Маяковский Владимир Владимирович

Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930) – поэт. Один из основателей русского футуризма, однако его творчество по своему общественному звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии "Владимир Маяковский". Пафос отрицания буржуазной действительности ощутим и в ранних стихах поэта ("Адище города", "Нате!"). Начало I Мировой войны отразилось в его творчестве неоднозначно: в статье "Штатская шрапнель" он писал, что "сегодня нужны гимны...", но в стихах "Война объявлена" и "Мама и убитый немцами вечер" проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. В стихах, напечатанных в журнале "Новый сатирикон", Маяковский воздаёт саркастическую "хвалу" мерзостям жизни, в которой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое искусство. Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковского - "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек" - был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Радостно встретил Октябрьскую революцию, поэт стремился эстетически осмыслить "потрясающие факты" новой социалистической действительности. До Октября у Маяковского не было чёткой социальной перспективы. Некоторые догмы футуристической группы накладывали отпечаток на особенности формы его стихов и на систему социально-эстетических взглядов. После Октября творчество Маяковский приобрело новую социально-эстетическую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе "Мистерия-буфф"- первой советской пьесе на современную тему. Утверждая величие и героизм простых людей, Маяковский разоблачал творческое бессилие буржуазии; строить "ковчег" нового мира под силу только "нечистым" с их нравственной чистотой и классовой солидарностью. В "Левом марше", своеобразном гимне пролетарской мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции. Но эстетическая палитра Маяковского была многоцветной: в стихотворении "Хорошее отношение к лошадям" он выступал за богатство эмоций нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному. Гуманистическая направленность поэзии Маяковского приобретала новое социальное качество. Поэма "150 000 000" утверждала ведущую роль русского народа как провозвестника социалистической революции. В. Ленин отрицательно воспринял поэму, видя в ней образец футуризма, к которому относился негативно. В эти годы Маяковский начинал пролагать путь к истинно демократическому искусству, созвучному настроению масс. Переехав в марте 1919 г. в Москву, он работал в "Окнах РОСТА" - рисовал плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 "окон"). В этих плакатах, а также в промышленной и книжной графике Маяковского 20-х годов особенно ярко проявились его талант и опыт художника, его броско-лаконичная манера. Эта деятельность "поэта-рабочего", отдавшего свои перо и кисть на нужды революции, была глубоко органична для Маяковского, отвечала его эстетической концепции вторжения искусства в действительность. В поэзии Маяковского 1920-х годов появляется лирический герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального - "Люблю", "Про это", "Письмо Татьяне Яковлевой" и другие. В результате поездок Маяковского в капиталистические страны (США, Германия, Франция, Куба и другие) появляются циклы стихов "Париж" и "Стихи об Америке". Маяковский выступал как полпред молодого социалистического государства, бросающий вызов буржуазному строю. Пафос безымянности в творчестве поэта уступал место более гармоничной концепции личности. Маяковский стоял у истоков советской ленинианы. В поэме "Владимир Ильич Ленин" деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. Маяковский осознавал огромное значение личности Ленина - "самого человечного человека", "организатора победы" пролетариата. Поэма явилась гимном "атакующему классу" - пролетариату и его партии.           
  В эти годы Маяковский создал такие лирические шедевры, как "Товарищу Нетте, пароходу и человеку", "Сергею Есенину", "Стихи о советском паспорте"и другие. Маяковский - лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, "сплошного сердца". Вера в торжество коммунистических идеалов сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает" рваться в завтра, вперёд". В стихах конца 1920-х годов, в пьесах "Клоп" и "Баня" предстала целая галерея типов, опасных своей социальной мимикрией и пустопорожней демагогией. Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии. Исходя из своей идейно-художественной задачи, Маяковский существенно реформировал русский стих. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя. Это сказывается в системе графических обозначений: повышенная экспрессивность передавалась и при помощи изменений в рамках традиционной орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графической фиксации текста - "столбика", а с 1923 - "лесенки", отражающих паузирование.
  Маяковский возглавлял литературную группу ЛЕФ (Левый фронт искусств) и позднее - РЕФ (Революционный фронт искусств); редактировал журнал "ЛЕФ" (1923-1925 годы) и "Новый ЛЕФ" (1927-28 годы), но пришёл к выводу, что замкнутые группировки препятствуют нормальному творческому общению советских писателей, и в феврале 1930 г. вступил в РАПП, которую рассматривал как массовую литературную организацию. Сложная обстановка последних лет личной жизни и литературной борьбы привела Маяковского к депрессии и самоубийству. Поэма "Во весь голос" (1930) воспринимается как поэтическое завещание Маяковского.

Ключевые слова:

Список словарей: