Антропология историческая

 Флиер А. Я. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 1. С. 30-31.

Антропология историческая

- одно из направлений познания социокультурной истории человечества, находящееся на стыке эмпирических исследований истории культуры, ведущихся в русле описательных методологий и методов исторической науки, и системно-моделирующих, типологических и кросскультурных исследований исторической культурологии, базирующихся на методологиях культурологической науки.

      Появление Антропологии исторической связано с работой группы французских историков первой половины XX в., обычно объединяемых под названием “школа “Анналов” (Февр, Блок) и их современных последователей (Бродель, Ле Гофф, Ж. Ревель и др.). Главной новацией этого направления явилась переориентация внимания исследователя с описания институциональных механизмов социальной регуляции - политической и военной истории, персоналий правящих элит, истории церкви, истории искусства и т.п. (чем в существ, мере была увлечена “классическая” история) — на изучение “истории повседневности” — образов жизни, картин мира, обычаев, привычек и иных стереотипов сознания и поведения рядового человека рассматриваемой эпохи. Причем, в отличие от этнографов, интересующихся преимущественно архаическими компонентами крестьянской культуры, историки школы “Анналов” более всего заняты изучением “культуры ментальностей” городского населения средневековой Европы. Следует отметить также определенные успехи А.и. в разработке и использовании методов комплексной реконструкции систем ментальных представлений и образов жизни людей средневековья. Исследовательские методы Антропологии исторической получили распространение и среди современной историков Европы и США (Г.В. Гетц, И. Валлерстейн и др.).

     Среди отечественных последователей этого направления следует назвать А.Я. Гуревича, А.Л. Ястребицкую, Ю.Л. Бессмертного и других, также сосредоточенных на исследованиях культуры повседневности европейского средневековья. В последние годы разработанные Антропологией исторической подходы стали применяться в отечественной исторической науке в изучении истории и культуры Востока (М.В. Крюков, В.В. Малявин, А.Н. Мещеряков), Византии (А.А. Чекалова), средневековой Руси (Л.М. Дробижева, Лихачев), распространяться на исследования обыденной культуры привилегированных слоев (Лотман). Впрочем, исследования русской культуры в русле принципов Антропологии исторической имеют хорошую традицию в лице Н.И. Костомарова и П.Н. Милюкова, во многом предвосхитивших научную идеологию Антропологии исторической.

      Стремление Антропологии исторической к реконструктивному моделированию социальных реалий прошлого, “микроистории” образа жизни рядового человека (в дополнение к “макроистории” эпохальных событий) представляется принципиально важным шагом в сторону пересмотра целей исторического познания и осмысления социального опыта прошлого.