Кабалевский Дмитрий Борисович

Кабалевский Дмитрий Борисович (1904-1983) - композитор и общественный деятель. С 1932 г. и до конца жизни преподавал в Московской консерватории, главным образом композицию. В 1940-1946 годах был главным редактором журнала "Советская музыка", в 1949-1952 - руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве. С начала 1950-х годов входил в руководящие органы Союза советских композиторов, в частности, с 1962 г. и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества, был действительным членом Академии педагогических наук СССР (с 1971). Композитор создал пять опер («Кола Брюньон», «Семья Тараса»), балет, оперетту, четыре симфонии, оркестровые поэмы и сюиты, ряд кантат («Реквием»), инструментальных концертов, камерных инструментальных ансамблей, очень много фортепианной музыки и романсов; он автор музыки к большому числу театральных постановок и кинофильмов. Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов, циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются «Десять сонетов Шекспира». Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом воспитании. Роль Кабалевского в истории советской музыки противоречива. В частности, до сих пор непонятно, почему его имя, фигурировавшее в списке обвиняемых в "формализме" в 1948 г. (разумеется, без всяких оснований к тому, как и у других жертв "ждановщины"), не появилось в опубликованном тексте печально знаменитого постановления «Об опере "Великая дружба» (по одной из версий, Кабалевский успел "покаяться", и его имя была заменено именем другого музыканта). Во всяком случае, после 1948 г. Кабалевский, бывший в молодости некоторое время членом Ассоциации современной музыки, занимал исключительно ретроградные позиции, особенно в своей публицистике. Реформу школьного музыкального образования, осуществленную по его инициативе, также нельзя признать удачной.

 

Ключевые слова:

Список словарей: