Новости

Уважаемые исследователи!

Предлагаем вам размещение ваших материалов на страницах нашего сайта.

Для того, что бы опубликовать статью необходимо прислать ее в Вордовском файле используя кнопку для написания сообщений модераторам. Кроме того, просим вас высылать свое резюме, которое также будет размещено на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что модераторы оставляют за собой право отказа в публикации, если сочтут статью написанной не на должном научном уровне. В случае, если статья будет содержать стилистические погрешности, модераторы оставляют за собой право выслать ее на переработку.

Надеемся на плодотворное сотрудничество.

Желаем творческих успехов.

История брачных объявлений в России

История брачных объявлений в России

Антипина В.

 

      Историческая наука накопила массу сведений и проанализировала множество явлений прошлых эпох, но до сих пор существует множество «белых пятен». Удивительно, но самое большое «белое пятно» в историографии России XX века – это социальная история различных слоев общества. Приоткрываются тайны царского двора, рассекречиваются документы царской охранки и НКВД, публикуются материалы деятельности различных разведывательных служб. А вот о том, как жил в XX веке обыватель сказать порою очень  трудно – мы попадаем в область домыслов и стереотипов. Популярное и бурно развивающееся в отечественной историографии направление – история повседневности дает возможность исследовать реальную жизнь различных слоев общества.

      Изучая историю рекламы в России невольно приходишь к выводу о том, что ничто не ново под Луной. Трудно представить, но многие из форм и методов рекламы, с которыми столкнулся потрясенный обыватель с началом Перестройки, вовсе не новомодные изобретения. Те же самые технологии использовались и в начале XX века.

      Бурное развитие капиталистических отношений, которое началось в пореформенной России, а затем и окончание технической революции и промышленный подъем вызвали быстрый рост рекламной индустрии.

     Рекламировалось в начале прошлого века все. Были рекламные объявления о новинках промышленности, таких как резиновые губки Санкт-Петербургского завода «Треугольник». Упоминалось о домашних типографиях, которые по уверениям производителей «необходимы для каждого, в особенности учащим, учащимся и конторам», с помощью которых «очень легко печатать» бланки, конверты, визитные карточки и прочее. Особо подчеркивалось в рекламе то, что к типографии бесплатно прилагались щипцы для букв, подушки для краски, наборный прибор и флакон краски. Кроме того, сообщалось, что типографии высылаются наложенным платежом и без задатка. Публике предлагались музыкальные инструменты, шелковые блузы «по последней парижской моде», которые высылали по почте без задатка.

      Рекламировались и продукты питания: бакалея, крупчатка (она продавалась под лозунгом «Вкусно, здорово и дешево»), какао (на рекламе которого был девиз: «В питании сила», а на плакате изображался герой, по-видимому, Самсон, борющийся со львом). Товарищество А. И. Абрикосова предлагало конфеты «Утиные носы» (на плакате – три утиных головы), а их конкуренты – товарищество «Реноме», очевидно рассчитывало на более образованного потребителя, ибо предлагало карамель «Гоголь», а на рекламе красовался профиль Николая Васильевича.

     Реклама призывала поддерживать отечественного производителя, причем иногда достаточно агрессивно: «Долой немецкие курорты!» - взывало одно из объявлений и предлагало альтернативу - «Барбашину-Поляну» на Волге у города Самары, а также предрекало новому курорту славу «Русской Ривьеры на Волге».

     Была и реклама интеллектуальной продукции. Так, популярнейший журнал того времени «Нива» сообщал о планах выпуска своих приложений, в которых в 1907 году планировалось опубликовать полное собрание сочинений графа А. К. Толстого в 10 книгах и К. М. Станюкевича в 30 книгах. Кроме того, в приложениях к журналу были «Парижские моды» и 12 листов рукодельных работ с чертежами.

     В прессе сообщалось и о благотворительных мероприятиях, например о вербном базаре во всех залах Российского благородного собрания.

    Но была и реклама не очень-то полезных для здоровья товаров: алкоголя и табака. Общество Бекмана предлагало столовое вино, пивоваренный завод «Богемия» рекламировал весь ассортимент своей продукции: столовое, черное, венское, богемское, мартовское, пильзенское пиво и пиво экспорт, английский портер, фруктовый и клюквенный мед. Иногда реклама облекалась в стихотворную форму:

 

 

«Она»

Тут есть свои причины,

Жизнь так уж сложена:

У всякого мужчины

Имеется «она».

О «ней», дрожа, мечтаем

Мы в юные года

И жизнь нам светлым раем

С «ней» кажется всегда.

«Она» есть у артиста,

Художника, врача,

О «ней» у гимназиста

Мечта так горяча!..

«Она» порой кокетка,

С любовною игрой,

Порой «она» брюнетка,

Блондиночка порой.

Да, тут свои причины

Жизнь так уж сложена:

У всякого мужчины

Имеется «она».

И у меня, конечно,

«Она» есть господа,

Люблю «ее» сердечно

И верен ей всегда!

Со мною неразлучна

«Она» в теченье дня.

И с «нею» мне не скучно:

«Она» бодрит меня!

Тоски я с «ней» не знаю,

И жизни пустоты

И «ей» я доверяю

Заветные мечты,

Путь жизни совершаю

С ней вместе я всегда,

И не изменит, знаю,

«Она» мне никогда!

«Ее» люблю я пылко,

Открыто, не тайком:

Моя «она» - бутылка

С шустовским коньяком!

 

    Рекламировались табачные изделия и сопутствующие товары. Например, папиросы «Дукат» по 6 копеек за 20 штук, что по уверению авторов плаката – «почти даром», при этом папиросы «Роскошь» конкурирующей фирмы стоили столько же, а «Тары-бары» - на копейку дешевле. На рекламе гильз «Бурлаки» красовались представители одноименной профессии за работой. Интересно, насколько их покупатели ассоциировали себя с героями рекламы.

    Так же как и сейчас людей столетие назад волновали прыщи, ибо, как уверяла реклама, «красота человека немыслима, если на лице или на руках имеются прыщи или угри», но выход был – они исчезали после «непродолжительного» употребления «Угрина», который «скоро и радикально уничтожает всякие прыщи, экзему, угри». Еще одной проблемой и по сей день является лишний вес, но панацея была найдена еще век назад – «Мариенбадские Редукционные Пилюли» - против ожирения, являвшиеся одновременно и отличным слабительным средством. Средство «Озон» боролось с другой проблемой – «оздоравливало воспаленные ткани желудка и кишок, устраняло запоры, облегчало геморроидальные страдания». Разработчик этого лекарства Антон Мейер даже обязался бесплатно высылать желающим свою книгу об этом чудодейственном средстве.

       Многие склонны преувеличивать религиозность россиян в начале XX века. Но рекламные объявления того времени демонстрируют довольно большой интерес обывателей к оккультизму. «Интересуетесь ли вы тайными науками?» - вопрошала реклама. Если ответ положительный, то читателю обещали выслать бесплатно соответствующий самоучитель с рисунками. Предлагались также услуги белой и черной магии, «Книга чудес и тайн».

      Возможно, современному человеку, с его весьма наивными представлениями о прошлом, покажется странным, что наши прабабушки и прадедушки могли запросто увидеть в газете рекламу «гигиенических резиновых изделий», а проще говоря презервативов. Это были «изделия и приборы для известных надобностей». Цены, по уверению рекламодателей, «умеренные».

     В газете можно было увидеть рекламу книги «Мир половых страстей». Это сочинение доктора медицины Гильденбрандта было «замечательной книгой для лиц обоего пола, рисующей в ярких красках самые разнообразные пикантные картины половой жизни». И все это пиршество духа за 1 рубль, причем за рубль двадцать копеек можно было получить это во всех отношениях необходимое сочинение наложенным платежом в запечатанном конверте.

     Было опубликовано сообщение о «новой книге исключительно для взрослых» - «Дневник католической монахини». «В этой книге – сообщал рекламодатель, - яркими красками изображена интимная половая жизнь католических монахов и монахинь и ужасающие картины разврата и полового извращения». Сообщалось, что этот опус выдержал в Англии 30 изданий.

     Была и заведомо ложная реклама. Так, например, с пьянством предлагалось бороться с помощью «секретного излечения алкоголиков» - «Алколы», которая «спасла тысячи людей» обоего пола. Средство «не только уничтожает страсть к спиртным напиткам, но даже вызывает отвращение к запаху вина», при этом «возвращает ослабленной нервной системе ее первоначальную силу». «Алколу» можно было давать пациентам секретно – подмешивая в чай, суп и всякого рода пищу и питье, тем более, что она не имела ни вкуса, ни запаха. Для того, чтобы сообщения были более убедительными, приводились выдержки из писем благодарных родственников, которые сообщали не только об излечении от алкоголизма, но и об исчезновении у пациентов других заболеваний: «Он пил водку, кушал плохо и был болен всем. Катар желудка, боль в груди, почек, боль печени… вашего средства «Алкола» не употреблено и половины, но пациент водки больше не пьет». Продавцы чудодейственного средства высылали всем желающим книгу о «лекарстве» бесплатно.

       Как и в наше время мужчин тогда мучили интимные проблемы. И различные шарлатаны умело использовали желание представителей сильного пола наладить свою сексуальную жизнь. Интересно, что методы, которыми пользовались авторы подобного рода рекламы, очень напоминают сегодняшние: публикация фотографии (на самом деле это была не фотография, а рисованный портрет) страдавшего половыми расстройствами человека, рядом с которой помещалась выдержка из письма чудесно исцеленного. «Посмотрите, какой случай сходен с Вашим. Разве Вы не хотите такого же блестящего успеха?» - спрашивали создатели препарата «Биоль-Ласлей» и приводили «выдержки» из писем благодарных исцеленных. Некий В. Г. Павлов «страдал» половыми органами около 12 лет, но после «лечения», по его уверению, он стал совершенно другим человеком: «члены мои, а в особенности половые органы, окрепли, поллюции прекратились, я точно переродился». Другой пациент, скрывший свое имя за инициалами К. Г. Т. «писал»: «Шлю свою фотографическую карточку в знак спасения от онанизма, которым я страдал 18 лет. Много я потратил сил, никогда не был весел, все что-то меня тяготило, а сейчас у меня появилась веселость. Я был стыдлив с женщинами, был недоволен собой, а теперь принимаю участие в каком угодно обществе, всеми любим, а раньше избегал этого». Еще один герой рекламы чудодейственного лекарства призывал мужчин, страдавших половыми проблемами, чтобы они «отбросив ложный стыд, не замедлили воспользоваться этим чудодейственным средством». У него самого «аппетит увеличился, бессонница почти исчезла, поллюции и головные боли совершенно прекратились, нервная система укрепилась, половое отправление вполне нормально»[i].         

      Развитее капитализма и средств массовой информации сказалось и на межличностных отношениях. В этот период появляется такой метод самопрезентации и решения личных проблем, как брачное объявление. Традиция размещать в прессе брачные объявления зародилась в XVII веке в Англии. К сожалению, подлинное имя смелой женщины, которая 21 августа 1695 года в солидном купеческом издании «Как улучшить хозяйство и торговлю» опубликовала под псевдонимом брачное объявление – первое платное объявление такого рода,  - установить не удалось. Не известно как она выглядела, какого была возраста, и что ее толкнуло на столь рискованный шаг. А поступок этот действительно требовал огромной смелости, известно, что возмущенная общественность потребовала немедленно арестовать возмутительницу спокойствия и поместить ее в сумасшедший дом – знаменитый Бедлам. Но, к счастью, «ревнителям благочестия» не удалось раскрыть псевдоним, хотя под подозрение попала не одна старая дева и молодая вдова. Досталось и редактору, дерзнувшему напечатать это объявление.    

       В 1906 году в России, вслед за просвещенной Европой появилась «Брачная газета» - специализированное издание по вопросам семьи и брака. Ее выход в свет не остался без внимания публики, о чем свидетельствует огромный поток писем от женщин с любовными историями, юмористическими рассказами, а также рекламными объявлениями брасчного характера. Вот типичный образчик: «Молодая шатенка, 22-х лет, вполне интеллигентная, способная к глубокому чувству, желает познакомиться с интересным, обеспеченным человеком (30-35 лет). Если переписка оставит хорошее впечатление, согласна выйти замуж. Имею капитал 15000 рублей. Прошу выслать карточки в контору «Брачной газеты»»[ii].

        «Молодой человек желает познакомиться с барышней от 25 до 35 лет. Необходимо иметь две тысячи рублей. Большая Московская №110. Степан Шевяковой».

       И уже первые объявления в этой газете могли шокировать благонравную публику: «Московский адвокат хотел бы познакомиться с серьезными намерениями с хрупкой девушкой, обладающей крупным бюстом».

         «Дама-вдова, 38 лет, говорит на трех языках, в поисках того, кто бы ее слушал и не обязательно понимал».

       Брачные объявления вскоре стали довольно популярными. Вокруг этого явления стала возникать целая индустрия. Наряду с изданиями, которые предоставляли свои страницы под подобного рода сообщения, появились и те, кто за сходную цену мог составить его текст. Каждому хотелось в объявлении представить себя в лучшем виде и привлечь внимание читателей именно к своему объявлению, но способности к сочинительству были далеко не у всех, вот и приходилось обращаться к профессионалам.

     В конце XIX века некоторые из молодых обитателей Зарядья захотели заниматься литературным творчеством, они даже воплотили в жизнь свои желания. Но приходилось им это делать тайком от родителей – ведь подобные занятия в то время считались пустым и даже позорным делом. Писатели из народа вынуждены были печататься под псевдонимами и прибегать к различным уловкам и ухищрениям, чтобы не быть узнанными и не навлечь на себя гнев родных. Повзрослев, некоторые из них становились профессиональными литераторами, а профессионализм предполагает и получение доходов от своей деятельности, на которые можно было бы существовать. Одним из способов практического приложения поэтических талантов стало сочинение рекламных объявлений, в частности - брачных.

     В одном из номеров "Брачной газеты", издававшейся в Москве в начале века, поэт, скрывший свое имя под звучным псевдонимом Мариор (но указавший свой точный адрес: "Шереметьевский переулок, дом гр. Шереметьева, кв. 61), поместил объявление о приеме заказов "на составление стихотворных публикаций от женихов и невест":

 

Невесты, вашего вниманья!          
И вас прошу я, женихи,     
Иметь немного хоть желанья -      
Прочесть внимательно стихи.       
Я, господа, рекомендуюсь:            
Ваш стихотворный рекламе?!       
Могу воспеть, не обинуясь,           
Богатства, связи, стан иль взор...  
Наследство, ренту, иль брильянты,          
Иль голос, слаще соловья,
Характер, милые таланты -           
В стихах готов прославить я[iii].

Тут же можно прочесть и образец "стихотворной публикации от жениха":

Грущу, страдаю, одиночеством томлюсь            
И святому провиденью я усиленно молюсь!      
Дай же мне отраду в жизни, утешенье и покой,            
Чтобы мог иметь я радость, распростившийся с тоской.          
Не поможет мне гитара, мандолина и кларнет,
Все противно мне на свете, коль подруги жизни нет.  
Отзовись же, дорогая, дай свободно мне вздохнуть,     
Чтоб могли рука с рукою мы пройти житейский путь!            
Вот такой невесты милой А.М.К. давно уж ждет,         
Он в Москве, на Красносельской, 38 лет живет[iv].

     Наивными, чтобы не сказать грубее, были те, кто целиком полагался на честность публиковавших брачные объявления. Среди них были не только те, кто несколько преувеличивал свои достоинства, чтобы побыстрее найти отклик, но и откровенные мошенники.

     Сохранились упоминания о деятельности брачных аферистов. Такой случай произошел, например, в Одессе. Тамошняя «Брачная газета» пестрела всевозможными объявлениями. Заполучить красивого, умного и обеспеченного жениха мечтали многие девушки. Среди них были и дочери состоятельных херсонских семейств. Часто поиски завершались благоприятно, но бывали и случаи разочарований со слезами, истериками и сердечными каплями. В июле 1913 года популярная газета опубликовала на своих страницах рассказ о финале трагедии, происшедшей на почве неудачного сватовства.           
       В декабре 1912 года в этом издании появилось объявление следующего содержания: «Интересная блондинка, дочь богатых родителей и с хорошим приданым желает выйти замуж». На него откликнулся молодой симпатичный мужчина, по профессии врач, проживавший в Николаеве. Между молодыми людьми завязалась переписка. Через некоторое время, обменявшись фотографиями, они решили встретиться. В назначенный день встреча произошла в Николаеве. Затем были свидания и в Херсоне. После более близкого знакомства, молодой человек предложил свои «руку и сердце». Был назначен день знакомства с родителями. Будущий жених понравился родственникам девушки. Особенно ликовала мамаша. И когда он весьма деликатно попросил у неё в счёт будущего приданого несколько сот рублей, никто этому не удивился. Получив 500 рублей, жених сообщил, что якобы должен уехать на съезд врачей, который проходил в Киеве. После окончания профессионального форума он обещал вернуться и обвенчаться.
      Шло время, но будущий жених как в воду канул. Родственники невесты забили тревогу и обратились за помощью в розыске в адресный стол николаевской полиции. Чиновники, взглянув на фотографию «жениха», сразу же дали объяснения, что под именем «Доктор Дровопилов» скрывается ни кто иной, как известный одесский аферист Семен Шварц. Хорошо знакомый уголовному миру по кличке Плесень, он считался изобретателем новых способов добывания денег. «Служба знакомства» пришлась ему по душе. В сетях донжуана местного розлива побывали многие девушки, так и не сумевшие обременить семейными узами жениха по объявлению[v].

     В обозреваемый нами период времени появились и объявления о поиске половых партнеров. Например, такие: «Девушка, 12-14 лет, нужна на взморье. Бастионный бульвар, 9-а, кв. 15».

     Нашему современнику, если он, конечно, не является знатоком эпохи или профессиональным историком, трудно заподозрить в этом объявлении какой-либо сексуальный подтекст. Оно выглядит как простое приглашение на работу. Однако, все не так просто. А. Куприянов, историк и собиратель брачных объявлений разных стран и эпох, поясняет: в данном объявлении «…нет ни малейшего упоминания о характере труда. […] Вот сама форма этого объявления – «нужна девушка 12-14 лет», оно ведь 12-14-летнюю девочку называет девушкой, что тоже очень показательно. Потому как барышня, если бы он ее назвал, подразумевала бы образовательный и социальный ценз, а девочка […] это чисто такой малоквалифицированный термин для объявления о найме рабочей силы. Что же касается девушки, то это интерпретировалось в тогдашнем обществе именно как половой признак. То есть, говоря научным языком, не как гендерная характеристика, а как именно сексуальная»[vi].

      Были и более откровенные объявления подобного рода: «Нужна девочка для комнатных услуг, желательно сиротку, лет 14. Обращаться от 9 до 12 часов дня на Страстной бульвар, №14, где проживает такой же страстный хозяин».

     К разного рода саморекламе прибегали и представительницы древнейшей профессии.

     Проститутки того времени делились на две категории – бордельные и индивидуалки.

    Стать обладательницами права легально заниматься проституцией можно было несколькими способами. Проституирующую женщину могли задержать и предложить ей получить желтый билет. После этого она могла продолжать свои занятия в одиночку и искать клиентов на улице. Желтый билет также получали те, кто разными способами оказывался в легальных домах терпимости. Были случаи, когда женщина сама заявляла о желании зарегистрироваться. Такие женщины жили отдельно и по тем или иным причинам проституировали, однако, они не хотели огласки своих занятий. Специально для них были устроены отдельные кабинеты для медицинских осмотров. Такие женщины имели право посещать тайные притоны, но и медицинский контроль за ними был куда строже[vii].

     Женщина, занимавшаяся проституцией и не желавшая регистрироваться, могла быть подвергнута аресту до одного месяца или денежному взысканию до 100 рублей согласно 44 статье Устава о наказаниях.

     В Петрограде накануне Февральской революции насчитывалось 12 – 15 тысяч «ночных бабочек». И это только легально зарегистрированных, проходивших еженедельные медицинские осмотры.

    Бордельным проституткам не приходилось заниматься саморекламой, клиент сам приходил к ним, а реклама борделя и привлечение «клиентов» были заботой содержателей публичных домов. Другое дело «девушки», работавшие самостоятельно, их успех зависел от того, как они сами смогут привлечь клиентов. Надо сказать, что делали они это виртуозно, изобретая различные ухищрения. В газетах того периода можно было встретить объявления от девушек, работавших, так сказать индивидуально. Были среди них завуалированные: «Продается светлая, мягкая, красивая и совершенно новая, неподержанная материя, специально для мужского костюма, ценою 5 руб. за аршин». Нашим современникам, не имеющим специальной научной подготовки, и в голову не может прийти, что данный текст не реклама галантерейной лавки, а предложение интимных услуг. Встречались и прямолинейные объявления: «Девушка без прошлого с безукоризненной репутацией, но не имеющая никаких средств, хочет отдать все, что имеет, тому, кто одолжит ей 200 руб.».

     Кроме того, девушки рассылали объявления о своих услугах и адресно – узнавали места проживания богатых мужчин и присылали им примерно такие послания: «Милостливый государь! Случайно узнала, что вы – любитель редкостей. У меня как раз имеются редкости разных стилей. Бываю дома от 12 до 6 вечера. Адрес прилагается».

      Как видим, бурное развитие капиталистических отношений в экономике России рубежа веков отразилось на межличностных отношениях и на способах решения самых интимных проблем. Для саморекламы люди использовали все арсеналы средств, которые были изобретены к тому времени. Формирование традиции решения межличностных проблем с помощью брачных объявлений было прервано революцией, когда же она начала возрождаться в новейшую эпоху многие не поняли, что это лишь развитие уже имевшихся в российском обществе тенденций.

 



[i] Огонекъ. – 1914. - №14

[ii] Бородина В. Истоки обсуждения «женского вопроса» в российской печати. // www.owl.ru

[iii] Московские слова словечки//www.clow.ru/a-moscow/1/14/mosslov5_31.html

[iv] Там же.

[v]Андреев А. Дела минувших дней. Жених из «Брачной газеты»// Гривна-СВ. – 2003 – 7 сентября – С. 6.

[vi] Куприянов А. // Разница во времени // www.svoboda.org/programs/TD/2001/TD.042201.asp

[vii] Быкова А. Женский вопрос и социальная политика в России (конец XIX – начало XX вв.) // Исторический ежегодник. – 1996 – С. 30-35.

Периоды истории: