Матера - город сасси

(Италия. Регион Базиликата)

В удаленном южном итальянском регионе Базиликата расположился уникальный древний город Матера. Покровителями города считаются Пресвятая Богородица и великомученик Евстафий. Праздник города отмечается 2 июля.

Первые поселения человека на территории Матеры относятся ко временам раннего палеолита. В то время эта местность была покрыта лесами и богата полноводными реками. Поселения были небольшими по площади и обустраивались вдоль склонов гравины – длинной и глубокой расщелины, типичной для известняковых почв – на дне которой находилось небольшое озеро Юрио, служившее естественным водным ресурсом.

Во времена греческой колонизации Матера, вероятно, была транзитным пунктом между греческими городами-колониями Таранто, Метапоното и Сибари.

В период римского завоевания (с 272 г. до н. э.) регион был разделен на наделы, предназначенные знатным семействам, а луканцев использовали как рабочую силу на полях и пастбищах. Они были принуждены к жизни в бедности и лишены возможности развиваться. Это определило и тип их жилищ примитивных, выдолбленных в туфовых скалах.

После падения Римской империи территорию Матеры занимали представители разных народов (лангобарды, готы, византийцы, сарацины). В 1042 г., после завершения норманнского завоевания в Матере произошли организационно-административные изменения в соответствии с новым феодальным порядком, который требовал, чтобы город был превращен в укрепленную цитадель, где расположились административные, общественные и религиозные учреждения.

В дальнейшем Матера находилась последовательно под властью Штауфенов, Анжуйской и Арагонской династий и пережила все исторические перипетии Южной Италии.

Толчок в городской эволюции Матеры произошел в связи с обустройством здесь королевской административной резиденции (1663) и переносом сюда столицы провинции области Базиликата.

Простой народ, между тем, проживал в фактически выдолбленном в скале городе, знаменитом своими каменными домами – сасси, которые местные жители устроили в пещерах и на многочисленных утесах в незапамятные времена. Незабываемые и живописные, сасси беспорядочно разбросаны по краю огромного ущелья, издалека напоминая сцену из гигантского рождественского вертепа. На первый взгляд, сасси представляются нагромождением обесцвеченных солнцем каменных хижин, где узкие переулки и лестницы разбегаются во всех направлениях, а улицы проходят прямо по крышам домов. Однако за фасадами обыкновенных домов скрываются пещеры, которые были заселены еще во времена палеолита. Сасси Матеры могут рассказать о бедности, лишениях и борьбе за выживание.

Матера – это город безусловно заслуживающий посещения. Скальный город притягивает внимание и многовековой историей, и необычным внешним видом, и удивительной гармонией с окружающей природой, и чудесами инженерной мысли (все районы сасси пронизывает система труб и подземных цистерн для сбора, хранения и транспортировки воды – явление, не имеющее аналогов в мире).

Знаменитый город прошел путь от полного забвения и безысходной нищеты к заслуженной славе. Еще недавно внутри пещерных жилищ большие семьи ютились вместе с домашним скотом, в домах не было электричества, современного водопровода и канализации. Эти блага цивилизации появились здесь лишь в 1950-е годы, когда в сасси проживало приблизительно 23 000 человек – крестьяне, батраки, пастухи и мелкие ремесленники.

В таких антисанитарных условиях болезни не были редкостью: в городе часто зверствовала малярия. Вместо сладостей или денег дети Матеры выпрашивали у приезжих хинин – средство для лечения страшной болезни. Подробности жизни этого скального города были описаны в знаменитом романе Карло Леви «Христос остановился в Эболи» (1949). С выходом книги началось знакомство всего человечества с миром сасси. Книга эта оказалась настолько сильной, что заставила правительство Италии задуматься о расселении бедняков – живших в потрясающей нищете и антисанитарии – согласитесь, правительства обычно думают о более возвышенных вопросах и своих собственных интересах.

Далеко не все обитатели сасси хотели покинуть насиженные места, они не хотели менять привычный образ жизни. Были и другие причины отказов от переезда. В конце концов правительство в 1952–1960 гг. насильственно переселило жителей города в современные дома в Новом городе, расположенном на вершине скалы.

По иронии судьбы, «позор Италии», как называли Матеру, привлек внимание многих любопытных, желающих воочию увидеть сасси. Количество туристов увеличилось после того, как в 1993 году ЮНЕСКО взяло Старый город под свою защиту.

Сейчас значительная часть построек заброшена, но некоторые из них отреставрированы и превращены в уютные жилища, рестораны и роскошные пещерные отели. Здесь даже открыты своеобразные музеи, которые демонстрируют условия, в которых проживали местные жители вплоть до середины прошлого века. Кроме того, в реконструированных домах проживают около 350 семей (2012).

Старый город Матеры часто используют в качестве декораций для съемок фильмов.

Здесь были сняты: «Волчица» (1952, реж. А. Латтуада), «Евангелие от Матфея» (1964, реж. П. П. Пазолини), «Христос остановился в Эболи» (1979, реж. Ф. Рози), «Три брата» (1981, реж. Ф. Рози), «Царь Давид» (1985, реж. Б. Бересфорд), «И свет во тьме светит» (1990, реж. Паоло и Витторио Тавиани), «Фабрика звёзд» (1995, реж. Дж. Торнаторе), «Страсти Христовы» (2004, реж. М. Гибсон), «Мария» (2005, реж. А. Феррара), «Омен» (2006, реж. Джона Мур), «Божественное рождение» (2006, реж. К. Хардвик), «Бен-Гур» (2016, реж. Т. Бекмамбетов, «Чудо-женщина» (2017, реж. П. Дженкинс), «Мария Магдалина» (2018, реж. Г. Дэвис), «Не время умирать» (2020, реж. К. Фукунага).

Не забудьте посетить пещерные церкви, которые были созданы монахами еще во времена Византийской империи. Внутри таких церквей сохранились выцветшие фрески VIII–XVIII веков.

Для того, чтобы запечатлеть потрясающий вид мастерских сасси, отправляйтесь к вершине Бельведере, расположенной на противоположной стороне 200-метрового ущелья, по дну которого протекает река Гравина.

В сумерках, когда вечерние огни смягчают резкие очертания скал, силуэт города с доминантой соборного шпиля, возвышающегося над каменным городом, выглядит особенно потрясающим.

Чтобы понять всю прелесть этого места надо снять какую-нибудь пещерку в сасси – что совершенно реально сделать – и пожить там дня два-три, гулять по городу – тогда ощущения будут наиболее полными.

Картинки к публикации: 
Матера
Матера
река Гравина
Матера
Матера

Страна достопримечательности: