1917-1918: "Разгрузка" Петрограда

www.svoboda.org

1917-1918: «Разгрузка» Петрограда

Тольц В., Эдельман О., Колоницкий Б.

Владимир Тольц: Сегодня мы снова будем рассказывать о 1918-м годе, названным Михаилом Булгаковым великим и страшным. Ну, а еще был этот год, его события, при всей их страховидности и величии, какими-то нелепыми, даже смешными  порой в своей нелепости. И это прекрасно подмечали тогдашние интеллигентные умники, хотя чаще всего им было совсем не до смеха. Ведь к власти над ними и вообще - на всех уровнях в стране пришли совсем другие люди, зачастую малограмотные, не отягощенные навыками управления, обуреваемые лишь желанием властвовать и править.  

Ольга Эдельман:   Упомянутый уже Булгаков создал портрет товарища Швондера, озабоченного политпросвещением бывшего пса Шарикова.  

Владимир Тольц: Да, впрочем, здесь дело даже не в грамотности. Умение управлять, особенно на высоком уровне, из ничего не берется. Требуется если не теоретическая подготовка (до появления учебников по менеджменту этому никого не учили, правители веками были самоучками), то опыт. Ну, и дар, если угодно. Хорошо, когда правитель может опираться на традицию. А если революция? Тут не помогают ни опыт политической борьбы, ни образование. Примером тому служило Временное правительство. Мы сегодня выбрали сюжет, сам по себе не увлекательный. Но на его примере неплохо прослеживается манера действий революционной власти. Это ныне основательно забытая история "разгрузки Петрограда".  

Ольга Эдельман:   Это странное словцо - "разгрузка" - само по себе отражало невнятность намерений Временного Правительства. Из-за войны с немцами Петроград, в силу его географического положения, не был в безопасности. Кроме того, столица испытывала продовольственные трудности. Проблема снабжения была заложена вместе с городом: Петербург всегда зависел от подвоза продовольствия и жизненно необходимых припасов. Для этого в 18 веке была построена Мариинская система каналов. Жизнь Петрограда в буквальном смысле зависела от дорог - водных, железных. И вот после Февраля к власти пришли люди, готовые "разгребать завалы" после самодержавия. С войной положение неясное. С одной стороны, угроза Петрограду существует, с другой - вроде бы нет оснований для эвакуации, это вызовет панику, ухудшит и так скверное настроение армии. И вот придумали они "разгрузку": вывезти из города все "лишнее". А также заблаговременно вывезти то, что жаль будет в случае военной катастрофы оставить неприятелю - склады, материальные ценности, промышленные предприятия.  

Владимир Тольц: Сама по себе мысль вроде как неплоха. Действительно, зачем сосредотачивать так много людских и материальных ресурсов в так неудобно расположенной столице. Столичный транспортный узел страшно перегружен. Ну, в самом деле - давайте вывезем все лишнее. Более опытные администраторы догадались бы: перегруженная повседневными и военными перевозками транспортная система вряд ли станет лучше работать, если нагрузки еще увеличить.  

Ольга Эдельман:   Знаете, иногда много говорит сам способ писать бумаги, то, как составлены канцелярские дела. В Государственном архиве есть два отдельных фонда, дела Временного Правительства по разгрузке Петрограда и то же самое - дела уже Советской власти. В норме, из этих документов мы должны бы узнать об этом мероприятии решительно все. Так вот, ничего подобного. В документах Временного Правительства я не нашла даже ответа на элементарный вопрос: когда и как было принято решение начать "разгрузку". Есть неясные ссылки на некую инструкцию от 25 августа 1917.  

Из журналов заседаний Бюро Комиссии по разгрузке Петрограда.

2 сентября 1917 г.

... Заслушано сообщение заведывающего отделом перевозки по водным путям Якушева о том, что число поступивших до сих пор требований на перевозочные средства является незначительным в сравнении с общим размером тоннажа. Так как, далее, в своих обращениях лица и учреждения высказывают обычно желание получить крытые и, предпочтительно, так называемые хлебные суда, то в этом отношении приходится делать выбор в связи с качеством и значением предъявляемых к перевозке грузов. ...

Председатель объединенного санитарно-эвакуационного Совещания северного района Маргулиес ... касаясь общей постановки дела разгрузки ... указывает, что для достижения от сего наиболее осязательных результатов и устранения в населении колебаний, необходимо определенно провозгласить принцип эвакуации, как принудительного выселения, соединенного с то же время в некоторыми льготами, не скрывая побуждающих к тому причин, как то внешней опасности, возможности внутренних осложнений, голода. Следует распространить обязательство выселения на возможно широкие массы жителей Петрограда и установить определенные сроки для эвакуации тех или иных его групп, а для учреждений - очереди отправки. ...  

Владимир Тольц: Из выступления Маргулиеса явствует, что Временное правительство намеренно темнило: не то эвакуация, не то вовсе нет. Прямо объявить эвакуацию не решались, заявить о надвигающихся проблемах тоже. А раз это не эвакуация, стало быть, и срочности никакой. Можно вяло препираться о желательности крытых барж, льготах и прочих вещах, в чрезвычайной ситуации совершенно неуместных.  

Ольга Эдельман:   Хочу отметить две особенности журналов заседаний Бюро по эвакуации. Во-первых, они написаны с эпической неторопливостью. Многословно, обстоятельно. По фрагментам, которые мы читаем, слушатели наверное это замечают. Во-вторых, заседавшие в Бюро навязчиво обсуждали разнообразные права и полномочия. Это просто была их идея фикс. Ну, скажем, очевидная проблема. То, что вывезено из Петрограда, надо где-то размещать. Такое впечатление, что везли "куда-нибудь" в уверенности, что там место найдется. Рассуждают о поиске свободных помещений в городах, куда вывозят столичные учреждения - Самаре, Таганроге. Будто свободные здания в провинции растут самопроизвольно, как грибы после дождя. Хотя, в общем, им приходит в голову, что помещения придется реквизировать. Так вот, обсуждается проблема: может ли назначенный в соответствии с Правилами от 25 августа особоуполномоченный передавать свои права на реквизицию помещений не только другим лицам, но и комиссиям? Ибо, видите ли, "по формальному смыслу" правил не может, правилами предусмотрено, что он может передать полномочия другому лицу, но не коллегиальному органу, коим является комиссия. Ну, скажите, разве так делается эвакуация?  

Из постановления Временного Правительства, 21 сентября 1917 г.

Об утверждении Временного положения о вывозе за счет казны по случаю разгрузки Петрограда и его окрестностей, государственного имущества, правительственных учреждений, служащих и их семейств.

... Служащим, вывезенным из Петрограда и его окрестностей ... и их семьям, если общая совокупность причитающихся им в местах нового пребывания по военным обстоятельствам и ввиду дороговизны выдач будет менее причитающихся им в Петрограде или его окрестностях - выдавать особое ежемесячное денежное воспособление в размере разницы между теми и другими выдачами.

В случае раздельного, ввиду вывоза для разгрузки, жительства глав со своими семьями, предоставить этим семьям право на получение квартирных воспособлений.  

Ольга Эдельман:   Обстоятельно обсуждались разнообразные права и компенсации вывозимым гражданам, размер бесплатно провозимого багажа и т.д.  

Владимир Тольц: То есть, Временное правительство хотело действовать законным и демократическим путем, уважая права граждан и ни в чем их не ущемляя. Но при этом осуществить мероприятия чрезвычайного характера. Одно с другим, согласитесь, не вяжется. И, подозреваю, еще хуже все это увязывалось с государственным бюджетом - откуда, спрашивается, они собирались брать деньги на все эти компенсации?  

Из журналов заседаний Бюро Комиссии по разгрузке Петрограда.

24 сентября 1917

Заслушивается сообщение по вопросу о выселении из Петрограда китайцев-рабочих. Точных сведений о числе проживающих в Петрограде китайцев не имеется; по одним данным число их не превышает 3000 человек, по другим - достигает 8000. Согласно произведенному Министерством Труда обследованию, лишь незначительная часть находящихся здесь китайцев работает на заводах, затем некоторое число их обслуживает домовладельцев в качестве дворников, в общем же большинство их не занято физическим трудом и представляет собою безработный элемент, на который городским общественным самоуправлением расходуются даже средства на бесплатное питание; между тем, в провинции они скорее могли бы обеспечить себя заработком; в частности, имеется заявление со стороны Земгора о потребности в китайской рабочей силе для обслуживания железнодорожных работ на Кавказе.

Постановлено: Признавая необходимым вывоз из Петрограда всех безработных китайцев, без применения, однако, в сем отношении репрессивных воздействий, Бюро остановилось на решении, в видах принятия всех мер по оказанию содействия к их выезду, просить Председателя Союза китайских граждан о сообщении подробных сведений как о числе безработных китайцев, так и о том, какое их количество, как скоро и на каких условиях желало бы отсюда выехать.  

Ольга Эдельман:   Ну в самом деле, ничего себе эвакуация: навести справки, кто, когда и на каких условиях желал бы выехать? Ну, кто так управляет? А между тем, уходившие из Петрограда поезда дальнего следования были переполнены, железнодорожное начальство всерьез обеспокоено самозахватом пассажирами мест, просило дать вооруженную охрану вокзалов, перронов и билетных касс.  

Из журналов заседаний Бюро Комиссии по разгрузке Петрограда.

21 сентября 1917

Положение железнодорожных перевозок за последние дни не изменилось. Для разгрузки Петрограда Министерство может располагать приблизительно до 200 вагонов в день, занятых очередными грузами, и до 100-150 свободных вагонов, а всего до 300-350 вагонов. В настоящее время поступает весьма мало заявлений о предоставлении вагонов для вывоза; однако, считаясь с возможным наплывом таких заявлений в ближайшем будущем, представлялось бы крайне важным выяснить заблаговременно, какие именно крупные заводские предприятия предполагается перевезти. По имеющимся сведениям, Заводское Совещание при обсуждении сего вопроса наметило приблизительную цифру в 1.500 вагонов в день. Между тем, такое количество вагонов совершенно невозможно предоставить для вывоза заводских предприятий, ввиду чего необходимо согласовать требования заводского Совещания с тем количеством вагонов, которым Министерство Путей сообщений фактически располагает.  

Ольга Эдельман:   Между тем, 24 сентября железнодорожники вздумали объявить забастовку - и Бюро по разгрузке пустилось в рассуждения, каким способом это дело уладить, и не рассосется ли само.  

Владимир Тольц: Тут вот что еще важно. Это уже двадцатые числа сентября. А бюро по эвакуации все еще не имеет ни четких планов, ни даже внятного представления о том, что, кого и сколько, куда и когда они везут. Месяц прошел, если отсчитывать от правил 25 августа, а у них еще - никакой ясности. Они все еще собираются собрать сведения. Наш собеседник сегодня ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, профессор Европейского университета Борис  Колоницкий. Борис Иванович, расскажите, что тогда - в конце лета – начале осени 1917-го  на самом деле происходило в Петрограде? Нужна ли была эвакуация? Сознавали ли граждане серьезность положения? Временное Правительство не сумело толком наладить эту самую "разгрузку", или это была изначально нелепая идея?  

Борис Колоницкий: Единственное, что могу сказать, что вопрос возник гораздо раньше – в конце весны 17-го года. В мае – июне для Петрограда это был очень серьезный вопрос, даже не проблема безопасности Петрограда, а проблема его снабжения. Потому что город очень много потреблял, потреблял топливо, потреблял сырье, если говорить о промышленности. И возникла мысль разгрузки Петрограда от ряда промышленных предприятий, которые предполагалось перевезти поближе к источникам топлива и сырья. Выглядело это, естественно, очень логично. Но было немало проблем, я думаю, что немало проблем логистических. Потому что перебросить предприятия – это достаточно сложно. Но были проблемы и политические. Во-первых, рабочие не хотели тогда уезжать из Петрограда. И это обстоятельство использовали большевики, которые развернули очень активную кампанию против разгрузки Петрограда. Она была успешной. Осенью в результате маодзунской операции немцы захватили острова и таким образом казалось, что вход   в Финский залив для немецкого флота открыт. И в городе началась паника, которую раздували по многим причинам. Возникли вновь планы разгрузки и даже перевода столицы из Петрограда в Москву. Это сопровождалось не очень умными заявлениями. Так Родзянко, бывший председатель Государственной думы, сказал: ну и бог с ним, с Петроградом, невелика потеря, уедем в Москву, там поспокойнее. Заявление было необычайно глупое. И опять-таки большевики воспользовались этим обстоятельством. Накануне ноября Ленин в одной из статей пишет даже, что существует якобы заговор мирового империализма. Немецкие генералы сговорились с английскими генералами или адмиралами о том, что Германия захватывает Петроград и таким образом наносится удар по мировой революции, которая является врагом всех империалистических держав. Это выглядит сейчас как совершенно параноидальное заявление, потому что предположить о том, что немцы и англичане могли договориться о чем-то осенью 17-го года, выглядит совершенно невероятным. Но тогда как параноидальная идея это все не воспринималось. Время было параноидальным. И многие люди разных политических взглядов, не только левые, воспринимали это совершенно серьезно. И это накладывало отпечаток на дальнейшие планы разгрузки.  

Владимир Тольц: А может, надо просто сказать, что Временное Правительство в порыве революционного прекраснодушия вместо того, чтобы решать насущные проблемы, придумало нечто несусветное, типичный прожект по усовершенствованию всего сущего? Как ни смотри, но налицо простое обстоятельство: эвакуация столицы - не единственное, что не удалось Временному Правительству. Очень скоро, как мы хорошо знаем, к власти пришли совсем другие люди.  

Ольга Эдельман:   Сегодня мы рассказываем о мероприятии, которое молодая Советская власть унаследовала от Временного Правительства: эвакуации Петрограда ввиду угрозы немецкого вторжения, а также голода и трудностей со снабжением. У Временного Правительства это дело явно не задалось. Большевики взялись за него по-другому.  

Протокол заседания ЧК по эвакуации Петрограда.

23 февраля

Прекратить пассажирское движение поездов на Петроград и за Петроград; лица, имеющие срочную надобность приезда в Петроград по делам службы или работы в рабочих и общественных организациях, следуют в служебных поездах, получив на въезд в Петроград соответствующие удостоверения от местного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В отношении пригородного движения на Петроград установить разрешительную систему, допуская в поезда лишь лиц, имеющих соответственные разрешения местных Советов Р.С. и Кр. Д. на право въезда в Петроград. ...

Виновные в самовольном въезде в Петроград подвергаются задержанию, а находящиеся при них имущество конфискации. Надзор за исполнением сего возлагается на Народные Комиссариаты железнодорожный и военный.

Домовые Комитеты обязать вести точную регистрацию всех лиц, выезжающих и приезжающих в дома. ...

Предложить Комиссии по борьбе с контрреволюцией, погромами и саботажем произвести массовые облавы в Петрограде в целях обнаружения и задержания преступных элементов. Признать, что эта категория лиц при разгрузке Петрограда подлежит вывозу в последнюю очередь.

Обратиться к Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем с просьбою очистить Петроград от контрреволюционеров.

Разрешить выезд из Петрограда в первую очередь больным, женщинам с детьми и едущим к детям, старикам и инвалидам; охрану поездов для названных лиц поручить организовать Комиссариату Путей сообщения в контакте с организацией, находящейся в распоряжении Чрезвычайной Комиссии по продовольствию.

Ольга Эдельман:   Обратиться в ЧК с просьбой быстренько очистить Петроград от контрреволюционеров - мило. Вот интересно, если на преступный элемент объявлена облава, а эвакуации он подлежит "в последнюю очередь" - что с ними предполагалось сделать? Равно как и с контрреволюционерами?  

Владимир Тольц: Ну, зато в соседнем абзаце протокола проявлена трогательная забота о больных и немощных. Здесь тоже надо обратить внимание на дату. 22 февраля, - как тогда только что созданная Красная гвардия не остановила немцев на псковском направлении, и в Петрограде возникла паника. Немецкое вторжение стало угрозой не гипотетической, а реальной. Публика осаждала вокзалы в надежде бежать из города, потребовалась вооруженная охрана поездов. Теперь уже уговаривать граждан выехать, выманивать их компенсациями не требовалось.  

Ольга Эдельман:   8 марта 1918 г. появилось Постановление СНК об условиях эвакуации рабочих и служащих Петрограда. Заметим - речь об эвакуации, никакой "разгрузки". В постановлении указывалось, что эвакуация пойдет "по общему плану", списки эвакуируемых составляют заводоуправления, проезд и провоз 5 пудов багажа на взрослого бесплатно, оговаривалось, как для рабочих исчисляется заработная плата за время переезда. Документы у большевистских деятелей тоже составлялись несколько хаотично, но стали они краткими и сформулированными отчетливо и решительно. Чрезвычайная Комиссия, затем Центральная Коллегия по эвакуации и разгрузке Петрограда больше не беспокоились ни о чьих правах или формальной букве закона, а обсуждали вещи предельно конкретные: число вагонов, ремонт подвижного состава. Поступили просто: каждому ведомству выделили квоту, определенное число поездов или вагонов в сутки, а уж что и в каком порядке вести, ведомства решали сами. Ответы на вопросы находились быстро. Может, не очень разумные ответы, зато никакой неуверенности. Военно-Революционный Комитет требует подвижной состав для своих надобностей - дадим в порядке общих правил. Надо организовать вывоз из Петрограда безработных - дадим по 15 теплушек в день. Предлагается снять запрет на перевозки скота. - Ладно. А какое ведомство должно за них отвечать? - Возложить на отдел промышленности. Может, и нелепое, но решение, и решение быстрое.  

Из протоколов заседаний Центральной коллегии по эвакуации и разгрузке Петрограда.

18 марта 1918 г.

Сообщение члена Коллегии Алгасова о том, что благодаря принятым мерам охраны, отправка с Николаевского вокзала эвакуируемых из Петрограда лиц со стороны внешнего порядка протекает, по его личному наблюдению, в настоящее время удовлетворительно. ...

Сообщение члена Петрокома Лупула о недостаточном использовании назначенного по нарядам подвижного состава для эвакуируемых из Петрограда (В направлении на Москву состав располагает 2000 мест пассажиров, но через кассы пропущено 431). - Поручить Отделу населения обследовать вопрос дня, в какой мере использованы выданные разрешения районными советами до 8 марта на выезд из Петрограда. ...

По вопросу об эвакуации железнодорожных мастерских. - Предложить подлежащим учреждениям и лицам принять решительные меры к недопущению наблюдающейся в настоящее время эвакуации железнодорожных мастерских, нарушающей общий план Центральной Коллегии.

Сообщение тов. Лупула по вопросу о пропуске прибывающих в Петроград с особыми поручениями делегатов в их отдельных вагонах. - Означенные вагоны не пропускать, поскольку курсирование таких вагонов идет в разрез с общим планом перевозок. ...

Внеочередное заявление члена коллегии Владимирова по вопросу о порядке выдачи разрешений жителям пригородов, работающих на фабриках и заводах Петрограда. - Указать пригородным Совдепам, что для получения разрешения на постоянный проезд из пригородных местностей в Петроград и обратно рабочим достаточно представления названным Совдепам удостоверения соответствующей рабочей организации.  

Владимир Тольц: Между прочим, в те же дни и сам Совнарком, большевистское правительство, тихо и в обстановке полной секретности переехало в Москву. Большевики ни с чьими правами и пожеланиями не считались. Но - судя по протоколам - эвакуацию наладили довольно деловито.

Вот тут я снова обращаюсь к нашему собеседнику Борису Колоницкому. А что было не по протоколам, а на самом деле? Что происходило с городом? Люди ощутили реальную опасность и сами ринулись уезжать, надо было только как-то упорядочивать этот поток? А может, на самом деле вообще мало что изменилось, просто тон бумаг стал решительней?  

Борис Колоницкий: Я думаю, что вы совершенно верно заметили, уж точно меняется стиль вот этой документации. Большевики выгладят гораздо более энергичными, чем чиновники Временного правительства. Решительный стиль, много глаголов, меры чрезвычайные. Но если посмотреть, то сама повторяемость этих решительных настроений и решительных мер, заставляет усомниться в том, что так уж они были эффективными. Мне кажется, что такие институциональные меры по разгрузке Петрограда, конечно, осуществлялись. И Временное правительство что-то вывозилось, и картины из Эрмитажа вывозились и другие какие-то вещи, а большевики правительство перекинули из Петрограда в Москву. Но если говорить о драматическом сокращении населения Петрограда в 18 году и потом в ходе гражданской войны, то мне кажется, что это произошло в значительной степени не благодаря действиям каких-то ведомств, а благодаря индивидуальным усилиям людей, которые хотели покинуть Петроград. Зима 17-18-го года была уже достаточно невеселой, с продовольствием стало явно хуже, холодно в городе, снабжение топливом – это большая проблема. И не нужно забывать о том, что в конце 17-го года это город большой-большой преступности. И гражданская милиция Временного правительства, и новые силы порядка были не очень эффективными, они не контролировали ситуацию. То есть стимулов убежать из города было очень много. Многие жители Петрограда того времени – это горожане первого поколения, приехавшие из деревни недавно. И мысль о том, что в деревне родной делится земля и можно что-то получить, многих тоже укрепляла в мыслях, что надо покинуть этот город сейчас.  

Ольга Эдельман:   Давайте назовем еще какие-то из обстоятельств, характерных для того времени. У большевистской власти была привычка поручать дело тому, кто ближе оказался. С одной стороны, таким образом удавалось что-то сделать, с другой - разумеется, опять же неразбериха. Кто за что отвечает? Вот член коллегии по эвакуации Владимиров съездил в Бологое, лично посмотреть, что там творится и какие нужны меры. Среди прочего оказалось, например: "Необходимо принять меры к вывозу со ст. Волохово находящихся там 7 вагонов с гранатными запасами, отправленных ранее в Москву, но оттуда возвращенных". Военный дорогой груз, опасный - болтается бесхозный.  

Из протокола 18 марта

Сообщение Лупула о самовольном отцеплении и разграблении крестьянами Заовской волости вагона с 1000 пудами пшеницы ... 1 марта на станции Нено, Бологое Полоцкой ветки. - Поручить Председателю Центральной коллегии Шляпникову при проезде через ст. Бологое снестись по сему предмету с начальником охраны касательно принятия надлежащих мер по расследованию изложенного факта и взысканию с лиц, виновных в разграблении.  

Ольга Эдельман:   Видный большевистский деятель, председатель Центральной коллегии по эвакуации Шляпников едет в командировку в Москву - пускай заодно по дороге разберется с кражей вагона. Не важно, что это не его уровня и компетенции вопрос, у нас все во всем компетентны.  

Владимир Тольц: Сопоставление документов по «разгрузке Петрограда», исходящих от Временного правительства, с тем, что в начале 1918-го произошло, и с бумагами новой власти на сей счет, наводит на мысль, что, во-первых, в конце лета – начале осени 1917 года власть с ее решениями, с одной стороны, и город, общество, существовали как бы в двух разных, не всегда пересекающихся плоскостях. Одной из проблем  Временного правительства являлась нерешительность в использовании своих властных возможностей. Это касалось и главных политических решений, и ситуативных. А вот большевики в начале 1918-го  этим ни на словах, ни в делах отнюдь не страдали. А стихийный - того времени  - исход горожан из Питера лишь усилил эффективность большевистских мероприятий по «разгрузке», затеянных еще Временным правительством…

 

Тематика:

Периоды истории:

Ключевые слова:

Прикрепленный файлРазмер
Иконка документа Microsoft Office Тольц В. и др. Разгрузка Петрограда.doc74.5 КБ