Новости

Уважаемые исследователи!

Предлагаем вам размещение ваших материалов на страницах нашего сайта.

Для того, что бы опубликовать статью необходимо прислать ее в Вордовском файле используя кнопку для написания сообщений модераторам. Кроме того, просим вас высылать свое резюме, которое также будет размещено на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что модераторы оставляют за собой право отказа в публикации, если сочтут статью написанной не на должном научном уровне. В случае, если статья будет содержать стилистические погрешности, модераторы оставляют за собой право выслать ее на переработку.

Надеемся на плодотворное сотрудничество.

Желаем творческих успехов.

Никитинские субботники (литературная группа)

 

 «Никитинские субботники» - литературно-художественный кружок (1914—1933), организованный литературоведом Е.Ф. Никитиной в её квартире (Газетный переулок, 3, кв. 7; с 1930 — Тверской бульвар, 24, кв. 8) по инициативе профессоров Московского университетаИ.Н. Розанова, П.Н. Сакулина и А.Н. Веселовского.  «Никитинские субботники» не были литературной группой, объединявшей единомышленников. Как ни старалась их организатор и хозяйка придать объединению такой статус ничего не вышло.

        Среди участников — студенты-выпускники Московского университета и Высших женских курсов, писатели и литературоведы различных творческих ориентаций, в том числе Ю.И. Айхенвальд, Л.П. Гроссман, Л.М. Леонов, А.С. Новиков-Прибой, Б.А. Пильняк, П.С. Романов, А.С. Неверов, Л.Н. Сейфуллина, В.М. Инбер, И.Л. Сельвинский, Д.Д. Благой, К.И. Чуковский, К.Л. Зелинский, Н.К. Гудзий, Н.К. Пиксанов, А.В. Луначарский, Н. Л. Бродский, С. В. Шувалов, В. Г. Лидин, А. С. Яковлев а также артисты В.И. Качалов, Е.Н. Гоголева, М.М. Блюменталь-Тамарина, А.А. Яблочкина, И.М. Москвин и художники К.Ф. Юон, Е.Е. Лансере, Кукрыниксы. Состав «Никитинских субботников» постоянно менялся. Бывала там одно время М. Цветаева, но из-за скандала, связанного с публикацией ее произведений она перестала посещать «субботники».

        Невероятная приспособляемость к многократно менявшимся условиям позволила Е. Никитиной, начиная с 1914 года, через войны и революции, созидать салон. В 1919 году в “белом” Ростове она собирала литературные вечера с Чириковым, Лазаревским, Билибиным, офицерами-поклонниками муз, затем в Новороссийске. В течение года она воссоздает их в уже “покрасневшем” Ростове, а осенью и в советской Москве.

      Все зигзаги, предпринимаемые Никитиной, в том числе и переписывание собственной биографии задним числом, имели единственную цель — сохранить столь дорогую ее сердцу литературную среду, в которой писателям бы легче писалось, читалось и, наконец, издавалось.

    У Е. Никитиной собирались и издавались представители совершенно разных литературных направлений, но это не порождало конфликтов, ведь в салоне идеологические конфликты неуместны. Произведения здесь разбирались на профессиональном, а не на идеологическом уровне, при этом авторы прислушивались к мнению не только сторонников, но и оппонентов. Критика здесь выражалась, как правило, в корректных формах.

     С 1922 года при кружке существовало одноименное кооперативное издательство, которое в 1931 году слилось с издательством «Федерация»; издавало альманах «Свиток» (№ 1—4, 1922—1926), литературоведческие и литературные сочинения (всего около 300 книг).

На протяжении полувека Е. Ф. Никитина собирала рукописи, автобиографии, автографы, письма, портреты, критические статьи, представлявшие интерес для истории литературы.

      В архиве «Никитинских субботников» сохранились собранные Никитиной около 160 тысяч документов по литературе и искусству, 16 тысяч портретов, шаржей и карикатур, 2 тысяч фотоснимков. В 1957 году Никитина передала архив в дар государству, в 1962 году в последней её квартире по Вспольному переулку, 14, был открыт филиал Литературного музея, а Никитина назначена его директором пожизненно.

      Главной причиной неизученности истории и функционирования “Субботников” была сама их предводительница, на протяжении всей жизни формировавшая легенды и о самой себе, и о своем литературном салоне. Эти мифы были превосходно раскрыты в монографии Д. Фельдмана «Салон-предприятие: писательское объединение и кооперативное издательство «Никитинские субботники» в контексте литературного процесса 1920-1930-х годов».

      Никитиной принадлежит право открытия такого уникального таланта, как Сигизмунд Кржижановский. Среди ее заслуг и консолидация литературных сил, как в живом общении, так и на страницах издаваемых ею сборников и альманахов, и умелое лавирование между политической лояльностью режиму и независимостью кружка.

      У салона было два существенных преимущества перед другими литературными объединениями: спокойная обстановка и наличие собственной издательской базы.

 

 

Литература

Литературный кружок «Никитинские субботники»/ в сб.: Свиток, № 1, М., 1922. C. 175—77; История Москвы. T. 5. М., 1955. C. 525; Золотникова И. Новый музей столицы// «Литература и жизнь». – 1962. - 14 сент.; «Никитинские субботники»// «Наука и жизнь» - 1962. - № 9; Корн Р., Никитинские субботники// «Вопросы литературы» - 1964 - № 12. - C. 235; Вентова Н. В дар народу //«Москва» - 1964 - № 8. - C. 217.

Ключевые слова:

Список словарей: