Волоколамск - Ярополец - Иосифо-Волоцкий монастырь (часть 3)
ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь (Иосифово-Волоцкий монастырь) — православный, мужской общежительный монастырь в Московской области России. Расположен в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.
История
Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом[1] во имя Успения Божий Матери. Средства на устроение обители пожертвовал князь Борис Васильевич Волоцкий.
Монастырь отличался введенным игуменом Иосифом строгим уставом (ночные молитвы, ношение вериг, сон сидя или на голой земле). Монастырь был общежительным, у братии все было общее: одежда, обувь, пища, питье. Детям и женщинам был запрещен вход в монастырь, а братии запрещалось даже говорить с ними.
Пожертвования имущественные и земельные помогли Иосифо-Волоцкой обители стать одним из богатейших монастырей России. Активная и успешная деятельность Иосифа Волоцкого в борьбе с ересями и против секуляризации церковных земель сделали Иосифо-Волоколамский монастырь центром духовной жизни России в конце XV-XVI веках.
Принадлежал Новгородской епархии, затем, после распри игумена с Новгородским архиепископом Серапионом, — Московской.
В 1543 году игуменом обители стал Гурий, впоследствии первый Казанский архиепископ. При нём в монастыре принял постриг святитель Герман, ставший его учеником и преемником на казанской кафедре.
Первый каменный собор построен в XV веке. На его месте сейчас находится соборный храм во имя Успения Божией Матери.
В 1533 году в мучениях предсмертной болезни в монастырь привезли Василия III. В первых числах октября он приехал в Волоколамск на охоту. По дороге у него начались боли. Он остановился в Волоколамске, откуда его повезли в монастырь. Там он, лежа на кровати, на паперти прослушал обедню. Переночевав в монастыре, Василий тайно, так как в столице было много иностранцев и послов, отправился в Москву.
Монастырь приобрёл особую знаменитость в XVI веке. Сюда часто приезжал Иван Грозный. Сюда стали ездить на моление цари и простолюдины. Монастырь был местом заточения врагов государевых и еретиков.
В 1650–е годы монастырь имел 25 тысяч десятин земли.
В 1608 году войска Лжедмитрия II осадили монастырь. Больше года он был осажден и только голод принудил защитников открыть ворота.
В 1722 году, после двадцатилетнего управления обителью, архимандрит Герман был лишен сана и сослан во Флорищеву пустынь за самовольное «вынутие из земли неизвестного мертвеца» и за то, что он «назвал их мощами преподобного Иосифа Волоцкого».
В 1764 году, после отобрания монастырских вотчин, Иосифо-Волоцкий монастырь пришел в запустение, он был определен как второклассный со штатом монахов – 17 человек.
С 1777 года по 1823 год в монастыре существовало Духовное училище для детей священников. Сюда принимались дети членов причта церквей Волоколамска, Рузы, Переяславля, Клина и Гжатска. Преподавание вели 5 учителей, более 200 детей занимались в классах.
C конца XVIII века и до закрытия монастыря в нем ежегодно, кроме общецерковных крестных ходов, совершались крестные ходы 15 августа и 9 сентября вокруг монастыря, в 6 воскресенье после Пасхи приносилась из Волоколамска икона Святителя Николая Мирликийского в память об избавлении города от чумы в 1771 году. В неделю Всех Святых крестный ход направлялся из Иосифо-Волоцкой обители в монастырский скит.
В 1840 году Духовное училище при монастыре было вновь открыто.
Монастырь был известен большой библиотекой, содержавшей книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.
В 1887 году была открыта Иосифовская двухклассная церковно-приходская школа при монастыре. Школа помещалась в певческом корпусе и содержалась на средства монастыря. Крестьяне посещали устраиваемые в школе религиозно-нравственные чтения и пользовались школьной библиотекой. При школе имелась столярная мастерская, столовая. Учащихся было 80–90 человек ежегодно.
В 1907 году число братии монастыря составляло 65 монахов.
До революции 1917 года монастырь был местом проведения ярмарок.
В 1922 году монастырь был закрыт. На территории монастыря размещался историко-бытовой и краеведческий музей. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву и в настоящее время находятся в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в Санкт-Петербурге — в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН.
Кроме того, здесь разместили детский дом, который работал на территории монастыря до 1981 года. Тут же располагалась Тетяевская средняя школа, в которой учились дети из соседних сел и деревень.
До 1929 года монастырь территориально находился в Буйгородской волости Волоколамского уезда Московской губернии. После 1929 года монастырь находится на территории Волоколамского района Московской области. Ныне — территория сельского поселения Теряевское в составе Волоколамского района.
Успенский собор был приспособлен под кинозал. Иконостас с древними иконами был загорожен киноэкраном.
В 1929–1931 годах переплавили все церковные колокола.
В начале Великой Отечественной войны основная часть детдомовцев была эвакуирована, многие дети погибли в пути.
В октябре 1941 года территория монастыря была занята войсками Красной Армии, а после её отступления — германскими войсками. 18 декабря 1941 году территория монастыря освобождена от фашистской оккупации бойцами 84–й отдельной морской стрелковой бригады 1–й Ударной армии Западного фронта.
После освобождения территории в монастырь вернулся детский дом.
Монастырь реставрировался начиная со второй половины 1950–х годов. Эти работы продолжались в 1960–1970–е годы.
Современная жизнь
Возвращён Русской Православной Церкви 15 мая 1989 года; с 1999 года имеет статус ставропигиального.
С начала 1990–х годов в братстве монастыря состоял архимандрит Иннокентий (Просвирин Анатолий Иванович, 1940–1994). В конце жизни он был гоним за своевольный характер. Он создал в монастыре музей Библии. Великим постом 1 апреля 1993 года в Иосифо-Волоцком монастыре он подвергся нападению двух бывших уголовников, был жестоко избит. После лечения он жил в Новоспасском монастыре.
12 июня 2003 года в Иосифо-Волоцком монастыре открыты мощи преподобного Иосифа Волоцкого и положены в раку в нижнем храме Успенского собора. Погребение вскрыто археологами Ю.А. Смирновым, М.В. Фроловым и П.Е. Русаковым на глубине 225 см — там, где по преданию был похоронен преподобный Иосиф Волоцкий. Детальное медико-криминалистическое исследование мощей провели: заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор В.Н. Звягин; судмедэксперты М.Е. Березовский, Н.В. Нарина, С.А. Аунапу; антрополог М.А. Григорьева и другие научные сотрудники.
12 июня 2004 года в Иосифо-Волоцкий монастырь переданы вериги преподобного Иосифа Волоцкого, которые до того хранились сначала в историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» в Истре, а затем — в музейно-выставочном комплексе «Волоколамский кремль». В настоящее время вериги находятся в Успенском соборе монастыря, у южной стены и доступны для поклонения.
14 июня 2004 года монастырь, отмечавший 525–летие со дня основания, посетил Патриарх Алексий II и совершил Божественную литургию в Успенском соборе.
13 октября 2009 года монастырь посетил Патриарх Кирилл и совершил Божественную литургию в Успенском соборе.
Архитектура
Храмы монастыря:
Собор Успения Пресвятой Богородицы
В год основания монастыря в нем появилась первая деревянная церковь, которую уже в 1486 году сменил каменный собор. Его расписывал выдающийся русский живописец того времени Дионисий.
Обветшавший храм был разобран и на его месте под наблюдением московского зодчего К. Мымрина был построен новый собор. Средства на новый храм пожертвовали дьяк Захарий Силин и царь Федор Алексеевич. Новый собор возвели на месте старого в 1688– 1692 годах с применением архитектурных форм московского барокко. На месте собора XV века был поставлен каменный столп с заключенной в киот иконой, перед которой всегда теплилась лампада.
Пятиглавый, щедро украшенный многоцветными изразцами типа "павлиний глаз" работы знаменитого московского мастера Степана Полубеса собор отличается редкостной красотой и монументальностью.
Собор поставлен на большой белокаменный подклет.
Стены, разделенные на три части пилястрами, завершаются закомарами.
С трех сторон храм охватывают двухъярусные сводчатые галереи. Верхний ярус галерей был устроен в 1757 году.
Очень красивы оконные решетки и прорезные золоченные кресты.
Ажурный иконостас, украшенный резьбой в виде виноградных листьев, изготовил мастер Евсевий Леонтьев. Иконы для него писали живописцы Григорий Антонов, Фома и Василий Потаповы.
Иконы первого яруса – XVII века, остальные XVIII – конца XIX века.
В начале XX века интерьер Успенского собора был перестроен: вместо восьмигранных столпов сделаны массивные колонны, роспись выполнена в 1904 году палехским иконописцем Н.М. Сафоновым с артелью по эскизам И.С. Кузнецова.
На нижнем этаже собора в 1777 году была устроена церковь во имя преподобного Иосифа с двумя приделам: в честь Живоначальной Троицы (справа) и Рождества Пресвятой Богородицы (слева).
Церковь некогда была усыпальницей братии. Она была обширной гробницей, поддержанной шестью тяжелыми столпами, и вся была усеяна каменными крышками гробов. Митрополит Платон велел их все, кроме четырех, сровнять с полом.
Церковь Богоявления Господня (в трапезном корпусе)
В 1506 году преподобный заложил каменную одноглавую церковь в честь Богоявления с одностолпной трапезной. Через три–четыре года строительство было завершено. Храм строился на деньги князя Семена Ивановича Бельского и друга преподобного – Бориса Кутузова, в иночестве Авраамия.
Построен на средства князя С.И. Бельского и Б.В. Кутузова. В нем была большая монастырская трапезная. Ее одностолпный зал производил необыкновенное впечатление, недаром Павел Алеппский писал, что "в монастырях Московской земли... более всего тщеславятся благолепием, величиной и обширностью помещения трапезных".
В 1530 году на средства архиепископа Новгородского Феодосия трапезная храма была перестроена с частичным использованием стен прежнего здания.
Трапезная палата включает в себя пятиглавую церковь Богоявления, получившую свой нынешний облик в 1682 году, когда храм был перестроен Трофимом Игнатьевым.
В 1853 году был настлан пол из чугунных плит.
В 1904 году трапезная палата была расписана по эскизам И.С. Кузнецова.
Церковь Петра и Павла (надвратная)
Яркий образец московской архитектуры последней четверти XVII века. Построил зодчий Трофим Игнатьев.
Церковь Иконы Божией Матери Одигитрия (в колокольне)
Восьмигранная колокольня с находящимся в её нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии (1495 год).
В 1692–1694 годах была надстроена до десяти ярусов, и стала всего лишь на пять метров ниже колокольни Ивана Великого в Москве.
Была взорвана во время Великой Отечественной войны при отступлении войск Красной Армии. На данный момент сохранился фрагмент ее первого яруса.
Другие постройки и объекты:
Братский корпус с гостиницей
Построен в 1910 году по проекту архитектора И.С. Кузнецова.
Медовый амбар (начало XX века)
Старый келарский корпус (1808; 1915)
Малый певческий корпус (1808)
Казначейский корпус (конец XIX века)
Настоятельский корпус (1785–1787)
Певческий корпус (середина XIX века)
Часовня-сень
Баня (1900)
Хозяйственная постройка (1990–е годы)
Ограда
В 1543–1566 годы Иосифо-Волоцкий мужской монастырь был окружен каменными стенами с башнями. Военные действия времен Смуты нанесли монастырю огромный ущерб, при этом особенно пострадали стены и башни. Подмастерье московского Приказа каменных дел Иван Неверов, присланный в 1645 году восстанавливать здания монастыря, отмечал: "Городу и башням впредь стоять будет неможно, потому что все осыпалось и во многих местах развалилось". Неверов начал восстановление монастырской ограды, а вскоре его сменил зодчий Трофим Игнатьев.
Новая стена и башни были построены с 1677 по 1688 год.
Комплекс крепостных сооружений Иосифо-Волоцкого монастыря, созданный Трофимом Игнатьевым, выделяется среди других подобных сооружений того времени. Каждая из семи башен (Петровская, Старицкая, Германова, Кузнечная, Безымянная, Никольская и Воскресенская) отличается пышной, своей собственной и чуть ли не декоративной обработкой из кирпича, которая, поражая изяществом, ажурностью и великолепием, вступает в противоречие с их внутренним устройством и целевым назначением. Только на украшение Кузнечной башни пошло "500 изразцов муравленых ширинчатых на подзоры", "200 жолобов муравленых на поясы" и "100 изразцов ценинных". В итоге монастырская ограда приобрела праздничный облик и сохранила свое оборонительное назначение, по существу, только по форме.
Красивые башни украшены изразцами, изготовленными в Москве, в Гончарной слободе. Две башни имеют каменные шатры: Германова (квадратная;1683), квадратная в плане, с помещением для колоколов, и угловая – Кузнечная (14–гранная; 1686). Воскресенская (16–гранная), Старицкая (24–гранная), Безымянная (8–гранная) башни имели деревянные шатры, которые в XVIII веке заменили кирпичными. Северная надвратная Никольская башня была вновь выстроена в 1785 – 1787 годы.
Строительство стен и башен Иосифо-Волоцкого монастыря завершилось к 1688 году. Увенчанные высокими островерхими шатрами башни как бы водили хоровод вокруг высокой стройной колокольни, и весь белоснежный, расцвеченный многоцветными изразцами ансамбль монастыря отражался в спокойных водах озера, как сказочный град Китеж, встающий из водных глубин. По живописности среди других русских обителей найдется мало равных Иосифо-Волоцкому монастырю.
Германова башня (1677–1688 годы)
С 1798 по 1816 год в Германовой башне хранился архив Иосифо-Волоколамского монастыря. Он размещался сначала в Петровской башне, но после пожара, вызванного ударом молнии в деревянный шатер башни – переведен в Германову, а после нового пожара – под крышу Успенского собора.
Кузнечная башня (1677–1688 годы)
Никольская башня (конец XVIII века)
Часовая башня (1677)
Воскресенская башня (1677–1688 годы)
Петровская башня (1680)
Старицкая башня (1681)
Некрополь
Крест-памятник митрополиту Питириму и волоколамским архиереям (2004)
Мемориал Великой Отечественной войны 1941–1945 годов
Памятник Иосифу Волоцкому (2009)
Поставлен в 2009 году около монастыря (с южной стороны).
Бронзовая скульптура в полный рост трехметровой высоты на двухметровом каменном постаменте. Скульптор — Сергей Исаков.
Пруды
Вокруг монастыря были вырыты пруды: Иосифовский (еще при преподобном), Гурьевский (малый, находящийся у самой стены) и пруд внутри монастыря.
Знаменитые узники:
- Патрикеев-Косой Василий Иванович (инок Вассиан Косой, 1470 – после 1531)
- Максим Грек (1470–1555, в миру – Триволис Михаил) – церковный писатель, публицист и переводчик.
В 1516 году по запросу Василия III приехал в Москву для перевода Толковой Псалтири.
В 1525 году попал под следствие по делу Берсеня, а затем предстал перед церковным собором, причем его обвинили в ереси, в сношениях с турецким правительством.
В заточении находился с 1525 по 1531 год.
Вторично был вызван на собор в 1531 году, где ему предъявили обвинения в порче богослужебных книг.
После собора его опять выслали, на этот раз в Тверской Отрочь монастырь. Эта ссылка оказалась легче, так как там ему позволили читать и писать.
- Башкин Матвей – еретик
- Курицын Василий – еретик
- Хворостинин Иван Андреевич
Был послан на покаяние за близость к Лжедмитрию I и еретичество.
- Шуйский Василий Иванович (1552–1612) – царь в 1906–1910 годах.
После низложения был насильно пострижен в монахи и помещен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Содержался в Германовой башне. Затем вывезен поляками в Польшу, где и умер.
- польские военнопленные – во время русско-польской войны в начале XVII века
- пленные французы – во время Отечественной войны 1812 года
Захоронения известных людей:
- Иосиф Волоцкий – преподобный
- Савва (Черный) – епископ Сарский и Подонский.
Ученик преподобного Иосифа Волоцкого, написал его житие.
- Иоанн Борисович Волоцкий – князь
- Федор Борисович Волоцкий – князь
- Лаврентий (?– 1574) – архиепископ Казанский. В 1566 – 1568 годах был игуменом Иосифо-Волоцкого монастыря. Поиехал опять в монастырь на покой, здесь же скончался.
- Даниил – митрополит. Сослан сюда Иваном Грозным
- Феодосий – архиепископ Новгородский
- Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, ? — 1573) – думный дворянин, любимый опричник Ивана IV.
- Гончарова Наталья Ивановна (1785—1848) – помещица села Ярополец, тёща А.С. Пушкина.
Она скоропостижно скончалась во время поездки на богомолье в Иосифо-Волоцкий монастырь.
Святыни монастыря:
- мощи преподобного Иосифа Волоцкого;
- икона преподобного Иосифа Волоцкого;
- святой источник
Список литературы
Глушкова В.Г. Монастыри Подмосковья. М., 2008.
Ивченков В.Л. Волок Ламский. XI-XVI вв. М., 2011.
Наумов М.С., Филатова Е.В., Шапошников М.Б. Подмосковье. М., 2003.
Пэнэжко О. Город Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов. Владимир, 2008.
[1] Иосиф Волоцкий (в миру — Иван Санин, 1439-1515) — крупный церковный теоретик и практик, богослов, преподобный. Ученик святого Пафнутия Боровского. Вошел в историю Церкви как книжник и толкователь Священного Писания, покровитель церковного искусства.
Уроженец волоколамского села Язвищи, сын московского служилого человека, он принял постриг в двадцатилетнем возрасте в Пафнутьевом Боровском монастыре (по другим сведениям — в Волоколамском Возмищенском монастыре). По его молитвам, чудесным образом, в 1479 году в окрестностях Волоколамска было обретено место для устройства монастыря.
Оставил большое духовное наследие, к числу которого относятся его "Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих", "Послание иконописцу", "Рассуждение об иноческом жительстве", а также многочисленные послания. Он выступал за укрепление государственной власти и одновременно — за право церкви обличать "немилосердных" правителей и вельмож, "обидящих рабов и сирот". Преподобный Иосиф впервые указал на пределы иерархического послушания православного человека: "Иже убо царь злочестив, небреги сущих под ним — не царь есть, а мучитель... и ты такового царя не послушаеши. И еще епископ зол, небереги стада — не пастырь есть, а волк".
Иосиф Волоцкий являлся идеологом партии "иосифлян", выступавших против сторонников преподобного Нила Сорского — "нестяжателей". Сутью конфликта был вопрос о праве церкви на владение богатствами земными — землями, крестьянами, капиталом и другим. "Нестяжатели" выступали против этого, указывая, что церковь должна, прежде всего, стремиться к благам небесным. Но в итоге возобладала точка зрения "иосифлян". Великий князь Московский Василий III первоначально поддерживал нестяжателей, опасаясь экономического усиления церкви, но с 1526 года охладел к ним из-за того, что лидеры нестяжателей — старец Вассиан Косой (Патрикеев) и преподобный Максим Грек — резко осудили развод и вторичный брак Василия и насильственное пострижение в монахини его первой жены, Соломонии Сабуровой.
В 1578 году был причислен к лику святых.
Регион:
Авторство:
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Иосифо-Волоцкий монастырь (подпись).doc | 26 КБ |
Иосифо-Волоцкий монастырь (схема).doc | 74 КБ |
Настоятели Иосифо-Волоцкого монастыря.doc | 91.5 КБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии