Антонова И., Мацкевич Т. Нематериальные поощрения: когда, где и как работают?

http://www.ipr.by/ru/articles/2009/art_3.html

Нематериальные поощрения: когда, где и как работают?


Антонова И., Мацкевич Т.

      Вы хотите работать за «спасибо»? Конечно же, нет. А получать достойную зарплату, различные бонусы и премии, но при этом не чувствовать моральной оценки своего труда? Пожалуй, тоже. В этой статье мы затронем вопрос нематериального стимулирования труда. Но чтобы не превратить наш разговор в пространные «рассуждения на тему», мы решили выделить один аспект –  поощрения.

     Нематериальные поощрения – это любые формы поощрения труда работника, за исключением непосредственных материaльных выплат.

        Актуальность этой темы сложно переоценить в условиях сегодняшнего финансового положения. Но дело не только и не столько в пресловутом финансовом кризисе, о котором все говорят. Дело в психологии человека. Если взглянуть на мотивы профессиональной деятельности, которые выделяет Ф Xерцберг, то можно увидеть, что лишь один из восьми относится к материальной мотивации – финансовый. Все остальные мотивы – признания, ответственности, отношения с руководством, продвижения по служебной лестнице, содержания в работе, сотрудничества и достижения – относятся к нематериальной мотивации. Это говорит о том, что сколько бы вы ни платили своим сотрудникам в надежде удержать их и заставить работать лучше, но пока не подключите к финансовому аспекту еще и нематериальную мотивацию, ничего из этого не выйдет.

      Что дает материальное поощрение? Деньги, возможность удовлетворить свои запросы, желания и потребности. Однако всем известно, что и запросы, и потребности при систематическом материальном стимулировании растут как грибы после дождя.

         Что дает нематериальное поощрение? Чувство значимости, уверенности в себе, возможность удовлетворить свою высшую потребность – в самоактуализации. Более того, если верить российским коллегам, то нематериальное стимулирование позволяет увеличить производительность труда в среднем на 20%.

Среди основ системы нематериального стимулирования необходимо выделить следующие:

1. Понимание работником важности результатов своего труда как для компании, так и для общества в целом.         
2. Карьерный рост.         
3. Возможность профессионального развития.     
4. Признание и одобрение профессиональных результатов коллегами и руководством.      
5. Чувство ответственности и профессиональной компетенции.     
6. Предоставление возможности выполнять разнообразную сложную ответственную работу.

Какие же формы нематериальных поощрений существуют?

1. Признание: публичное, частное, материальное, похвала и др.  
2. Обслуживание VIP-клиентов. 
3. Предоставление знаков отличий, иногда уникальных: места для парковки, вручение «золотой несгораемой карточки».
4. Обед (ужин, поход в ресторан) в компании директоров, с семьей учредителя.     
5. Право участия в ежемесячных совещаниях на высшем уровне. 
6. Право символического разрезания ленточки, первого входа в новый офис, первого тестирования нового продукта и т.д.  
7. Право приглашения друзей, близких для разового обслуживания в компании.    
8. Вручение сувениров, призов, билетов в театр, купонов в ресторан, массажный кабинет, абонементов в бассейн, солярий.
9. Вручение цветов.        
10. Размещение фотографии сотрудника на сайте компании, в ее коридорах и т.д.
11. Изготовление рекламной продукции с изображением или именами сотрудников.            
12. Личная открытка директора с подписью.        
13. Письмо по e-mail.      
14. Упоминание личных достижений в годовом отзыве компании.
15. Приглашение родственников сотрудника на годовой отчет.    
16. Предоставление права выбора рабочего места, формы одежды и др.   
17. Право выбора графика работы.

      По итогам опроса менеджеров по персоналу и руководителей подразделений, который провел Институт РR накануне 12-го мини-форума «Вот это кадр!», на вопрос «Хотите ли вы  улучшить (развить) существующие формы нематериальных поощрений в Вашей компании?» положительно ответили 95% участников опроса.

      Среди целей нематериальной мотивации, а вместе с тем и нематериального поощрения, участники опроса выделили следующие (в порядке приоритетности):

1. формирование лояльности;     
2. принятие изменений в компании без сопротивления, а также было добавлено «проявление индивидуального подхода к сотрудникам»;  
3. формирование корпоративного духа, стимулирование к более творческому подходу к выполнению поручений. 

Исходя из итогов опроса можно выделить следующие формы нематериального поощрения, которые практикуются в белорусских компаниях:

1) похвала;        
2) корпоративные мероприятия;
3) соцпакет;       
4) отгул;              
5) диплом (переходящий флажок, грамота, кубок и др.) и звание (лучшего работника месяца, самого инициативного работника и др.);      
6) подарки;        
7) накопительные бонусы;           
8) спортивные состязания, награды;        
9) нестандартные мероприятия или подарки (Аллея звезд, вручение различных статуэток – Атланта, Оскара).

       Также нельзя оставить без внимания такие формы нематериального поощрения, как наставничество, формулировки должностей (согласитесь, что приятнее быть директором по персоналу, нежели начальником отдела), обед с генеральным директором. Еще недавно это казалось непостижимым для белорусской действительности, однако уже сейчас можно назвать несколько компаний, где эта идея приведена в действие.

      К сожалению, никто из опрошенных не отметил пункт «билет в театр (кино, концерт и др.)». Возможно, руководители не видят положительного эффекта от приобщения персонала к прекрасному. Остался без внимания и пункт «обучение».

      Все из опрошенных менеджеров по персоналу считают, что к нематериальным формам поощрения персонала необходимо прибегать периодически, что нельзя удержать персонал только на материальной мотивации.

       Несомненно, существует разница в формах, периодичности и других нюансах нематериального поощрения в компаниях с разной численностью персонала, различной спецификой и т.д., но об этом – в других статьях.

 

     Хочется несколько слов сказать о социальном пакете. Соцпакет – явление, которое существует у нас в стране еще с советских времен: путевка в детский лагерь или санаторий, наличие столовых, где можно пообедать совсем за небольшие деньги, и т.д. Сегодня эти и другие составляющие соцпакета активно используются в белорусских компаниях. Наиболее парадоксальной частью соцпакета, увиденной в стандартах одной минской компании, была возможность бесплатного пользования розетками для подзарядки мобильного телефона.

       Парадоксально, но факт: мы все привыкаем к тем благам, которые дает нам компания в виде проездных билетов, оплаты мобильного телефона, бесплатных обедов и т.д., и перестаем ценить это, вернее, воспринимаем как данность. Но как только сотрудников лишают всех этих благ, они искренне возмущены и считают, что их не ценят и отобрали у них последнее и самое важное.

     Кроме того, наличие соцпакета может стать одним из факторов при принятии сотрудником решения о переходе на другое место работы. Сотрудница одной минской компании, просто посчитав, сколько денег ей придется тратить на обеды, фитнес, бассейн и сауну на новом месте работы, решила, что, пожалуй, лучше остаться на старом месте.

      Нововведением для белорусских компаний является использование т.н. «принципа кафетерия», который предполагает различные «меню» соцпакета для различных категорий сотрудников в зависимости от стажа работы, профессиональных и личных достижений. Определение критериев таких «меню» – процедура достаточно трудоемкая, но она того стоит, т.к. у сотрудников есть стимул развиваться и достигать определенных результатов,  глядя на своих коллег.

     Значимая деталь, которую необходимо отметить, – материальное и нематериальное стимулирование. Это две важные части системы мотивации любой компании. Одна не может существовать без другой. Если вы не платите стабильно своим сотрудникам достойную среднерыночную заработную плату, то похвала, скорее всего, не возымеет должного действия. И наоборот, если вы считаете, что люди работают только за деньги и только деньги их стимулируют, то это тоже не совсем верно, т.к. каждый человек нуждается в подкреплении своих актуализированных профессиональных мотивов, из которых, как было сказано выше, только один – финансовый.

HRM (Управление персоналом):