Самара (2019) Ах, Самара-городок …

Почему этот тур?

Богоугодное заведение, в котором я работаю более пяти лет, накрыли черные времена. Новоявленное руководство постоянно ставило меня в тупик, назовем это политкорректно, узостью своего кругозора. Чтобы разбавить будни, наполненные раздумьями на тему о том, за что же чума напала на наш дом, и разговорами с коллегами на эту же чрезвычайно богатую тему, я и отправилась в поездку. Тем более, что ведущий ее гид мне нравится, а в Самаре я до этого не была.

 

Место покупки тура

Тур куплен в МКН.

 

Место сбора группы

До Самары и обратно нужно было ехать на рекомендованном организаторами поезде. Туда это был поезд № 050М «Москва – Самара        (двухэтажный)» с Казанского вокзала. Поезд чистый, весьма комфортабельный (про 2 этаж не скажу, я гнездилась на первом). Достаточное количество чистых и удобных туалетов, очередей не было ни вечером, ни с утра. В купе я была со спутницей, за время поездки мы не обменялись ни словом (и спасибо ей за это), других пассажиров не было. Для пассажиров нижних полок предусмотрены розетки для подзарядки мобильников, а самое главное – есть индивидуальное освещение над кроватью – можно читать сколько угодно и не мешать спутникам.

Обратно предлагались поезда № 009Й или № 137У. Я выбрала № 137У «Оренбург – Москва». И мой выбор – совсем не свидетельство развитого ума. Он отходил минут на сорок раньше второго рекомендованного, однако прибывал – позже, т.к. тащился еле-еле и «кланялся» каждому полустанку. Сразу сравнить информацию о прибытии поезда в голову мне не пришло. Кроме того, оказалось, что купленный мною билет относится к вагону, который прикрепляют к поезду в Самаре, поэтому прибытие поезда и возможность занять свое место по времени не совпадают. Однако по громкой связи об этом не сообщают, зато имеется тетенька, вещающая об этом на перроне, уже после того, как навьюченные поклажей пассажиры спустились по довольно крутой лестнице (там есть еще лифт – однако в неприметном месте и сразу его не разглядишь). Поезд этот оказался временной воронкой и демонстрировал всем желающим прелести путешествий в 1990-е годы: ветхость вагона, легкая антисанитария, качество матрацев и подушек, привычки пассажиров (которые, к слову, довольно часто менялись). Недавно я прослушала выступление М. Галкина об отечественных поездах (я не поклонница его таланта; это произошло после того, как выяснилось, что он склонен к оппозиционным речам – вот я и обратились к прослушиванию фрондерского выступления). Не вдаваясь в описание художественных достоинств просмотренной миниатюры, хочется отметить ее жизненность, особенно в той части, где лирический герой описывает безуспешные попытки «прицелится» в унитаз, которые не могли увенчаться успехом, так как вагон хаотично дергало в разные стороны без видимых причин. Возможно, мужу А. Б. Пугачевой вжиться в роль своего персонажа помогло путешествие на поезде «Оренбург – Москва».

 

Автобус

В данной поездке был микроавтобус. Этот вид транспорта мне не нравится: низко – никакого обзора и тесно. Мне повезло: я сидела на одинарном сидении, а вот тем, кто был «спарен» с посторонним человеком, да еще сидел не у окна – не очень. Несколько человек присоединились к группе на второй день, двое из которых на день, так что подавляющее количество времени автобус был полностью заполнен.

 

Самара

Какого-то однозначного мнения о городе у меня не сложилось. Желания переселиться туда у меня не возникло, хотя одно местечко для этой цели понравилось – советская пятиэтажка на возвышенности, из окон которой открывается превосходный вид на Волгу, расположенный в 10 шагах Иверский монастырь и находящийся чуть поодаль пивзавод – мне кажется прекрасным местом обитания.

Объектов для осмотра в городе достаточно, так что побывать в Самаре хоть один раз надо.

Открытием для меня стало, что город – средоточие памятников в стиле модерн. Их там на самом деле много, а некоторые из них могли бы украсить и столичные города. Так же там попадаются места с сохраненной исторической застройкой – такая прелесть.

Надо сказать, что охрана памятников – ахиллесова пята в деятельности местных властей. К Чемпионату мира по футболу (2018) что-то привели в порядок, но до многих памятников руки не дошли – поэтому на улицах города довольно часто встречаются таблички: «Осторожно! Возможно обрушение отдельных частей фасада дома. Опасная зона 3 метра».

Некоторые здания завешаны специальной тканью, а информационные стенды возле них сообщают, что это за памятник, какая организация ведет реставрацию – все это было бы очень мило, если бы в строке «Срок окончания работ» не значились 2017 или 2018 год. Вот такая горькая ирония!

Поразил меня Фахверковый дом. Он находится в глубине застройки и, думаю, не только туристические группы, но и самарцы проходят практически мимо него, не подозревая о его существовании. На нем имеется табличка: «Объект культурного наследия. Памятник архитектуры регионального значения. Жилой дом. Конец XIX в. Подлежит государственной охране. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную, административную и иную ответственность». Но сама по себе табличка не чудотворна, дом разрушается. Жители дома вывесили на фасад баннер: «Памятник архитектуры. Дому свыше 100 лет. Ремонта не было более 40 лет. За сохранность памятника жильцы борются не один десяток лет. Чиновники городской и районной администраций помочь не желают».

Меня поставило в тупик то, что в продаже практически нет литературы о городе. В Самарском художественном музее продавалось несколько видов открыток с видами старого города (один из которых стоил 600 р. – что, на мой взгляд, некоторый перебор) и какого-то альбома, где картинок было больше, чем текста – больше ничего. В «Читай-городе» сотрудница сказала, что есть несколько подарочных больших изданий, но не показала на какой полке (я сказала, что книгами, где картинок больше, чем текста не интересуюсь), зато вынесла из подсобки «Путеводитель Samara» (сост. Д. Боргест. Самара: Самбук, [б.г.]) – между прочим многоязычное издание – на русском, английском и испанском. В сувенирном магазине «Все другое» мне предложили книгу Вагана Карканьяна (это самый известный исследователь самарской архитектуры) – однако она мне не понравилась – там было множество черно-белых графических иллюстраций, мало текста, она была нестандартного формата, были еще несколько изданий, но посвященных каким-то узким темам, а любезная продавщица порекомендовала издание «уж точно про Самару» – Умярова Н., Иванец О. Бандитская Самара. Самара, 2015. Но я решила, что знакомство с изданием станет для меня слишком сильным погружением в самарские реалии. Столь неразвитый в краеведческом отношении книжный рынок, при таком богатстве натуры – меня поразил. Но, видать, не пользуется краеведческая литература и путеводители особым спросом (купленный мною путеводитель – явная отрыжка чемпионата мира).

Еще в Самаре имеется музей Ленина (а по городу висят во множестве мемориальные доски в его честь). К сожалению, посещение этого музея не было запланированао, а было бы интересно послушать, как нынче преподносится эта тема, да и на мемориальные предметы тоже посмотреть любопытно.

 

Расскажу об объектах, которые посетила в рамках экскурсии. Остальные достопримечательности были осмотрены снаружи.

 

Бункер Сталина

Этот объект был сооружен в 1941–1942 г. для эвакуации Сталина. Куйбышев был запасной столицей в период Великой Отечественной войны, сюда эвакуировались государственные учреждения, посольства, заводы и т.д.

Объект такого масштаба был построен в рекордные сроки. Однако к моменту его окончания непосредственная угроза Москве отпала, и по прямому назначению он так и не использовался.

Сейчас он находится в ведении МЧС. Это не музей, однако часть помещений там сохраняется в нетронутом виде и проходят экскурсии.

Экскурсии проводятся силами персонала объекта, не профессиональными экскурсоводами, однако знающими о своем месте работы. Исключение было сделано на период Чемпионата мира, когда объект посещало много иностранных туристов. Тогда экскурсоводами были приглашенные со стороны.

Для нас экскурсию вел мой тезка – Валентин Алексеевич, ему более 70 лет. Вооружившись деревянной указкой, он вышел к публике, произнес: «Здравствуйте, товарищи!», представился и продолжил: «Возражения есть? Нет? Тогда начинаем». В таком же духе он продолжал и далее: «Вопросы есть? Нет? Тогда – анекдот». Очень атмосферно и подходит осматриваемому объекту.

Поразили меня, в очередной раз, сограждане. К группе было присоединено некоторое количество самостийных посетителей. Им сказали, что это – не музей, они видят, что перед ними очень пожилой человек, а претензии сыпались как из рога изобилия: слишком тихо говорите; мало места (не ясно, как это можно изменить); почему не на лифте (а экскурсия по-другому и строиться не могла – осматривали каждый этаж, к тому же надо было спускаться, а не подниматься); когда же по окончании экскурсии было предложено желающим воспользоваться лифтом – почему он такой маленький (когда было объяснено, что все в бункере «родное», а ремонты сводились только к косметике – покраске стен и т.д. – и делалось это все для специальных нужд, а не для комфорта экскурсантов, которые изволят посетить объект через 80 лет).

В результате Валентин Алексеевич сказал, что уже старый видно стал, надо к Новому году увольняться. А рассказывал он, между тем, вполне хорошо. Ну тут уж до большинства доперло, что как-то надо себя в руках держать – его стали уговаривать оставаться на посту, а в конце лекции были «бурные, продолжительные аплодисменты» – совсем в стилистике времени создания бункераJ

Так как это – не музей и так как краеведческая литература – не самое сильное направление в самарском книгоиздании, о чем уже упоминалось выше, то никакой брошюры о бункере, не говоря уже о монографии, там не продавалось. Мне кажется, брошюра с разумным сочетанием текста и иллюстраций имела бы успех.

 

Жигулевский пивоваренный завод

Завод осмотреть надо любому любителю краеведения – так как здания, в которых он располагается очень живописны. В одном из них, по сообщению заводского экскурсовода, планируется создать небольшой музей. Правда, фотографировать на территории завода (не только в цехах, но и просто на улице) – запрещено. Разрешили только сфотографировать стенды с фотографиями по истории завода.

В ходе экскурсии рассказали об истории предприятия и о том, как изготавливают пиво сейчас.

В связи с тем, что в компании присутствовал знаток пива, к рассказам местного гида отношение было скептичным. Для приготовления пива используют подготовленную воду, для ускорения процесса используют подогрев сырья, оборудование все современное и никаких деревянных бочек. Так что на выходе – обыкновенное промышленное пиво.

Но, надо сказать, на предприятии работают настоящие «солодовые патриоты» – продукцию свою любят, всячески нахваливают и умело продвигают в массы.

Открытием для меня стало, что название «Жигулевское» отнюдь не принадлежит этому заводу. То-то я читала, что продукция завода поставляется только на местный рынок, а в магазинах видела его и в Москве, и в других местах, правда, не присматривалась к этикеткам за ненадобностью. Оказалось, что по поводу этого названия были судебные разбирательства, и в итоге было принято решение, что пиво с таким названием может выпускать любой пивзавод.

После осмотра производства была дегустация. Дегустатор из меня еще тот, зато вооружилась знаниями о том, что пиво правильнее всего закусывать чуть подсоленными сухариками из черного хлеба, а заграничный народ вообще не понимает, как можно пить пиво и при этом еще и есть, для них это – разные процессы.

Вообще пиво – культовый напиток в Самаре. Наша гостинца, например, была украшена мудрыми мыслями о пенном напитке, правда, напечатанными каким-то унылым шрифтом: «Не то мудрено, что пиво сварено, а то мудрено, что не выпито» (В. И. Даль); «Величайшее изобретение в истории человечества – пиво. Вы правы, колесо – тое сильное изобретение, но колесо не идет так же хорошо с пиццей, как пиво» (Дэйв Барри); «Это для меня так же естественно, как прием пищи, и столь же необходимо. Мне и в голову не придет есть и при этом не пить пиво» (Эрнест Хемингуэй); Вы не можете считаться настоящим государством, если у вас нет своего пива и своей авиакомпании. Может немного помочь наличие футбольной команды или ядерного оружия, но даже и в этом случае, как минимум, у вас должно быть свое пиво» (Фрэнк Заппа).

 

Иверский монастырь

После дегустации пива – логичное решение – посещение монастыря. Чем и была продолжена экскурсионная программа, тем более, что он располагается через дорогу от пивзавода. Такое соседство – одна из причин того, что Самару называют городом контрастов.

Территория монастыря небольшая, там много не очень больших построек, живописно располагающихся на довольно крутом склоне. Когда-то там был большой храм в тоновском духе, но в советский период он был уничтожен. Надеюсь, по распространенной ныне моде, его не восстановят. Лишний он там.

 

Художественный музей

Художественный музей в Самаре имеет в коллекции художников первой величины и XVIII–XIX вв., и работы авангардистов начала XX в.

           

Музей модерна

Туда следует зайти хотя бы для того, чтобы осмотреть воссозданные интерьеры особняка. Очень красиво, а мебель эпохи модерна – просто мечта. 

 

Костел Пресвятого Сердца Иисуса

Костел не такая уж древность – построен в начале XX века. Однако из-за непривычности готической архитектуры в наших палестинах – притягивает взгляд. В советское время он был закрыт.

Внутри он оформлен очень аскетично. Привлекает внимание алтарная фреска – копия картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста».

Храм был закрыт, однако монашка открыла его, думая, что небольшая группа экскурсантов – это пришедшие на концерт органной музыки. К сожалению, остаться на концерт было невозможно – вечером был отъезд в Москву.

Зато я увидела репетицию и то, как играют на органе. То есть орган я вживую слышала много раз, издали видела, как на нем играют, но в этот раз я увидела еще и то, как играют ногами. Я, конечно, была в курсе, что у органа есть ножные педали, но не думала, что их так много и что они, подобно «ручным» бывают белые и черные. Просто потрясающее зрелище – я машину с тремя педалями водить не могу – в ступор впадаю – а тут миллиард клавиш (а ведь еще два ряда сверху).

 

Гостиница «Россия»

Гостиница эта – просто телепорт в СССР. Вся обстановка там свидетельствует о возвращении в период расцвета застоя. Но – не будем брюзжать – жить там вполне можно. А для приехавших на экскурсии – и только спящих в отеле – никаких проблем нет. Нужно так же отметить отзывчивость персонала. При заезде я обнаружила, что в номере чудовищная духота – в такой обстановке я спать точно не смогу. Попытка открыть окно успехом не увенчалась. К своей радости, я обнаружила бра над кроватью – можно почитать перед сном, но радость оказалась преждевременной – агрегат не включался: отодвигание кровати и проверка воткнутости вилки в розетку, а также выкручивание лампочки и попытка вкрутить лампочку из люстры – результатов не дали. Спустившись на ужин, я сообщила о проблемах сотруднику рецепции – и по возвращении нашла в номере открытое окно и горящее бра.

К несомненным достоинствам гостиницы относится ее месторасположение – на берегу Волги, прямо на променаде (который в Самаре длинной более 6 км) – в теплое время года можно приятно пройтись по нему прямо до центра. А какие замечательные виды открываются с верхних этажей. Да даже и не с верхних – последний ужин был во время сансета – входящие в столовую любители фотографии хватались за свои агрегаты и бросались к окнам делать снимки:)

 

Номер

  • размер. Это был небольшой номер, настоящий сингл с довольно широкой кроватью. Из мебели: журнальный стол, стул, шкаф.
  • ванна. Санузел в номере совмещенный, среднего размера. Сидячая ванна и навесной душ. Предоставляется «расходные материалы» (мыло, гель).
  • оборудование номера. В номере имеется телевизор, минихолодильник.

 

Питание

Вообще-то кормежка, организованная «МКН», особенно за границей – хороша. Но в данном случае она была очень среднего уровня. Все приемы пищи проходили в той же гостинице, где мы жили. Что называется, из-за стола надо вставать с легким чувством голода. Завтрак, обед и ужин – порционные (включая чайные пакетики). Качество некоторых блюд вызывало у меня вопросы: например, на обед была подана гречка с мясом и подливой. Мясо – свинина – было порезано на небольшие кусочки, некоторые из которых было просто пожаренное сало. Это омерзительное зрелище: гречка, а не ней полупрозрачные трясущиеся куски.

Но самое интересное – на обед подавали чай, а когда я захотела выпить чего-нибудь холодного (и даже предложила за это заплатить) – мне (да и всем) – отказали – не положено! На ужин полагалось сладость (рулет с каким-то кремом), а к нему – химозный сок. А чай нельзя было получить ни просто так, ни за деньги.

 

Гид

Гидом был Александр Ракитин. О его многочисленных достоинствах я уже распространялась неоднократно. Как и всегда мы много ходили, забирались в разные уголки, куда, думаю, стандартные туристические группы не ходят.

 

Сувениры

С сувенирами у меня и в этот раз не сложилось. Наездилась я, видать, уже немало. Период, когда всяческая туристическая лабуда вызывала щенячий восторг у меня миновал, заваливать свой собственный дом и дом коллег всякой чушью – уже не хочется.

Что же привезти из Самары? Сначала предоставлю перечень того, что рекомендуют многочисленные сайты в Интернете:

Коза – символ города – соответственно, различные изделия с изображениями этого животного;

Космические сувениры – в советский период Самара была центром космической промышленности, поэтому на экскурсиях и в местах, связанных с этим производством можно купить разную сувенирную продукцию с изображениями символов этой отрасли, кроме того, можно купить «космическую еду», т.е. еду, упакованную в тюбики, такие же, из которых едят космонавты.

Пряники «От Палыча». Оказывается, родина этой фирмы – Самара. Там несколько магазинов с ее разнообразной продукцией, а также кафе этой фирмы. Продукты «От Палыча» легко купить и в Москве. Однако в Самаре продают пряники с надписями «Самара» и т. д. и изображениями козы или местных достопримечательностей – отличный сувенир – им точно воспользуются и он не будет захламлять квартиру.

Конфеты фабрики «Россия». Та самая фабрика, чей девиз: «Россия – щедрая душа» так же располагается в Самаре. Ее имидж, на мой взгляд, сильно подпортил Купитман из «Интернов», который рассуждал о скупости пациентов и восклицал что-то вроде: «А потом подарят коробку конфет “Родные просторы” с вафельной крошкой». Без иронии теперь взирать на эти конфеты я не могу.

Жигулевское пиво. Тащить пиво из Самары - на мой вкус странное занятие. Но кроме него самого есть целая индустрия околопивных сувениров: кружки, магниты и т.д. с соответствующей символикой.

Самарская помадка.

Рыба. Соленую, копченую и т.д. рыбу можно приобрести от неподалеку от пивзавода и их фирменного магазина – там ее продают во множестве.

– Крепкий алкоголь с завода «Родник».

 

Лично я приобрела:

– пряники «От Палыча»;

– помадку фабрики «Мир». Про нее множество восторженных отзывов в интернете (особенно хвалят сливочную «Премиум»), что вот прямо вкус детства и т.д. Мое мнение – она нормальная, но московская ничуть не хуже. А одна дотошная туристка перевернула упаковку и обнаружила в составе пальмовое масло – это уж точно не вкус детства. Не оказалось этого волшебного ингредиента только в помадке со сгущенкой, которую недавно начали выпускать на фабрике. Не думаю, что это продлится долго. Клиенты привыкнут к продукту и лучший друг производителей молочных продуктов и сладостей – вновь придет на выручку желающим обогатиться производителям.

 

***

Поездкой в целом я довольна, сделала свое собственное маленькое географическое открытие.

 

 

Страна путешествия:

Картинки к публикации: 
Бункер Сталина
Бункер Сталина
Бункер Сталина
Вознесенский собор
гостиница Гранд-отель (Бристоль-Жигули)
Гостиница Россия
Гостиница Россия
Дом Клодта
Дом культуры на площади Кирова
Дом с атлантами (особняк Шихобаловых)
Дом со слонами (дача Константина Головкина)
Дом со слонами (дача Константина Головкина)
Дом со слонами (дача Константина Головкина)
Доходный дом Головкина
Железнодорожный вокзал
Жигулевский пивоваренный завод
Иверский монастырь
Кирха Св. Георга
Костел Пресвятого Сердца Иисуса
Костел Пресвятого Сердца Иисуса
Мельница Стройкова-Якимова
Музей модерна (Дом Курлиной)
Музей модерна (Дом Курлиной)
Особняк Новокрещеновых
особняк Серебренниковой
Памятник Дяде Степе
Памятник А. С. Пушкину
Памятник В. Чапаеву
Памятник В.В. Куйбышеву
Памятник пивовару
Памятник солдату Швейку
Памятник Э.А. Рязанову
Памятник Юрию Деточкину
ресторан Аквариум
Пушкинский народный дом
Синагога
Театр драмы им. М. Горького
Фахверковый дом
Церковь Георгия Победоносца
Биржа
Дом культуры имени Дзержинского
Дом помещика Юлия Поплавского
особняк купцов Матвеевых
Особняк Субботина-Маркинсона
Стадион Динамо
Церковь Божьей Матери Державная