Древности Великого Новгорода – 2018 (декабрь) или Пойду бобром возле реки

Почему этот тур?

Эта поездка – продолжение предыдущей, которая мне чрезвычайно понравилась. Очень огорчило меня то, что стоило купить поездку в Италию, как была объявлена эта. Таким образом поехать в Новгород не было никакой возможности – в разных точках находится одновременно нельзя, да и если бы поездки были немного разведены по времени, то так же ехать было бы невозможно – жизнь, к сожалению или к счастью – состоит не только из путешествий, надо слегка поработать.

К моей радости (хотя, думаю, к немалому разочарованию организаторов) поездка не состоялась, так как группа не была набрана. После перенесения даты на декабрь, хоть я совершенно и не планировала никаких поездок на этот период, выбора не оставалось – уж больно хотелось опять посетить Новгород.

О причинах выбора поездки можно прочитать в предыдущем отзыве, они не изменились.

Цель поездки – осмотр построек 1355–1472 г. Несмотря на все усилия гида из теоретической части я запомнила, что указанный период делится на два подпериода: расцвет (вт. пол. XIV – нач. XV в.) и «реставрационный» (с 1429 г., когда новгородским архиепископом становится Евфимий II, и заканчивается в 1478 г. падением Новгородской республики). Но там все не так просто и однозначно, есть разные мнения исследователей относительно особенностей и перспектив развития новгородского зодчества этого периода. Об особенностях архитектуры этого периода можно прочитать в кандидатской диссертации И. В. Антипова «Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского» (СПб., 2005).     

Ну а я – просто глазею и получаю удовольствие.

Место покупки тура

Тур куплен в МКН (что очевидно из написанного выше).

 

Место сбора группы

До  Новгорода и обратно нужно было ехать на рекомендованном организаторами поезде.

 

Автобус

Автобус был обычным туристическим, но так как путешественников было не очень много – сидеть можно было по одному, что придает поездке особый комфорт.

Отношения водителя и организатора не задались с самого начала – думаю, это какое-то несовпадение на биологическом уровне, такое бывает, как будто между людьми стена и они не понимают друг друга, хоть и говорят вроде бы банальные вещи.

Водитель относится к своей работе прагматически – как к заработку (есть водители туристических автобусов с мессианскими идеями, но это не тот случай). Так как «жечь соляру» (это его собственное выражение, правда сказанное по другому поводу) в его планы не входило – в салоне была бодрящая прохлада. Но все это, конечно, брюзжание: случаев обморожения не было и, несмотря на то, что водитель не всегда понимал, куда надо ехать, то нужных точек все равно доезжали.  

 

Новгород

Впечатления от города остались прежними – непонятен он мне и не люб сердцу моему. Это не место силы для меня. Не могу сформулировать – почему. Хотя отдельные архитектурные памятники (и их во множестве) нравятся чрезвычайно. При этом – будет еще одна поездка – поеду обязательно.

 

Грановитая палата Владычного двора

Это восстановленное, насколько было возможно,  сооружение в готическом стиле на Владычном дворе в детинце. Она принадлежит музею и там проводятся выставки. И само по себе здание интересно с точки зрения и экстерьера, и интерьеров (и их использования), и, конечно, впечатляющие экспанаты (и количество, и уровень художественной работы, и степени сохранности). А ведь это далеко не все, что есть в запасниках музея.

 

Осмотрели следующие памятники заявленного периода (м. б. не все записано, это то, что сфотографировала):

церковь Петра и Павла в Кожевниках

Это – мой эстетический фаворит в этой поездке. Мне нравятся и пропорции, и украшения, и то, что она одна в чистом поле (в смысле – нет застройки кругом). Особенно мне нравится большая одинокая луковица – я предпочитаю именно такие, чтобы это ни значило.

Мне даже не мешает то, что она неоштукатуренная. Хотя вообще-то для моего восприятия – это препятствие. На пестрых кирпично-каменных стенах (аутентичных, если что, но в данном случае мне больше нравятся позднейшие усовершенствования) как-то теряются все элементы декора, за пестротой пропадает архитектура.

 

Зверин монастырь

На ограде была обнаружена табличка: «Бредова Звериная, 14» – что это значит, не знаю. Мне кажется, что при изменении цифры – это характеристика всей нашей теперешней жизни: «Бредова Звериная, 19» – вот правильное название нашего времени.

 

церковь Николы Белого

 

церковь Симеона Богоприимца

Вот из-за нее сюда, собственно, и приезжают туристы.

Каменная церковь Симеона была построена в 1468 г.  на месте одноименной деревянной. Первый Симеоновский храм был поставлен «тщанием» архиепископа Ионы и силами новгородцев на месте скудельницы – коллективного захоронения умерших от чумы горожан. Деревянный храм был «обыденным», т. е. срубленным за один день 1 октября 1467 г. по обету, во избавление от морового поветрия. Однако мор (названный в летописи Симеоновским) не прекратился, в июне был поставлен каменный храм, освященный ровно через год после деревянного, 1 октября, на Покров Богородицы. Расписан храм был, видимо, летом того же года. Роспись представляет собой полную годовую минею – изображения святых в календарном порядке: с сентября по август, от дня Симеона Столпника до дня Положения пояса Богородицы.

Концентрация изображений поражает, мест, свободных от росписи не было (сейчас – довольно большие утраты и фрагменты более поздней росписи). Но без специалиста понять что-то трудно.

Существует специальный сайт, где описываются и атрибутируются все сохранившиеся изображения в храме: https://churchsimeon.wordpress.com.

Это – последний датированный храм независимого Новгорода.

 

церковь Покрова Богородицы

Она вообще-то была закрыта, но туда пошел какой-то местный деятель, у которого попросились войти посмотреть.   
 

Мячин Воскресенский монастырь

церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом на Мячине

церковь Иоанна Милостивого на Мячине

Это две церкви, стоящие на окраине Новгорода. Нет ни ограды, ни каких-то еще дополнительных строений.

В советский период там какая-то реставрация проходила, но с тех пор – ничего. Противовандальной охраной является то, что большая часть окон и двери – заложены кирпичом, на оставшихся окнах – толстые внутренние решетки, по всей видимости – родные. Сказать, что церкви представляют собой печальное зрелище – это ни сказать ничего. А главное – полная бесперспективность и в дальнейшем – сюда редко ездят туристы, а древнейших церквей полно в шаговой доступности от Детинца. Зато в Москве – программа 200 храмов. Вопрос только один: почему не тысяча?

                     

церковь Власия

 

Десятичный монастырь

Там были ночью. Посередине двора стоит кусочек стены – то что осталось после разрушения церкви фашистами. Печальное и поучительное зрелище.

 

церковь Двенадцати апостолов на Пропастех           
 

церковь Преображения на Ильине улице (посещение с экскурсией, это здание принадлежит музею)

Храм знаменит, прежде всего, тем, что там сохранились фрески Феофана Грека. Полностью сохранились фрески купола и барабана, а так же Троицкого придела на хорах.

 

церковь Климента папы Римского на Иверове улице

 

церковь Димитрия Солунского

 

церковь Федора Стратилата на Ручью (посещение с экскурсией, церковь Преображения на Ильине улице)

Храм представляет собой классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода. Была эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.

Знаменита, помимо архитектурных достоинств, фрагментами фресковой живописи, они не очень большие, зато сохранились по всему зданию.

Кроме того, сохранилось много граффити с давних времен.

«Пойду бобром возле реки» – аж пять раз написано, вероятно, упражнение в каллиграфии. После того, как экскурсовод процитировала эту надпись, начались дебаты, о том, что бы это значило. Ну, например – вдоль реки, как бобер. А мне кажется – грызя что-то непрерывно:)

Есть назидательные надписи, не утратившие своего значения и по сей день: «О попы священники! Уклоняйтесь от пьянства!».

Или: «Олоферий, будь дьяком» – то ли это сам Олоферий написал свое заветное желание, то ли это нечто вроде «Баранкин, будь человеком!».

 

церковь Рождества на Красном поле

 

На Славне

Обе эти церкви реставрируются и обнесены забором, имеется охрана. Таблица гласит, что работы будут завершены в феврале 2019 г. Даже непросвещенному взгляду понятно, что этого не будет. Поэтому местный деятель-прозорливец заклеил эту компрометирующую надпись белым скотчем, из-под которого она нагло проглядывает.

Так как комплекс оказался огорожен, а признаков жизни первоначально обнаружить не удалось, то сначала позвонили настоятелю церквей, телефон которого был указан на заборе. Александр, имеющий большой опыт общения с такой публикой, попросил благословение на осмотр храмов, которое немедленно и получил, однако с ремаркой, что просить местных деятелей о допуске на территорию священник никак не может, они не в его подчинении.

Толпа, собравшаяся у ворот пробудила спавшего в бытовке строителя-охранника. Он, на свою беду, выглянул в окно и увидел небольшую толпу, состоявшую в основном из женщин, которая отчаянно жестикулировала и что-то выкрикивала. Поразмыслив немного нежданно-негаданно оказавшийся в осаде охранник стал медленно одеваться. Думаю, в его жизни еще не было случая, чтобы столько пар по преимуществу женских  глаз с надеждой смотрело как он последовательно натягивал на себя несколько свитеров, перешептываясь при этом (это он еще не знал, что шли не очень ожесточенные споры о том, выйдет он или нет).

И вот, наконец, явление стража народу. Он, конечно, с иронией отнесся к полученному от настоятеля благословению, ибо у него – свои начальники. Начались переговоры. В ход, помимо ссылок на несуществующие авторитеты в виде местного батюшки, пошли: разговоры о том, что мы быстренько; что никто и не узнает; что из самой Москвы ехали, чтоб посмотреть (спорный, на мой взгляд, аргумент, по-моему, он способен только ожесточить провинциальные сердца); одна взрослая дама применила запрещенный прием – сказала, что если 30 человек – это много, то она согласна остаться и не ходить. Оказавшееся не таким уж каменным сердце охранника удалось смягчить применением нескольких архитектурных терминов и клятвой зайти на 5 минуточек.

И действительно: прошли гуськом, чтобы не оставить следов во множестве, быстренько осмотрели – и обратно. Разговор об увиденном продолжили за забором, а многократно поблагодаренный охранник стал меланхолично... заметать наши следы – в прямом смысле этого слова.

Эта история учит нас тому, что если разговор начался, значит есть еще способ уговорить собеседника сделать что-то, даже если он – категорически отказывается. Если разговор идет дальше короткого «нет» – шанс есть.

 

церковь Илии Пророка на Славне

Это большой храм, лишившийся своего купола и барабана и еще совсем недавно бывший жилым домом. Если реставрация будет по-настоящему научной, то реставраторам придется попотеть, чтобы убрать все те наслоения и переделки, какие были проделаны со зданием.

 

церковь Петра и Павла на Славне

Эта церковь куда больше походит на церковь, и реставрировали ее в советское время. Сейчас ее, конечно, надо подремонтировать, но это не восстановление из руин. В целом же – она вторая по красоте в этой поездке. Только сейчас ехать осматривать ее бессмысленно – если вам  не попадется добросердечный охранник, то с дороги ее не видно: соседний храм ее полностью загораживает.

 

Михалицкий Рождественский монастырь

церковь Рождества Богородицы на Михалице 

церковь Михаила Малеина

Монастырь осматривали ночью, он представляет собой две церкви (одна с трапезной и колокольней), которые передали старообрядцам. Там все открыто. Никаких обитателей обнаружено не было. Однако прямо из окна колокольни выходила черная труба (как от буржуек в Гражданскую войну) из которой шел дым коромыслом. Что там происходит и почему используется такой сверхсовременный способ отопления или чего бы то ни было в здании, представляющем несомненную культурную ценность, не ясно.

 

церковь Иоанна Богослова на Витке

 

церковь Бориса и Глеба в Плотниках  
 

Кроме того, обратила внимание на некоторые объекты, не подходившие под тематику.

Например, в Новгороде до сих пор сохранился памятник Лене Голикову. Я думала, что все эти пионеры-герои находятся где-то на свалке истории (возможно, кто-то из них и незаслуженно). Ан нет, стоят посреди города.

Еще один памятник – Александру Невскому. Может быть, не самый выдающийся, но все же курьез. Стоит себе в уголочке на берегу Волхова. Подходили мы к нему «с тылов». С этого ракурса мне сначала показалось, что это памятник какому-то странному космонавту в шлеме, потом я решила, что это Икар с крыльями, собравшийся воспарить над землей. Но кто бы это ни был – зачем его туда поставили – совершенно неясно. При рассмотрении с лицевой стороны оказалось, что крылья – это развивающийся плащ, остается загадкой, какой силы должен был быть ветер, чтобы он «развился» параллельно земле. И чей-то Александр Невский стоит один, где его конь, тоже не ясно. Я подумала, что это какое-то новомодное творение, но оказалось, что памятник сооружен еще в 1986 году.

Так же трудно проникнутся симпатией к зданию Новгородского академического театра драмы имени Ф. М. Достоевского. Это какая-то позднесоветская отрыжка помеси конструктивизма, постмодернизма с еще не знаю чем.

Само по себе странное сооружение дополняется несколькими постройками (две водонапорные башни, остовы так никогда и не работавших фонтанов и т.д.) Была еще стела, имевшая только эстетическое значение, из-за особенностей конструкции на нее легко было залезть – и ее облюбовали самоубийцы, так как пользы от нее не было, а трупы были – то ее снесли. Все это должно было формировать единый архитектурный ансамбль. Описать это великолепие я совершенно бессильна.

Как рассказала экскурсовод, здание это новгородцы не любят и так и не смирились с его постройкой, хотя с момента сооружения уже прошло более тридцати лет. Архитектор В. Сомов очень обижен на них, ибо считает театр лучшим своим проектом. Сатисфакцию он получил от иностранцев, которые включают здание в каталоги, посвященные лучшим сооружениям XX века.

Негативное восприятие здания усиливается еще и тем, что его эксплуатация и поддержание в порядке внешнего облика и прилегающей территории – очень затратны. Сейчас здание выглядит неухоженным, а прилегающая территория – заброшена. Все это не способствует получению эстетического удовольствия от созерцания сооружения.

Если попытаться дать объективную оценку, то, конечно, возводить такой большой театр в небольшом городе, да еще в не очень-то удобном для жителей месте и выглядящем «на любителя» – не стоило. При этом построен он так, что не закрывает собой кремль, не является архитектурной доминантой города – короче, «не отсвечивает». И раз уж он есть, то надо бы его как-то в порядок привести и демонстрировать туристам – как курьез, как контраст с историческим центром, а при правильном рассказе экскурсовода – найдутся те, кто проникнется симпатией к этому объекту.

 

Гостиница «Садко»

Гостиница не первой свежести, но вполне комфортная. Есть довольно существенный налет, характерный для “рожденных в СССР” отелей. Администрация пытается оживить унылый интерьерчик, правда в стиле – дорого-богато. Особенно бросается в глаза любовь к блестящему текстилю.

Номер

  • размер. Настоящий сингл. Номер средней величины, чистый. Из мебели: односпальная кровать, письменный стол, прикроватная тумбочка, стул, шкаф, вешалка.
  • ванна. Санузел в номере совмещенный, небольшого размера. Ванна и навесной душ. Предоставляется «расходные материалы» (мыло, гель, шапочка для душа).
  • оборудование номера. В номере имеется телевизор.

 

Питание

Так как поездка короткая, то и кормежек было всего несколько. Завтраки и ужины – в гостинице – без гастрономических откровений, но вполне нормально (дают несколько горячих блюд на завтрак – зимой это актуально). Обеды – в кафе города, один из которых на фрегате «Флагман» (о нём я уже писала).

В этот раз бросилась в глаза особенность новгородской национальной кухни – салаты там готовят в стиле фьюжн – сочетание всего со всем. Как говорится, что есть в печи (в данном случае – в холодильнике) – то на стол мечи. В результате получаются какие-то невероятные сочетания, воспроизвести которые не могу, так как набор не сочетающихся, с точки зрения узколобого обывателя, ингредиентов запомнить я не смогла.

 

Гиды

На всем протяжении маршрута с нами был экскурсовод Александр Ракитин  и организатор Наталья Сумарокова. Об их многочисленных достоинствах я распространялась неоднократно.

Кроме того, было еще три местных экскурсовода. Одна вела лекцию в Грановитой палате. Она понравилась, хотя к концу экскурсии мой весьма ослабленный рабочими задачами мозг отключился и отринул из себя всю полученную информацию.

Две другие были в церкви Федора Стратилата на Ручью и церкви Преображения на Ильине улице. Они, конечно, более приспособлены к массовому туризму и рассказывали коротенечко и так, чтобы аудитория не переутомилась. И, по-моему, были немало удивлены тому, что их слушают во время рассказа.

Одна из них очень эмоционально и не менее расплывчато рассказывала о религиозных и эстетических взглядах Феофана Грека, с придыханием произносила термин «исихазм», но толком разъяснить его значение так и не смогла.

Эти экскурсоводы, конечно же, жертвы поточного производства, на котором служат – смысла углублять знания, расширять подготовку практически нет – ведь большинство туристов приезжаю поглазеть и пофоткать.

Но все равно хотя бы часть лекций на месте должны проводить местные экскурсоводы (и может быть, не только в музеях, но и в обзорной экскурсии по городу – даже при наличии «собственного» хорошего гида) – просто для того, чтобы можно было узнать чем живет местное население, какие-то подробности быта и умонастроений аборигенов. Например, интересно было узнать отношение новгородцев к зданию драматического театра им. Ф. М. Достоевского или к новому поезду Новгород Великий – Нижний Новгород. Как оказалось придуманный губернатором с целью привлечения туристов маршрут (т.е. соединение двух Новгородов и возможность проведения поездки в один и другой город) не очень-то вдохновил горожан (тех, кто вообще об этом знал, часть была не в курсе, как я убедилась). Суть в том, что вводится не новый поезд, а трансформируется, т. е. удлиняется маршрут Новгород Великий – Москва. Из-за этого прибытие в Москву происходит раньше, т.е. выспаться в поезде не удастся, до открытия метро надо просидеть на вокзале и до начала рабочего дня тоже много времени (что важно тем, кто едет на заработки). Кроме того, новгородцы привыкли к Ярославскому вокзалу, а теперь поезд прибывает на Курский. А эта связь, между тем, – единственная с Москвой.

 

Сувениры

Про стандартность сувениров и отсутствие новгородских специалитетов я уже писала. Так что жгучее желание что-нибудь приобрести так и осталось неудовлетворенным.

Из сувенирных радостей поездки была только покупка книг. Самые хорошие из них я уже приобрела в предыдущую поездку, в этой купила тематические. Итак:

- Гордиенко Э. А. Владычная палата новгородского Кремля. Л.: Лениздат, 1991. – это издание 28 лет тому назад было выпущено тиражом 100 000 экземпляров и до сих пор продается в музее. Цена сходная – 30 рублей.

Трифонова А. Двери Новгородской Софии. Великий Новгород: [б. и.], 2015.

 

***

Программа была исчерпана, а до ужина оставался час, поэтому было решено пойти погулять (альтернатива: сидеть в холле гостиницы и ждать этого самого ужина). Вот за это я и люблю поездки по России от МКН – офисному планктону не вредно размять пятую точку в свободное от работы время. Так что влезли на вал, дошли до детинца. А потом замерзли. Хотя по градусам мороз был детский – минус 3, что ли – до 10 точно не доходило – но почему-то холодно, я (в термобелье и вообще одетая как зимой практически, замерзла, да и другие экскурсанты – тоже). Поэтому решили пойти в Софийский собор погреться. А так как там должна была проходить служба, нужно было идеологическое обоснование для вторжения в храм в период отправления культа. И оно нашлось – решили поглазеть на епископа Льва, который сидит на новгородской епископской кафедре уже целое тысячелетие.

В соборе было обнаружено множество верующих и клира (удивительно некрасивого и волосатого), но никакого епископа. Зато удалось согреться.

В любой поездке должно случиться что-то необычное – закон жанра. А тут – ничегошеньки (даже епископ не предъявил себя народным массам). И хоть поездка была приятной во всех отношениях, но какой-то фригидноватой что ли.

Вишенка на торте все же появилась. Оказалось, что поезд, на котором возвращались в Москву – самый первый из идущих по измененному маршруту (то, о чем я уже писала: вместо поезда Великий Новгород – Москва, поезд Великий Новгород – Нижней Новгород (через Москву)). В связи с чем на вокзале был концерт. Приехал губернатор, который, собственно, и придумал этот маршрут, были толпы корреспондентов с камерами и микрофонами... и епископ Лев, благословивший всех путешествующих. Мне его даже удалось сфотографировать. Несмотря на трудные условия съемки и мои, весьма скромные фотографические умения – я теперь обладатель его качественного портрета изготовленного собственными руками (что придает ему небывалую ценность и в моих глазах, и в глазах всего прогрессивного человечества).

А потом была посадка в поезд под камерами, поход по вагону корреспондентов, безуспешно искавших тех, кто поедет до Нижнего (подавляющее большинство ехало до Москвы, меня, как интервьюируемого, по этой причине отклонили – к моей, впрочем, радости; когда корреспонденты убедились, что искомого не найдут, стали брать интервью у всех подряд).

Очень любопытно в этой связи было наблюдать за новгородцами. Усевшись в вагоне и едва сняв верхнюю одежду, они принимались названивать родственникам и знакомым взахлеб рассказывая о том, как попали на это знаменательное событие, посмотрели концерт, увидели самого губернатора, попали в объективы телекамер. Все-таки провинциальные жители – немного дети и сохраняют способность радоваться и изумляться мелочам, хоть немного выходящим за привычные рамки.

 

***

Вывод: путешествуйте, просто изо всех сил путешествуйте! И обязательно откроете для себя что-то новое – большое или малое:)

Картинки к публикации: 
Академический театр драмы имени Ф. М. Достоевского
Грановитая палата Владычного двора
Большой и малый сионы XII и XI вв.
Бронзовый крест. XI в.
Кратиры. XII в.
Спас Пантократор. Роспись в нише на внешней южной стене крестовой палаты
Десятичный монастырь
Десятичный монастырь
Софийский собор. Макдебурские ворота
Зверин монастырь. Церковь Николы Белого
Зверин монастырь. Церковь Покрова Богородицы
Зверин монастырь. Церковь Симеона Богоприимца
Зверин монастырь. Церковь Симеона Богоприимца. Интерьер
Зверин монастырь. Церковь Симеона Богоприимца. Интерьер
Зверин монастырь. Церковь Симеона Богоприимца. Интерьер
Михалицкий Рождественский монастырь. Церковь Михаила Малеина
Михалицкий Рождественский монастырь. Церковь Рождества Богородицы на Михалице
Мячин Воскресенский монастырь. Церковь Иоанна Милостивого на Мячине
Мячин Воскресенский монастырь. Церковь Иоанна Милостивого на Мячине
Мячин Воскресенский монастырь. Церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом на Мячине
Мячин Воскресенский монастырь. Церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом на Мячине
Церковь Илии Пророка на Славне
Церковь Петра и Павла на Славне
Церковь Петра и Павла на Славне
Церковь Бориса и Глеба в Плотниках
Церковь Бориса и Глеба в Плотниках
Церковь Власия
Церковь Двенадцати апостолов на Пропастех
Церковь Иоанна Богослова на Витке
Церковь Иоанна Богослова на Витке
Церковь Климента папы Римского на Иверове улице
Церковь Петра и Павла в Кожевниках
Церковь Петра и Павла в Кожевниках
Церковь Петра и Павла в Кожевниках
Церковь Преображения на Ильине улице
Церковь Преображения на Ильине улице
Церковь Преображения на Ильине улице. Фреска Феофана Грека
Церковь Рождества на Красном поле
Церковь Федора Стратилата на Ручью
Церковь Федора Стратилата на Ручью. Интерьер
Церковь Федора Стратилата на Ручью
Епископ Лев
Знаменский собор
Памятник Александру Невскому
Памятник Лене Голикову