Калашникова Ю. Нематериальное стимулирование
http://www.workoteka.ru/ru/node/77673
Нематериальное стимулирование
Калашникова Ю.
При словах «нематериальное стимулирование» многие из нас сразу думают о почетных грамотах, досках почета и коллективных походах в музей. Но я бы не стала так активно проявлять скептицизм, тем более сейчас, в период кризиса. По данным экспертов Strategic Management Journal эффективные технологии нематериального стимулирования позволяют в рамках того же фонда заработной платы увеличить производительность труда на 20% и сократить до минимума незапланированную руководством текучесть персонала.
Раньше мы достаточно шаблонно относились к этому виду мотивации. Существовал довольно ограниченный «список» нематериальных стимулов, то есть стимулов, который практически «ничего не стоили» организации (отсюда и название «нематериальное стимулирование»), и которые очень формально использовались почти на всех предприятиях от поликлиники до сталелитейного комбината (это те же грамоты, почетные доски, поздравления с праздниками, концерты к 8 Марта, проч.).
Кстати, если Вы ждете, что я скажу, что сейчас это все не «работает», то есть не мотивирует, то Вы ошибаетесь, не скажу. Итоги исследований компании CONCRETUM говорят о том, что, конечно, эти формы устарели, в большинстве случаев «заформализовались», стали привычными, ожидаемыми, предсказуемыми, а значит менее эффективными. Но ведь людям важны не грамоты и открытки, а внимание, признание заслуг. Наши опросы говорят о том, что по большому счету людям не важно, как будет проявлено признание – грамотой, добрым словом на общем собрании или рассылкой по электронной почте с благодарностью руководства (у кого как принято). Самое главное, чтобы оценили, не забыли, не проигнорировали.
Хорошо, если администрация проявляет инициативу и придумывает «новые формы» выражения своей признательности работникам. Что касается нетрадиционных методов, то их не так много, все-таки подавляющее большинство компаний занимается вариациями на известные темы. Но есть и исключения.
Вот пример: в московском офисе международной компании к выявлению заядлых трудоголиков подошли ответственно. Номинанты конкурса “Трудоголик года” — это те, кому пришлось работать в стахановском режиме не один месяц. В конце года руководители компании на основании табелей учета рабочего времени и мнения руководителей (все-таки не каждый, кто сидит допоздна, работает) выявили 25 трудоголиков (около 15% сотрудников). На внутренней корпоративной вечеринке произошел розыгрыш призов среди трудоголиков. (Шестерых победителей определяли с помощью лотереи.)
Хотелось бы вернуться к журналу Strategic Management Journal и понять, что они имеют в виду под эффективными технологиями нематериального стимулирования. Наверное, не только корпоративы, поздравления и благодарности. В современном понимании нематериальное стимулирование – это система, комплекс подходов, мероприятий, с целью
- Признания заслуг, достижений сотрудников;
- Обеспечения справедливости оценки труда;
- Создания условий вовлеченности работников в развитие организации;
- Построение корпоративной культуры и team building; работа над созданием здоровых отношений в коллективе;
- Корректное определение целей и задач для сотрудников;
- многое другое
Это весьма сложные мотивационные задачи, которые требует, с одной стороны, глубокого понимания своего коллектива, регулярного мониторинга его проблем и потребностей, настроений, а с другой – приведение в соответствие интересов работников с интересами и возможностями компании. Решение этих задач требует не столько обильных материальных вложений, сколько последовательности, системности, творческих усилий. Наверное, поэтому сейчас все больше крупных компаний открывают ставку специалиста по нематериальному стимулированию (иногда должность называется «эксперт по корпоративной культуре и социальным отношениям») и регулярно проводят различные опросы мнений в своих организациях.
HRM (Управление персоналом):
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Калашникова Ю. Нематериальное стимулирование.doc | 34.5 КБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии