Родченко Александр Михайлович

Родченко Александр Михайлович (1891-1956), русский художник и фотограф, один из лидеров русского авангарда первой половины XX века.

      Сперва авангардные поиски художника развивались в русле станковой живописи и графики. Испытав этапное воздействие супрематизма К. Малевича, он придавал своим абстрактно-геометрическим произведениям еще более минималистский строго-рациональный, чем у Малевича, характер: с 1915 года он создавал их, словно чертежи, с помощью циркуля. Работа по декорации кафе «Питтореск» обозначила переход к трехмерным пространственным формам — к ажурным подвесным композициям 1918-1921 годов. Здесь были заложены основы конструктивизма — стиля, призванного инженерно смоделировать мир будущего.

    Восторженно встретив революцию, художник служил в Коллегии по делам изобразительных искусств Наркомпроса, был одним из самых активных членов ЛЕФ. Важным очагом нового дизайна стали дерево- и металлообрабатывающие факультеты Вхутемас, где А. Родченко преподавал в 1920-1930. С 1924, купив первые свои фотоаппараты, он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения: его штучные фото, в том числе портреты, равно как и репортажи с парадов, строек и т.д., — это поразительная летопись «великого перелома» в обществе.

      Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского «Про это». Художник широкого профиля конструктивистски реформировал также стилистику мебели, одежды, рекламы и промграфики, киноплаката. Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию. В 1926-1928 работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов.

Список словарей: