Пролеткульт

Пролеткульт — сокращенное название «пролетарских культурно-просветительских организаций», действовавших в первые годы революции (I конференция ПКПО — сентябрь 1917 года). Свою усилия Пролеткульт направлял к тому, чтобы «дать рабочему классу целостное воспитание, непреложно направляющее коллективную волю и мышление» его; целью своей Пролеткульт ставил «выработку самостоятельной духовной культуры». Первая конференция, положившая начало Всероссийскому Пролеткульту, была созвана наркомом по просвещению А. Луначарским по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917 года.     
        Летом 1917 года в Петрограде состоялась конференция фабзавкомов, которая избрала оргбюро по созыву первой конференции пролетарских культурно-просветительских организаций. В сентябре 1917 года там же состоялась первая Петроградская конференция деятелей пролетарской культуры. Возникшая в период буржуазного правительства как независимая рабочая организация, она пыталась сохранить свое независимое положение и в системе советского государства.

     5-9 июня 1918 года опять-таки в Петрограде проходила вторая общегородская конференция пролеткультов. Эта конференция подтвердила, что пролетарская культура может строиться только самостоятельными усилиями пролетариата.

     Окончательно пролеткульт оформился в сентябре 1918 года, когда по инициативе оргбюро была созвана первая всероссийская конференция пролеткультовских организаций. Конференция состоялась 15-19 сентября 1918 года. Она провозгласила, что новая пролетарская культура будет создаваться лишь усилиями рабочих, единственных носителей и выразителей пролетарской идеологии. Весьма явно прозвучал призыв к автономии Пролеткульта, к независимому от государственных органов положению.

     В ЦК Пролеткульта были избраны П. Лебедев-Полянский, Ф. Калинин, А. Маширов, В. Игнатов, В. Файдыш, А. Богданов и другие.

    Кроме того, на конференции был принят устав Всероссийского совета пролеткультов, который состоял из 15 членов, 8 кандидатов, и по одному представителю от губернских пролеткультов, ВЦИК, ЦК РКП(б), ВЦСПС, наркомпроса, комсомола, Красной Армии и Флота, Совета рабочей кооперации.    
      Активными деятелями Пролеткульта были: А. Луначарский, А. Богданов, Ф. Калинин, В. Полянский, Ст. Кривцов, В. Плетнев, П. Керженцев, Н. Маширов-Самобытник, Н. Лукин, В. Игнатов. В организацию входили лучшие пролетарские поэты и писатели: Александровский, П. Бессалько, Герасимов, Кириллов, Маширов-Самобытник, Обрадович, Поморский, Садофьев, Санников.

      Так как у Пролеткульта не было закрепленного членства, невозможно дать социальную характеристику его членам.

     Пролеткульт активно занимался вопросами науки и искусства — литературой, музыкой, живописью, театром, рабочими клубами. Однако литературно-творческие вопросы были главными для организации. В университетах, рабочих студиях, организованных Пролеткультом, нашла воплощение идея о принципах пролетарской культуры и науки, главным образом как их понимал А. Богданов.

      Пролеткульт вел большую издательскую работу, имел ряд периодических изданий (например, журнал «Пролетарская культура», «Грядущее», «Горн», «Гудки», всего около 20 изданий). Пролеткульт выпустил много сборников пролетарской поэзии и прозы.

      Пролеткульт имел свои организации в ряде провинциальных городов. К лету 1919 года было около 100 провинциальных Пролеткультов. По данным 1920 года в организации насчитывалось около 80 000 студийцев, работой Пролеткульта были охвачены значительные слои рабочих.

       Все вопросы, вокруг которых развернулась дискуссия во всех видах искусств на рубеже 1920-1930 годов, были поставлены теоретиками Пролеткульта при самом его рождении в 1917 году.

      Эту организацию (хотя так назвать Пролеткульт в строгом смысле нельзя – он не имел закрепленного членства), отличало то, что она считала себя силой, равной партии и профсоюзам. Если партия – это организация политическая, профсоюзы – экономическая, то Пролеткульт считал себя «культурно-творческой классовой организацией пролетариата», третьей силой.

      Пролеткульт рассматривал культурное движение пролетариата как новую, особую форму рабочего движения наравне с движением политическим, профессиональным и кооперативным, претендуя на особую чистоту от всяких мелкобуржуазных влияний. Пролеткульт отрывал культурное строительство от всей остальной общественно-политической практики пролетариата, а строительство пролетарской культуры объявил делом исключительно индустриальных рабочих как выразителей пролетарской идеологии в ее чистой форме. Поэтому в строительстве социалистической культуры Пролеткульт игнорировал не только крестьянство и интеллигенцию, но и некоторые более отсталые слои рабочего класса. Классовое сознание индустриального пролетариата пролеткультовцы объявили уже сложившимся, «ясным и математически точным», по выражению В. Плетнева.

    Пролеткульт ставил вопрос об отношении пролетариата к культурному наследству, призывал к критическому усвоению и переработке ценностей прошлых эпох. Пролеткульт отгораживался от всяких традиций, преемственности, от наследства, требовал от писателей отказа от изображения индивидуальных чувств и судеб, а сами произведения призывал создавать коллективным методом. Он проповедовал идеи автономии и коллективизма, утверждая, что личность автора – это не более, чем отрыжка индивидуалистического подхода к искусству.

     Осенью 1920 года были предприняты решительные шаги для ликвидации автономии Пролеткульта, с которой терпеливо мирились в годы Гражданской войны. Борьба развернулась на Всероссийском съезде, где была принята резолюция о подчинении этой организации наркомпросу. В ноябре 1921 года было опубликовано постановление Политбюро ЦК о Пролеткульте, где главным направлением в работе этой организации признавалось участие в деле народного просвещения «на основе миросозерцания марксизма». В постановлении говорилось о том, что «Пролеткульты должны стать одним из аппаратов партии по удовлетворению культурных запросов пролетариата»[i]. Следствием этого постановления стала полная смена руководства Пролеткульта.

     Создать единый фронт революционного искусства пролеткультовцы однако не смогли, так как игнорировали роль трудового крестьянства и интеллигенции. Лишь лефовцы активно участвовали в Московской организации Пролеткульта, пользовались большой поддержкой, печатались в ее журналах (Б. Арватов, С. Третьяков, Н. Чужак). В самой организации Пролеткульта по ряду принципиальных вопросов идеологического единства не было.

    Постепенно Пролеткульт начал узурпировать право выносить суждения о ценности того или иного произведения. Получалась парадоксальная ситуация – борясь за пролетарскую культуру и поддерживая партию и правительство, пролеткультовцы всячески стимулировали сопротивление интеллигенции культурной политике большевиков.

     Надо сказать, что установки пролеткультовцев были не по душе не только «бывшим», но и руководителям советского государства. Так, В. Ленин прочитав статью В. Плетнева «На идеологическом фронте», сделал в тексте ряд пометок. Автор статьи утверждал: «Задача строительства пролетарской культуры может быть решена только силами самого пролетариата, учеными, художниками, инженерами и т. п., вышедшими из его среды». В. Ленин подчеркнул в этой фразе слова «только» и «его» и на полях заметил: «Архифальшь». Рядом с другой фразой: «Пролетарский художник будет одновременно и художником и рабочим», вождь написал: «Вздор». В итоге он пришел к неутешительному для автора статьи выводу: «Учиться надо автору не «пролетарской» науке, а просто учиться»[ii].

      В 1922 году деятельность Пролеткульта стала замирать. В условиях дальнейшего углубления культурной революции в стране Пролеткульт постепенно распадался, уступая место новым формам организации творческой деятельности.

     Интересно, что претендуя на независимость от государства, Пролеткульт намеревался существовать на государственные субсидии, правда, все пролеткульты на местах должны были согласно уставу стремиться существовать за свой счет.

     10 января 1923 года ЦК Пролеткульта обратился в ЦК РКП(б) с докладной запиской, в которой, признавая уменьшение численности своих организаций до 50, просил утвердить им тысячу штатных работников и отпустить 105 тысяч рублей золотом[iii].

      К середине 1920-х годов все сильнее стали распространяться разговоры о необходимости ликвидации Пролеткульта. Однако открыто высказывать свою позицию по отношению к организации, руководство которой так умело использовало марксистско-ленинскую терминологию и аргументацию, боялись. На ликвидации настаивали только профсоюзы. Так, Ф. Сенюшкин, завкультотделом ВЦСПС, в докладной записке от февраля 1925 года писал, что Пролеткульт хиреет с каждым днем – оставалось всего 10 провинциальных отделений, вместе с Москвой они имели 17 театральных, 11 ИЗО, 4 литературных, 2 музыкальные и одну хоровую студии, а «съедали» ежегодно 100 тысяч рублей[iv].

     К 1927 году осталось только шесть ячеек Пролеткульта в РСФСР (в Москве, Ленинграде, Иваново-Вознесенске, Рыбинске, Саратове, Свердловске), да по две-три в республиках. Они влачили жалкое существование, а их деятельность сводилась, главным образом, к театральным постановкам. При этом на 700 творческих работников в Пролеткульте приходилось 156 руководителей и хозяйственников[v].

     С каждым годом значение Пролеткульта уменьшалось. В 1932 году в связи с выходом постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» он прекратил свое существование. 11 июня 1932 года ЦК Пролеткульта признало его дальнейшее существование нецелесообразным, оставшиеся ячейки были переданы профсоюзам, а ЦК самоупразднился.

     В течение всех девяти лет своего существования Пролеткульт получал субсидии от государства, а в последние годы ежегодная дотация от наркомпроса РСФСР составляла 100 тысяч рублей. И если в первые годы Пролеткульт довольно много делал как культурно-просветительская организация, то в позднее он выродился в рядовое учреждение. Он утратил все признаки общественной организации, так как его ЦК не переизбиралось в течение долгого времени, собственной социальной базы у него не было, так же как и строгого членства.

     Помощь государства Пролеткульту через специальный отдел наркомпроса в первые годы советской власти была закономерна. Государственные органы и профсоюзы в тот период еще не окрепли и имели мало возможностей заниматься культурно-просветительской работой. Позднее, когда соответствующие структуры появились и набрались сил, потребность в Пролеткульте отпала.

      Во время II конгресса Коминтерна в августе 1920 года было создано Международное бюро Пролеткульта, которое выпустило манифест «Братьям пролетариям всех стран». На него же была возложена задача: «распространение принципов пролетарской культуры, создание организаций Пролеткульта во всех странах и подготовка Всемирного конгресса Пролеткульта». Деятельность Международного бюро Пролеткульта широко не развернулась и оно постепенно распалось.              

Библиография

Ленин В. И. Письмо президиуму конференции пролетарских культурно-просветительных организаций, Собр. сочин., изд. 3, т. XXIII, М.—Л., 1931; Его же, О пролетарской культуре, там же, т. XXV, М.—Л., 1931; Заметки на статье В. Плетнева «На идеологическом фронте», в сб. «Вопросы культуры при диктатуре пролетариата», Гиз, М.—Л., 1925; Письмо ЦК РКП(б) о пролеткультах, «Вестник работников искусств», 1920, № 2—3; Протоколы I Всероссийской конференции Пролеткультов с 15—20 сент. 1918, под ред. П. И. Лебедева-Полянского, М., 1918; Журналы Пролеткульта: «Пролетарская культура», Москва, 1918—1921; «Горн», 1918—1923; Богданов А., О пролетарской культуре 1904—1924, Сб. ст., Л.—М., 1924; Керженцев П., Творческий театр, П., 1920; К новой культуре, П., 1921; Плетнев В., Три точки зрения на пролетарскую культуру, М., 1926; См. также библиографический указатель Львова-Рогачевского В. и Мандельштам Р., Рабоче-крестьянские писатели, М.—Л., 1926; Периодика по литературе и искусству за годы революции 1917—1932. Сост. К. Д. Муратова, под. ред. С. Д. Балухатого, изд-во Академии наук СССР, Л., 1933.

 



[i] Вопросы истории КПСС. – 1958. - №1. – С. 38.

[ii] Цит. по: Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. М.: Художественная литература, 1984. С. 28.

[iii] Коржихина Т. Извольте быть благонадежны! М., Российский Государственный Гуманитарный университет, 1997. С. 131.

[iv] Коржихина Т. Извольте быть благонадежны! М., Российский Государственный Гуманитарный университет, 1997. С. 131.

[v] Коржихина Т. Извольте быть благонадежны! М., Российский Государственный Гуманитарный университет, 1997. С. 133.

Ключевые слова:

Список словарей: