Новости

Уважаемые исследователи!

Предлагаем вам размещение ваших материалов на страницах нашего сайта.

Для того, что бы опубликовать статью необходимо прислать ее в Вордовском файле используя кнопку для написания сообщений модераторам. Кроме того, просим вас высылать свое резюме, которое также будет размещено на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что модераторы оставляют за собой право отказа в публикации, если сочтут статью написанной не на должном научном уровне. В случае, если статья будет содержать стилистические погрешности, модераторы оставляют за собой право выслать ее на переработку.

Надеемся на плодотворное сотрудничество.

Желаем творческих успехов.

Некоторые особенности современных текстов саморекламы

 

Некоторые особенности

современных текстов саморекламы

Садыкова Н.

         Данный доклад посвящен описанию лингвистических особенностей текстов брачных объявлений, которые являются одной из разновидностей рекламного дискурса, а именно саморекламы. Отличительной особенностью этих текстов является композиционная закрепленность, специфические сокращения и краткость. Структура таких объявлений не претерпела изменений на протяжении последних 200 лет, а язык подвергся изменениям.

Тексты личных объявлений, также как и тексты личных писем, не часто являлись объектом лингвистических исследований, хотя этот вид дискурса достаточно активно используется носителями языка и является достаточно важным в социальном и культурном отношениях.

По свидетельству исследователей [Ученова В.В., Старых Н. В. История рекламы, или метаморфозы рекламного образа. М. Юнити, 1999 г.] первые тексты с предложением о знакомстве относятся к 17 веку. Их появление отмечено в специализированных рекламных изданиях, которые решились на беспрецедентный на тот момент шаг в массовой коммуникации – публикацию так называемой интимной межличностной рекламы. В 1693 году появляется первая редакционная вставка, где издатель ручался за полную добросовестность публикуемых обращений и соблюдение их полной конфиденциальности. В одном из первых объявлений на эту тему сообщается: «Молодая леди, бывшая в игорном доме вечером в прошлый четверг и получившая удар в грудь деревянной тростью, коль скоро захочет встретить меня в воскресенье в 2 часа или написать мне по следующему адресу…узнает благоприятные для себя сведения. Её согласие доставит высшее удовольствие ее покорному слуге».

 Брачные объявления ярко представляют срез времени: «Джентльмен, который имел честь помочь даме выйти из коляски около административного Белого дома, желает знать, когда он может увидеть её для заключения некоего союза».

                Таким образом, привычка устраивать личные отношения через прессу появилась в Англии в конце 17 века.

На этом эксперимент не завершился, а более того, продолжил свое развитие в большинстве стран Европы. Изменения касались, в основном, содержания текста, который теперь представлял смесь наивности и цинизма: «Молодая, красивая особа, слишком поспешно доверившаяся обещаниям во всех других отношениях порядочного молодого человека и находящаяся в положении, заслуживающем всяческого снисхождения, желает как можно скорее выйти замуж, но в другом городе за мужчину, которому приданое в 22 тысячи гульденов было бы достаточным возмещением за то, что он даст свое имя ребенку, обязанному своим происхождением наивной, но честной доверчивости».  

Брачные объявления – относительно молодой жанр в отечественной рекламной деятельности. В России брачные объявления встречались в периодике в конце 19 – начале 20 века. В советское время наблюдается перерыв в функционировании подобных текстов в России, а в последние 20-25 лет этот жанр возродился и в настоящее время широко представлен в средствах массовой информации. За это время сформировались определенные закономерности строения и языка брачного объявления как текста саморекламы

Каждое брачное объявление содержит как общие, стандартные параметры, так и нечто индивидуальное. К общим параметрам относятся указание на внешние данные того, кто дает объявление (возраст, вес, рост). Часто сообщаются желаемые параметры партнера. Кроме того, предлагается   социально значимая информация (уровень материального положения, наличие квартиры, автомобиля, стабильного дохода, образования и т.д.) и информация психологически-личностного значения (особенности характера, вредные привычки, чувство юмора, знак зодиака, для большинства регионов важной является национальность и пр.).

Анализ примеров текстов брачных объявлений разных веков позволяет сделать вывод о том, что представление о необходимых предпосылках для удачной семейной жизни является относительно стабильным. Ср.:

Брачные объявления

конца 17-начала 18 веков

Брачные объявления

 к.20-н.21 вв.

«Джентльмен 30 лет, который говорит, что имеет очень хорошее поместье, охотно сочетался бы браком с юной леди, имеющей состояние 3000 фунтов или около того. Он готов обеспечить сделку договором».

Молодой человек 29/180, познакомится с симпатичной, молодой, стройной, мудрой девушкой 21-25 лет, ориентированной на дом, семью, уют, которая не ищет примитивных развлечений, а хочет создать семью, родить и воспитать достойных детей.

 

К языковым особенностям современных текстов брачных объявлений следует отнести, во-первых, их лаконичность. Часто все объявление представляет собой всего одно-два предложения: «Познакомлюсь со славянкой без вредных привычек до 38 лет. О себе: 33/182/78, разведён, детей нет, говорят не страшный», «Славянин 34/174, без особых проблем познакомится с красивой стройной женщиной до 30 лет».

Во-вторых, к специфике отечественной саморекламы, безусловно, относится наличие сокращений. Такого рода сокращения не принадлежат к явлениям словообразования, это чисто графический прием, позволяющий экономить знаки в платных газетных объявлениях. Часто такие сокращения создают трудности при чтении текста, так как не всегда можно с уверенность расшифровать буквенные сокращения однозначно, например, без ж/п – без жилищных проблем или без жилплощади?

В современных объявления приняты следующие сокращения: 

без в/п – без вредных привычек;

без м/ж/п (без ж/м/п) - без материальных и жилищных проблем;

без ж/п – без жилищных проблем;

без о/п – без особых проблем (?);

без м/п – без материальных проблем;

с в/о – с высшим образованием;

с а/м – с автомобилем;

с ч/ю – с чувством юмора;

м/ж/о – материально и жильем обеспечен;

м/о – материально обеспечен;

а/м – автомобиль;

ЗОЖ – здоровый образ жизни;

21 век, век  развития технологий, диктует свои условия, средства связи и, соответственно, новые возможности общения, знакомства. Примером могут служить различные сайты знакомств в глобальной сети ИНТЕРНЕТ. Принципиальным их отличием является структура текста. Для знакомства через ИНТЕРНЕТ-сайты необходима регистрация, которая включает в себя заполнение ряда анкет.

Преимущества ИНТЕРНЕТ знакомств заключаются, прежде всего, в наличии фотографий (в большинстве случаев), наиболее полной информации об инициаторе знакомства и быстрой обратной связи. Этому способствуют вопросы анкеты, которые позволяют нарисовать наиболее ёмкий портрет владельца анкеты.

Таким образом, тексты брачных объявлений в качестве вида саморекламы являются одним из типов активно развивающегося современного дискурса.    

Периоды истории:

Ключевые слова: