Мораль и право (задания)

Мораль и право

 

1.       

          Распределите приведенные ниже понятия, отражающие связь морали с политикой, религией, искусством и представлениями о прекрасном (эстетикой) по графам:

1) сотрудничество, 2) принуждение, 3) смирение, 4) законность, 5) господство, 6) достоинство, 7) изящность, 8) ожесточение, 9) предрассудки, 10) властолюбие, 11) целесообразность, 12) прогресс, 13) патриотизм, 14) милосердие, 15) покаяние, 16) клевета, 17) плюрализм, 18) сострадание, 19) идейность, 20) музыкальность, 21) миролюбие, 22) равенство, 23) свобода, 24) цинизм, 25) скептицизм, 26) духовность, 27) демагогия, 28) вероломство, 29) солидарность, 30) вандализм.

 

Морально-политические понятия

Морально-правовые понятия

Морально-религиозные понятия

Морально-эстетические понятия

 

 

 

 

 

2.       

           Ознакомьтесь с высказываниями и поговорками об общении людей. Выпишите встречающиеся нравственные понятия из приведенных выше суждений в таблицу по следующей форме:

Понятия о нормах нравственного поведения

Понятия о личных нравственных качествах

Понятия о принципах морали

Понятия о нравственных идеалах

 

 

 

 

 

1.      Выдержанность – это привычка к строгому порядку.

2.      Делай хорошее другим – станешь сам лучше.

3.      Хорошо тогда, когда ученье и труд рядом идут.

4.      Для того, чтобы научиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. (Л. Толстой)

5.      Достоинство и честь человека – в ответственности за свои поступки.

6.      Худо тому, кто добра не делает никому.

7.      Береги честь смолоду.

8.      Стремиться к нравственному совершенству – делать добро.

9.      Скромность украшает человека.

10. Хорошими и добрыми поступками не хвастаются – их просто делают.

11. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А. Пушкин)

12. Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

13. Посеешь поступок – пожнешь характер.

14. Одна из важнейших функций морали – оценочная.

15. Труд человека кормит, а лень портит.

 

3.

         Почему Бальзак считал волю предметом гордости? Приведите примеры выработки и проявления воли из истории.

      Бальзак писал, что воля «может и должна быть предметом гордости больше, нежели талант. Если талант – это развитая природная склонность, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».

 

4.

Оцените поведение девочки с позиций норм права и норм морали.

      В квартире, куда были приглашены друзья девочки, пропало мамино золотое кольцо. Девочка с уверенностью заявила, что думает, что это сделал один из гостей. Аргументов она привести не могла, но настаивала на том, что это мог быть только он. Вскоре кольцо нашлось за шкафом. Это котенок закатил его туда.

 

5.

           Известно, что в первобытном обществе различий между правом и моралью не существовало. Требования, которые общество предъявляло к отдельному человеку, всегда отражали непосредственные нравственные представления. При этом их выполнение не зависело от готовности или желаний человека. Нарушителей карали быстро и жестоко. Позже право отделилось от морали, лишь часть требований к поведению человека приобрела значение обязательных, непререкаемых. Другие правила остались в области морали. Их выполнение зависело теперь от личного выбора человека.

      Ученые считают, что отделение права от морали было важным шагом вперед в развитии общества. Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте его.

 

6.

       Как писал Л. Толстой, среди русских крестьян вплоть до конца XIX в. не считалась безнравственной порубка деревьев в лесу, принадлежавшему помещику. В то же самое время закон запрещал такие действия.

       О чем, на ваш взгляд, свидетельствует это противоречие между моральными и правовыми нормами?

Прикрепленный файлРазмер
Иконка документа Microsoft Office Мораль и право (задания).doc36 КБ

Класс: