Первобытные стоянки Подмосковья
http://wordweb.ru/2008/08/06/pervobytnye-stojanki-podmoskovja.html
Первобытные стоянки Подмосковья
Мосин О. В.
На территории Северо-Западного района г. Москвы, примыкающему к Строгино, Митино и Красногорску существовало более 50 древнейших памятников истории, древнекаменного, каменного и последующих веков вплоть до раннеславянских поселений вятичей.
Двенадцать лет назад в марте 1994 года правительство Москвы приняло постановление "Об утверждении зон охраны памятников археологии в районе Митино". Этим решением утверждены зоны охраны, зоны регулированной застройки и зоны охраняемого ландшафта. Охраняемая зона "Всходня", названная известным в истории старинным именем этой реки, была объединена в природный и историко-культурный заказник "Верхняя Москва-река". Были приняты на государственную охрану 32 известных памятника археологии на территории между Волоколамским шоссе, Московской кольцевой автодорогой, речкой Банькой, деревней Пенягино и по обе стороны Москвы-реки до деревни Мякинино.
В последние годы объем археологических работ в охраняемой зоне "Всходня" существенно уменьшился. Когда-то основными объектами этих работ служили Мякининские селища, расположенные на правом берегу реки Москвы, на территории, смежной с Северо-Западным округом и районом Строгино. Развертывание здесь охранных археологических исследований в 1992-1995 гг. было связано с проектированием и строительством будущей трассы метро на участке "Крылатское-Строгино-Митино".
Уникальность историко-археологических памятников территории нашего района требовала принять самые решительные меры для их сохранения для потомков. Однако вопреки всему, после нескольких лет дискуссий Московская Дума приняла проект окончательной застройки этих местностей торгово-развлекательными и коттеджными объектами. Статья знакомит читателя с уникальнейшими памятниками древности Москвы и подмосковья и находками, найденными при раскопках древних подмосковных стоянок и городищ.
ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ ПОДМОСКОВЬЯ
Благоприятные условия заселения территории Подмосковья первыми людьми сложились по окончании Великого оледенения - в эпоху позднего палеолита, около 16-10 тысяч лет назад. Последнее оледенение - Валдайское не дошло до наших мест. Но после очередного потепления, потоки воды от тающих льдов и ледников, размывая на своем пути осадочные породы, сформировали широкую долину реки Москвы. Она пролегла на месте глубокой впадины, возраст которой составляет более миллиона лет и заполнившейся мощной почти двухкилометровой толщей осадочных пород. В последующие периоды русло реки Москвы не раз углублялось до нового уровня, в результате в речной долине сформировались удобные для жизнедеятельности древних людей природные террасы.
Только после последнего наступившего потепления 10-8 тысяч лет назад установился относительно сухой и теплый климат, наиболее приближенный к современному. Но зимы тогда в Подмосковье были менее суровы, чем сейчас и снеговой покров поэтому был несколько меньше. Возвышенности в ту пору были покрыты густыми лесами, а между ними простирались болота, поросшие сосной, ольхой и березой. На этих болотах находились пастбища гигантских, покрытых густой рыжевато-бурой шерстью мамонтов.
По данным палеозоологии фауна нашей местности в ту эпоху была смешанной: в районе Москвы встречались и ледниковые полярные животные - мамонты, волосатые носороги, бизоны, овцебыки и в то же время обитали зубры, благородные олени, косули. Столь разнообразна была в ту эпоху флора и фауна Подмосковья. За последние годы в Москве зафиксировано свыше 50 находок костей мамонтов и других древних животных[1]. Они встречались при раскопках в селе Троицком-Лыкове, Лихоборском карьере на севере Москвы и в Лужниках в южной части города.
Интересные сведения о природе и животном мире того времени были получены благодаря необычной находке около села Троицкого-Лыкова. В 1844 г. профессор Московского университета Карл Францевич Рулье обнаружил в обрыве на берегу реки Москвы остатки ископаемого мамонта[2]. "Мамонт был найден в вертикальном (стоячем) положении, - сообщалось в отчете, - причем кости его, хотя и были разъединены... однако находились в естественном положении... Остов находился в том положении, в каком животное спускается по наклонной плоскости". Видимо, мамонт утонул в болоте. Последующие исследования этой местности показали, что здесь в толще песков около двух десятков тысяч лет тому назад находилось древнее ледниковое озерное отложение.
Вслед за крупными животными пришли в наши места и первобытные охотники. Но когда впервые появились люди на московской земле? Об этом долго спорили ученые, пока в районе Тушина не была найдена древнейшая московская находка фрагмента верхней части черепа предка человека - "сходненский череп"[3]. Как многие большие открытия все произошло случайно. В 1939 г. на берегу реки Сходни развернулось строительство дериватизационного канала Москвы-реки. Рабочие ГЭС рыли бульдозером котлован для водоотливного колодца, как, вдруг, на глубине 4 м. в глыбе земли старший нормировщик П.Чернышев обнаружил почерневшую от времени верхнюю часть черепа человека (нижняя часть, по-видимому, была при строительстве смыта в реку Сходню).
Череп оказался настолько древним, что даже окаменел за долгие тысячелетия хранения в земле. Такая редчайшая находка - крупная удача не только для археолога, но и всей мировой науки. Она позволяет глубже понять эволюцию человека. Строительство котлована немедленно законсервировали для дальнейшего изучения места находки, а в котлован спустились ученые, которые зафиксировали геологические условия. В результате раскопок в одних геологических отложениях с черепом были сделаны палеонтологические и палеобиологические находки, а над человеческим черепом были найдены кости крупных ископаемых животных: преимущественно первобытного быка и овцебыка. В ходе раскопок были также обнаружены характерные крупные кости мамонта - человек был его современником и, вероятно, врагом. Также на одном геологическом уровне с черепом прослеживались многочисленные древесные остатки - березы, ивы и ольхи.
Тщательное многолетнее исследование свода черепа археологом О.Н.Бадером обогатило многие отрасли науки и естествознания. "Сходненский череп" представляет выдающийся исторический интерес как древнейшие достоверные останки человека переходного типа в Подмосковье, датированные концом эпохи Великого оледенения (около 16-10 тысяч лет назад) и вообще одна из наиболее северных находок ископаемого человека Европы. Череп принадлежал человеку переходного типа от неандертальца к современному. Об этом свидетельствуют мощное развитие надглазничного валика (надбровье), что является характерной чертой человека переходного типа и не встречающейся у современных людей.
По оценкам экспертов геологический возраст находки приходится на конец эпохи Великого оледенения. Следовательно, в позднем палеолите, около 15 тысяч лет назад, когда граница последнего оледенения проходила по Верхней Волге, древний человек, продвигаясь к северу вслед за животным и растительным миром, уже достиг территории Москвы. Начавшись в эпоху палеолита, миграция продолжалась и в последующее время. Ученые считают, что путь первого человека в нашу местность, вероятно, проходил через Кавказ. Именно там, а также в Крыму и Прикубанье найдены самые ранние стоянки палеолита, возраст которых составляет около полумиллиона лет.
Эпоху палеолита (греч. "palaios" древний и "lithos" камень) (2 млн. лет назад - III тысячелетие до н. э.) называют иногда "костяным веком", поскольку именно в этот период получает развитие первобытная техника обработки кости и рога. В ту далекую эпоху человек вел, в основном, кочевнический образ жизни и целиком зависел от природы, ее сезонных циклов и климатических катастроф. Основная деятельность первобытного человека была связана с охотой, собирательством и рыболовством. Промыслом охоты были и крупные ледниковые животные - мамонты. Но для того, чтобы убить такого гиганта требовалось предъявить особую смекалку и изобретательность. Для этого выкапывалась глубокая яма-ловушка, на дно которой помещали толстые острые колья. Десятки древних охотников загоняли мамонта в самодельную ловушку, а потом добивали раненое животное камнями. Заготавливая мясо впрок, человек долго мог существовать на данной территории. Исчерпав природные запасы растительной и животной пищи в одном ареале, он вынужден был осваивать новые места обитания, завоевывая все новые территории.
С позднего палеолита человек начал селится не только в естественных укрытиях, но начинает строить первые земляные укрытия. Шкуры убитых животных служили первой одеждой первобытных людей. Человек освоил огонь, научился изготавливать костяные и каменные орудия труда, находясь на пороге открытия ткачества... И вот что интересно - на наружной поверхности окаменевшего за долгие тысячелетия хранения в земле черепа ученые обнаружили рельефные отпечатки странной неизвестной сетки с регулярной повторяющейся структурой. Рисунок состоял из правильных переплетений тонких волокон, образующих ромбические клеточки длиной всего несколько миллиметров, и больше всего напоминал структуру ткани. После обследования черепа специалисты-текстильщики из Московского НИИ лубяного волокна высказали предположение о возможном соответствии загадочного отпечатка структуре тканевого волокна. В вероятность этой гипотезы свидетельствуют опыты и анализы, проведенные в лаборатории антропогенеза Института антропологии МГУ. Ученые предположили, что сетка из ткани, плотно прилегающая к голове первобытного человека, пропиталась почвенными кислотами с их последующим растворением, а после исчезновения ткани и минерализации кости черепа сформировались тонкие рельефные линии.
Загадочный отпечаток ткани на древнейшем черепе вызвал многочисленные разногласия среди ученых - ведь до сих пор нет достоверных доказательств существования ткачества в позднем палеолите. Напротив, этнографических примеров развития техники плетения у первобытных племен имеется немало. Так, у аборигенов Австралии и Новой Зеландии, Южной Америки и Мадагаскара этнографы встречали высокую технику плетения сетей и циновок, корзин и одежды из волокнистых трав или шерсти. Историки, изучающие первобытное общество, утверждают, что в конце палеолита охота на птиц и мелких животных была невозможной без применения элементарных силков и западней. Возможно, что уже тогда существовали сети из волос, или, например, из волокон удобной для выделки растительной ткани крапивы, следы которой обнаружены палеоботаниками в отложениях той же эпохи в Москве - в древнем торфянике у Потылихи.
Это самое распространенное и неприхотливое растение на Руси издавна использовалось людьми для изготовления волокна. Возможно, из аналогичного плетения и был сделан покров (головной убор или часть одежды) первого переселенца на московскую землю. Вплоть до настоящего времени не существует единого мнения ученых о принадлежности проблематичного рисунка на "сходненском черепе" к ткани, поскольку структурно он является довольно сложным: его можно получить на ткацком станке.
Однако известны поразительные изделия того времени из камня и кости. Так, на двух древнейших палеолитических стоянках в Мезене и на Десне обнаружены костяные иглы палеолита, причем они имели крупные ушки и настолько миниатюрные, что приближаются к размерам современной стальной иголки[4]. Конечно, плетение из растительных волокон не могло сохраниться как кремни или кость. Но отпечатки ткани могли зафиксироваться на черепной крышке в процессе минерализации, считают ученые.
Древнейшая из найденных в Москве и Подмосковье сходненская находка обогатила антропологию, биологию, геологию и даже историю возникновения текстиля. При этом антропологическая находка опередила археологические - в Москве не найдено кремневых орудий, которыми пользовались люди в эпоху палеолита, поскольку они залегают на значительной глубине, перекрытые мощными геологическими отложениями и многовековым культурным слоем. Но нет сомнения, что такая же случайная находка, как при земляных работах на берегах Сходни, когда-нибудь откроет ученым другую стоянку палеолита.
Известны в Подмосковье и следы мезолита ("среднекаменного века") (IV тысячелетие до н. э.) вблизи селища Мякинино-2, на правом берегу Москвы- реки, но особенно хорошо представлен "раннекаменный век" - неолит (конец III тысячелетия до н. э.). Он определяется Льяловской археологической культурой от названия неолитических поселений, обнаруженных археологами около села Льялово, Московской области на реке Клязьме[5]. Населявшие эту местность древние охотники и рыболовы изготавливали каменные орудия из природного минерала - кремня - разновидности кремнезема. Эпоха неолита отмечена в истории человечества созданием каменных орудий труда, изобретением глиняной керамики и открытием ткачества. Именно тогда люди научились строить примитивные деревянные жилища, делать лодки. Древняя техника ручной обработки камня характеризует довольно высокое мастерство его шлифования, сверления и пиления.
Как следует из находок неолита, определенной ценностью для первобытного человека являлись не только сами каменные орудия, но заготовки и высококачественное сырье для их изготовления. Это подтверждают аналогичные находки с других неолитических стоянок Московской области, обнаруженных в деревне Давыдково, поселке Рыбаки (Дмитровский район Моск. обл.), селе Жабки (Егорьевский р-н), деревне Беливо (Орехо-Зуевский р-н), селе Никольское (Рузский р-н), Маслово болото (Ногинский р-н)[6]. Десятки неолитических стоянок были открыты при археологической разведке в зеленой зоне Москвы и в Подмосковье. Впоследствии во время раскопок широкой площадью на ряде этих поселений обнаружены первобытные кремневые клады.
К ним относятся многочисленные орудия из кремня, каменные наконечники стрел, копий, топоры, фрагменты глиняной керамики, найденные на территории Зарядья и Замоскворечья, Воробьевых гор, Щукине, Алешкине, Измайлове, в Серебряном бору, в Сокольниках, на Бутырском валу, в Перове и Косине. К эпохе неолита относится и недосверленный каменный топор с Воробьевых гор, хранящийся в Историческом музее г. Москвы. Первобытный мастер начал сверлить его (очевидно, трубчатой костью животного), но почему-то не успел закончить - возможно, потерял. И топор был найден лишь спустя пять тысяч лет при строительстве высотного здания Московского Государственного Университета.
Заслуживает упоминания искусство изготовления глиняной керамики неолита. Из 57 обломков в Щукине был собран и реставрирован глиняный сосуд диаметром 32 см., имеющий форму "полуяйца", с округлым дном. Сосуд такой формы сохранял устойчивость в углублении неровной почвы, его можно было поставить в песок или в золу, что соответствовало древнему быту людей той эпохи, которые готовили пищу на предназначенных для разведения костров - очагах. При этом сосуд был вылеплен "ленточной техникой" - вначале из куска сырой глины формировалась чаша, на которую затем по спирали наращивали глиняные ленты.
Обжиг, вероятно, производился непосредственно на костре, и от неровной температуры образовалась довольно пестрая окраска щукинского сосуда - желто бурого, а местами почти темного, черного цвета. По его поверхности до обжига были нанесены округлые ямочки, расположенные рядами, на полях которых в нескольких местах имеются узкие пояски из оттисков "гребешков" и "веревочки". По-видимому, ямочки были нанесены белемнитами - окаменелыми моллюсками, которые в большом количестве встречаются на щукинском берегу. Следует отметить, что производство керамики в те времена являлось женским занятием. Это доказано не только этнографическими аналогиями, но и при помощи криминалистических методов - по дактилоскопии, сравнительным анализом отпечатков пальцев и размеров руки.
На территории Северо-Запада г. Москвы известны три стоянки неолита, где жили люди на рубеже III - начала II тысячелетия до н. э. - в Серебряном Бору, Щукине и на месте прежней деревни Алешкино. Существенный научный интерес представляют те из них, связанные с более или менее длительным пребыванием древних людей. Первые такие стоянки, возраст которых датируется концом III - началом II тысячелетием до н. э., были обнаружены в 1923 г. на западной оконечности полуострова Серебряный Бор археологом В.А.Городцовым[7].
Серебрянный Бор - большой живописный полуостров, расположенный в излучине Москвы-реки. О его древнем историческом прошлом свидетельствует обнаруженная на его западной оконечности, напротив села Троицкое-Лыково неолитическая стоянка III - II тысячелетий до н. э., а к более позднему домонгольскому времени относятся группа славянских курганов, открытая и исследованная в 1925 г. археологом О.Н.Бадером. В далёком прошлом местность эта была низкая, поднимавшаяся над Москвой-рекой на 8-10 метров. Южную часть полуострова занимали заливные луга и окружённое болотами озеро, а северную часть - густой девственный лес. Издавна здесь в изобилии водились разные птицы, в том числе крупные колонии цапли, излюбленного объекта для соколиной хоты, а на вершине сосен гнездились соколы-сапсаны. И те и другие встречались в Серебряном Бору до начала прошлого века.
Другую стоянку неолита открыли в 1924 г. археологи Б.А.Куфтин и М.В.Воеводский возле деревни Шукино, которая располагалась на высоком берегу Москвы-реки, примерно в километре от устья речки Химки.
Панорама Щукина хорошо видна при взгляде из Тушина на противоположный берег канала Москвы. Прежде это была деревня, расположенная высоко над Москвой-рекой. А на самом берегу, под песчаным обрывом, непосредственно под выступом щукинской горы в обнажении, просматривались культурные прослойки почвы, отложившиеся здесь задолго до московской летописной истории. Стоянка располагалась на небольшой террасе между высоким береговым склоном и Москвой-рекой, возможно, на берегу пойменной лагуны, на что указывает болотный характер отложений с культурными остатками. Вероятно, водораздел прилегающей к территории стоянки в далеком прошлом был покрыт густым лесным массивом - поэтому стоянки очень близко примыкали к Москве-реке.
На этом месте археологами были найдены фрагменты глиняного сосуда, кремневые осколки, кости рыб и животных, древесные остатки. Характер кремневых орудий, их немногочисленность и фрагментарность позволяют предположить, что, по-видимому, щукинская стоянка была сезонным неолитическим поселением рыболовов и охотников III - II тысячелетий до н. э. Ко времени ее существования прошли многие тысячелетия после отступления ледника; установился близкий к современному климат. Но природа не баловала людей. Река и лес изобиловали рыбой и дичью, но взять их можно было лишь упорным трудом.
Вне коллектива одинокий охотник или рыбак со своими кремневыми орудиями неизбежно погиб бы в борьбе с природой. Рыболовство велось коллективно - ставились сети, устраивались специальные изгороди - "заколы" в устье реки. Жилье древних людей представляло собой округлую землянку, над которой, по-видимому, возвышался шалаш с находящемся в центре каменным очагом. В 1933 г. археологи попытались вновь найти стоянку, но поиски окончились неудачей. По окончании строительства канала и сооружения плотин на Москве-реке уровень воды повысился, она подошла к самому подножию щукинской горы и дальнейшие поиски оказались безрезультатными.
Прошли года, вовсю развернулось городское строительство на месте прежних Подмосковных деревень, когда краеведом С.Е.Армяговым в 1971 году было открыто местонахождение еще одной неолитической стоянки, около прежней деревни Алешкино - на кромке береговой полосы Химкинского водохранилища[8]. Стоянка располагалась на высоком правом берегу речки Химки, вблизи нынешней улицы Свободы СЗАО г. Москвы. На этом месте была собрана интересная коллекция характерной "ямчато-гребенчатой" глиняной керамики раннего неолита и каменных орудий труда людей, живших около четырех тысяч лет назад, на рубеже III и II тысячелетий до н. э.
Среди них представлены разнообразные кремневые скребки, наконечники стрел и дротики, многочисленные каменные отщепы, образовавшиеся в процессе изготовления кремневых орудий. А из траншей возле Химкинского водохранилища была извлечена глиняная керамика и орудия труда эпохи неолита, относившиеся ко II тысячелетию до н. э., а также следы более поздней Дьяковской культуры I тысячелетия до н. э. - I тысячелетия н. э. Сочетание столь различных археологических памятников свидетельствует об устойчивом заселении этих мест на протяжении довольно долгого периода времени.
В конце III тысячелетия до н. э. - I тысячелетии до н. э. в нашу местность пришла эпоха бронзы. Она характеризуется открытием бронзовых орудий труда, изготовляемых из сплавов меди с цветными металлами - алюминием и никелем. Эпоха бронзы представлена в археологии Московской области Фатьяновской культурой Волжско-Окского междуречья, получившей название от села Фатьяново, близ Ярославля, где жили люди, которым были известны не только каменные, но и бронзовые орудия труда.
Фатьяновцы были преимущественно скотоводами, пришедшими в нашу местность из юго-восточных степей в середине II тысячелетия до н. э. Сами они не изготовляли бронзовых орудий, возможно, последние доходили до них с изобилующих медными месторождениями территорий Верхнего Поволжья и горного Урала, но фатьяновцы освоили технику изготовления из камня шлифованных орудий, подобных металлическим. Главным признаком Фатьяновской культуры являются найденные в наших местах шлифованные каменные орудия и характерная глиняная керамика с так называемым "шнуровым" и "геометрическим" орнаментом.
Самые известные фатьяновские могильники нашей местности, возраст которых по оценкам специалистов составляет II тысячелетие до н. э., находятся возле села Спас и деревни Мякинино на правом берегу Москвы-реки. История их открытия необычна. В начале 20 в. в Исторический музей г. Москвы были доставлены два необычных каменных топора со шлифованной поверхностью и фрагменты глиняной керамики, датируемые эпохой бронзы (II тысячелетие до н. э.), обнаруженные около села Спас после завершения работ по строительству Воскресенского шоссе (с XIV-XVII вв. Волоколамский тракт). Само село Спас находилось в двух верстах западнее, на крутом берегу, высоко поднимающемся над излучиной Москвы-реки.
Здесь с XIV до начала XVII вв. находился монастырь Спаса на Всходне, расположенный на круто обрывающемся в Москву-реку треугольном мысе, который местные жители называли "Старая Гора". Раннее на этом месте находилось древнеславянское поселение, о котором напоминают исследованные археологами Спасские курганы. Славянскому поселению в свою очередь предшествовало древнее городище, жизнь на котором продолжалась почти два тысячелетия - древнейшие археологические находки в этой местности относятся к фатьяновской археологической культуре середины II тысячелетия до н. э.
По-видимому, находка в Спасе была связана с повреждением в ходе земляных работ древнего фатьяновского могильника, исследование которого было бы крайне важно для науки, но князь Н.С.Щербатов, заведовавший в то время Историческим музеем принял найденные каменные орудия и образцы керамики как дар музею и не распорядился об обследовании места находки. Тем не менее, она убедительно свидетельствует, что в ту далекую эпоху не прекращалась жизнь людей в нашей местности.
В конце II - начале I тысячелетия до н. э. на смену бронзовому пришел "железный век", продолжительность которого в Московской области составляет почти две тысячи лет. Попробуем представить территорию Москвы в ту далекую эпоху, когда люди только узнали железо. На месте многолюдного города прорастали густые леса, уходящие на сотни километров, со множеством диких животных, а у полноводной, богатой рыбой Москвы-реки паслись стада на заливных лугах. А на обособленных мысах, на их плоских, укрепленных мощными валами вершинами находились поселения древних людей - остроконечные пирамидальные домики с каменными очагами внутри.
Из глубины веков возникает такой пейзаж, но эта зарисовка - не вымысел. К тому времени территория современной Москвы и Подмосковья была сравнительно плотно заселена. Например, в черте самого города в районе Замоскворечья и Зарядья, у Покровских ворот и на Бутырском валу известно много древних городищ. Около десятка городищ "железного века" находились и в нашей местности - вблизи Тушина, села Спас, дер. Пенягино, Алешкино, в Митино на речке Барышихе. Такие поселения возникали, как правило, спонтанно - на наиболее удобных для сооружения древних укреплений речных мысах и возвышающихся террасах.
Главным занятием людей, по-видимому, оставалось скотоводство. Но они научились изготавливать железо из самородной болотной руды, месторождения которой часто встречаются в Подмосковье. Правда, процесс получения железа был весьма несовершенен. Болотная руда и горящий древесный уголь засыпались в небольшой, сложенный из камня и глины горн с отверстиями в стенках, в которые пропускались глиняные сопла. Через них в плотно закрытый сверху горн при помощи мехов нагнетался воздух. Так происходил процесс горения углей и восстановление свободного железа из руды, которое оседало на дне горна в виде небольших напластованных слитков. Затем их разогревали вновь и тщательно перековывали в железные орудия.
Освоение железа давало возможность людям вырубать леса и кустарники, освобождая все большие площади для лугов и пастбищ, а также строить жилища из бревен вместо примитивных шалашей. В ту эпоху люди жили небольшими родовыми общинами, а для поселения выбирали наиболее благоприятные места, где можно было бы легче защититься от диких животных и соседей-соперников. Городище со стороны открытого поля, как правило, защищалось глубокими рвами и насыпными земляными валами, а по верху сооружался частокол из крупных бревен. Жилищем людей являлись небольшие деревянные домики с конусообразными соломенными крышами и находящимся внутри очагом. При этом многие поселения существовали непрерывно сотни и даже более тысячи лет, о чем свидетельствует накопившийся на площадке четвертый культурный слой.
Во множестве сохранились в Подмосковье холмы с остатками земляных валов и рвами, покрытые угольно-черной землей - культурной прослойкой. Археологи называют остатки этих древних поселений с укреплениями городищами. Само название "городище" известно в народе как местность, закрепленную за деревней или пустошью, что подтверждается археологическими раскопками. Первые клады "раннежелезного века" (конец II - начало I тысячелетия до н. э.) обнаружены в городище у села Дьяково на Южной окраине Москвы (теперь оно в черте Москвы)[9]. Этот древний памятник, имеющий форму пирамидально возвышающегося холма с остатками вала и древним рвом, получил народное название "Чертово городище".
Подбирая камень в осыпях холма местные жители часто встречали здесь так называемые "чертовы пальцы" - окаменелых моллюсков белемнитов, нередко попадались и "громовые стрелы" - каменные наконечники древних стрел. В 60-х годах позапрошлого века русский археолог Д.Я.Самоквасов при раскопках нашел здесь клад интереснейших металлических украшений из бронзы V-VI вв. н. э.: массивную шейную гривну с проволочной обмоткой и напускными полыми бусами, витую гривну, пряжку в виде подковы, браслеты, колокольчики. Любопытно, что среди предметов оказались также изогнутые и поломанные гривны и браслеты, по-видимому, предназначенные для переплавки, а также каменная литейная форма.
Последнее свидетельствовало, что украшения изготовлялись древними мастерами на самом городище. Раскопки Д.Я.Самоквасова и его последователей показали, что городище у села Дьяково относится к "раннежелезному веку" - эпохи, когда люди начали добывать и обрабатывать железо, научились делать железные орудия, отливать украшения из металла, образцы которого сохранились в "Дьяковском кладе". По этому памятнику вся археологическая культура эпохи "раннего железа" в междуречье Оки и Волги стала именоваться Дьяковской. Археологи датируют этот период в Подмосковье VII в. до н. э. - VI-VII вв. н. э.
Издавна в низовьях реки Сходни селились люди, о чем свидетельствует найденный здесь в 1939 г. фрагмент черепной крышки эпохи палеолита. Во многом этому благоприятствовало географическое положение реки Сходни. Пробившись сквозь толщу ледниковых пород, река Сходня промыла глубокую долину с крутыми берегами и террасами, разрезаемыми многочисленными оврагами и мелкими речками, удобную для жизнедеятельности людей. Известное издавна городище "железного века" находилось в низовьях реки Сходни, возле села Тушино и числилось в документах XVI-XVII вв. как "Пустошь Городище".
Располагалось оно к северу от села, у истока речки Городенки, впадающей в р. Сходню у ее первой излучины. Историк К.Ф.Калайдович в 1828 г. на рукописном плане бывшего Тушинского лагеря Лжедмитрия указал местонахождение "Пустоши Городище" как одну из древних достопримечательностей Московской области. Рельеф местности, который прослеживается на топографических картах XIX-начала XX вв., подтверждает возможное нахождение на том месте Дьяковского городища.
Вверх по течению реки Сходни находилось Дьяковское городище Спас-Тушино-3, возраст которого датируют I тысячелетием до н. э. - I тысячелетием н. э., а в пойме реки, в месте, где высокая терраса обрывается в гигантский Сходненский ковш, археолог К.Я.Виноградов в 1927 г. обнаружил городище, названное им Тушинским. Материалы исследования хранились в г. Истре, в Московском областном Историко-краеведческом музее, сотрудником которого был К. Я. Виноградов; в 1941 г. они были утрачены во время фашистской оккупации. Археолог О.Н.Бадер, видевший их в музее в предвоенное время, сообщил их содержание в 1947 г. в "Материалах к археологической карте Москвы и ее окрестностей".
Это малоизученное городище располагалось в нескольких десятках метров от корпусов бывшего завода "Проводник" (с 1929 г. Тушинская чулочная фабрика) на оконечности длинного мыса, спускавшегося к реке, и имело площадь протяженностью 120 м. Очевидно, в послеледниковый период река была полноводной и ее берег проходил вдоль округлой кромки обрыва. На протяжении многих тысячелетий русло реки углублялось, отступая под давлением толщи коренных пород в южном направлении, пока измельчавшая речка оказалась на дне гигантской промоины. Именно здесь создались благоприятные для жизнедеятельности людей условия - речные террасы с естественными валами. Недалеко отсюда - по среднему течению реки Сходни проходил известный в истории древний Волок от реки Москвы к Всходне (I тысячелетие до н. э. - XIII в. н. э.).
История монастыря Спаса на Всходне и села Спаса была известна с 1390 г., но только совсем недавно ученые обнаружили на этом месте остатки более ранней "Дьяковской культуры". В 1933 г. при осмотре О.Н.Бадером местности обрыва, на котором располагался монастырь Спаса на реке Всходне и село Спас, были обнаружены наслоения культурного слоя в береговой части обрыва. Позднее на этом месте были собраны фрагменты Дьяковской керамики и установлено существование предшествовавшему селу древнего Дьяковского городища. С тех пор оно известно в литературе как Спас-Тушинское 1-е городище (в отличие от Спас-Тушинского 2-го городища, расположенное к западу от села Спас).
Исследования археологов показали, что городище возникло еще в I тысячелетии до н. э. и существовало до второй половины I тысячелетия н. э. Однако плановые раскопки на нем не проводились, поскольку большая часть его территории до сих пор занята сельской застройкой, а культурный слой в последующее время подвергся значительным повреждениям. Остатки древнего поселения была нарушена еще в XIV-XVI вв. при строительстве монастыря Спаса на Всходне, а затем длительным существованием кладбища при церкви Спаса-Преображения (вплоть до середины XIX в.), в результате чего древние слои были перекопаны и смешались с более поздними.
Интересный материал для характеристики этого древнего памятника был получен благодаря археологу-любителю, научному сотруднику Института землеустройства В.Косинскому. Проживая по соседству в селе Павшино, он в 1956-1958 гг. неоднократно обследовал памятник и его стратиграфию, на котором напластования культурного слоя достигали глубины 2-3 м. В 1959 г. В.Косинский получил открытый лист на право проведения археологических раскопок в селе Спас и привлек к участию в них группу школьников и студентов.
Найденные здесь костяные орудия (четырехгранный заостренный наконечник, костяные шилья, гребенка, полированная рукоятка ножа и многочисленные обломки костей со следами обработки), около 2 тысяч фрагментов керамики различных эпох: "ранней Дьяковской" - I тысячелетия до н. э. (в том числе фрагменты "ямчато-гребенчатой" и "шнуровой" керамики, характерные для ранней эпохи бронзы), "поздней Дьяковской" - до VII в. н. э., а также раннеславянской X-XIII вв., свидетельствуют о довольно редком случае заселения длительно существовавшего Дьяковского городища различными древними культурными генерациями, включая славян, продолжавшееся вплоть до монголо-татарского нашествия.
Обнаруженные при раскопках костные остатки лошадей, коров и свиней подтверждают, что жители древнего поселения были преимущественно скотоводами. Также был собран материал о более позднем кладбище, существовавшем здесь при церкви Спаса-Преображения с XIV до XIX вв. После того как церковь была разобрана в конце XIX в., на территорию памятника распространилась сельская застройка села Спас, которая занимает ее в настоящее время.
Еще одно Дьяковское городище - Спас-Тушинское 2-е, открыто в 1951 г. сотрудниками Музея истории и реконструкции Москвы. Ученые датируют возраст городища VII в. до н. э. - VI в. н. э. Располагалось оно западнее села Спас в районе, обращенном к Волоколамскому шоссе и речке Барышыхе. Наклонная к югу площадка городища длиной 70 м. и шириной в верхней части 30 м. расположена на мысе между оврагом и впадающей в него речкой Барышихой. Вытянутый с севера на юг холм находится в 800 м. от полотна железной дороги и виден из окон проезжающей электрички.
Здесь, ближе к Павшину, на склоне холма еще в прошлом веке отмечались славянские курганы XII-XIII вв. (один из них, поврежденный кладоискателями сохранился до настоящего времени). На месте городища была найдена и "сетчатая" и "гладкостенная" глиняная керамика, характерная для начала и середины I тысячелетия до н. э. Однако культурный слой оказался очень беден. Вероятно, городище было населенным непродолжительное время. На городище прослеживались земляные валы и рвы как с напольной стороны, так и в нижней части. Проложенная археологами траншея рассекла валы и площадку городища на две части, но после включения территории в состав Москвы площадку и склоны городища заняли частные огороды, исказившие его внешний облик.
Выше по течению речки Барышихи в том месте, где ее сейчас перегородила плотина с новой грунтовой дорогой, краеведом Е.Н.Мачульским в 1967 г. были обнаружены следы раннеславянского поселения, существовавшего, по-видимому еще до монголо-татарского нашествия[10]. Этим временем датируются и курганные могильники XI-XIII вв. над долиной речки Барышихи, а по документам XVI в. на этом месте располагалось сельцо Борисково, от которого произошло в дальнейшем и название пустоши. Еще до строительства плотины в береговом обрыве просматривались культурный слой и характерная черная осыпь, в которой были собраны образцы древней керамики.
Следы другого малоизученного поселения, где люди жили в начале новой эры, открыты в 1968 г. Е.Н.Мачульским вблизи деревни Пенягино на речке Баньке[11]. Находится оно у юго-западной окраины деревни Пенягино, расположенной на краю высокого древнего плато, круто опускающегося к широкой долине речки Баньки. Историк Москвы И.Е.Забелин в прошлом веке отмечал на этой территории многочисленные славянские курганы, в том числе и в окрестностях дер. Пенягино[12]. Пенягинское городище относилось к Дьяковскому периоду - концу I тысячелетия до н. э. - началу I тысячелетия н. э. Оно представляло собой небольшое укрепленное поселение на выступающей высокой террасе с крутыми склонами, отчетливо прослеживающейся из проезжающей электрички.
Площадка Пенягинского городища, расположенная на высоком мысу, имела форму, близкую к прямоугольной и продолжалась двумя террасами с едва сохранившимися следами некогда существовавших земляных холмов. В отличие от других городищ, оно имело оборонительные валы на склоне западной стороны, в результате чего образовались две искусственно созданные террасы, сохранившиеся до настоящего времени.
Другая местная достопримечательность Пенягина - рукотворные пруды-копани. Их начали возводить еще в XV веке. Еще недавно эта местность была живописным уголком природы, примыкающим к г. Красногорску и району Митино, но поглощенный новым жилым строительством со стороны Москвы он фактически перестал существовать на рубеже XXI века.
Множество ждущих открывателя загадок и тайн хранит Московская земля. Порою самая незначительная находка может многое рассказать искателю древностей - археологу. В 1998 г. сотрудник Государственной Академии тонкой химической технологии О.В.Мосин, собирая биологический материал для диссертации[13], обнаружил вблизи речки Братовки, на примыкающем к бывшей деревни Братцево холме почерневшие от времени остатки нижних конечностей человеческого скелета (верхняя часть была смыта в речку во время строительства водоотливного канала МКАД).
В результате эрозии дождевой водой склона холма в нем образовалась глубокая промоина глубиной более 2-х метров с четко прослеживающимися обнажившимися наслоениями. В одном геологическом отложении со скелетом просматривались наслоения, чередующиеся с черной прослойкой земли, где были найдены глиняные черепки неопределенного времени и кусочки проржавевшего железа. Определить возраст находки не удалось, поскольку промоину ликвидировали при строительстве водоотливного канала МКАД.
Подмосковная земля изобилует древними памятниками различных эпох. Но особенно многочисленными в Подмосковье были могильники и курганы, свидетельствующие о находившихся поблизости древних славянских поселениях. К ним относятся курганные группы около села Спас, Тушина, деревень Алешкино, Мякинино, Митино, Пенягино, в ряде мест на речке Баньке и Барышихе, курганы на пустоши "Городище", показанные на чертеже К.Ф.Калайдовича в 1828 г. (всего выявлено около 30 памятников).
До сих пор Подмосковные курганы привлекают внимание кладоискателей. Какие сокровища сокрыты в курганах Подмосковья? Первым попытался ответить на этот вопрос сотрудник Археологического общества А.И.Кельсиев. Им в 1883 г. проведены одни из первых в Подмосковье раскопок курганов около деревни Митино возле Пятницкой дороги (XIV- XX вв., до XVII в. Большая Волоцкая дорога)[14].
История этой местности представляет значительный археологический интерес. О ее древнем заселении свидетельствуют обнаруженное археологами на речке Барышихе Спас-Тушинское-2 селище (XII-XVI вв.), курганные могильники Спас-Тушино-3 и Спас-Тушино-4 (XII-XIII вв.), четыре раннеславянских селища вблизи Митина (XII-XVI вв.) и одно древнерусское поселение, а также курганная группа из шести курганов XII- XIII вв. с крупнейшим в Подмосковье курганом, отмеченным в писцовой книге 1627 г. как "Великая Могила", поражавшая своими размерами: ее насыпь имела высоту более 7 м. и диаметр около 20 м.
Курганы находились на земле митинской крестьянской общины и местные жители оберегали их, поскольку согласно старинному поверью в них находились сокровища знаменитых разбойников или даже самого Лжедмитрия. Приехавшему летом 1883 г. с листом от Академии наук археологу А.И.Кельсиеву с трудом удалось уговорить крестьян проводить в этой местности археологические раскопки. Согласились на том, что за найденные в кургане золотые и серебряные вещи крестьянской общине будет выплачена их стоимость по весу, а за медные и железные, если их окажется больше пуда - платить за каждый пуд. Каково же было разочарование местных жителей, когда обнаружилось, что в погребении оказался лишь скелет старого воина с конским удилом и двумя глиняными горшками в изголовье.
"Великая Могила" не была единственным крупным курганом нашей местности. Не менее известный курганный могильник XI-XIII вв. - "Алешкинский", располагался возле бывшей деревни Алешкино. Мало кто из москвичей может сказать, где находилась деревня с таким красивым названием - Алешкино, хотя исчезла она совсем недавно. Название ее не зафиксировано в московской топонимике. А стояла она на высоком правом берегу речки Химки, близ нынешней улицы Свободы. Местность эта имела не менее древнюю историю, чем известные селения Спас и Тушино. Археологические исследования показали, что она была заселена со III - II тысячелетия до н. э. Алешкинский курганный могильник упоминается в "Списке курганов Московской губернии", составленном М.А.Саблиным в 1879 г.
В 1909-1910 гг. владелец соседнего села Братцево князь Н.С.Щербатов, руководивший Российским Историческим музеем, провел раскопки Алешкинских курганов, но, к сожалению, не оставил отчета с описанием курганного могильника. Лишь в 1932 г. участница археологической экспедиции Москва-Волгострой Т.С.Пассек обследовала эту местность. Она установила, что могильник из четырех курганных насыпей, расположенных попарно в 200 м. друг от друга, находился на вспаханном южнее Алешкина поле на расстоянии нескольких сот метров от правого берега речки Химки.
Курганы, поросшие кустарником, представляли собой насыпи до 4 м. высотой и до 14 м. в диаметре со значительными углублениями в центре. Со слов местных жителей при давних раскопках в курганах были найдены "человеческие и конские черепа, а также оружие и серьги в форме большого полумесяца". По всем характерным признакам, это был неизученный славянский могильник XI-XIII вв. Следовательно, где-то здесь в то время должно было находиться славянское поселение. Поблизости археологами обнаружены останки Дьяковского селища I тысячелетия до н. э. - I тысячелетия н. э. и более ранняя стоянка неолита III - II тысячелетий до н. э. И сейчас здесь обитают люди - территорию памятника поглотил современный микрорайон СЗАО г. Москвы.
Особенно ценный материал археологам дали раскопки Спасских курганов (XI - XIII вв.), расположенных возле речки Барышихи тремя группами, в которых в общей сложности насчитывалось около 70 насыпей и Мякининских курганов, включающих 11 насыпей, расположенных на правом берегу реки Москвы, на территории, смежной с Красногорским районом и микрорайоном Строгино. На их месте наряду со следами славянской культуры обнаружены также следы более ранних культур, отдельные фрагменты глиняной лепной керамики середины I тысячелетия до н. э., относящиеся к поздней эпохе "Дьяковской культуры". В 1894 г. здесь впервые были раскопаны 15 курганов, среди которых значительную часть составили женские захоронения, содержащие разнообразные украшения - перстни, браслеты, кулоны, подвески, сардоликовые и стеклянные бусы, семилопастные кольца.
Новые раскопки Спасских курганов проводились в 1951 г. под руководством Г.А.Смирновой, в 1961 г. экспедицией Музея истории и реконструкции Москвы под руководством А.Г.Векслера, а также научным сотрудником Государственного Исторического музея Н.Г.Недошивиной. Они дали множество интересных материалов для характеристики не только погребальных обрядов славян-вятичей, но и их образа жизни, быта и культуры. Помимо перстней, браслетов, сердоликовых и стеклянных бус почти в каждом женском захоронении встречались характерные височные кольца с изящными семилопастными пластинами. На основании этих материалов и сопоставления их с находками из других мест выдающийся археолог-специалист В.И.Сизов еще в позапрошлом веке определил назначение височных колец, по всей вероятности, служивших для подвязывания волос с помощью ленты. В дальнейшем семилопастные височные кольца стали наиболее важным характерным признаком вятических захоронений, в отличие от других славянских племен, обитавших к северу от Москвы, за рекой Клязьмой. Благодаря этому удалось довольно точно определить границу расселения славян-вятичей, населявших территорию современной Москвы.
Другие древнеславянские ожерелья, найденные в курганах Подмосковья состоят из алых граненых сердоликовые и круглых хрустальных бус. Возраст ожерелий, вероятно, столь же древен, как и возраст нашей столицы, а носившая бусы женщина могла быть современницей легендарного боярина Кучки. Ожерелье, считают ученые, по всей вероятности принадлежало богатой поселенке, возможно, жене деревенского старейшины. В ее наряде ожерелье сочеталось с другими металлическими украшениями - орнаментированными браслетами и перстнями на руках; у плеча на одежде были нашиты бубенчики. В кургане под мощным слоем глины сохранились и остатки тканей одежды. По заключению польского историка текстиля Адама Нахлика, шелковая многоцветная ткань, найденная в московских курганах, была привезена из Византии. Найдены были и нагрудные подвески, характеризующие космогонические представления вятичей: одни из них - "лунницы", в форме полумесяца - символизируют луну, другие - круглые в виде диска с лучами - солнце. Изящество формы и тонкость обработки подвесок из курганов Подмосковья привлекли внимание художников Научно-исследовательского института промышленности Российской Федерации; от таких украшений, по мнению специалистов, не откажутся и современные модницы.
Курганы не всегда открывают археологу свои тайны. Успеху во многом способствует профессионализм, научная интуиция и опытный наметанный глаз археолога. Каждое научное открытие - результат многолетней систематической работы ученых. В 1992-1993 гг. археологом А.В.Трусовым проведены раскопки курганов около деревни Мякинино. Результаты раскопок поразили специалистов большим количеством найденной здесь славянской и древнерусской керамики, металлических украшений. Особо ценны собранные при раскопках индивидуальные находки: височные кольца, обломки металлических пластинчатых перстней, стеклянных браслетов, что позволяет датировать основной комплекс селища XII-XV вв. Несомненно, что с этим поселением связано происхождение расположенных поблизости от него Мякининских курганов, включающих 11 курганных насыпей, раскопки которых еще в 1929 г. проводил В.А.Городцов. Однако, поселение содержит и более древние следы жизни людей: кроме древнерусского материала здесь найдены отдельные фрагменты лепной керамики середины I тысячелетия до н. э., относящейся к поздней эпохи Дьяковской культуры.
В 1993 г. при сплошном археологическом обследовании местности археологом Г.Н.Прониным здесь было обнаружено другое древнее поселение Мякинино-2, расположенное на Спасском лугу - невысоком дюнном всхолмлении правобережья реки Москвы напротив Спас-Тушинского городища. Площадь поселения превышает 5 тысяч кв. м, из которых при раскопках 1994-1995 гг. были вскрыты и исследованы более 3 тысяч кв. м. К сожалению, следы существовавших некогда деревянных построек были уничтожены в результате многолетней распашки, но на всей вскрытой площади выявлены их многочисленные остатки: подполья и хозяйственные ямы глубиной до 3 м. от поверхности материка, общее количество которых достигает 110, следы оград в виде канавок-траншей на уровне предматерикового горизонта, признаки плетня и столбовых ям. По всей вероятности это было довольно крупное селище.
Плановые раскопки курганов Подмосковья продолжались до недавнего прошлого. Раскопки 1995 года на селище Мякинино-2 (I тысячелетие до н. э. - XVI в. н. э.) дали обширную керамическую коллекцию, в том числе многочисленные целые формы сосудов, характерных для московского средневековья. Наряду с керамикой собрана большая коллекция индивидуальных находок, насчитывающая 690 единиц. Среди них выделяются бронзовая позолоченная серьга с украшением в виде головы дракона, кольцеобразные медные сережки с позолотой, семилопастные и трехбусинно-узелковые височные кольца, орнаментированные перстни.
Настоящим украшением коллекции Мякинино-2 является уникальная камея с изображением человеческого лица, изготовленная из бусины непрозрачного стекла, обнаруженная в комплексе XIII-XIV вв. вместе со стеклянными браслетами и ключом новгородского типа. Кроме того, найдено большое количество браслетов, изготовленных, вероятно, из стекла киевского производства. Поздний культурный слой селища датируется XIII-XVII вв. - вскрытие поселения широкой площадью позволило проследить ряд усадеб XIII-ХIV и XV-XVI вв., выделяемых по скоплению сооружений одного времени и остатками оград. Часть раскопанных сооружений датирована серебряными монетами XIV-середины XV вв. Вместе с тем на территории селища обнаружены также кремневые орудия неолита и мезолита, керамика неолита и эпохи поздней бронзы. Последнее свидетельствует, что эта территория и прилегающая к нему местность были заселены с давних времен, периодически сохраняя и возобновляя поселения людей в разные исторические эпохи.
Исследования Подмосковных городищ пролили свет на жизнь и быт древних жителей нашей местности, позволили глубже узнать их обычаи и культуру. Городища были заселены патриархальным родом из 50-80 человек, но со временем их население увеличивалось, и по соседству с городищами появлялись целые поселения. Следы их - вышеупомянутые Спас-Тушинское 1-е и 2-е городища, а также городища вблизи Пенягина, Митина и Мякинино.
Интересна архитектура древних поселений. Как правило, примыкающие к городищу холмы тщательно укреплялись, причем фортификационная система обороны на протяжении веков непрерывно развивалась. С уязвимых сторон поля воздвигались большие валы, перед которыми вырывались глубокие (иногда до 4-5 м.) рвы, наполненные водой. По гребню валов прокладывался деревянный частокол, опоясывающий площадки террас на почти отвесных склонах городищ, построенные для входа и выхода на территорию, в то время как аккуратно вымощенный камнем въезд вел на плоскую вершину крепости.
В центре городища находилось одно или несколько общественных зданий в виде большого бревенчатого дома с открытым очагом, в то время как жилые домики небольшие, прямоугольные, с остроконечным покрытием - располагались по краю площадки. В каждом жилище одна часть принадлежала мужчинам, а другая - женщинам и детям. В центре дома находился очаг, обложенный самодельными кирпичами из обожженной глины. Жившие в домиках отдельные семьи составляли одну общину, единую большую патриархальную семью, нераздельно ведущую общее хозяйство.
Какие же сокровища скрывались за его валами? Прежде всего, это скот, поскольку скотоводство было главным занятием обитателей городищ, основой их первобытной экономики. Об этом убедительно свидетельствует статистика собранных костей и принадлежность их к определенным видам животных. При этом подавляющее большинство найденных при раскопках костей (78% из найденных 100%) принадлежит домашним животным, причем на первом месте лошадь (36%), затем свинья, корова, мелкий рогатый скот. Легко понять, почему преобладало скотоводство.
Лошадь, в отличие от других домашних животных, зимой достает себе корм из под снега. Поскольку заготовлять корм для скота примитивными орудиями было чрезвычайно трудно, стада коров увеличивались лишь до определенных пределов, и родовое богатство проявлялось количеством конского поголовья. Развитие скотоводства и освоение металла во многом способствовали развитию земледелия в Московском крае, на что указывают железные серпы, найденные на Подмосковных городищах.
Среди археологических находок десятки разнообразных инструментов и изделий из железа: серпы и косы, ножи и ножницы, стремена и наконечники стрел. Сохранились и продукты труда первых земледельцев - обугленные зерна пшеницы, ржи и проса. Важную роль в хозяйстве играли также охота и рыболовство. Среди костей диких животных, найденных на городище, оказались кости медведя и кабана, лося и северного оленя, лисы и куницы, бобра и зайца и даже водяной крысы - столь разнообразна была фауна территории будущей Москвы и Подмосковья.
В быт жителей Подмосковных городищ прочно входила древняя металлургия: археологами обнаружены глиняные формы для плавки металла - льячки, поковка, металлические шлаки - отходы производства, литые бронзовые и железные изделия. Искусно изготовлены древним мастером женские украшения: бронзовые подвески, металлические кольца, брошки, миниатюрные колокольчики. Они украшали праздничные костюмы женщин. Целые кисти таких бронзовых подвесок свисали с женского головного убора. На шею одевались бусы и гривна. На груди и на поясе, даже на подоле платья были нашиты всевозможные бляшки.
Характерным мужским украшением являлась поясная бляха. Обитатели городищ также были искусными косторезами - прекрасной отделкой отличаются найденные костяные стрелы, иглы, гарпуны, рукояти ножей и амулеты. Следует подчеркнуть, что на Московской земле в ту эпоху уже было развито ткачество и гончарство. Найденная на городище древняя грубая лепная посуда - так называемая сетчатая, покрыта отпечатками ткани, которой, по-видимому, уминалась глина для плотности. Но встречается при раскопках и привозная, вероятно, из южного Приднепровья, керамика с блестящим черным лощением. Явно импортный характер имеют и найденные здесь стеклянные бусы с тонкой прокладкой золота внутри.
Кто же были обитатели Подмосковных городищ? Археологические исследования пролили свет на этнографическую принадлежность жителей Подмосковных городищ в самый ранний период их истории; в них находят элементы древних балтийских и угро-финских культур. Более поздние слои (X-XII вв.) принадлежат летописным славянским племенам - вятичам. К этому периоду относится характерная глиняная керамика, изготовленная на гончарном круге. Среди славянских находок Подмосковья десятки разнообразных предметов и изделий из железа: серпы и косы, ножи и ножницы, топоры и наконечники стрел.
Уникальность историко-археологических памятников территории нашего района требует принять самые решительные меры для их сохранения для потомков. Между тем разработанный генеральный план застройки соседнего микрорайона Митино с прилегающими территориями Павшино и дер. Пенягино, составленный без учета особенностей местного ландшафта и исторических памятников, представлял собой угрозу их полного уничтожения.
По этому плану предполагалось создание промышленных объектов в самых живописных местах, трасса метро была запроектирована как по местам наибольшего скопления памятников археологии (Спас-Тушинское 1-е и Спас-Тушинское 2-е городища, Спас-Тушинские и Митинские курганные могильники), так и по местам, где проходил известный в истории волок из Москвы-реки к реке Всходне в XI-XIII вв., где в XIII-XIX вв. пролегала Большая Волоцкая (Волоколамская) дорога. Не была учтена и композиционно-ландшафтная особенность местности, расположенной на гребне водораздела между реками Москвой и Сходней, которая просматривается с основных магистралей - Московской кольцевой автодороги и Волоколамского шоссе, открывающих обзор живописных мест как в долине Москвы-реки, так и в долине Сходни.
После нескольких лет дискуссий проект создания промышленной зоны был отклонен. В марте 1994 г. правительство Москвы приняло постановление "Об утверждении зон охраны памятников археологии в районе Митино". Этим решением утверждены зоны охраны, зоны регулированной застройки и зоны охраняемого ландшафта. Охраняемая зона "Всходня", названная известным в истории старинным именем этой реки, включается в природный и историко-культурный заказник "Верхняя Москва-река".
Приняты на государственную охрану как известные ранее, так и выявленные в ходе исследований последних лет 32 памятника археологии на территории между Волоколамским шоссе, Московской кольцевой автодорогой, речкой Банькой, деревней Пенягино и по обе стороны Москвы-реки до деревни Мякинино. В последние годы объем археологических работ в охраняемой зоне "Всходня" уменьшился. Основными объектами этих работ служили Мякининские селища, расположенные на правом берегу реки Москвы, на территории, смежной с Северо-Западным округом и районом Строгино. Развертывание здесь охранных археологических исследований в 1992-1995 гг. было связано с проектированием будущей трассы метро на участке "Крылатское-Строгино-Митино".
В постановлении правительства Москвы даны указания префектуре Северо-Западного административного округа и Московскому комитету по архитектуре привести проекты детальной планировки в соответствие с границами зон охраны памятников истории и культуры и с режимом их содержания. Мосметрополитену и институту Метрогипротранс поручено откорректировать технико-экономическое обоснование на строительство Митинской линии метрополитена, Москомархитектуре - провести обследование территории с целью выявления историко-культурного и природного наследия и разработать предложения по режимам их содержания и использования, Департаменту экономического развития г. Москвы - обеспечить финансирование работ, направленных на сохранение историко-археологических памятников, живописных мест и редких природных ландшафтов в долине Москвы-реки и в охраняемой зоне.
Однако, в последнее время интерес к археологии угас окончательно с возобновлением строительства здесь огромного моста через Моску-реку и застройки прилегающей к Пенягино местности дорогими коттеждами, путь которых прошёл через древнейшие памятники истории.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Рысин Л.П., Шишкин В.С. Природа Северо-Западного округа. Северо-Западный округ Москвы / Энциклопедия российских деревень. - М.: 1997, с. 18.
2. Павлов М.В. / Ископаемые слоны. - М.: 1899, с. 54.
3. Векслер А.Г. Тысячелетия и века Тушино-Хорошевской округи. Северо-Западный округ Москвы / Энциклопедия российских деревень - М.: 1997, с. 31- 35.
4. Векслер А.Г., Мельникова А.С. Клады каменного века в Подмосковье / Российская история в московских кладах. - М.: 1999, с. 22-29.
5. Там же. Указ. Соч. с. 24-25.
6. Там же. Указ. Соч. с. 26.
7. Городцов В.А. Материалы и исследования по археологии СССР. - М.: 1947, Вып. 7, с. 58.
8. Армягов С.Е. Материалы и исследования археологии СССР. - М.: 1947, Вып. 7, с. 94; РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 372.
9. Сизов В.И. Дьяково городище близ Москвы / Труды Археологического общества. - СПб.: 1897, с. 164.
10. Мачульский Е.Н. Пенягино / Красногорье. Историко-краеведческий альманах, № 7, 2003, с. 6-10.
11. Мачульский Е.Н. / Красногорская земля. М.: 1991, с. 33.
12. Забелин И.Е. Изыскания о древнейшем первоначальном поселении Москвы / Труды 8 археологического съезда. - М.: Т. 1, 1897, с. 234.
13. Мосин О.В. Разработка биотехнологических методов получения белков, аминокислот и нуклеозидов, меченных стабильными изотопами. / Диссертация к.х.н., МГАТХТ им. М.В.Ломоносова. - М.: 1996, с. 1-28.
14. Кельсиев А.И. Подмосковное курганное кладбище при деревне Митино / Древности.- М.: 1885, с. 125
[1] Рысин Л.П., Шишкин В.С. Природа Северо-Западного округа. Северо-Западный округ Москвы / Энциклопедия российских деревень. - М.: 1997, с. 18.
[2] Павлов М.В. / Ископаемые слоны. - М.: 1899, с. 54.
[3] Векслер А.Г. Тысячелетия и века Тушино-Хорошевской округи. Северо-Западный округ Москвы / Энциклопедия российских деревень - М.: 1997, с. 31- 35.
[4] Векслер А.Г., Мельникова А.С. Клады каменного века в Подмосковье / Российская история в московских кладах. - М.: 1999, с. 22-29.
[5] Там же. С. 24-25.
[6] Там же. С. 26.
[7] Городцов В.А. Материалы и исследования по археологии СССР. - М.: 1947, Вып. 7, с. 58.
[8] Армягов С.Е. Материалы и исследования археологии СССР. - М.: 1947, Вып. 7, с. 94; РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 372.
[9] Сизов В.И. Дьяково городище близ Москвы / Труды Археологического общества. - СПб.: 1897, с. 164.
[10] Мачульский Е.Н. Пенягино / Красногорье. Историко-краеведческий альманах, №7, 2003, с. 6-10.
[11] Мачульский Е.Н. / Красногорская земля. М.: 1991, с. 33.
[12] Забелин И.Е. Изыскания о древнейшем первоначальном поселении Москвы / Труды 8 археологического съезда. - М.: Т. 1, 1897, с. 234.
[13] Мосин О.В. Разработка биотехнологических методов получения белков, аминокислот и нуклеозидов, меченных стабильными изотопами. / Диссертация к.х.н., МГАТХТ им. М.В.Ломоносова. - М.: 1996, с. 1-28.
[14] Кельсиев А.И. Подмосковное курганное кладбище при деревне Митино / Древности. - М.: 1885, с. 125.
Смежные дисциплины:
Регион:
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Мосин О. Первобытные стоянки Подмосковья.doc | 154 КБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии