Новости

Уважаемые исследователи!

Предлагаем вам размещение ваших материалов на страницах нашего сайта.

Для того, что бы опубликовать статью необходимо прислать ее в Вордовском файле используя кнопку для написания сообщений модераторам. Кроме того, просим вас высылать свое резюме, которое также будет размещено на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что модераторы оставляют за собой право отказа в публикации, если сочтут статью написанной не на должном научном уровне. В случае, если статья будет содержать стилистические погрешности, модераторы оставляют за собой право выслать ее на переработку.

Надеемся на плодотворное сотрудничество.

Желаем творческих успехов.

Повседневная жизнь астраханского казачества в конце XIX - начале XX века

Опыт историко-антропологических исследований. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2003.

Повседневная жизнь Астраханского казачества в XIX - начале XX вв.

Селивёрстова М.

       Интерес к повседневности как к предмету научного изучения появился как устойчивая и значимая тенденция во второй половине XX в. В последние годы появилось достаточно большое количество монографий и статей, посвященных повседневности, причем как зарубежных, так и отечественных авторов. Сегодня, в рамках возрождения интереса к данным темам, возвращаются имена тех, кто стоял у истоков создания этого направления во второй половине XIX начале XX вв. В России это были: Е.А. Терещенко, Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин,
С.В. Ешевский и многие другие; в Европе Э.Э. Виолле-ле-Дюк, Э. Фукс,
П. Гиро, А. Бокуэ, Г. Хартман, М. и К. Квеннеллы. Без этих имен сложно адекватно представить развитие концепций повседневности.

        Зародившись в середине XIX века, это направление сразу же стало одним из самых популярных среди читателей, не имевших отношения к научным кругам. Немецкий историк повседневности Г.-У. Велер объясняет популярность направления тем, что в идее изучения маленького человека как антипода сильным мира сего, всегда находившимся в центре внимания историка, скрыт протест несправедливости, против господства бюрократии в современном обществе, против утраты простой человечности, внимания друг к другу. Можно также добавить, что историческая повседневность позволяет человеку приблизиться к прошлому, оценить его адекватно, вжиться в него, прочувствовать свое прошлое. Лозунг немецких историков: От изучения государственной политики и анализа глобальных общественных структур и процессов обратимся к маленьким жизненным миркам, к повседневной жизни обыкновенных людей очень хорошо отражает требование времени. История повседневности, по словам немецкого историка А. Людтке, это попытка понять историю как многослойный процесс, который воспроизводится и, в первую очередь, трансформируется теми, кто является одновременно и объектами истории, и ее субъектами.

       Хотя повседневность как специальная область исторических исследований была обозначена и стала популярной недавно, основные аспекты ее рассмотрения (история труда, быта, отдыха и досуга, обычаев, различных срезов культуры и т.д.) изучались давно и традиционно, чаще в отдельных фрагментах. Характерно, что в Толковом словаре В. Даля, по преимуществу ориентированном на более традиционную лексику и семантику, слов повседневность и обыденность нет, а быт понимается исключительно как традиционный народный, национальный, сословный уклад коллективного существования; в этом качестве он и идеологизируется славянофильской мыслью.

        Конечно, повседневность всего лишь один ракурс рассмотрения общества, не способный дать решающей информации для понимания его исторической динамики, а лишь дополняющий, конкретизирующий научные подходы, вскрывающие его сущность. В повседневности доминирует описательность всего того, что было, а не аналитичность. Изучение того или иного фрагмента истории человечества непременно должно включать в себя изучение повседневности, и в тоже время невозможно только через повседневность понять всю суть исторического развития.

       Следует отметить, что реконструкция повседневной жизни людей (например, будни казаков) неизбежно ставит ряд методологических проблем, которые связаны со сложностями обобщения и оценок многообразных, часто взаимоисключающих данных, раскрывающих внутреннюю неоднородность и изменчивую динамичность хода повседневной жизни. Отдельные ее детали не могут автоматически свидетельствовать об исторической реальности. Исследовательский процесс должен обязательно сопровождаться реконструкцией отдельных элементов в единую систему их взаимосвязей. Поэтому при изучении повседневности необходимо безусловное сочетание методов микро- и макро-уровней исторического исследования. В таком плане я попытаюсь показать повседневную жизнь астраханских казаков, являющихся одной из составных частей всего российского казачества.

Как известно, вопросам истории казачества России посвящено множество трудов, как дореволюционных, так и советских авторов, имеются публикации архивных источников. В то же время еще мало работ посвящено изучению истории отдельных региональных казачеств. В своем анализе я буду опираться в основном на источники, так как литературы по проблемам казачества Астрахани в настоящее время явно не хватает. Небольшое количество конкретных исторических документов было выявлено в Государственном архиве Астраханской области (ГААО). Здесь хранятся документы канцелярии астраханского гражданского губернатора, среди которых присутствует информация о казачестве Астраханского края письма, рапорта, донесения и мн. др. Также был привлечен очень интересный источник микрофильм, созданный на основе истории Астраханского казачьего войска, составителем которой являлся казак Иван Алексеевич Бирюков, впоследствии атаман Астраханского казачьего войска, губернатор Астрахани. Это трехтомное издание до сегодняшнего дня остается наиболее полным исследованием по проблемам астраханского казачества. Так же были использованы хозяйственно-экономические очерки о землепользовании казаков, отчеты о состоянии Астраханского казачьего войска.

        Особо следует отметить коллективное монографическое исследование История Астраханского края, которое выделяется своей фундаментальностью. Данный труд издан в 2000 г. и включает в себя сведения о хозяйственной деятельности населения края, о политических и социальных отношениях, об особенностях быта и истории культуры, о внешнеторговых и внешнеполитических связях Астраханского края на разных этапах его исторического развития, включая современный период. Работа основана на большом историографическом материале, включая использование источников. Здесь прослеживается военная история казачества Астрахани, что тоже является одной из главных тем общей истории казаков. В работе Астраханские губернаторы мы можем найти данные об упоминавшемся выше губернаторе И.А.Бирюкове, который также являлся атаманом Астраханского казачьего войска.

        Некоторые особенности астраханского казачества. Для выделения казачества Астраханского края в предмет специального исследования целесообразно, наверное, типологизировать казачество страны по нескольким основным параметрам. Это, прежде всего, такие характеристики, как географическое размещение, природно-климатические зоны, этнокультурные регионы, преобладающий тип хозяйства, размеры поселений и т.д. Изучение истории повседневности казаков Астрахани, на мой взгляд, даст определенное представление как об особенном, так и об общем в жизни российского казачества.

       В начале стоит отметить, что Астраханское казачье войско было одним из старейших в России. Однако процесс его становления был достаточно длителен и имел ряд особенностей. Впервые казаки упоминаются на Нижней Волге в связи с походами для завоевания Астрахани в 1554 г. А собственно история астраханских казаков начинается со второй четверти XVIII в. С 1832 г. Астраханский край и Астраханское казачье войско были отделены от Кавказской администрации, в Астрахань назначался военный губернатор, которому подчинялось войско, как в военном, так и в гражданском отношении (до 1861 г.).

        Если посмотреть на географическое расположение Астраханского края, его центра, то станет очевидным, что именно это место прилегающее к Волге степное пространство очень подходило для размещения казаков. Край многонациональный, поэтому астраханское казачество представляло собой достаточно пестрый состав по национальной принадлежности: казаками были не только русские, но и представители других национальностей, населяющих Астраханский край.

       Следует отметить, что Астраханское казачье войско, в отличие от исторически сложившихся природных казачьих войск Дона, Терека и Урала, являлось искусственно созданным образованием, предназначенным для охраны южных границ России. Процесс его становления шел по инициативе и под контролем государства и представлял собой прообраз военных поселений. И на самом деле, основное время казаков было занято военными действиями и приготовлениями, заботой об охране границ, и весь их быт зависел от этого. Это были особые территории, со своим укладом жизни, принципами хозяйствования, быта и политики.

        Хозяйство и промыслы. Наделение землей астраханских казаков изначально преследовало цель удовлетворить их потребности в сенокосных угодьях для обеспечения кормом лошадей, так как без лошади казак не считался казаком. Ввиду недостатка в Астраханской губернии пригодных для земледелия площадей вопрос о наделении войска установленными законами владениями не был решен вплоть до второй половины XIX в. Земельный дефицит породил длительные земельные конфликты между казачеством и крестьянством.

         Влияние природных условий предопределило преимущественное занятие астраханских казаков рыболовством и скотоводством, тем более что река Волга давала для этого все необходимое. И эти виды деятельности оказались наиболее эффективными, поскольку не требовали значительных трудовых затрат от казаков, которые большую часть времени были оторваны службой от хозяйства. Скотоводству в большой степени способствовали природные условия Астраханского края пастбища и сенокосы в займищах. На каждые 100 душ здесь приходилось 161,7 голов крупного скота и 182, 3 голов мелкого. Скотоводство являлось не только показателем хозяйственной силы той или иной семьи, ее благополучия, но и своеобразной формой хозяйственных сбережений, резервным фондом, который восполнял убытки семьи от хозяйственных неудач. Поэтому астраханские казаки стремились развести как можно больше скота, а продавать как можно меньше.

          Станицы казаков располагались вдоль реки, и важнейшим источников их доходов было рыболовство. Все воды, которые протекали в пределах станичных земель, назывались станичными, но распоряжалось ими Войсковое правление. А вот полной собственностью станиц были прилегающие непроточные воды ильмени, озера, ерики, где казаки могли ловить рыбу круглый год. Характерным для астраханских казаков, а может быть и для многих других, было то, что они предпочитали нанимать работников (из числа калмыков и киргизов) для участия в хозяйственных работах.

       Земледелие играло здесь второстепенную роль. Но все же в дальнейшем, с конца XIX в., все большее значение приобретают бахчеводство, огородничество и садоводство. Особенно было развито бахчеводство в станице Грачевской, где образовался специальный арбузный промысел. Выращенные арбузы через село Никольское и Черный Яр транспортировались дальше по Волге.

        Из промыслов, которыми казаки занимались лично, наиболее развитым был извозный, который делился на пассажирский и ломовой. Пассажирским извозом, как правило, занимались казаки городских и пригородных станиц. Казаки же низовых станиц (тех которые располагались ближе к воде) занимались чумачеством, перевозя грузы и рыбу в Царицын (ныне Волгоград). Следует отметить, что характерной чертой промышленной деятельности у казачества Астрахани было стремление заниматься таким ремеслом, которое бы не требовало никаких специальных знаний и обеспечивало бы повседневные нужды казаков. Самыми распространенными среди них были кузнечное, сапожное и портупейное ремесла. Торговля же занимала опосредованное место в хозяйственной деятельности казаков, ей занимались лица невойскового сословия, прежде всего купечество. Несмотря на низкую производительность хозяйства, социальная дифференциация в казачьем обществе шла довольно медленно.

        Со временем вольное казачество постепенно превращалось в военно-служилое, феодальное сословие. Шло как бы огосударствление казаков. В принципе казачество было сословием, однако сегодня всё чаще раздаются суждения о том, что это также и субэтнос, характеризуемый общей исторической памятью, самосознанием и чувством солидарности.

       Казачьи станицы и их повседневная жизнь. Как уже было отмечено выше, для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега реки Волги, возвышенные участки, защищенные оврагами. Селения же окружались глубоким рвом и земляным валом. Резкое увеличение численности поселений в начале XIX в. связано с созданием пограничных военно-оборонительных линий. Основными типами поселений были станицы, крепости и форпосты.

       Средние размеры казачьих станиц намного превосходили размеры крестьянских сёл. Первоначально казачьи поселения имели круговую застройку, что облегчало оборону при неожиданном нападении врага. В центре казачьей станицы находились церковь, станичное или поселковое правление, школы, торговые лавки и др. Усадьбы казаков обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или был повернут к улице глухой стороной (в связи с военной опасностью).

         Материалом для строительства в разных регионах служили дерево, камень, глина, камыш и др. В Астрахань строевой лес привозили из других районов. У основной массы казаков здесь преобладали турлучные (на деревянном каркасе), глинобитные и саманные дома, усадьбы средних и богатых казаков отличались сравнительно большими размерами. Хозяйственные постройки (сараи, ледники, навесы, загородки для скота и др.) чаще всего сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую семья переезжала в теплое время года.

        Следует сказать, что наиболее распространённым типом дома в XIX начале XX вв. в Астраханском казачьем войске были двух- и трёхкамерные дома (изба сени, изба сени изба). Внутренний план избы представлен разными вариантами, чаще всего русская печь находилась в заднем углу, либо на кухне. Во второй половине XIX в. с расширением торговых связей, под влиянием городской культуры увеличивается размер жилой площади казацкого дома, выделяются кухня и спальня. В Астраханских войсках широко распространяются многокомнатные дома, часто с железной крышей и деревянным полом, двумя входами с улицы и со двора. Богатые казаки (крупные торговцы и скотопромышленники) строили в станицах кирпичные дома (одно- и двухэтажные), с балконами, галереями и большими застекленными верандами.

         Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены астраханской казачьей избы, как и многих других, украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. В переднем красном углу домов у казаков всегда находилась божница с иконами и лампадкой, что было очень важно для казаков. Для обогрева домов в зимнее время казаки использовали дрова и кизяк (в степи), которые заготавливали осенью. Дома освещались сальными свечами или керосиновой лампой.

       Одежда казаков отличалась простотой и практичностью, строевые казаки, как правило, предпочитали военную одежду. Во второй половине XIX в. городская одежда почти полностью вытеснила традиционный костюм. Повсеместно широкое распространение получили у мужчин пиджак, брюки, жилет, пальто, у женщин юбки с кофтой, платье. У казачек в конце XIX начале XX вв. большой популярностью пользовались головные уборы (платки, шали, косынки), обувь (ботинки и туфли) и украшения фабричного производства. Этносимволизирующие функции одежды проявлялись в особом отношении казаков к военной форме и ее компонентам (фуражке, папахе, гимнастёрке и др.), которые получили широкое распространение в качестве повседневной одежды. Форма и фуражка хранились и хранятся сейчас как семейные реликвии.

           Питание астраханских казаков зависело от места расположения станиц. Основой питания были продукты животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди известных способов приготовления и употребления пищи доминировали русские национальные традиции, сильным было влияние украинской кухни. Повсеместно наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске, который выпекали в русской печи. Большую роль в питании играли крупы, каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). Важной частью повседневного рациона казаков были молочные блюда. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко, рецепты которых были заимствованы астраханскими казаками у кочевых народов.

        Как было отмечено, блюда из рыбы входили в основной рацион питания астраханских казаков. Рыбу варили, жарили, томили в печках, из рыбного филе готовили котлеты, на праздничные столы подавались пироги с рыбой, заливная и фаршированная рыба. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки, так же рыбу сушили, коптили, вялили (балык). Известна у астраханских казаков была и каша с рыбой, особенно в тех местах, где водилось большое количество рыбы. Мяса употребляли меньше.

          Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Бахчевые культуры арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище казаков астраханских войск в летнее время. Арбузы и дыни солили, мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту. Широко распространенным блюдом из арбузной и дынной патоки у астраханских казаков был бекмес.

         Напитки были разнообразными: квас, компот, кислое молоко, разведенное водой. К праздничному столу подавались хмельные напитки (брага, кислушка, самогон). Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Он проник в повседневный быт казаков довольно рано во второй половине XIX в. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы казаков, и не только астраханских. Посуда в домах использовалась деревянная и глиняная.

         Казачьи семьи были большими и неразделенными, но в начале XX в. развитие товарно-денежных отношений ускорило деление большой семьи. Характерно для астраханских казачьих семей было то, что в них не ограничивался круг брачных связей. Именно здесь встречаются браки с нерусскими народами, так как край издавна был многонациональным.

        Главой семейства являлся старший по возрасту казак, авторитет его был очень велик, он распределял и контролировал работу членов семьи, к нему стекались все доходы, он обладал единоличной властью. Аналогичное же положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Особым почетом в станицах и хуторах пользовались старики. То были, как правило, заслуженные в боях, выжившие во многих переделках казаки. Именно старики были хранителями казачьих традиций и своеобразной совестью казачества. Казаки были людьми религиозными, наиболее значимые для них праздники Рождество Христово, Пасха, день иконы Божьей Матери1 (19 августа по старому стилю). Особо почитаемым у казаков был и Праздник Войска.

        Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устного поэтического творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Войсковое начальство поощряло увлечение казаков хоровым пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Можно сказать, что современный интерес к культуре казачества способствует возрождению песенных традиций в быту, увеличению числа фольклорных коллективов, активизирует исследования в области народного творчества казаков.

         Считалось, что престиж казака определяется не богатством, а службой. Отсюда, наверное, вытекает фраза Нет большего счастья, чем жизнь положить за други своя, что свято соблюдалось казаками: не было случая, чтобы они бросили в бою раненого или убитого товарища, и это касается не только астраханских казаков. Конечно, жизнь казака была непростой, поскольку главной обязанностью казака была воинская служба защита Отечества. Редко кто доживал до старости, поскольку казачество участвовало во всех войнах и пограничных конфликтах Российской Империи.

        Воинские обязанности казаков. Главной функцией астраханского казачества была охрана границ, обеспечение безопасности Московского тракта и солепромыслов, защита русских поселенцев и российских поданных калмыков и ногайцев от набегов казахов. Только увеличение в Заволжье русского населения привело к окончательному замирению казахов и упразднению с 1862 г. казачьих кордонов.

          Подготовка к военной службе начиналась с трехлетнего возраста. К моменту призыва на действительную службу казак уже был прекрасным наездником, отлично фехтовал и стрелял. До призыва он, как правило, несколько раз проходил учебные лагерные сборы. Наиболее отличившиеся на военной службе урядники и казаки направлялись на специальные курсы, где из них готовили будущих станичных и хуторских атаманов, судей, писарей. Именно такие казаки в первую очередь выдвигались на выборах.

        Как мне удалось выяснить, служба астраханских казаков была разделена на полевую (25 лет) и внутреннюю (5 лет). Зачисляли на службу с 17 лет, но первый год службы считался льготным: в это время молодые казаки освобождались от "сиденок" или станичных повинностей и приготовляли все обходимое для службы. Служба распределялась так, чтобы одна треть казаков находилась на службе, а две трети на льготе. Во время нахождения на льготе офицеры и казаки не имели права отлучаться за пределы войсковой земли, это были своего рода военные сборы.

         Помимо службы на форпостах, казаки участвовали в охране рыбных промыслов на Каспийском море. Надо отметить, что пограничная служба казаков тесно переплетена с охранными функциями на московском тракте и вдоль Волги, поскольку Нижнее Поволжье издавна было притягательным для разного рода гулящих людей. Также на казаках лежала охрана почты и курьеров, обеспечение карантинной службы в случае эпидемий. В 1807 г. во время чумы в Астрахани для обеспечения карантинных мероприятий и ввиду назревавших беспорядков в город было введено 500 казаков. Идентичные мероприятия были проведены в 1892 г. во время эпидемии холеры.

        Стоит отметить, что Астраханское казачье войско, как и другие казачьи войска, имело определенные привилегии: освобождение от подушной подати, право на наделение землей (30 десятин), на лов рыбы, безвозмездное получение от казны соли, право иметь своего депутата в Государственной думе, наследственность казачьего звания и др. За все эти привилегии казаки расплачивались фактически пожизненной службой, в которой и протекала вся их повседневность.

       Стоит сказать, что казаки несли и конно-полицейскую службу в Астрахани, Саратове и некоторых уездах. В начале XIX в. конный наряд казаков в Астрахани доходил до 60 человек. Служба заключалась в объездах города, для чего в каждый полицейский участок ежедневно назначалось по 4 казака. Правда, в 1878 г. постоянная казачья конно-полицейская команда была ликвидирована, но в критических ситуациях казаки по-прежнему привлекались к охране правопорядка. Астраханские казаки были замечены и в походах в Среднюю Азию, где казаки Астраханского края были привычны к службе в условиях жары и безводья.

        Астраханское казачество имело свое знамя и печать, на которой изображался теперешний герб Астрахани, корона, сабля и скачущий влево казак, натягивающий лук, что символизирует защиту края от внешних врагов. Военная форма астраханских казаков была схожа с обмундированием донских казаков, но с желтым цветом приборного сукна. И в целом повседневная жизнь казаков Астраханского края не сильно отличалась от жизни казаков Дона, Урала и др., за исключением того, что это разные географические территории и, соответственно, разные условия сельскохозяйственной деятельности. А вот воинские обязанности, скорее всего, были схожими: все казаки защищали свою территорию, оберегали населения края от врага, и, в связи с этим, практически только военная служба занимала основную часть их времени.

       Последним событием, в которых участвовали войска Астраханского казачества, была Первая мировая война. И уже после 1917 г. боевая история Астраханского казачьего войска оказалась прерванной. Большая часть казаков сражалась в составе Кавказской армии генерала Врангеля, что предопределило ликвидацию Астраханского казачества в целом, как, впрочем, и других казачьих войск России. А часть казачьего населения признала Советскую власть и, отказавшись от своего сословного звания, попыталась объединиться во всех отношениях с местным крестьянским населением. Но на этом история Астраханского казачества не закончилась, она продолжалась в эмиграции, но это уже отдельная тема для исследования.

* * *

         Возрождение казачества в России, происходящее в наше время, сделало актуальным изучение его истории. Конечно, полностью изучить и описать историю повседневности астраханского казачества практически невозможно, но можно сконцентрироваться на ее определенной части, дающей представление о наиболее характерном в жизни и быте этой своеобразной исторической общности. Данная работа содержит попытку отразить такие отдельные моменты повседневной жизни казаков, которые, на мой взгляд, являлись для них главными.

 

Периоды истории:

Ключевые слова: