Новости

Уважаемые исследователи!

Предлагаем вам размещение ваших материалов на страницах нашего сайта.

Для того, что бы опубликовать статью необходимо прислать ее в Вордовском файле используя кнопку для написания сообщений модераторам. Кроме того, просим вас высылать свое резюме, которое также будет размещено на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что модераторы оставляют за собой право отказа в публикации, если сочтут статью написанной не на должном научном уровне. В случае, если статья будет содержать стилистические погрешности, модераторы оставляют за собой право выслать ее на переработку.

Надеемся на плодотворное сотрудничество.

Желаем творческих успехов.

Лебина Н. Повседневная жизнь советского города

www.russ.ru/krug/kniga/19991116.html

Нормы и аномалии           


Глеб Морев

Н. Б. Лебина. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920-1930-е годы. - СПб.: Журнал "Нева" - ИД "Летний Сад", 1999. 320 с.; 2000 экз.

          Как известно из воспоминаний Бориса Пастернака, "было две знаменитых фразы о времени. Что жить стало лучше, жить стало веселее и что Маяковский был и остался лучшим и талантливейшим поэтом эпохи". Книга Н. Лебиной открывается как раз цитатой из Маяковского, помогающей автору внятно сформулировать идею работы, в основе которой лежит понятие о том, "что такое хорошо и что такое плохо" (иначе - дихотомия "норма-аномалия") и его трансформации в эпоху 1920-х-1930-х годов, когда о качестве стихов Маяковского и окружающей жизни узнавали не из Пастернака, а непосредственно от процитированного им автора - И. В. Сталина. Всякому, и не только читателю Владимира Сорокина, ясно, что с понятием "норма" у советского человека отношения особые. В подробности этих отношений и входит Н. Лебина, демонстрируя на материале повседневной жизни Петрограда-Ленинграда, как "хорошее" до исторического материализма после становилось, соответственно, "плохим". Как до 1917 года нормальным считалось жить в отдельной квартире, отмечать Рождество и Пасху, покупать продукты и одежду в магазинах, ездить на дачу и, наконец, быть погребенным на кладбище, так после - ютиться в коммуналках, праздновать день Парижской коммуны, доставать пайки в распределителях, мечтать о кожанке и быть сожженным на "кафедре безбожия" - в крематории. Разве что дача осталась вечной спутницей горожан. Сегодня жить, натурально, стало лучше и веселее, и уже не одна дача роднит нас с общечеловеческой нормой, но все же особенно забавно, читая увлекательную книгу Н. Лебиной, заметить, что, например, нынешние предупреждения "В витрине выставлены муляжи" - не что иное как модификация нэповского "Выставленные в окне сыры - деревянные, а потому воров просят не беспокоиться".

Смежные дисциплины: