Философия эроса
"Феминистская составляющая историко-философского процесса в России (XIX XX вв.)". Часть 2. Глава 9. "Философия эроса: метафизика любви З.Н.Гиппиус. "крылатый эрос" А.Коллонтай"
Ванчугов В.В.
МЕТАФИЗИКА ЛЮБВИ З.Н.ГИППИУС
Одновременно с политическими и экономическими процессами, подготавливающими Великую октябрьскую социалистическую революцию 1917 г., в России происходили события в культуре и быту, которые в совокупности можно обозначить как "сексуальная революция". В 1909 г. появляется даже такое исследование, как Порнографический элемент в русской литературе Г.С.Новополина (издано в С.-Петербурге). Культ Эроса по числу сторонников мог соперничать со многими религиозными конфессиями и политическими идеологиями.
Анна Мар (настоящее имя и фамилия - Анна Яковлевна Бровар, в замужестве - Леншина) (1887-1917) - одна из тех, кто подготавливал переворот в общественном сознании. Еще раньше, чем она вышла замуж (16-ти лет), у нее сформировался интерес к таким темам, как проституция и сексуальные аномалии. Анна Мар является автором скандального для тех времен романа "Женщина на кресте" (М., 1916, 3-е изд. М., 1918), который был экранизирован, и в киноверсии обозначен как "Оскорбленная Венера". Темы романа - садизм, мазохизм и лесбийская любовь. Программной для Анны Мар является небольшая статья "Юлия Свирская", посвященная творчеству скульптора Ю.Свирской, в которой она касается таких тем, как садизм и мазохизм. Суть ее рассуждений сводится к тому, что эти два "отклонения", "две силы, самые страшные силы человеческого духа, пора назвать иначе... И все, что ведет к их разгадке... пора также признать ценным" (1).
Увеличивается количество литературы, посвященной теме "свободной любви", авторами которых были как отечественные, так и зарубежные писатели (2). Последний из указанных авторов предложил читателям "диалектическая точку зрения на половую проблему". Разобрав брачные отношения в прошлом, настоящем и будущем, он пришел к следующему выводу. Если в начале человеческой истории господствовали беспорядочные половые сношения, затем - и по настоящее время - они приняли форму моногамии, то в будущем будет царить пантагамия - всебрачие. Это не свободный секс, а брачная форма, в которой достигнуто подлинное равноправие полов и общественное воспитание потомства. В этом "всебрачии" Громан надеется в первую очередь сохранить институт брака как гарантию общественного вмешательства.
17 февраля 1907 г. жена Вяч.Иванова - Л.Д.Зиновьева-Аннибал, прозванная Диотимой, сообщила М.М.Замятниной о заседании в "башне", на котором реферат М.Волошина открыл диспут: "Новые пути Эроса". Вяч.Иванов при этом "сымпровизировал речь поразительной цельности, меткости, глубины и правды. Говорил, что история делится на периоды ночи и дня <...>. Утро отличается дерзновением повсюду <...> и дальше перейдя к области Эроса, говорил дивно о том, что, в сущности, вся человеческая и мировая деятельность сводится к Эросу, что нет больше ни этики, ни эстетики - обе сводятся к эротике, и всякое дерзновение, рожденное Эросом, - свято" (3). Л.Д.Зиновьева-Аннибал - "дионисийская" натура. Гостей в "башне" она принимала обычно в хитоне, чаще всего красного цвета. Многим она стала известна после публикации ее повести "Тридцать три урода" (СПб., 1907), в котором описывалась лесбийская любовь. Вяч.Иванов в это время был занят поиском для "мировой души" "хорового тела", и одна из попыток - заседания в "башне". Л.Д.Зиновьева-Аннибал и Вяч.Иванов принимают решение - вплавить в двуединый организм не только духовно-душевно, но и телесно - третье существо. Наметили для этого эксперимента поэта С.М.Городецкого, однако "тройственный союз" с ним не получился, но зато получился он с М.В.Сабашниковой-Волошиной.
Еще один "тройственный союз" был составлен благодаря усилиям З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковского и Д.В.Философова. З.Н.Гиппиус многие современники считали кто гермафродитом, кто лесбиянкой. Свои статьи она подписывала мужскими псевдонимами (Антон Крайний, Лев Пущин). Для одних она была "Минервой" (например, для В.В.Розанова), для других - стервой, а в качестве "синтеза" - эпиграмма С.Соловьева: "Святая дева с ликом бл.ди"... По мнению Вяч.Иванова, Д.В.Философова и др. З.Н.Гиппиус была "гораздо талантливее" Мережковского как поэтесса и автор художественной прозы, многие идеи, характерные для Мережковского, зародились в уме Гиппиус, а Дмитрию Сергеевичу принадлежит "только их развитие и разъяснение". По свидетельству самой Гиппиус, за все время их совместной жизни (52 года не разлучаясь ни на один день) Мережковский не публиковал своих произведений без ее предварительной критической оценки.
Другом Гиппиус был В.В.Розанов, с которым она обсуждала многие темы, в том числе и такую, как Бог и "пол". В отличие от Гиппиус В.В.Розанов писал на вторую тему гораздо чаще и намного откровеннее. Много лет спустя, вспоминая своего собеседника Гиппиус заметила: "Шел ли Розанов от Бога к полу? Или от пола к Богу? Нет, Бог и пол были для него... одной печкой, от которой он танцевал. И, конечно, вопрос "о Боге" делался, благодаря этому, совсем новым, розановским. Вопрос о поле - тоже. Последний "вопрос" и вообще-то, для всех, пребывал тогда в стыдливой тени и в загоне" (4).
В 1925 г. З.Гиппиус опубликовала свою статью "О любви". Философов, говоривших о любви, считает Гиппиус, "можно бы перечесть по пальцам" (5). В этой работе она ограничивается собеседованием с русским философом В.С.Соловьевым и немецким психологом О.Вейнингером. В.С.Соловьев насчитывал пять путей любви. Первый он называл "глубинами сатанинскими" и воздерживается от его описания; второй путь - обычный для животных, но не достойный человека - покорность первому физическому влечению; третий путь - человеческий путь - брак; четвертый путь - ангельский, чистая духовность, "платоническая любовь", а пятый - богочеловеческий, путь восхождения. З.Н.Гиппиус полагает, что на любовь люди обычно смотрят как на "данный факт", как на естественное состояние, но не относятся к ней как к проблеме, трудной и серьезной задаче, а любовь - это "мировая проблема", в любви есть "смысл, которой нам необходимо разгадать". Решая же проблему любви необходимо исходить из следующих предпосылок. - необходимо смотреть на мировой процесс как на процесс восхождения, сопровождаемый борьбой двух начал: Бытия и Небытия. Отсюда, полагает Гиппиус, "вытекает и поставленная перед человечеством тройная - или триединая - задача, три нераздельно связанные между собою вопроса: 1) о "я" (личность), 2) о "ты" (личная любовь) и 3) о "мы" (общество)" (С.186). В тройственной мировой задаче - задача любви занимает срединное место, она как бы мост, соединяющий первой и третье, личность и общество. Путь человека к миру и есть истинная любовь, а Эрос "должен быть взят как pontifex, то есть священный строитель мостов" (Там же, С.187). Отдельная личность всегда сознает свое безусловную значимость и признает равнозначность других только разумом, но не в ощущении, и есть только одна сила, "которая изнутри заставляет не в отвлеченном сознании, а во внутреннем чувстве признать для себя безусловное значение другой личности. Сила эта - любовь, и главным образом любовь половая" (С.189).
Эта же тема продолжена З.Гиппиус и в выступлении на заседании "Зеленой лампы" (общество возникшее в 1925 г., где делались доклады религиозно-философские, литературные темы) 1931 г., озаглавленном "Арифметика любви". Здесь больше внимания уделено андрогинизму человека, о котором много говорилось со времен Платона, в том числе О.Вейнингером и В.С.Соловьевым. Реальный человек, согласно этой точке зрения, никогда не бывает только мужчиной или женщиной, но оба начала в нем соприсутствуют. Человек есть существо мужеженское или женомужское - в этот-то и "заключена потенция личной любви" (Там же, С.211). А если бы люди были носителями только одного начала, то каждое цельное "мужское" влеклось бы к полярно противоположному - цельному "женскому" и обратно, для мужчины все женщины были бы носительницами одинакового начала, и тогда никогда не смогла бы возникнуть таинственная "личная любовь".
"КРЫЛАТЫЙ ЭРОС" А.М.КОЛЛОНТАЙ
Александра Михайловна Коллонтай (1872-1952), урожденная Домонтович - первая в России женщина-посол. А.М.Коллонтай получила хорошее домашнее образование, владела несколькими иностранными языками (английским, немецким, французским, шведским, норвежским, финским и др.). В 1888 г. она сдала экзамены за гимназический курс в 6-й мужской гимназии в Петербурге. Т.Л.Щепкина-Куперник отмечала в ней "какой-то мужской способ мышления - точный, ясный, несколько строгий, так контрастировавший с ее исключительно женственной внешностью и манерами" (6).
В 1901 г. в Женеве А.М.Коллонтай познакомилась с Г.В.Плехановым, в 1905 г. в Петербурге - с В.И.Лениным. Сама Коллонтай также немало сил отдала пропаганде марксизма в России. Этой цели служила одна из ее статей: "Проблема нравственности с позитивной точки зрения", опубликованная в журнале "Образование" (1905, N9,10). Статья эта посвящена выяснению того, чей взгляд на мораль является более истинным - идеалистического направления в философии или "позитивного", то есть материалистического, какое из них является более жизнеспособным?
А.М.Коллонтай насчитывает три кардинальных пункта разногласия: 1) Где искать источник нравственности? каково ее происхождение - опытное или трансцендентальное? 2) Что заставляет человека поступать согласно с принципами морали, в чем импульс нравственных действий? 3) Каковы задачи нравственности, в чем ее цель?
Не будем воспроизводить все аргументы А.М.Коллонтай против идеалистического взгляда на мораль, укажем только основные принципы "позитивного" подхода к решению проблемы. Источником морали является не индивид, а общество, весь социальный опыт, вывод из практики "социального сожительства". С изменением социально-экономических условий меняется и нравственность. Что же является побудительной силой изменений в нравственности? Ведь сознание своих обязанностей еще не означает непременного подчинения их повелениям? Смотря какое сознание - заявляет А.М.Коллонтай. Если мы имеем субъекта с высокоразвитым самосознанием, тогда его действие соответствует общественному мнению, а не принуждению. С укреплением связей "социального сожительства" увеличивается и накопление "социальных инстинктов", то есть тех нравственных поступков, которые раньше возможны были только по принуждению. Наступит время, считает А.М.Коллонтай, когда надобность в искусственных предписаниях отпадет, люди будут делать то, что соответствует интересам "группового благополучия". Тогда не останется места долженствованию и "личное хотение" совпадет с общественным императивом. Область субъективной морали тогда значительно сузится, но с точки зрения объективной морали поступки обретут еще большую ценность. "Произойдет то, что своим художественным чутьем как бы предвидел Ницше, рисуя нам гармонический, цельный, сильный и красивый образ истинного сверхчеловека: исчезнет формальная идея долга, исчезнет наша современная нравственность, так как самая воля людей сделается нравственной, другими словами - социальной" (N9, С.94).
Основное назначение этики - в укреплении социального сожительства людей. В настоящее время, полагает Коллонтай, этические нормы пролетариата ближе всего к истинно человеческой морали, поскольку только пролетариат выдвигает на первый план принципы объединения, солидарности, самоотверженности, общее благо ставит выше частного, в то время как в современном буржуазном обществе господствует индивидуализм. "Только тогда, когда все классовые противоречия исчезнут, и общество по существу станет единым, социальные же инстинкты так прочно и глубоко укоренятся в природе человека <...>, только тогда будет место на земле проявлению цельной и свободной личности" (С.101).
Вряд ли кто из современников читал эти рассуждения Коллонтай. Славу ей принесли должность посла и статьи, посвященные Эросу революционного будущего, проповеди "свободной любви" при социализме (7). Одна из них - "Дорогу Крылатому Эросу!", опубликованная в журнале "Молодая гвардия" (8).
Какое место занимает любовь в идеологии рабочего класса? Как Платон классифицирует эротическое на два вида, говорит о двух типах Афродит: Афродите-пошлой и Афродите-возвышенной, так и А.М.Коллонтай, которая сочинения Платона "Пир" скорее всего и не читала, говорит о двух типах Эроса, высказывая при этом также много идей, сходных с идеями диалога "Государство". "Бескрылый Эрос" по А.М.Коллонтай - это эротика, "Крылатый Эрос" - любовь, когда влечение телесное перемежается с духовно-душевными эмоциями. Для коллектива ценное в такой любви - это ее "связующее начало". Из явления биологического любовь стала фактором психо-социальным. Рабочий класс в развитии своей морали "отбрасывает внешнюю форму, в которую выливаются любовные отношения полов". Для классовых задач рабочего класса оказывается совершенно безразличным - принимает ли любовь форму длительного и оформленного союза или же она выражается в виде временной, точнее кратковременной связи. Идеология рабочего класса не ставит никаких формальных границ любви, но зато "вдумчиво относится к содержанию любви, к оттенкам чувств и переживаний, связывающих два пола". А потому-то идеология рабочего класса "гораздо строже и беспощаднее будет преследовать "бескрылого Эроса" (похоть, одностороннее удовлетворение плоти при помощи проституции, превращение "полового акта" в самодовлеющую цель из разряда легких удовольствий), чем это делала буржуазная мораль". "Бескрылый Эрос" противоречит интересам рабочего класса, поскольку, во-первых, он ведет к излишествам (а следствие - "телесное истощение, что понижает запас трудовой энергии в человечестве"), во-вторых, он "препятствует развитию и укреплению душевных связей (С.122). Зато "Крылатый Эрос" культивирует среди пролетариев чуткость, отзывчивость ко всем людям, а не к одному избранному, что характерно для индивидуализма буржуазной культуры. Безразлично для пролетария, какие оттенки преобладают в одержимых "Крылатым Эросом": "нежные ли тона влюбленности, жаркие ли краски страсти или общность и созвучие духа. Важно лишь однако, чтобы при всех этих оттенках в любовь привходили те душевно-духовные элементы, какие служат к развитию и закреплению чувства товарищества" (С.122). В будущем, полагает А.М.Коллонтай, общественные отношения будет регулировать не конкуренция, а "любовь-солидарность", и тогда "Эрос займет почетное место, как переживание, приносящее человечеству радость" (С.123). В переходный же период пролетариату необходимо культивировать "любовь-товарищество" (9).
Примечания
1. "Журнал журналов", 1917, N12.
2. Альбер Ш. "Свободная любовь" (пер. с фр. В.Дмитриевой). Рига, 1907. Карпентер Э. "Половая любовь и ее значение в свободном обществе" (пер. с англ.). 1907. Гумплович В. "Брак и свободная любовь". Одесса, 1906. Форель. "Половой вопрос" (пер. с нем.). СПб., 1909 и его же: "Половая этика". М., 1907 и др. Громан С. "Всебрачие будущего (Пантагамия). Предсказание". СПб., 1908.
3. "Эротика в русской литературе. От Баркова до наших дней. Тексты и комментарии". - "Литературное обозрение /Специальный выпуск/". М., 1992, С.59.
4. Гиппиус З. "Живые лица". Тбилиси, 1991, С.93.
5. Гиппиус З. "О любви". - "Русский Эрос или философия любви в России". М., 1991, С.191. За сто лет до этого (в 1822 г.) писатель Анри Мари Бейль (1783-1842), известный в истории литературы под именем Стендаля, издал свое сочинение О любви, являющееся как бы изложением философии любви. В этом сочинении, насыщенном фактами, Стендаль разбирает четыре рода любви; любовь-страсть, любовь-влечение, физическая любовь и любовь-тщеславие.
6. Иткина А.М. "Революционер, трибун, дипломат. Страницы жизни Коллонтай". 2-е изд., М., 1970, С.55.
7. О праве женщины на "свободную любовь" при социализме высказывался А.Бебель в книге "Женщина и социализм" (1879). Книга эта неоднократно переиздавалась, была переведена на многие языки. В ней описывается роль женщины в прошлом, настоящем и будущем, есть и такая глава, как "Духовные способности женщины".
8. М., 1923, N3. Только с третьей попытки мне удалось получить в Государственной публичной библиотеке годный к чтению журнал, поскольку экземпляры с этим номером были дефектные - в них отсутствовали страницы с указанной статьей Коллонтай.
9. Другие работы А.М.Коллонтай: "Этика и социал-демократия". - "Образование", 1906, N2. "Социальные основы женского вопроса". СПб., 1909. Роман "Любовь пчел трудовых" - неоднократно переводился на различные языки, в том числе и под названием "Свободная любовь".
Тематика:
Периоды истории:
Ключевые слова:
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Ванчугов В.Философия эроса.doc | 58.5 КБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии