Новости

Уважаемые исследователи!

Предлагаем вам размещение ваших материалов на страницах нашего сайта.

Для того, что бы опубликовать статью необходимо прислать ее в Вордовском файле используя кнопку для написания сообщений модераторам. Кроме того, просим вас высылать свое резюме, которое также будет размещено на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что модераторы оставляют за собой право отказа в публикации, если сочтут статью написанной не на должном научном уровне. В случае, если статья будет содержать стилистические погрешности, модераторы оставляют за собой право выслать ее на переработку.

Надеемся на плодотворное сотрудничество.

Желаем творческих успехов.

Армения (экскурсионка-2018)

Почему Армения?

Это всё её величество лень. Я примерно представляла себе, когда в рабочем графике образуется небольшой просвет, который можно заполнить туристической поездкой, пришла рассылка, в которой предлагалась подходящая поездка, а так как принципиальных возражений против Армении у меня не было – то почему бы нет?

«Архитека»

Эта компания, состоящая, как предполагаю, из одного человека – отпочковавшееся от «МКН» явление. Отсюда, собственно говоря, и проистекает то, что я получила её рассылку. Качество работы этого зародыша туристического бизнеса определяется субъективными обстоятельствами – то есть личными качествами её организатора, который, простите за каламбур, организован не очень, и объективными факторами – то есть проблемами, которые имеют все такого рода стартапы – недостаточность клиентской базы, а, следовательно, трудности с формированием групп, неотлаженность бизнес-процессов, слишком большое влияние на субъективного фактора на все сферы деятельности. Ну что ж – все когда-то начинали и нет ничего идеального в мире.

Гид – Рубен Манукян

Гид, волею судеб сопровождавший группу практически всю поездку, мне понравился: это харизматичная, колоритная и артистичная личность. Признаюсь, однако, – это не была любовь с первого взгляда.

Сначала восприятию этой незаурядной личности мешала сильная экспансивность, подчас гипертрофированные эмоции, восторженные междометия, произносимые без всякой системы и видимой связи с происходящими событиями, а так же вокальные экзерсисы: длительные и не очень переезды Рубен периодически заполняет собственным пением (к счастью для аудитории – не а капелла). Ко всему этому надо слегка привыкнуть, отбросить лишнее, вынести за скобки несущественное – и перед вами откроется человек, с которым интересно поговорить и на небанальные темы, с довольно широким кругозором и собственным взглядом на мир.

Рубен профессионально относится ко всем аспектам своей деятельности. Дамский угодник по натуре, он поставил природные данные на службу профессиональным интересам. Думаю, при необходимости он сможет найти подход к людям любого пола и возраста, ибо наделен развитой эмпатией. Но целевая его аудитория – дамы, будем гуманны в выражениях, категории «30+». Роза при встрече каждой гостье, льющийся непрерывно поток комплиментов, галантность – мысль о том, что именно тебя он всю жизнь мечтал видеть своей клиенткой приходит сама собой – легко и непринужденно.

Ловеласа выдают социальные сети и Интернетовские отзывы – в них леса восклицательных знаков и... говорящие детали (красноречиво выдающие то, что методика отработана не однажды). Но это вовсе не портит картину, а напротив, вызывает дополнительный интерес.

Занимательно следить за тем, как он присматривается на первых порах к своим «гостям». «Наблюдение за наблюдателем» может стать отдельным развлечением: осторожно внедряя «шприцы» на разную глубину, беря и анализируя пробы – он делает выводы об вверенной ему судьбой аудитории. Методика отработана вполне, а результат – представление о том, что необходимо «гостям», а, соответственно, создание комфортной для них обстановки. Как тут не вспомнить: «В белом фартучке Петрова // нежно смотрит на микроба // Так же нежно, в микроскоп // на нее глядит микроб».

Он очень клиентоориентирован, старается, чтобы всем было комфортно, комплименты раздаются пусть на глазок, но примерно поровну.

Рубен предлагает клиентам отказаться от собственных раздумий по организационным вопросам и полностью положиться на него. В данном случае такое решение более, чем оправдано – он действительно старается решить все возникающие вопросы сам – и делает это эффективно. Расслабиться и перестать думать о деталях – лучшее решение на отдыхе.

Рубен хорошо знает историю Армении, по вспомогательным историческим дисциплинам, религиоведению, социологии знания слабее. Изложению не хватает системности, что особенно важно когда аудитория слабо знакома с предметом изложения (а среди российских туристов, думается, знатоков истории Армении ничтожное количество). Поэтому информация плохо укладывается в голове (а еще – специфические названия объектов и имена исторических персонажей), в результате там образуется какая-то каша, из которой как иголки, спорадически и в разнобой в сознание проникают отдельные факты. Но, думаю, большинству экскурсантов нужны не факты и знания, а эмоции, чего этот гид представляет в избытке.

Он точно знает, что надо среднестатистическому туристу, а надо ему – сделать красивые и необычные фотки – мест для таких фоток нам было показано во множестве. Кроме того, он еще дает и теоретические советы по фотографированию, что для таких «умельцев» как я – важная информация. Главная теоретическая идея, которая вдалбливалась в головы нашего немногочисленного коллектива – необходимость «первого плана» для того, чтобы фотографии имели «объем».

Еще немаловажным достоинством гида является гибкость подхода. Когда стало очевидным, что вино интересует нашу немногочисленную компанию не очень, посещение очередной винной фабрики было отменено. Зато там, где хотелось побыть подольше, Рубен шел на встречу и давал дополнительное время (это получалось помимо доброй воли гида еще и из-за малочисленности группы).

Если вдруг появляется какой-нибудь особо прекрасный вид (просто красивые в Армении не считаются – они постоянны – и если на них обращать внимание, то можно с места не сдвинуться) – сам останавливает машину для фотосессии или, например, для сбора обсидиана. Можно попросить остановиться для какой-нибудь прихоти: например, покупки тазика клубники:)

Еще Рубен – злейший враг полиэтиленовым пакетам. Он не только пропагандирует идею отказа от них всем вокруг, но еще и ведет активную борьбу с ними, собирая единомышленников на субботники, а также подбирая ненавистные ему пакеты и прочий мусор каждую свободную минуту. Подобное сочетание убежденности и активных действий не может не вызывать уважения. Это его деятельность стала одной из причин смягчения сердца моего и переключения внимания с раздражающих деталей на суть. Да, пакеты – это безусловное зло – загрязняют планету, приводят к гибели животных и т.д., зато борьба с ними способна растопить самое придирчивое девичье сердце!

Лично я имела с ним беседы по широкому кругу вопросов – от страноведческих и политических, через разделение церквей в 1054 г. и до животрепещущей, особенно для представителей сильного пола, проблемы менструации (были затронуты и психологические, и социальные аспекты этого явления, до обсуждения физиологии, к счастью, не дошло).

Надо сказать, что в некоторых вопросах Рубен проявил небывалую дремучесть. Так, он совершенно не осведомлен о максимальной скорости передвижения, которую способны развить коровы, а также об их чрезвычайно развитых социальных навыках.

Кроме того, он является адептом телегонии. Очаровательная деталь, особенно в наш XXI век, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной. Причем он считает это научной теорией, а шутку профессиональных биологов «Я не матка, чтоб всё помнить!» – воспринял, как доказательство правоты своих убеждений. Чудеса!

Гид Артём

Один день по программе был свободным, но потратить его на то, чтобы просто пошляться по городу или уж тем более заняться шоппингом – было бы верхом глупости. Конечно, можно было бы пройтись по музеям, тем более, что в Историческом мы так и не побывали. Но это ж надо заказывать экскурсию (без экскурсовода людям, имеющим весьма смутное представление об истории Армении такое мероприятие – не в коня корм). На отдыхе моя воля окончательно разжижается и ничего организовывать я просто не в состоянии.

К счастью, мое мнение разделяла одна из моих спутниц – Татьяна, иначе, боюсь последний день был бы проведен с меньшей пользой. И мы попросили Рубена организовать какую-нибудь экскурсию, он сам был уже ангажирован другими туристами, но обещал прислать кого-то вместо себя.

На выбор было предложено две поездки – поближе и подальше. В связи с нулевой теоретической подготовкой путешественников осуществить осознанный выбор можно было лишь опираясь на такие показатели как длительность и стоимость, так как перечисление достопримечательностей, которые мы могли увидеть на одной и другой экскурсии – не давало ничего и не пробуждало интерес девственно чистого в этом вопросе сознания будущих путешественников. В итоге выбор делался на основе... прогноза погоды. Дело в том, что в местах, где должна была состояться короткая экскурсия дождь прогнозировался с утра, а там, где длинная – со второй половины дня. Выбор, как вы понимаете, стал очевиден.

Так как на собственном опыте мы имели дело с двумя гидами – сравнение напрашивалось само собой. Хотя, конечно, это не совсем правильно, ведь все люди разные – и это естественное и закономерное явление. Но все же...

Артем по образованию ветеринар, однако чем он только не занимался по жизни. Типичный образчик истинно армянской живучести и гибкости мышления. Как мне показалось, армяне вообще очень прагматично настроены по отношению к своей специальности, не особенно придерживаются ее, а стараются заниматься тем, что в данный момент более выгодно; кроме того, при возможности стараются иметь собственное, пусть и микроскопическое, дело; если представляется случай – занимаются сразу несколькими, мало связанными друг с другом делами.

Артем – интроверт, поэтому контакт с другими людьми дается ему не так просто, как Рубену, и приносит гораздо меньше удовольствия. Зато он спокойнее и не поет:)

Он, конечно, не так любит женщин – во всяком случае внешних проявлений этого аспекта практически нет. Никакого потока комплиментов и подаваний ручек каждые пять минут. Конечно, он не допустит, чтоб туристка свалилась в пропасть или утопла на глазах у изумленной публики, если видит затруднение в преодолении природной стихии – то поможет, но подать ручку из галантных побуждений – ему в голову не придет.

Русский язык он знает хорошо, но языковых тонкостей не чувствует. Если хочется узнать как живет в Армении «простой человек», политические взгляды населения и социальные проблемы страны – думается лучше поговорить с Артемом, у него более практичный взгляд на мир.

«Бархатная революция»

Стоило мне оказаться в Армении, как там началась «Бархатная революция». Это уже система – приехала в Перу – наводнение, чего в Лиме отродясь не бывало (там даже не сделали ливневую канализацию), а здесь – политические перипетии.

События в Ереване (то, что видела лично) имели ряд особенностей, не заметить которые даже постороннему наблюдателю было невозможно:

- демонстранты были настроены вполне мирно по отношению к обывателям и туристам;

- очень много молодежи, но, конечно, не исключительно молодежь. Причем количество взрослых нарастало день ото дня. В последний день нам на встречу шла колонна демонстрантов, так там было очень много взрослых женщин (что поразило, ибо, конечно, силен еще стереотип, что место армянской женщины – у плиты, а главное занятие – размножение).

- ночной характер акций. Основные мероприятия: митинги, шествия – проходили по ночам. Лежа в своей кровати я прекрасно слышала из передвижения: от темечка к пяточкам и обратно.

- высокая организованность. Главное занятие участников революции, помимо митингов, было перекрытие движения. Его перекрывала либо толпа, либо «летучие отряды». Откуда ни возьмись появлялась группа молодежи – причем девиц было 50 и более процентов, выходила на «зебру» и ходила по ней, либо усаживалась прямо на асфальт. Потом появлялась полиция и растаскивала сидящих / ходящих, девицы при этом вопили, что есть силы, но не царапали и рвали волосы полицейским. Полиция действовала силой, конечно, но только необходимой, чтобы убрать сопротивляющихся демонстрантов, агрессии или избиений я не видела. Движение восстанавливалось, но в другом месте появлялось другая группка и перекрывала другой перекресток.

- булыжник, к счастью, не орудие «бархатной революции». Орудия – скамейки, которыми перегораживали дороги и на которых сидели демонстранты; мусорные бачки, которыми, опять-таки, перегораживали дорогу (очень не гигиенично) и личный автотранспорт, используемый в этих же целях.

- автомобилисты солидаризировались с демонстрантами с помощью звуковых сигналов. Поэтому по вечерам в некоторые моменты стояла такая какофония, что заснуть было трудновато. Со времени поездки я стала читать новости о политическом процессе в Армении, чего раньше просто в голову не приходило.

Своего этого «вечного Сержа» демонстранты все же прогнали. Имея весьма поверхностные представления об этой персоне, все же не могу не отметить его удивительную болтливость. Когда из президентской республики решено было сделать парламентскую, он мог бы сказать о том, какие удивительные демократические возможности откроются отныне перед всем армянским народом. И на этом замолчать, но нет – еще добавил, что не будет претендовать на власть, а через несколько месяцев уселся на премьерское кресло. Когда стал выдвигать условия своего ухода с премьерского поста – сказал, что сделает это, как только решит Карабахскую проблему, что переводится на общедоступный язык как «когда рак на горе свиснет» (ибо в масштабах человеческой жизни проблема эта не решаема, что для всех очевидно). Мог бы придумать менее грандиозную задачу, чтоб была хотя бы видимость возможности ее решения.

Рубен с опасением отнесся ко всей этой истории. Опасения, конечно, не безосновательные. А если учесть армянское историческое прошлое, да и настоящее (Карабахская проблема), то немудрено бояться всего, что может привести к кровопролитию. Когда я рассказала об увиденном коллеге, она вспомнила свою тетку, которая вела активный образ жизни и каталась на лыжах по всем советским республикам, где это было возможно. И вот однажды они катались по Армении, выпало очень много снега, они с группой сбились с пути и скатились (в буквальном смысле) на крыши какого-то села. Из домов стали выбегать мужчины, что-то вопя при этом, и женщины, плача и рыдая. Обескураженные лыжники недоумевали и не могли понять, что вызвало весь этот переполох. Когда же местное население успокоилось, то выяснилось, что они приняли лыжников за какой-то вражеский десант и решили, что их прям вот сейчас будут убивать. А дело было, между прочим, в глухие советские годы. Вот что значит историческая память.

Аборигены

У меня есть некоторый опыт общения с «лицами армянской национальности», поэтому я в курсе, что Армения – причал Ноя; родина слонов – и вообще всего самого большого и прекрасного на этом свете; Арарат – пуп земли, если человек хороший, то он – армянин (если нет, то хоть бабушка-армянка у него обязательно есть) и т.д. Эти убеждения населения Армении и всей армянской диаспоры вызывают во мне некоторую иронию, но жить не мешают.

Однако все оказалось еще серьезнее – Арарат просто объект поклонения (ласково называется «папой», «прекраснейшим» и т.д.), изображается повсюду, а в аэропортовском дьюти-фри даже продавался шоколадный Арарат (трехмерная модель со «снежной» шапкой). Кстати, личное открытие – Араратом считается комплекс двух гор – большой и поменьше (и шоколадный был тоже был из двух гор).

Так как основное время мы проводили с гидом разъезжая по достопримечательностям, то контакта с местными жителями, а-ля натюрель, так сказать, было не много.

Надо сказать, что население пока еще не развращено туристами, и типичное обхождение с ними, как это принято на более многолюдных маршрутах – еще не появилось – и это очень приятно. Самое время ехать в Армению! А то поздно будет.

В путеводителях и на сайтах написано, что в Ереване можно обращаться с вопросами о том, как добраться куда-либо можно к любому прохожему – подскажут, а если не смогут, то сами найдут того, кто сможет. Мы даже провели эксперимент: на площади Республики вытащили карту и даже не успели перевернуть ее, чтоб она не была кверху тормашками, как тут же нашелся доброхот, пожелавший по собственной инициативе подсказать необходимый маршрут. В другой раз, несмотря на всякие там Maps.me, возник спор – куда идти. Шедшая впереди нас девушка не выдержав, видимо, накала дискуссии по не стоящему выеденного яйца поводу, остановилась и стала интересоваться куда нам надо и даже вызвалась проводить.

В общем и целом прохожие на улице настроены доброжелательно.

Языковый проблем там нет. Все в той или иной мере знают русский язык. Старшее поколение, конечно, гораздо лучше, младшее – не до такой степени, чтобы чувствовать языковые нюансы или юмор до конца, но на бытовом уровне объясниться всегда можно.

На нас же местные жители видимо взирали с некоторым недоумением. И для этого есть некоторые основания: например, как понять живейший интерес, с которым мы взирали на изготовление лаваша и торговлю им. А ведь это и вправду интересно: его готовят в специальной машинке, а продают отсчитывая нужное количество штук и взвешивая.

Сотрудники супермаркета, думаю, решили, что прибывшие к ним дамы вышли из какой-нибудь глухой тайги. Ибо рассмотрение многочисленных упаковок с сухофруктами сопровождалось громкими возгласами, а когда мы принялись ожесточенно фотографировать торты в кондитерском отделе – персонал перестал стесняться и пялился на нас во все глаза. А там и вправду торты были такие, как у нас делают, наверно, только на заказ. И как вообще это можно есть – на эти шедевры нужно просто любоваться. И это – в самом простом супермаркете.

Еще меня поразили местные (скорее не местные, а происходящие из диаспоры) меценаты. Они дают деньги церкви, но не так как наши – на строительство очередного новодела, желательно гигантского и посреди исторического места, чтоб как можно сильнее «заглушить» окружающую историческую среду (там такое тоже есть – сомнительных достоинств кафедральный собор святого Григория в Ереване, но он при всей своей гигантскости не «глушит» окружающую территорию). Есть меценаты с умом, которые дают деньги не просто на культовые сооружения, а на реставрацию исторических достопримечательностей (значит, есть понятие историзма и понимание значения историко-культурных ценностей). Что-то на нашей почве такие миллионеры произрастают не очень.

Религия

Основной церковью в Армении является Армянская Апостольская церковь. Это своеобразное явление, отличающееся и от католичества, и от православия. Теологические нюансы мне мало понятны, но очевидно, что большая часть догматических разночтений для обычного человека не имеет особого значения, так как осмыслить их могут только специалисты.

Мне же, как обывателю, остаются внешние наблюдения. Своеобразна и довольно аскетична архитектура армянских храмов. В интерьере практически не используются иконы, фрески, витражи. Если что-то из этого есть в храме – то очень немного, а фрески – признак грузинского влияния. Главное «излишество» – резьба по камню – в интерьере и экстерьере храмов бывает такая тонкая работа, что невозможно представить, что это – творение рук человеческих.

Одним из достижений поездки стало расширение словарного запаса, пополнившегося термином «хачкар». Выяснилось, что таких камней – просто тьмы и тьмы, но всех их берегут, хранят, а в память о тех, которые были уничтожены на территории других государств – делают копии. Среди них попадаются воистину художественные шедевры, а забота о них – очень трогательное явление.

После последней экскурсии гид Артем спросил, о том, что мне большего всего понравилось во время экскурсии. И я не задумываясь ответила: «Ваш поп!», чем привела вопрошающего в некоторое недоумение.

А мне и в правду понравились местные попы – переходная форма от католических к РПЦ-шным по внешнему виду (т.е. они не такие толстые в основной массе, подстрижены, а их бороды не растут под девизом «что выросло, то выросло»), очень доброжелательные (хотя совершенно очевидно, что я не их паства, но 2 встреченных экземпляра (остальных наблюдала сильно издали) здоровались за руку, причем первыми и по собственной инициативе; любезно расспрашивали «кто и откуда»; радовались приезду совершенно незнакомого человека, которого видят в первый раз и, понятно, приехавшего не с паломническими целями, – и все это совершенно искренне).

Одна деталь, понять которую, вероятно, представители прогрессивного человечества не смогут, но «дорогие россияне» сразу же поймут в чем соль ситуации и на что я могла нарваться, если бы действие проходило в родных осинках. Я была без всяких платков, в джинсах, и – о ужас! – они были рваными и моя, к сожалению, уже не первой свежести, плоть – нагло торчала во все стороны (это я не специально фрондировала, просто не подумала + нерваные джинсы испачкались). Умеют же люди зрить в корень и не заморачивать голову всякой ерундой.

Вот вам и искусство жить – поговорить с человеком несколько минут, вызвать только положительные эмоции и желание продолжить контакт. Но не все владеют таким искусством (это я политкорректно про служителей культа отечественного производства). Если бы я была одна, совершенно очевидно, взяла бы под ручку одного из этих батюшек, пошла бы с ним на прогулку и с удовольствием поговорила бы на разные нетеологические темы с представителем другой культуры и нестандартного образа жизни – это ведь очень интересно и во всех смыслах расширяет горизонты.

Еще из общения с местным населением выяснилось, что в Армении не очень-то любят нынешнего каталикоса Гарегина II. И оказывается есть еще один – который управляет диаспорой – Арам I – вот он пользуется авторитетом. Но, конечно, во всех этих тонкостях за пять минут не разберешься.

Что же касается народной религиозности – то она на высоком уровне: за время экскурсий видели несколько венчаний, а в Эчмиадзине одновременно (в разных частях храма) крестили сразу несколько детей. При этом простота нравов – необыкновенная. Дресс-кода никакого нет: женщины прекрасно ходят с непокрытой головой, в брюках, а на венчаниях попадаются и декольтированные дамы.

При этом в храмах полно молодежи, а в церкви недалеко от наших апартаментов наблюдались молящиеся люди вне всякой службы.

Есть, конечно, всякие околорелигиозные обычаи, народное, так сказать, творчество. Так, из главного храма в Эчмиадзине многие граждане, а особенно гражданки, выходили задом, что, разумеется, затрудняло вход и выход и для них самих, и для всех вокруг. Священник, наблюдавший надо полагать не первый раз эту картину, взирал на них с некоторым сожалением, но замечаний не делал.

В монастыре Агарцин есть остов древнего дерева, в которое попала молния. Еще до этого печального происшествия в дереве было дупло и если пролезть в него – исполнится заветное желание. От дерева остался пенек, но дупло сохранилось и по сей день используется в оккультных целях. Рубен посоветовал лезть, сказав, что для женщин это полезно. Однако присутствовавший при этом местный житель возмутился таким сексизмом и заявил, что он сам несколько лет назад лазил, желание его сбылось и он и слыхом не слыхал, что аттракцион только для женщин – и тут же продемонстрировал свой навык. Самое удивительное, что подошедший священник не только не возражал против такого использования пня, но и прямо предлагал воспользоваться такой уникальной возможностью.

Что ж делать – человек слаб – я тоже пролезла – правда дождавшись, когда немногочисленная публика разойдется. Теперь вот жду результатов:)

Гид Артем рассказал, что сейчас появились язычники, их довольно много и они на полном серьезе собираются на всякие там дни весеннего равноденствия и т.д. и на полном серьезе справляют свои какие-то культы. В Армении также проживают езиды. Их селение и кладбище мы проезжали. Понять, правда, про них практически ничего не удалось, кроме того, что верховный ангел у них изображается в виде павлина, у них своеобразные кладбища и занимаются они скотоводством. Больше ничего нам рассказано не было, а консультация с Интернетом привела к тому, что стало ясно, что за пять минут хотя бы приблизительно понять что собой представляет религия и обычаи езидов затруднительно.

Живность

Вообще я любитель всяких там тварей хвостатых, а уж погладить какую-нибудь мохнатую голову (еще могу без всяких комплексов и облобызать) или накормить чем-нибудь – истинное блаженство.

Овцы, коровы. Тучные стада и отары в ходе поездки мы наблюдали постоянно, и это прекрасно, ибо свидетельствует о том, что сельское хозяйство на подъеме. Особенно интересны местные коровы – настроены они философски-флегматично, совершенно не боятся машин, а свои личные дела ставят гораздо выше, чем потребности проезжающего транспорта. Но самое удивительное – они скалолазы, довольно успешно карабкаются по горам и мирно щиплют травку на крутых склонах.

Людей с домашними питомцами встречалось очень мало. Гид Артем подвел под это историческую основу. Когда население вечно от кого-то спасается или выживает в экстремальных условиях – тут уж не до сентиментальных чувств. Хотя, по его словам, сейчас любителей животных становится больше.

Собаки. Собак встречалось гораздо больше, чем кошек. Чаще всего это были бродячие, хотя и мирно настроенные, экземпляры. Породистую собаку (боксера) я видел один раз, а в основном все они – плод грешной страсти совершенно не подходящих по экстерьеру родителей, которые, впрочем, появлялись на свет тем же способом.

Кошки. Кошки – тоже дворянской породы и ведущие самостоятельный образ жизни встречались крайне редко.

Аисты. В один из дней мы наблюдали целую колонию аистов. В деревне практически каждый столб был увенчан гигантским гнездом этих птах. Те из них, кто не высиживал яйца мирно паслись на недавно вспаханном поле.

Апартаменты «Opera Theatre Apartment»

Так как вопрос состоится поездка или нет – решался довольно долго, были какие-то дополнительные переговоры, то у меня слегка закружилась голова, и я потеряла ориентацию. В итоге, после того, как уже были куплены билеты на самолет, последовал звонок с вопросом о том, где я желаю поселиться – в гостинице (далеко от центра Еревана) или в апартаментах (в центре). Так как мысли мои были заняты в тот момент совершенно другим, то я, слегка обалдев, заняла позицию – «а как другие хотят?». Мне было сказано, что один участник концессии – за апартаменты, другой – колеблется; а к географическому преимуществу апартаментов следует прибавить ещё и то, что у всех их обитателей будет отдельная комната. Это обстоятельство обнадёживало – хотя и не полностью: места общего пользования делить с неизвестными гражданами не очень приятно.

Придя домой и в себя тоже (может быть не до конца) я стала подумывать об отказе от поездки вообще. Но: найду ли я ещё время для поездки и сумею ли за имеющееся время организовать другую поездку – эти вопросы не имели ответов. И я решила отнестись к происходящему – как к вызову, возможности приобрести новый опыт и постараться найти положительное там, где оно вовсе не предполагается. Ч

то же оказалось, когда мы, то есть три разной степени взрослости дамы, до этого времени не знакомые, вступили на порог заведения со столь громким названием? Оказалось, что это – помещение, располагающееся в полуподвале жилого дома (в нем есть два маленьких окна под потолком). Помещение двухуровневое – на верхнем ярусе располагается коридор, совмещенный санузел, а в окончании коридора стоит двуспальная кровать; на нижнем ярусе находится гостиная с большим, на мой взгляд, нелепо-непрактичным диваном и два крошечных смежных с гостиной помещения – одно с кроватью, другое – с небольшим кухонным уголком. Так что ни о каких трех комнатах речи быть не может. Часть коридора с кроватью можно отделить шторкой, так же как и нижнюю нишу с кроватью, и гостиная тоже отделяется от коридора – занавеской. Но все это занавесочное великолепие не в состоянии дать даже призрачной иллюзии отдельных комнат.

Увиденное настолько потрясло, что по выражению лиц своих клиентов, хозяйка «заведения» поняла, что они в некотором потрясении. К тому же кому-то одному при таком раскладе надо было бы спать на диване. Пытаясь сгладить ситуацию она предложила спать на кровати вдвоем. Такое смелое предложение привело меня в полный ступор. Спать с незнакомым человеком в одной кровати – сомнительное и общественно-порицаемое занятие. Ну ладно был бы приятный интеллигентный мужчина – можно было бы на детали закрыть глаза. Но женщина – это же противоестественно!

В итоге с места решили не трогаться, тем более хозяева апартаментов в этой ситуации совершенно не при чем, время тратить на поиски другого – тоже жалко.

Тут надо отдать должное моим спутницам – Светлане и Татьяне – мы с ними, как мне показалось, мирно и не без взаимного удовольствия провели время в поездке. Короче говоря, мне с ними повезло – поэтому никакого бытового дискомфорта не было. А Татьяна – этот милый бухгалтер с детской душой и чистой совестью – быстро засыпала на диване в проходной гостиной, и я довольно долго поражалась этой удивительной способности, читая на сон грядущий и слушая ее мирное похрапывание.

Что касается апартаментов как таковых. Их важное конкурентное преимущество – географическое положение: совсем рядом от центра, с одной стороны, и во дворе, без шума от дороги – с другой. Обстановка там домашняя: чисто, но не как в операционной, обычное, не слишком новое, но чистое белье. Недостатки устраняются хозяйкой по просьбе, так нам была выдана сушилка для белья, т.к. полотенца в ванне не просыхали.

Хозяйка – Зоя – взрослая женщина, добродушная хлопотунья, любопытная, как все дамы постбальзаковского возраста, но изо всех сил старающаяся держать себя в руках – в общем с ней вполне можно найти общий язык.

Как обычная бабушка, Зоя приносила нам в трогательных пластмассовых лоточках завтрак, подозреваю примерно такой, как для своей семьи, и уж конечно он был в сто раз лучше, чем «континентальный завтрак» в отелях! Какое у нее вкусное абрикосовое повидло! А яичницу с травами должна взять на вооружение каждая хозяйка.

Короче говоря, хорошие апартаменты, если знать все их особенности и осознанно их выбрать, и, конечно, состав отдыхающих должен соответствовать особенностям их планировки.

Питание

Питание в программу включено не полностью. Завтраки были в апартаментах. Обедали в разных местах по маршруту, причем так, что в большинстве случаев мыслей об ужине не было.

Вообще Армения – гастрономическая страна, готовят там вкусно, единственный минус – очень сильно солят. Еще там все едет с травой, которая подается небольшими тазиками и миллиарда наименований. Думаю в Москве такой фокус повторять не стоит, в Армении – настоящая свежая трава, а не чахлое дитя гидропоники.

Самые сильные кулинарные впечатления произвели два места. В первый день мы обедали на ковровой фабрике. Там помимо собственно поглощения пищи, есть еще развлечение – мастер-класс. Нам демонстрировали изготовление долмы. В моём случае это, конечно, «не в коня корм». Но как же мне понравился тамошний повар – Артём. Это молодой, очаровательный и, как мне показалось, несколько стеснительный мужчина (его фото, между прочем, красуется в путеводителе «Армения», купленном во время путешествия). Приятно смотреть, как он работает – и не только потому, что вообще приятно смотреть, как работают другие, но и потому, что он на самом деле получает удовольствие от своей деятельности – просто пример человека, который нашел свое место в жизни. Ели мы там долму, какое-то блюдо из макарон, курицы и грибов, еще что-то – не помню – но все очень вкусное.

На следующий день Рубен уклонился от ответа на прямой вопрос о семейном положении этого кулинарного гения – так что не знаю, завидовать ли конкретному человеку или грядущей пока ещё абстракции:)

Второй раз очень вкусно накормили на винной фабрике «АрмАс». Там тоже можно было «пальцы съесть». Но блюда были в несколько ином стиле – более изысканные, смесь национального и высокой европейской кухни. Особый восторг десерт – очень нежный и не приторный. Каково же было мое удивление, когда нам представили повара – им оказалась молодая застенчивая девушка, а вовсе не взрослый мужчина, как мне почему-то представлялось.

В общем, для любителей поесть – в Армении есть где разгуляться. В полной мере насладиться кулинарными прелестями мне мешало то, что я не люблю баранину – хотя и признаю, что нам подавали очень нежное мясо, но мне оно пахнет – это не более, чем личная дурь (тем более, что в меню всегда есть говядина и свинина) и то, что я не знаток и любитель рыбы – а нам ее подавали несколько раз. Однако более продвинутые в «рыбном вопросе» товарищи с удовольствием ее поедали, а гурманы ели рыбные головы – во время этого аттракциона я только таращила глаза:)

Достопримечательности

14 апреля

Ереван (тут в кучу все места города, где удалось побывать) Как ни странно выделить какую-то особую черту города я не могу. Много особенностей отличают его от других городов, которые я видела, но вот как определить несколькими связными фразами его «лица необщее выраженье» – не могу. Поэтому перечислю то, что бросилось в глаза:

- город построен из туфа (или облицован им – даже пятиэтажки). Он разноцветный, и город тоже разноцветный, иногда отдельные дома разноцветные (квадратно-разноцветные);

- большой перепад высот внутри города;

- есть свое собственное ущелье;

- зеленый город. Говорят, что во время блокады 1990-х гг. там вырубали деревья, но и сейчас там много зелени;

- другой воздух, т.е. чистый. Что стало очевидно сразу по выходе из аэропорта;

- очень много городской скульптуры, как монументальной, так и камерной. По своим художественным достоинствам она очень разнородна: и классическая, и современный авангард, и уличный китч типа троицы из фильма «Кавказская пленница» .

Из монументальных памятников выделяются созданные в советский период Монумент «Мать-Армения» и Памятник 50-летию Советской Армении. Стиль, характерный советско-имперский с национальными чертами. Их обязательно посещают туристы, так как у их подножия – смотровые площадки, с которых можно посмотреть на город в основной его части.

Отдельные памятники вызывают некоторое недоумение. Поставил в тупик замысел и воплощение памятника «Полководец Андраник». Бравый воин оседлал одного коня и рядом держит второго (вероятно, аллегория на воссоединение Армении). Но если смотреть на это произведение анфас, так сказать, то очевидным становится, прежде всего то, что всадник оседлал коней, причем, вероятно, племенных производителей и, судя по размерам орудий производства, очень успешных производителей. Если зайти «тылов» – откроются прекрасные виды на натренированные крупы коней и стоящие параллельно земле их пушистые хвосты (сомневаюсь, что даже наиболее опытные экземпляры смогут продемонстрировать такое умение манипулировать хвостом). В профиль же видно бравого воина во всей красе, однако, пропадает аллегория – ибо второго коня не видно совсем. Конечно, «он художник, он так видит», но хотелось бы, чтобы и публика видела замысел художника, а не конские гениталии.

кафедральный собор Святого Григория Просветителя

Это современный огромный храм, состоящий из основного здания и соединенных с ним двух равновеликих часовен. Весь этот комплекс огромных размеров и, на мой взгляд, весьма среднего художественного достоинства. Но он располагается так, что не влияет на восприятие городской среды в целом. Что находится внутри – не видели, т.к. добрели до него во время вечерней прогулки.

церковь Св. Богородицы Катогике и церковь св. Анны

Это храмовый комплекс, расположенный в 10 шагах от апартаментов, где мы жили. Церковь Св. Богородицы Катогике – историческая, святой Анны – новодел, кроме того, в комплекс входит и административное здание (тоже новодел), а все вместе – это ереванская резиденция каталикоса. Этот комплекс – удачный пример реставрации и постройки новоделов таким образом, что они не мешают восприятию исторических зданий. И немаловажная деталь – несмотря на то, что это часть резиденции главы церкви – храмы доступны для посещения и не только во время служб.

Цицернакаберд (мемориал жертвам геноцида 1915 г.)

Посещения мемориала не было в программе, но мы все же там оказались и даже возложили цветы к вечному огню. Стела и памятник располагаются в ухоженном парке, комплекс располагается на возвышенности, так что получается мини-смотровая площадка, играет печальная музыка – в общем сильное впечатление. Там еще есть тематический музей, куда мы не заходили, конечно, там выставлены всякие ужасы, вроде как в музеях Холокоста.

Очень приятно наблюдать, что к мемориалу привозят детей, также как в Матенадаран, т.е. преподаванию национальной истории уделяют большое внимание.

Старый город небольшой, основные достопримечательности хотя бы снаружи мы осмотрели. Самое большое впечатление произвели танцующие фонтаны на площади Республики. Во-первых, они очень технично «танцуют» и многоцветные; во-вторых, хотя народу вокруг них собирается много, но все же далеко не такая устрашающая толпа, как у барселонских фонтанов; в-третьих, программа длится два часа и, в отличие от барселонских, без перерывов; в-четвертых, прекрасный репертуар – классическая симфоническая музыка, фрагменты опер, шедевры мировой попсы (и даже мелодия из «Звездных войн») и, конечно же, Шарль Азнавур. Короче говоря, ереванские фонтаны понравились мне куда больше барселонских. Один вечер мы прослушали и просмотрели почти всю программу, в другой – пришли к самому ее концу. А потом революционные события привели к отключению фонтанов и на площади можно было наблюдать митинг. Но – революции приходят и уходят – а фонтаны, надеюсь, остаются. Все туристам рекомендую посмотреть это прекрасное зрелище!

В один из вечеров мы ходили на Каскад. Это гигантская лестница, разбитая на пролеты террасами. На террасах располагаются фонтаны, а под лестницами – выставочные залы (они работают как музей, вечером закрыты).

На небольшой площади у Каскада и на террасах выставлены разнородные скульптуры – образцы современного искусства. Не уверена, что ими можно любоваться, но вот посмеяться есть над чем: невероятно толстая курящая женщина, демонстрирующая всем свою грудь; такой же пышнотелый легионер, которому лучше бы все же чем-то прикрыть основное мужское достоинство, ибо в отличие от других частей его тела размером оно не потрясает; прыгающие антилопы; танцующие зайцы – короче говоря рассмотрение этого добра и фотографирование может доставить туристу пару приятных минут.

ковровая фабрика Мегерян Карпет

Там демонстрируют как вручную изготавливают ковры – это огромный труд, а наблюдение за работницами наводит на размышления в стиле XIX века – об эксплуатации человека человеком, о классовой борьбе и т.д. Как-то перестаешь оценивать эстетические достоинства изделий, а начинаешь думать, прежде всего, о вложенном в их создание труде.

Там же, при фабрике, есть небольшой музей, где демонстрируют чем-то примечательные старинные ковры, там же можно приобрести ковры – они, конечно, очень дорогие. Вообще не понятно, кто кроме миллионеров (которым это надо в имиджевых целях) и учреждений (при нас работали над коврами для церквей) это все покупает. В квартирах московских обывателей ковров, по-моему, практически не осталось.

Но посетить фабрику интересно – посмотреть как делают ковры, фабричный музей довольно интересно. И еще – там прекрасный ресторан.

15 апреля

хранилище древних рукописей Матенадаран Посещение хранилища – обязательно для туриста, который хочет что-то узнать о стране, в которой пребывает. Там представлены разнообразные образцы: рукописные, инкунабулы, просто старинные. Украшены они миниатюрой, в дорогих переплетах и т.д. Интерес представляют отреставрированные книги – образцы прекрасной реставрационной школы. Поразили длиннющие свитки с разными религиозными текстами, которыми, оказывается, перед путешествием обматывались и таким образом использовали как оберег. Сама экспозиция поражает, представляю, какой бы эффект произвело бы посещение книгхранилищ и реставрационных мастерских.

Вообще идеальным с познавательной точки зрения был бы такой план поездки: сначала посещение Исторического музея (там не были, но предполагаю, что он должен быть богатым) с обзорной экскурсией (чтобы как-то понять логику исторических событий и основные периоды истории Армении), а на следующий день – Матенадаран с запасниками и подсобными помещениями (думается, как одноразовая акция, а не постоянный туристический поток это организовать можно, в Москве, например, сейчас такая мода – показывать запасники и хранилища во время специальных мероприятий). Но это, конечно, план для «продвинутой» группы, массовому туристу такие изыски не нужны.

церковь Св. Рипсиме Красивая древняя церковь (VII в. н.э., объект культурного наследия ЮНЕСКО). Для посещения обязательна.

Эчмиадзин

Духовный центр Армянской Апостольской Церкви, резиденция каталикоса. Большая, ухоженная территория, где располагаются и древние, и современные постройки. Побывать там стоит просто в силу статуса этого места и чтобы посмотреть Кафедральный собор. Не могу сказать, что мне там очень понравилось – все-таки чувствуется там какой-то официоз и людей было довольно много (и это не в сезон, представляю, что там твориться когда приедет основной поток туристов).

Эчмиадзинский кафедральный собор (IV в. в основе, объект культурного наследия ЮНЕСКО). Собор, понятное дело, много раз перестраивался, прежде чем приобрел современный вид. Он большой, по сравнению с другими храмами и за счет перестроек и пристроек имеет сложную структуру, экстерьер собора довольно аскетичный, однако имеющаяся все же (особенно на главном барабане и на портале входа) резьба по камню – очень тонкая работа; в интерьере обращает на себя внимание не характерная для армянских храмов роспись (это не изображения Библейских персонажей, а орнаменты), причем выполненная в очень приятной приглушенной цветовой гамме, никакого блеска и китча. Прямо в здании собора есть небольшой музей (туда надо приобретать билеты), где представлена различная богослужебная утварь, одежды и головные уборы священников. Среди реликвий – знаменитое копьё Лонгина – его легко можно пропустить самостоятельно осматривая музей, потому что это не совсем копье – это наконечник копья, без древка, да еще находится он в ковчеге.

храм Звартноц

Это руины храма VII в., объект культурного наследия ЮНЕСКО. Рядом с руинами находится небольшой музей, в котором представлен макет храма (реконструкция Т. Тораманяна). Грандиозный храм был, судя по макету, но людям без фантазии, вроде меня, даже при наличии макета, очень трудно представить его в натуральную величину.

В музее есть туристическое развлечение – поют в живую а-капела какие-то армянские напевы. Кусочек этого чуда услышали и мы – сильное впечатление.

16 апреля

Ереванский коньячный завод «Ной»

Там интересно побывать потому, что расположен завод внутри старинной крепости. Для туристов из России интересен факт, что с конца XIX века производство принадлежало Н. Шустову.

Экскурсия проходит стандартно: осмотр музея, посещение винного погреба и дегустация двух видов коньяка: 5-летней и 10-летней выдержки. В связи с тем, что коньячная тема в смысле потребления напитка внутрь – для меня закрыта по причине полного неприятия алкоголя организмом, то для меня экскурсия не очень интересная, а про дегустацию – вообще молчу.

Но – в подвале угощали мадейрой 1944 года. Вот это я выпила с удовольствием – конечно, насладится вкусом, букетом и т.п. в моем случае невозможно, но приятно грела мысль, что я потребляю нечто, что изготовлено не только когда меня на свете не было, но и когда на свете не было моих родителей – вот это фокус!

При заводе есть магазинчик – туда можно прийти и самостоятельно, без экскурсии – где продают продукцию завода – всю линейку – и по очень гуманным ценам. Вот там я и прикупила подарки для коллег и друга семьи. А еще там очень забавные и красиво упакованные малюсенькие сувенирные бутылочки. Мои – в сентябре отправятся скрашивать досуг детских учителей и преподавателей курсов.

арка Чаренца

Арка, построенная в честь поэта Егише Чаренца, стихи которого на ней и выбиты: «Вершин, седей, чем Арарат, свет обойди – подобных нет, / Как недоступный славы путь – свою гору Масис люблю!».

Сама по себе арка – довольно примитивное сооружение, но с этого места открывается прекрасный вид на Арарат. Собственно из-за вида сюда и приезжают.

монастырь Гегард

Монастырский комплекс внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс объединяет несколько строений. Главная его церковь – Катогике. К ней примыкает связанная с ней ризница Гавит (она вырублена в скале). Есть еще церковь Авазан (тоже выдолблена в скале, в ней родник, из которого можно попить воды или умыться), еще одна скальная церковь. Комплекс небольшой, но многие помещения – сообщающиеся, поэтому легко потерять ориентацию. Камень, из которого состоят скалы и построен монастырь – темно серый, кое-где – черный, думаю, это копоть; освещение очень приглушенное – в основном из окон и от свечей – все это, в сочетании с отсутствием росписей и икон – создает мрачный вид, но, как ни странно, вовсе не унылый. Как будто бы на съемках фильма в стиле фэнтази.

На территории лежит гигантский камень, который упал в 1975 г. со скалы во время какого-то религиозного праздника, но никого не убил – поэтому его решили оставить на память об этом событии.

Еще там много хачкаров (но это – как в любом монастыре).

За территорией есть мост через реку, а за ним все деревья в завязанных ленточках – типичная народная мифология, и углубление в скале, где все уставлено фигурками из положенных друг на дружку камешков – тоже современная отрыжка язычества – такие «сооружения» впервые во множестве я увидела в Норвегии, а в Перу – на высокогорном перевале было бескрайнее поле таких фигурок.

ущелье р. Азат

«Стены» ущелья состоят из столбчатых базальтов. Очень красивое и удивительное зрелище, описывать которое бесполезно, да и фотографии не могут передать величественность и необычность этих столбов. Это место, думаю, должно быть обязательным для посещения каждым туристом. храм Солнца в Гарни Храм I в. был разрушен землетрясением 1679 г. и восстановлен из руин в советское время. Храм сам по себе довольно стандартное сооружение, не впечатляющее ни масштабами, ни особой тонкостью работы по камню. Однако производит очень большое впечатление – ибо идеально вписывается в окружающую природу – и ее красота во много раз усиливает художественные достоинства сооружения.

17 апреля

Ахцк

Там расположена гробница армянских царей династии Аршакуни, вокруг которой проводят раскопки поселения. Археологи не работали, но плоды их деятельности были налицо. монастырь

Тегер

Он не был в программе. Вряд ли его особенно посещают туристы (особенно больших организованных групп, разве что самодеятельные любители). Монастырь состоит из одной, довольно большой, церкви с притвором.

крепость Амберд

Комплекс состоит из руин крепости и церкви. Руины очень фотогеничные.

предгорья Арагаца

Там было обещано цветение альпийских лугов. Оно-таки началось, думаю, это не было пиком и буйством цветения, но все равно красиво. Особенно маки. Раза два или три останавливались для фотосессии, но вообще-то лучше всего – достать шезлонг, усесться в него, вытянуть ноги – и медитировать. Красота, тишина...

винная фабрика АрмАс

Мне трудно было представить себе, что поездка на винодельню может меня заинтересовать, однако это произошло.

Сначала нам показали поместье – оно все еще обустраивается, но уже обнесено стеной, растут виноградники и плодовый сад – по всему этому великолепию нас провезли на микроавтобусе. Местность очень красивая, вокруг горы – а осенью, наверное, вообще красота нереальная. Там оставлен кусок земли, такой, какой она была изначально, до того, как высадили виноградники. Сколько же там камней и сколько же труда стоило всё это возделать! Потом рассказали историю создания поместья. Там постоянно что-то случалось: когда лоза подросла и можно было ожидать урожая (это прошло несколько лет с момента начала возделывания) его за 15 секунд побил град (теперь там стоят специальные пушки, и если приближается градовая туча, то в нее можно выстрелить и она как-то там рассосется); потом, когда собрали все-таки урожай, винодельню отключили от света и водоснабжения (теперь там свои генераторы и как-то они там водно-независимы). Рассказ о таких бедствиях меня поразил, и, конечно, нельзя не изумляться упорству хозяев, которые несмотря на все трудности продолжают свой бизнес.

Само производство впечатление произвело исключительно чистотой и автоматизацией. То, что это винодельня выдавали только палеты с новыми бутылками (они какие-то особенные) и огромные дубовые бочки в специальном помещении. Там такой туристический аттракцион – написать что-то на бочке, даже фломастеры специальные лежат.

Кстати хозяина всего этого великолепия мы тоже увидели – это Армен Асланян. Какой-то взрослый мужчина вышел из одного из помещений, поздоровался, стал расспрашивать, откуда мы. Это он и был, собственной персоной. Узнав, что из России, сбегал обратно в кабинет и притащил российский флаг, на фоне которого и его самого была произведена фотосессия. Такой вот любезный господин (он потом еще и в ресторане подошел, спросил как нам тут нравится или что-то в этом роде), хотя, конечно, наш малочисленный коллектив трудно было заподозрить в намерении оптом закупить все имевшееся в наличии вино.

Экскурсовод также провела дегустацию – показывала как правильно держать бокал, как взбалтывать вино и смотреть как оно стекает (и объяснила что все это значит). Что касается качеств вина, то я, конечно, послушно делала все, что говорила экскурсовод, но рожденный ползать – летать не может: ничегошеньки не поняла в вине.

Пока мы обедали и пили вино, появилась и дочь хозяина, которая тоже работает на винодельне. Ее зовут Виктория, по-русски она не говорит практически, но через экскурсовода тоже наговорила любезностей. Оказывается она изобрела новый способ чокаться: надо бокалы располагать не параллельно друг другу, а как бы крест-накрест, тогда получается более выразительный звук. Кроме того, у них там какие-то специальные бокалы, и они после соударения издают глухой звук и прямо вибрируют в руке. Чудеса да и только.

Про гастрономические изыски местного ресторана см. в соответствующем разделе.

В общем: любите ли вы вино или нет – значения не имеет – съездить в это красивое место стоит. А осенью там проводится джазовый фестиваль, во время которого публика несколько дней пьет молодое вино, слушает музыку и радуется жизни!

18 апреля

монастырь Хор Вирап

В плане экскурсий главным достоинством монастыря был назван вид, открывающийся на Арарат. Это правда, вид действительно отличный. Но еще больше мне понравился вид по дороге к монастырю: в кадр попадает Арарат, сбоку получается игрушечный монастырь, а на переднем плане – бескрайние поля. Так что – не поленитесь остановить машину для фотосессии.

Сам монастырь небольшой, но очень красивый.

Из туристических аттракционов – подземелье, где 18 лет томился Григорий Просветитель. Оно глубиной 6 метров и туда можно спуститься. Ведет туда крутая и практически отвесная железная лестница.

монастырь Нораванк

Прекрасный монастырь, расположенный в замечательном месте. Красота красных скал и соперничает, и подчеркивает достоинства двух замечательных церквей – Святой Богородицы и святого Карапета.

Из туристических развлечений. Прямо на главном фасаде церкви Святой Богородицы располагается очень узкая и крутая лестница. С одной стороны она упирается в фасад, а с другой – перил нет. Вдоль стены натянута веревка, держась за которую можно подниматься и спускаться. Я туда влезла! Ура! К счастью, народа было немного и мое, надо думать, не самое изящное взбирание не стало объектом внимания мирового сообщества. Поэтому не важно: на карачках, раком – или как хотите – назовите, но я туда влезла! Кто хочет – может!

пещера Арени 1

Здесь в 2008 году при раскопках была найдена самая древняя в мире винодельня (возраст – 6000 лет), прекрасно сохранившиеся захоронения людей (взрослых и детей) эпохи энеолита, пара женской обуви (возраст в 5500 лет, т.е. 3377–3627 гг. н.э). Там даже при самостоятельном осмотре интересно: и от прикосновения к какой-то невероятной древности и от наблюдения за работами археологов (пространство разделено веревками на подписанные квадраты; видно, как снимаются слои и т.д.). Если бы еще пройтись там в сопровождении профессионала.

На мой взгляд, если составлять короткий список объектов, которые надо непременно увидеть в Армении – пещера там должна быть обязательно.

19 апреля

Севан

Озеро мы видели так как посещали монастырь на его берегу. Видели в не самом красивом и масштабном ракурсе – так как монастырь располагается на берегах залива и оценить масштаб озера с этого ракурса невозможно. Еще, на мой взгляд, портит вид озера плотная застройка – частный сектор и пансионаты советского времени. Интересно, наверное, покататься на кораблике по всему озеру и особенно в места, где нет интенсивной застройки. Там, кстати, есть туристические кораблики, но плавание на них не входило в программу.

Еще на восприятие этого объекта сильно влияет погода. Утром, при ясной погоде и ярком солнце, Севан был синим и спокойным, а вечером, при дожде и мрачном небе – стал темно-серым и неприятным.

Для меня стало открытием, что его хотели осушить в советское время (не полностью, но на много, а освободившуюся территорию засадить орешником и дубом, а воду использовать для гидроэлектростанций и мелиорации), причем план этот был разработан и начал внедрятся ещё в начале 1930-х гг. От экологической катастрофы спасла начавшаяся война, а потом и пробудившийся здравый смысл – последствия еще не до конца выполненного плана говорили сами за себя. Вся эта глупость была к счастью приостановлена, а то получили бы мы еще один Арал. Сейчас реализуется план по возвращению Севана к размерам, приближенным к прошлым, но полностью восстановить озеро – такой задачи не ставится даже теоретически – побережье застроено, проложены дороги – все это уничтожить невозможно.

монастырь Севанованк

Красивый небольшой монастырь. До наших дней дошли две церкви – Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин. Главная особенность – возможность сделать фотографии монастыря на фоне озера (или с озера), которой больше у нас на маршруте не было. монастырь

Агарцин

Это – самый понравившийся мне монастырь. Он и сам по себе красивый, да еще и расположен в прекрасном месте, да еще необычайно фотогеничный (если по дороге вернуться назад, да влезть на один из тамошних холмов – откроется вид комплекса прямо как на ладони). А какая там тишина, как птички поют – полный релакс. Да еще народу там практически не было. Правда, квартирная хозяйка слушая наши восторги по поводу спокойствия и уединенности, которые мы там обрели, сильно удивлялась – по ее словам там всегда тьма народу:)

20 апреля

какое-то неизвестное место

Это был день, который мы провели с Артемом. Он привез в какое-то не очень туристическое место, название которого мне установить не удалось. Гид, разумеется, называл все места, где мы побывали – но в одно ухо влетело – в другое вылетело. Все остальные места установить с помощью Интернета удалось, а это – нет. Там небольшая церковь, стоит она у обрыва. Если к нему подойти и наклониться, то можно увидеть руины и пещеры, когда-то бывшие монастырскими кельями.

Одзунский монастырь

Сейчас от монастыря осталась церковь и прекрасное небольшое кладбище. Церковь приходская для села Одзун. Примечательно одно из надгробий. Памятник установлен на ступенчатом основании. Представляет собой соединенные две арки, выполненные из шлифованного камня. Под каждой из арок находится четырёхметровая прямоугольная стела, на каждой стороне которой по всей длине высечены изображения. На западных и восточных гранях выполнены Евангельские сюжеты, сюжеты о распространении христианства в Армении, а на северных и южных гранях — геометрические и растительные сюжеты. Каждая грань окаймлена неповторяющимся орнаментом.

монастырь Ахпат

Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Там был не только монастырь, но и учебное заведение. Сохранились специальные помещения для учащихся и хранения книг.

монастырь Санаин

Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это большой комплекс, расположенный на возвышенности. Когда подул сильный ветер, сразу стало очень холодно, а в церкви так завывал ветер, как будто был настоящий буран. Комплекс включает в себя кладбище.

Вообще и сюда, и в Ахпат лучше приезжать с запасом времени, чтобы поваляться на травке, полюбоваться окрестностями.

монастырь Кобайр

Это – последняя посещенная в Армении достопримечательность. Посетили ее мы уже во второй половине дня, и как обещали погодные сайты – начался дождь, да сильный. Артем решил подвести нас к монастырю как можно ближе.

В результате машина проехала какое-то расстояние чуть ли не вертикально вверх (это вперед выглядело вполне безобидно, но вот на обратом пути, когда машина ехала задним ходом – смотреть даже находясь вне машины было страшно – я бы ни за что не вырулила оттуда, но, правда и не «врулила» бы). Потом на пути встретилось неожиданное препятствие – каменная арка, в которую может быть легковушка и въехала бы, а вот джип – не очень. В итоге машину оставили там, а дальше – пешком.

Вообще, что же за туристы, которые бояться ходить пешком. Мы с Татьяной облачившись в дождевики пошли в путь, Артем шел в чем был. Вообще я не очень верила, глядя снизу куда-то вверх, что до монастыря мы доползем – но не говорить же об этом вслух. И вот – преодолевая стихию (т.е. дождь) и собственное естество (т.е. неудовлетворительную физическую форму) – мы туда влезли. И теперь уже глядя вниз, я никак не могла поверить, что мы пришли оттуда:) Победа!

От монастыря осталось, по-моему, три здания. Они частично руинированы. Ведутся восстановительные работы – свидетельство тому различный инвентарь находившийся там и не убранный.

Скорей бы хоть крышу соорудили. Дело в том, что в главном храме сохранились прекрасные фрески (следствие грузинского влияния), но, конечно, находясь практически под открытым небом, они долго не протянут.

На обратном пути, проезжая через перевал мы попали... в снежную бурю. Так что я собственными главами видела первый апрельский армянский снег, да такой густой! Проезжая заснеженную деревню вспомнила родину!

Сувениры

Сувениров из Армении можно привести во множестве. Если интересуют разные там магнитики, кружки, фигурки, поделки – прямая дорога на Вернисаж. Там такого добра, а так же бижутерии и экспонатов блошиного рынка – во множестве. Причем это не китайская штамповка, а изделия ручной работы, которые, зачастую, продает сам их изготовитель. Там стоит побывать даже если покупки не входят в ваши планы – просто поглазеть, что могут сделать своими руками обычные с виду люди.

Что еще можно привести:

- коньяк. Его лучше покупать в специализированных магазинах при заводах «Ной» и «Арарат» – там лучше цены и полный ассортимент. Но можно и в супермаркетах города.

- вино. Его там можно купить и на всяких фабриках, которые во множестве входят в экскурсионные маршруты, и прямо на трассе у мелких производителей (которые торгуют и другими видами алкоголя). Оценить достоинства армянских вин я не могу – в связи с полнейшим алкогольным кретинизмом, но знатоки нахваливают.

- сухофрукты. Вот это моя тема. Их там во множестве и различных видов. И это именно сухофрукты, а не вымоченные в сахарном сиропе трупы различных когда-то полезных фруктов. Став крупнейшим их экспортером могу со всей ответственностью заявить, что они придутся всем по вкусу. Во всяком случае все, кого я угощала, восхищались.

Купить их можно повсюду: в супермаркетах (в обычной упаковке и красиво выложенные на какой-нибудь подложке); у частных торговцев – они торгуют около достопримечательностей или вдоль дороги (три вида «упаковки»: на ниточках, на пластиковых блюдах (подарочный вариант), и на развес); на винной фабрике «АрмАс». В моем случае самыми вкусными оказались купленные на винной фабрике (самое большое удивление – сливы, не ожидала, что они могут быть такими вкусными) и у бабули рядом с храмом в Гарни. Кстати, у этой бабули – ещё и хорошая цена; у нее надо закупить на развес.

- всякие там «баночные» заготовки. Упомянутая выше бабуля торговала еще и всякими там домашними заготовками. Угостила вареньем из грецких орехов – вкусняшка страшная, но, думаю, у нее все там вкусно. Вопрос только в доставке всего этого великолепия. Татьяна купила баночку, а потом была озабочена покупкой пластиковой плотно закрывающейся тары. Короче говоря, ехать надо подготовившись, т.е. взяв с собой пластиковые плотно закрывающиеся контейнеры – они легкие, а на месте не надо будет тратить время и умственные усилия на их добывание.

- рыба. Около Севана вяленую и копченую рыбу продают во множестве. Индивидуальные торговцы стоя на обочине приветствуют водителей широко расставив руки, что означает размер продаваемой ими рыбы. Это, конечно, некоторое художественно-коммерческое преувеличение, трудно представить, что Севан населен динозаврами, но рыба там, конечно, есть. Самые продвинутые – ставят человеческие чучела с расставленными конечностями. В общем – креатив из всех щелей. Мои более продвинутые в рыбном вопросе дамы прикупили рыбы в специальном магазине.

- книги. Странно, но в сувенирных лавках книг (даже, что поразительно, в Матенадаране) на русском языке практически нет. Вероятно, туристы отечественного производства, представители когда-то самой читающей нации, не очень-то этим интересуются. Поэтому мой улов был невелик: «Армянская миниатюра. Коллекция Матенадарана. Ереван: «Наири», 2013» (а хотелось какой-нибудь обзорной толстенной монографии о всей коллекции книгохранилища и чтоб в ней текста было гораздо больше, чем картинок) и путеводитель «Армения. История, природа, религия, достопримечательности. Ереван, 2018» (очень неплохое для рассчитанного на массового покупателя издание).

Деньги

Национальная валюта Армении – драмы. Привыкнуть к ним за неделю мне не удалось – слишком много нулей для меня, поэтому я постоянно просила перевести суммы в рубли. И еще там есть монеты – и они тоже с нулями и даже чего-то стоят. Первой моей покупкой стала бутылка воды в уличном ларьке. Совершенна она была так. Из кармана я выгребла все что там было (а были там размененные сто долларов) и сунула это все продавцу со словами: «Возьмите, пожалуйста, сколько надо, я не понимаю». Он, вероятно решив, что перед ним сумасшедшая, стал вкратчивым голосом говорить: «Спрячьте эти купюры, это слишком много. И никому так не давайте. А вот эта подойдет. Вот Вам сдача». И дал мне монеты, а я перед этим вычитала, что в Армении нет монет – наверно какая-то старая статья висела. И тут же закрепила имидж убогой: «А я думала в Армении копеек не бывает».

Вообще же какая-то наличность в местных деньгах нужна – купить что-нибудь у уличных торговцев, в музейных лавках и т.д.

Размен валюты производится в банках или обменных пунктах и это не проблема. Брать из наличности лучше доллары.

Довольно широко используются пластиковые карточки. Никаких проблем при наличии машинок для карточек не возникало.

Если в последний день собираетесь на Вернисаж, то менять специально для него деньги не надо – там возьмут и рублями, и долларами (только вот сдачу дадут драмами). Нужно просто знать курс, но при мне продавцы не мухлевали.

Связь и Интернет

Практичная любительница быть всегда на связи – Светлана – приобрела прямо в аэропорту какую-то местную симку. Подробностей не узнавала, но, видимо, очень недорого – и у нее всегда был Интернет. Я же, напротив, люблю на отдыхе оставаться без связи – чтобы забыть о всех домашних и рабочих делах и хлопотах. Однако практичность Светланы помогла всему нашему немногочисленному коллективу – ибо через нее была связь с гидом. В условиях «Бархатной революции» это было немаловажно – договариваться о времени, когда подъедет гид – было бесполезно, один раз мы шли ему навстречу пешком, т.к. дорога была перекрыта.

В апартаментах был вай-фай, как изящно выразилась наша хозяйка «он спускается со второго этажа». «Спускался» он неспешно, иногда застревая по пути, но пользоваться им было возможно.

Благодарности

• Благодарность №1 моим замечательным спутницам – Татьяне и Светлане – за прекрасно проведенное совместно время и приятное «сожительство».

• Гиду Рубену, замечательному гиду и просто хорошему человеку. Даже как-то не верится, что в Армении у нас мог быть какой-то другой гид:)

***

Говоря об Армении трудно не скатиться к превосходным степеням и банальности. Страна с богатейшим культурным наследием, великолепной природой, прекрасной и экологичной кухней заслуживает внимания. Пожалуй ни одна из посещенных мною стран не поражала меня гармонией природных и рукотворных красот – порою просто невозможно себе представить тот или иной памятник стоящим на другом месте и, наоборот, невероятным кажется, что когда-то на этом месте не было этой церкви или монастыря. Таким образом, в одном путешествии можно насладится и прекрасными видами, и исторической информацией. Тезис о том, что в Армению нужно приезжать много раз – спорен, тут каждый решает для себя сам, но, на мой взгляд, непреложно то, что каждому культурному человеку надо побывать там хотя бы раз.

Страна путешествия:

Картинки к публикации: 
Ковровая фабрика Мегерян Карапет
Ковровая фабрика Мегерян Карапет
Зварноц
Зварноц
Зварноц
Матенадаран
Матенадаран
Церковь Святой Рипсимэ
Церковь Святой Рипсимэ
Эчмиадзин. Центральный вход
Эчмиадзин. Кафедральный собор
Эчмиадзин. Кафедральный собор (фрагмент интерьера)
Эчмиадзин. Копьё Лонгина
Эчмиадзин. Сосуд для миро
Арка Чаренца
Арка Чаренца
Коньячный завод Ной
Коньячный завод Ной
Коньячный завод Ной
Коньячный завод Ной
Монастырь Гегард. Катогике
Монастырь Гегард. Катогике
Монастырь Гегард. Окрестности
Монастырь Гегард
Ущелье реки Азат
Ущелье реки Азат
Ущелье реки Азат
Храм Солнца в Гарни
Храм Солнца в Гарни
Амберд
Амберд
Ахцк
Ахцк
Винная фабрика АрмАс
Высокогорные луга
Высокогорные луга
Высокогорные луга
Монастырь Тегер
Монастырь Тегер
Монастырь Тегер (автомобильная стоянка)
Монастырь Нораванк (окрестности)
Монастырь Нораванк. Церковь Святой Богородицы
Монастырь Нораванк
Монастырь Нораванк. Хачкары
Монастырь Нораванк. Церковь Святой Богородицы
Монастырь Нораванк. Церковь Святой Богородицы
Арарат
Арарат
Монастырь Хор Вирап
Монастырь Хор Вирап
Монастырь Хор Вирап. Темница Григория Просветителя
Монастырь Хор Вирап. Церковь Святой Богородицы
Пещера Арени 1
Пещера Арени 1
Тучные стада
Монастырь Агарцин
Монастырь Агарцин
Монастырь Агарцин. То самое дупло
Монастырь Агарцин
Монастырь Севанаванк
Монастырь Севанаванк. Церковь Сурб Аракелоц
Монастырь Севанаванк. Церковь Сурб Аствацацин
Севан
Севан
Монастырь Ахпат
Монастырь Ахпат
Монастырь Ахпат
Монастырь Ахпат
Монастырь Кобайр
Монастырь Кобайр
Монастырь Кобайр
Монастырь Кобайр
Монастырь Кобайр
Монастырь Санаин
Монастырь Санаин
Монастырь Санаин
Монастырь Санаин
Монастырь Санаин
Монастырь Санаин
Монастырь Санаин
Монастырь Санаин
Одзун
Одзун
Одзун
Ереван. Танцующие фонтаны
Ереван. Мемориал жертвам геноцида
Ереван. Монумент «Мать-Армения»
Ереван. Памятник 50-летию Советской Армении
Ереван. Памятник Александру Манташянцу
Ереван. Церковь Св. Богородицы Катогике и церковь св. Анны