевого шитья, нередко называвшегося «живописью иглой». Эти разнообразные по назначению предметы: шитые пелены, покрывала, плащаницы, хоругви, облачения священнослужителей – вышивались цветными шелками, золотом, серебром, жемчугом, драгоценными камнями.

    В этих изделиях уже в полную силу  проявились стремление к передаче некоторого объема, широкое применение узорного золотого шитья. Специалисты по древнерусскому шитью даже выделяют особый «стиль Старицких».

      Произведения шитья высоко ценились, о чем говорят многочисленные вклады шитых вещей в храмы и монастыри. Так, например, выполненная в мастерской Ефросиньи Старицкой плащаница («Оплакивание Христа») стала ценным вкладом Владимира Андреевича  и его матери Ефросиньи Старицкой в Московский Успенский собор в 1561 году. В 1812 году французы, отступая из Москвы, вместе с другими ценностями увезли и этот шедевр. Из обоза, отбитого у неприятеля русским отрядом на территории Смоленщины, плащаница была передана в Смоленский Успенский собор, где она и хранится.

[2] Здание сохранилось, в нем с 1945 года располагается Старицкое педагогическое училище.

[3] Там состоятельные жители города «… имели возможность проводить свободное от занятий время с удобствами, приятностию и пользой». Член собрания вносил годовой взнос – 15 рублей и посещал балы, маскарады, литературные вечера, представления, слушал лекции и пользовался библиотекой.

[4] Глинка Федор Николаевич (1786-1880) – писатель, поэт.

       Герой войны 1812 года. Участник «Общества истории и древностей российских».

[5] По этому поводу  проходил «розыск». Дело в том, что проводить молебны по неканонизированным умершим нельзя. Священный Синод неодобрительно смотрел на местные инициативы по канонизации и строго следил за соблюдением этого правила. Поэтому игуменья и священник должны были давать «показания» по этому поводу.

[6] После учреждения патриаршества, русское государство стало и в церковном отношении совершенно самостоятельным и независимым, юридическая подчиненность Константинополю была упразднена.

[7] После его смерти остались богослужебные книги, иконы и 15 рублей, которые пошли на его погребение. Вот и все, что скопил человек 19 лет бывший одним из первых лиц государства.

[8] Устройство деревянных ложных сводов не является новацией. Такие своды делали в парковых павильонах многих усадеб, а в начале XIX столетия их начали применять в храмах.

[9] Глебов-Стрешнев Иван Федорович (1707-1774) – вельможа екатериниских времен, владелец имения «Раёк».

 

Картинки к публикации: 
Старица. Успенский мужской монастырь. Главный вход
Старица. Успенский мужской монастырь. Памятный камень в честь посещения монастыря патриархом Кириллом
Старица. Успенский мужской монастырь. Общий вид
тарица. Успенский мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Старица. Успенский мужской монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Интерьер
Старица. Успенский мужской монастырь. Мавзолей-усыпальница И. Ф. Глебова
Старица. Успенский мужской монастырь. . Надвратная часовня
Старица. Успенский мужской монастырь. Церковь святого Иоанна Богослова
Старица. Успенский мужской монастырь. Патриарх Иов
Старица. Успенский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной.
Успенский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Интерьер
мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Алтарь
Успенский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Некрополь Тутолминых
Успенский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Интерьер
Успенский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Интерьер
Старица. Успенский мужской монастырь. Памятники некрополя. Собраны по территории монастыря, стоят не над могилами
Старица. Успенский мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Алтарь
Старица. Успенский мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Сень над мощами схимонахини Пелагии.
Старица. Успенский мужской монастырь. Колокольня с часовней Иова, патриарха Московского
Старица. Успенский мужской монастырь. Монастырская ограда
Старица. Вид на Успенский мужской монастырь
Старица. План Успенского мужского монастыря (с сайта соборы.ру)
Старица. План Успенского мужского монастыря (расшифровка плана)
Старица. Мост через Волгу
Старица. Вид на Пятницкую церковь и на Борисоглебский собор с противоположного берега Волги
Старица. Кузницы
Старица. Пятницкая церковь
Старица. Борисоглебский собор
Старица. Борисоглебский собор и колокольня
Старица (карта города)
Старица (легенда карты)
Прикрепленный файлРазмер
Иконка документа Microsoft Office Завидово - Старица265 КБ