Серпухов – Лопасня-Зачатьевское – Подмоклово (часть 2)
Лопасня-Зачатьевское
Село
Село Зачатье (Зачатьевское) впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского.
Усадьба
В начале XVII века здесь появилась усадьба костромских помещиков Васильчиковых, поднявшихся во времена правления Ивана Грозного (Анна Васильчикова была одной из жен царя). Однако усадьба принадлежала другой ветви дворянского рода.
С 1640 года владельцем усадьбы был Михаил Лукьянович Васильчиков. В 1669 году имение перешло к его родным братьям – Семену и Савелию (Савве).
В 1770 году усадьба переходит к Николаю Григорьевичу Васильчикову
В 1774 году Александр Семенович Васильчиков, действительный камергер и кавалер ордена Святого Александра Невского, один из фаворитов Екатерины II, перебирается в Москву. Он приходился племянником Н.Г. Васильчикову и именно с ним связывают постройку одноэтажного усадебного дома с высоким полуподвалом.
Усадебный дом был возведен в силе барокко, с ампирным крыльцом 1827 года, на основе одного из типовых проектов Д. Трезини 1717 – 1719 годов, разрабатывавшихся для застройки Петербурга.
Известно, что уже в начале 60-х годов XVIII века в России быстро изменяется ситуация в искусстве. В архитектуре появляются первые приметы нарождающегося классицизма. Конечно, в провинции этот новый стиль появился со значительным запозданием, но появление в усадьбе столичного жителя знакомого с современными постройками не может дать разумное объяснение столь архаичному для своего времени декоративному убранству фасадов и планировочной структуре здания. Скорее всего, к моменту приезда в усадьбу А.С. Васильчикова дом уже существовал и была осуществлена его перестройка с сохранением архитектурной основы здания.
Главный дом усадьбы кирпичный, построенный в стиле барокко. Имеет четкое деление на парадный и цокольный этажи. В пластике фасадов широко используется весь архитектурный арсенал середины XVIII века: окна его украшены характерными для барокко наличниками с «ушами» и «серьгами», чередующимися разнотипными оконными обрамлениями с треугольными и лучковыми сандриками, рустом в цокольной части. Крепованные пилястры декорируют все углы и выступающие части фасадов, группировка пилястр по две и задвигание одной под другую – все вышеуказанные приемы характерны для зодчества Бартоламео Франческо Растрелли.
Планировочное решение здания характерно для типовых проектов Д. Трезини (11 оконных осей на фасаде, выделенная центральная часть, сильно выступающие боковые ризалиты, открытые парадные лестницы).
Здание Главного дома уникально по сохранности подлинного внешнего облика, внутренней отделки помещений и печного обустройства.
Кроме того, был создан садово-парковый ансамбль с липовым парком и террасными прудами.
Так же был разбит большой фруктовый сад. В усадьбе была построена оранжерея, где выращивали персики и абрикосы.
В 1824 году усадьба перешла во владение другого дворянского рода в результате ее продажи соседу по имению – Михаилу Николаевичу Еропкину, но на очень короткое время, так как в том же году усадебный дом был перестроен уже Николаем Ивановичем Васильчиковым с устройством третьего, антресольного, этажа и парадного крыльца южного фасада.
С 1855 года усадьбой владела и управляла вдова генерал-майора Николая Ивановича Васильчикова Мария Петровна, урожденная Ланская.
В 1905 году усадебный дом перешел во владение к Наталье Ивановне Гончаровой, племяннице жены А.С. Пушкина и ее сестрам.
В предреволюционные годы усадьбой владели племянницы Н.Н. Пушкиной-Ланской сестры Гончаровы. В этот период за главным домом усадьбы закрепилось название «Гончаровский дом», а позже усадьбу стали называть «Пушкинское гнездо».
В истории усадьбы переплелись родственными узами четыре дворянские фамилии: Васильчиковы – Ланские – Гончаровы – Пушкины. Родство Гончаровых и Васильчиковых образовалось после смерти А.С. Пушкина, когда его вдова Наталья Николаевна, вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского – брата хозяйки усадьбы. Возникшие родственные связи, особенно после женитьбы сына поэта А.А. Пушкина на родственнице П.П. Ланского (племяннице отчима) – Софье Александровне Ланской, способствовали частым наездам и длительному проживанию детей и внуков А.С. Пушкина в усадьбе.
Жила здесь и дочь А.С. Пушкина – Мария Гартунг, послужившая прототипом Анны Карениной. После самоубийства мужа она осталась фактически без средств к существованию и переехала к овдовевшему брату Александру. Своих детей у нее не было, и она помогала ему воспитывать осиротевших детей. Он писал брату Григорию: «У меня с осени гостит сестра Маша, для меня это такая благодать, что ты и вообразить себе не можешь. Есть с кем душу отвести, и для девочек это большое счастье, что она у меня».
Сына поэта – А.А. Пушкина – очень любили в Лопасне. В 1877 году перед отъездом к театру военных действий в Болгарии он посетил усадьбу, и местные крестьяне передали ему 200 штук кисетов для подарка солдатам
На чердаке дома в 1917 году была найдена рукопись поэта – «Материалы к истории Петра Великого»[1].
В описи имения на 1918 год в усадьбе были хозяйский дом с двухэтажным деревянным флигелем и хозяйственные постройки: 2 конюшни, оранжерея, ледник, прачечная, баня, птичник, молочная с ледником, амбары, сараи и навесы, скотный двор со свинарником и два дома для рабочих. Всего – 28 строений.
В 1918 году имение Гончаровых было передано Московскому земельному отделу, а затем – Серпуховскому губернскому отделу народного образования для организации школы.
Около 1920 года все художественные ценности и книги усадьбы были вывезены в Серпуховский музей.
Во время Великой отечественной войны в этом здании располагался госпиталь, потом – школа.
Музей
Музей «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» – памятник архитектуры и садово-паркового искусства XVIII – XIX веков федерального значения.
Экспозиция музея посвящена истории семейных и дружеских связей владельцев усадьбы Васильчиковых с Пушкиными, Ланскими и Гончаровыми.
Интерьеры дома, благодаря тщательно выполненным реставрационным работам, восстановлены такими, какими они были во второй половине XIX века, когда здесь жили потомки А.С. Пушкина. Без сомнения, ансамбль усадьбы – одно из красивейших мест Московской области.
Музей «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» входит в Сообщество Пушкинских музеев России и ближнего зарубежья. Он является филиалом мелиховского Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова (14 километров по шоссе в направлении Нерастанного).
При музее работает Детский музейный центр историко-краеведческого направления; на антресольном и мансардном этажах формируется образовательный центр с библиотекой и выставочными залами. В музее организуются тематические выставки, балы и творческие вечера, ежегодно отмечаются знаменательные даты: 10 февраля – день памяти А.С. Пушкина, 6 июня – Пушкинский праздник, 8 сентября – Натальин день, последняя суббота сентября – день памяти партизана князя Н.Д. Кудашева, 19 октября – день Царскосельского лицея.
Церковь
В 1689 – 1694 годах в селе по желанию стольника С.Л. Васильчикова на месте деревянной церкви Зачатия святой Анны был построен пятиглавый каменный храм, к которому в 1820-х годах примкнула трапезная с пределами.
В 1821 году возвели оригинальную колокольню, которую завершает шестнадцатиколонная ротонда с небольшим куполом и шпилем.
Некрополь
На кладбище Зачатьевской церкви похоронены сын поэта А.А. Пушкин, его внуки и правнуки.
А.А. Пушкин-сын умер в возрасте 81 года в день вступления России в I Мировую войну с Германией. Он хотел, чтобы его похоронили в Лопасне рядом с могилами его первой жены С.А. Ланской и детей Софьи, Петра и Сергея. Но из-за начавшейся войны его волю не смогли исполнить, он был погребен в селе Марыгино, принадлежавшем его второй жене М.А. Пушкиной-Павловой. Почти полстолетия гроб с телом А.А. Пушкина находился в семейном склепе Павловых. Только в июне 1963 года по ходатайству потомков Пушкина московский и Тульский облисполкомы вынесли решение о перенесении останков в Лопасню.
Подмоклово
Село
Село Подмоклово до XVII века числилось в Тарусском уезде, затем в Алексинском, а с 1929 года в Серпуховском районе.
Во времена Ивана Грозного возле Подмоклово «из горы» добывали железную руду, позднее здесь же в каменоломнях добывали поделочный белый камень, так называемый «тарусский мрамор».
В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» сообщается: «...Название свое село Подмоклое получило от разлива реки Оки, которая во время весеннего половодья заливает строения названного села... В селе храм во имя Рождества Богородицы», который «...возобновлялся в 1883 и 1893 годах... земская школа с 1870 года».
В допетровскую эпоху Подмоклово принадлежало князьям Голицыным, в начале XVIII века оно перешло к Долгоруковым и оставалось у них до конца этого века. После Долгоруковых селом владели Тютчевы, Петр Фадеевич и Анна Фадеевна, вышедшая замуж за Михаила Николаевича Васильчикова.
В 1840-х годах село перешло по наследству к Александру Михайловичу Васильчикову. Выпускник Царскосельского лицея, гвардии подпоручик А.М. Васильчиков был одним из самых богатых помещиков в Алексинском уезде. В 1860 году ему принадлежали 126 дворов крепостных (598 душ крестьян мужского пола), более двух тысяч десятин земли и суконная фабрика под селом Подмоклово.
Несмотря на это, при Васильчиковых усадьба пришла в упадок. Зарос террасный парк, выполненный в английском стиле, высох каскад из пяти прудов, наполнявшихся ключевой водой.
В 1894 году усадьбу, землю и фабрику приобрел серпуховский фабрикант П.И. Рябов, сын которого С.П. Рябов владел имением до 1917 года.
По данным 1913 года в Подмоклове было 173 двора, в селе проживали 1368 человек.
Усадьба
Усадьба была основана в начале XVIII века князем Г.Ф. Долгоруковым.
От усадьбы остались лишь флигель и часть парка.
Храм Рождества Богородицы
Начало строительства храма датируется 1714 годом. Именно в это время князь Григорий Федорович Долгоруков (1656 – 1723) – сенатор, полномочный посол России в Польше, приступает к осуществлению своего замысла — созданию храма-ротонды в своем имении в с. Подмоклове.
Строительство церкви начал по своему проекту архитектор Л. Фонфикин, с 1718 года достраивал и руководил резными работами архитектор А. Шульц.
По смерти Г.Ф. Долгорукова имение в Подмоклове переходит к его сыну — дипломату, тайному советнику князю Сергею Григорьевичу Долгорукову, продолжившему строительство храма.
Есть предание, что в этом храме должно было совершиться венчание Петра II с Екатериной Алексеевной Долгорукой – племянницей С.Г. Долгорукого.
После смерти императора Петра II, благоволившего к Долгоруковым, и воцарении императрицы Анны, все их семейство попало в опалу. Князь С.Г. Долгоруков был сослан, а его имения арестованы. 26 октября он был казнен, так как открылось дело о его участии в составлении подложного завещания императора Петра II. Строительство храма надолго прекратилось, его закончил сын Сергея Григорьевича, владелец возвращенного императрицей Елизаветой Петровной с. Подмоклово, князь Николай Сергеевич Долгоруков. Храм был освящен в 1754 году.
После 1816 года рядом с церковью была возведена колокольня и каменная ограда, но они до наших дней не дошли, также как и усадебный дом.
Есть еще одна легенда. В 1870-х годах в одном из внутренних простенков церкви была написана большая фрескана библейский сюжет о «Страшном суде». В ее правом нижнем углу, среди грешников виден Михаил Юрьевич Лермонтов. В то время усадьба принадлежала Александру Михайловичу Васильчикову – секунданту Мартынова на последней дуэли поэта.
Однажды за карточным столом в ответ на нецензурную брань Васильчикова Лермонтов прямо на зеленом сукне стола написал мелом эпиграмму:
Наш князь Василь –
Чиков по батюшке,
Шеф простофиль,
Глупцов по дядюшке,
Идя в кадриль
Шутов по зятюшке,
В речь вводит стиль
Донцов по матушке.
В 1928 году эта фреска была снята со стены и перевезена в Ленинград, в музей истории религии и атеизма, а в 1935 году сдублирована на холст художником-реставратором Д.Ф. Богословским.
В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895 г.) сообщается: «Когда возник приход, неизвестно, но существующий ныне каменный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы построен в 1754 г. на средства князя Николая Сергеевича Долгорукова, а возобновлен в 1883 и 1893 годах. Особо чтимою иконою в нем почитается древняя икона Владимирской Божией Матери, в честь которой, по случаю избавления от холеры в 1848 г. ежегодно 23 июня после утрени совершается крестный ход».
В 1915 году в храме служил 1 священник и псаломщик. В клировых ведомостях за 1860, 1898, 1915 гг. записано: «Каменное здание церкви с престолом во имя Рождества Богородицы с. Подмоклово построено в 1754 г. кн. Н.С. Долгоруковым. Вместо деревянной колокольни, устроенной на столбах, строилась каменная колокольня с предназначением в нижнем этаже придельного храма во имя Владимирской Божией Матери».
До 1937 года церковь была действующей.
Потом храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды.
С 1975 года в течение 15 лет здесь работали реставраторы.
В 1992 году храм предали РПЦ, с 1993 года возобновилась приходская жизнь.
Храм является одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи, воплотивший в себе черты западноевропейского барокко. Поставленный на высоком берегу Оки кирпичный храм представляет собой двусветную ротонду, перекрытую высоким куполом с люкарнами и завершенную световым барабаном. Массивный цилиндрический объем храма окружен открытой аркадой, соединенной с ним системой крестовых сводиков.
Белокаменный декор — резьба на пилястрах — образует рельефный фриз во втором ярусе ротонды.
По осям пилонов аркады, над карнизом на высоких тумбах-постаментах венчающей балюстрады поставлены фигуры 4 евангелистов и 12-ти апостолов и персонажей из Евангелия.
Расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга, поставленные на высокие тумбы балюстрады, стоят 16 белокаменных скульптур высотой 1,82 м. Исследование образцов, отобранных из белокаменных фигур в 1973 – 1974 годах, показало, что известняк, из которого выполнены скульптуры и украшения, на 97-98% состоит из кальцита (углекислого кальция). Плотность камня 2,08-2,14 г/куб. см., водопоглощение 6,5-8,4%. По составу, структуре и физическим свойствам этот белый камень является полным аналогом известняка из мячковских карьеров. Поэтому вполне обоснованно можно предполагать, что крупные монолиты для скульптур доставляли в Подмоклово из окрестностей с. Мячково по Москве-реке и далее по р. Оке к месту постройки.
Через два года после окончания строительства, в 1922 году, постановлением Святейшего синода был введен запрет на скульптуру в Православной Церкви.
Все фигуры, несмотря на то, что в течение многих лет они находились на открытом воздухе, сохранили первоначальный облик и не имеют следов разрушения. Вследствие мягкости известняка характер резьбы, украшающий фигуры, близок к резьбе по дереву. Позы и складки одежды весьма пластичны, лица, пальцы рук и ног тщательно отделаны, хорошо выдержаны пропорции всего тела.
Позы, жесты, мимика изваяний тщательно продуманы и выполнены на высочайшем уровне.
Если двигаться по окружности галереи по часовой стрелке, то вначале слева от входа в церковь располагаются фигуры апостолов Павла, Иоанна и Симона. Далее размещаются изображения двух евангелистов — Луки и Матфея. За ними следуют скульптуры трех апостолов — Филиппа, Иакова и Варфоломея. На южной стороне балюстрады установлены статуи Максима, апостолов Андрея и Иакова. К югу же обращена и фигура евангелиста Иоанна, за которой один за другим идут Марк, Фома и Матфей. Завершается скульптурный ансамбль массивной фигурой апостола Петра с ключами в руке. На цоколе каждой статуи на церковно-славянском языке вырезана глубокая надпись, поясняющая, кто изображен.
Каждая из фигур имеет свою оригинальную позу и выражение, отражающие характерные черты персонажей евангелистских преданий.
В истории русского искусства скульптуры из села Подмоклова занимают особое место. Несомненно, они представляют следующую ступень по отношению к примитивным каменным фигурам у церкви села Дубровицы и являются, по существу, настоящей скульптурой, изваянной из местного материала. Вязкость камня и податливость его резцу позволили скульптору выполнить задуманное.
Этот храм является наиболее ранней из дошедших до настоящего времени от первой половины XVIII века ротонд. Автор проекта неизвестен, по некоторым предположениям им является итальянский архитектор Карло Фонтано.
Список литературы:
Вагнер Б.Б. Монастырские ансамбли Московии. М.: Вече, 2008.
Глушкова В.Г. Монастыри Подмосковья. М.: Вече, 2008.
Иванов Ю.Г. Памятные места Подмосковья. Смоленск: Русич, 2007.
Мезенцев А. А. Москва-Серпухов-Тула. Путеводитель для автомобилистов. М.: Научный мир, 2009.
Усадьба Лопасня-Зачатьевское. История реставрации /Отв. ред. С.А. Анохина. М., 2008.
[1] После гибели поэта его друзья пытались напечатать неоконченную «Историю Петра Великого». Однако цензура не дала разрешения на публикацию. Рукопись была возвращена вдове поэта Наталье Николаевне и долгое время находилась среди книг личной библиотеки Пушкина.
Эта библиотека сначала хранилась в подвалах казармы конногрвардейского полка, которым командовал второй муж Натальи Николаевны. Затем библиотека была переправлена в имение Ивановское Бронницкого уезда Московской губернии.
Во время пожара господского дома удалось спасти часть вещей и библиотеку Пушкина. Запакованные в ящики книги были перевезены в Лопасню, в имение, принадлежавшее тогда еще Васильчиковым. В 1890-х годах библиотеку увезли, а ящик с рукописью «Истории Петра» был забыт.
Из 31 черновика сохранилось 22. текст утраченных тетрадей удалось восстановить по сохранившейся в цензуре копии.
Найденные рукописи составили десятый том полного академического Собрания сочинений А.С. Пушкина, изданного в 1938 году.
Регион:
Авторство:
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Серпухов-Подмоклово-Зачатьевское | 324 КБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии