Основные параметры построения жизненной стратегии личности

 

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ

Самсоненко Л.С.

Для каждой личности характерен свой, уникальный способ жизни, способ ее организации, оценивания и осмысления. В процессе жизни личность выступает субъектом общения, субъектом деятельности, являясь, в конечном итоге, субъектом собственной жизни. Позиция субъекта позволяет человеку соотнести свои возможности с поставленными целями, интегрировать свои способности в разных сферах. К.А Абульханова - Славская такую способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни определяет как жизненную стратегию.

Основным параметром построения жизненной стратегии К.А Абульханова - Славская называет активность. Активность личности в осуществлении жизненной стратегии проявляется как способность к балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным. В свою очередь такой баланс (оптимальный или неоптимальный для личности) устанавливается при помощи инициативы и ответственности. В различных стратегиях личность вырабатывает индивидуальный способ реализации своей активности, при котором происходит распределение инициативы и ответственности.

Ю.М. Резник понятие “активность” характеризует как системообразующий признак, определяющий в одном случае системные качества человека (широкое понимание), а в другом — степень его участия в социальной жизни (узкий смысл).

В узком смысле активность — деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям жизнедеятельности, делам общества, проявляющееся как в форме общественно-полезной, созидательной и творческой деятельности, так и в форме антиобщественной деятельности, отклоняющегося поведения. Характеризуется высокой степенью интенсивности осуществления, динамичностью и способностью производить изменения.

Ю.М. Резник подчеркивает, что одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность. Это — способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера.

Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом.

В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает активная жизненная позиция, наличие которой свидетельствует об изменении всего образа жизни личности, а не его отдельных сторон.

Активная жизненная позиция - устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью. С точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций и правил общежития. Однако критерий правильности (истинности) жизненной позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающем иногда настроение конформизма и апатии. Гораздо более важным для понимания активной жизненной позиции является требование соблюдения автономии, автономных прав и гражданских свобод личности. Активная жизненная позиция становится в гражданском обществе неотъемлемой чертой жизнедеятельности автономных субъектов. Она выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества.

А.Е. Созонтов центральным компонентом, ядром жизненной стратегии называет ценности личности.

А.А. Волочков и Е.Г. Ермоленко отмечают, что ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности. По В. Франклу «ценности ведут и притягивают человека… у человека всегда имеется свобода: свобода делить выбор между принятием и отверганием предлагаемого, т.е. между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным». Ценность – мера сопоставления мотивов. Кроме того, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом субъектной образующей активности и самого субъекта в ней.

К. Хорни основной характеристикой, влияющей на выбор жизненного пути считает отношение к окружающим людям. В частности, отмечает, что уже с детства человек вырабатывает одну из трех основных стратегий или личностных ориентаций по отношению к другим людям: движение к людям, движение против людей, движение от людей. Целью человека с ориентацией на первую стратегию является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь. У человека с ориентацией «против людей» система ценностей построена на философии «джунглей» - жизнь – это борьба за существование. Ориентация «от людей» исходит из потребности в независимости, неприкосновенности и приводит к нежеланию всякого проявления борьбы. Но иногда это является результатом отсутствия способа приспособления к современным условиям.

Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю. Коржова, рассматривая вопрос о стратегиях поведения в значимых ситуациях, останавливают внимание на такой характеристике как уровень субъективного контроля, или локус контроля. В соответствии с этим показателем можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств.

Исследователь Р. Пехунен одним из возможных оснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов.

1.       Прекращение всяких попыток борьбы. Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов и занятий.

2.       Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление может проходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человек смирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешним инстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение к своим занятиям и даже принимать новые способы действия.

3.       Преодоление конфликта. Для стратегий развития характерно стремление расширить границы существующих жизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогресс затрагивает только одну область, в то время как другие остаются на периферии жизни.

О.С. Васильева и Е.А. Демченко важнейшими характеристиками жизненных стратегий считают принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей. Ответственность, являясь одной из основных характеристик жизненной стратегии, оказывает большое влияние на эффективность реализации человеком своих жизненных целей и, следовательно, на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Авторы утверждают, что люди с высокими показателями осмысленности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие.

Таким образом, в современной психологической науке активно проводятся исследования по изучению основных характеристик жизненных стратегий. Различные авторы предлагают собственную позицию в понимании стратегий жизни. Наличие различных точек зрения указывает на сложность и специфичность данного вопроса изучения. Вместе с тем, большинство авторов сходятся во мнении, выделяя среди основных характеристик жизненных стратегий такие как ответственность, система ценностных ориентаций, активность личностной позиции.

 

Литература. 

1.Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. – М.: Мысль, 2001.

2.Бурлачук Л.Ф., Коржова В.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

3.Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. // Вопросы психологии. - 2002. –№ 4. –С. 74-85.

4.Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии. / Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987. – С. 125-129.

5.Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995.

6.Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов. // Вестник МГУ, серия 14 «Психология». -2003.–№ 3 – С. 15-23.

7.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

Смежные дисциплины: