Монастыри Армении
монастырь Гегард
Монастырский комплекс внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь является редчайшим архитектурным памятником, частично вырезанным в прилегающей скале.
Еще в IV в. в ущелье находился пещерный монастырь Айриванк, однако ни одна постройка того времени не сохранилась.
Современное название относится к XIII в., когда сюда был перенесен легендарный «гегард», т. е. копье, которым был убит распятый Христос (ныне хранится в музее в Эчмиадзине).
Сохранившийся ансамбль относится к XII–XIII в.
Комплекс объединяет несколько строений. Главная его церковь – Катогике. К ней примыкает связанная с ней ризница Гавит (она вырублена в скале). Есть еще церковь Авазан (тоже выдолблена в скале, в ней родник, из которого можно попить воды или умыться), еще одна скальная церковь. Комплекс небольшой, но многие помещения – сообщающиеся, поэтому легко потерять ориентацию. Камень, из которого состоят скалы и построен монастырь – темно серый, кое-где – черный, думаю, это копоть; освещение очень приглушенное – в основном из окон и от свечей – все это, в сочетании с отсутствием росписей и икон – создает мрачный вид, но, как ни странно, вовсе не унылый. Как будто бы на съемках фильма в стиле фэнтази.
На территории лежит гигантский камень, который упал в 1975 г. со скалы во время какого-то религиозного праздника, но никого не убил – поэтому его решили оставить на память об этом событии. Еще там много хачкаров (но это – как в любом монастыре). За территорией есть мост через реку, а за ним все деревья в завязанных ленточках – типичная народная мифология, и углубление в скале, где все уставлено фигурками из положенных друг на дружку камешков – тоже современная отрыжка язычества – такие «сооружения» впервые во множестве я увидела в Норвегии, а в Перу – на высокогорном перевале было бескрайнее поле таких фигурок.
монастырь Тегер
Он не был в программе тура. Вряд ли его особенно посещают туристы (особенно больших организованных групп, разве что самодеятельные любители). Монастырь состоит из одной, довольно большой, церкви с притвором.
монастырь Хор Вирап
В плане экскурсий главным достоинством монастыря был назван вид, открывающийся на Арарат. Это правда, вид действительно отличный. Но еще больше мне понравился вид по дороге к монастырю: в кадр попадает Арарат, сбоку получается игрушечный монастырь, а на переднем плане – бескрайние поля. Так что – не поленитесь остановить машину для фотосессии.
Сам монастырь небольшой, но очень красивый.
Название монастыря переводится как «глубокая темница», это не случайно. Раньше на месте монастыря располагалась тюрьма, где 13 лет томился Григорий Просветитель. В 642 г. по поручению католикоса Нерсеса III над темницей была построена часовня, а в 1662 г. на ее месте построена нынешняя однонефная базилика. Справа от главного алтаря вниз ведет крутая и практически отвесная железная лестница. Это и есть подземелье глубиной 6,5 м и диаметром 4,4 м, где был в заточении Григорий Просветитель. Сейчас это один из туристических аттракционов – в подземелье можно спуститься.
К северо-востоку от церкви Св. Григория находится церковь Сурб Аствацацин XVII в. с колокольней.
Вдоль окружающей церкви крепостной стены располагались административные и хозяйственные постройки: трапезная, кельи и т.д.
монастырь Нораванк
Прекрасный монастырь, расположенный в замечательном месте – в глубине потрясающего своей живописностью ущелья.
Красота красных скал и соперничает, и подчеркивает достоинства двух замечательных церквей – Святой Богородицы и святого Карапета.
Над строительством монастыря работали два выдающихся архитектора средневековой Армении: во второй половине XIII в. – архитектор Сиранес, в первой половине XIV в. архитектор, скульптор и миниатюрист Момик.
В XVII–XVIII вв. монастырь был защищен крепостной стеной, к которой примыкали административные здания.
Разрушительные землетрясения 1840 и 1931 гг. значительно повредило монастырь, который был восстановлен только в 1998 г.
Из туристических развлечений. Прямо на главном фасаде церкви Святой Богородицы располагается очень узкая и крутая лестница. С одной стороны она упирается в фасад, а с другой – перил нет. Вдоль стены натянута веревка, держась за которую можно подниматься и спускаться. Я туда влезла! Ура! К счастью, народа было немного и мое, надо думать, не самое изящное взбирание не стало объектом внимания мирового сообщества. Поэтому не важно: на карачках, раком – или как хотите – назовите, но я туда влезла! Кто хочет – может!
монастырь Севанованк
Монастырь расположен на полуострове Севана, который до 1950 гг. был островом. Еще в бронзовом веке остров был защищен крепостной стеной и на нем находился языческий храм. Старый монастырь был основан в 305 г. Григорием Просветителем. Современный монастырь был основан в 874 г. царем Ашотом I и его дочерью Мариам.
Самое яркое историческое событие, связанное с монастырем – пребывание там царя Ашота Железного. Отсюда им было дано сражение арабам, вышедшим к берегу Севана. Кроме малочисленного царского отряда, в битве участвовала монашеская братия.
Монастырь был закрыт в 1930 г.
Это красивый небольшой монастырь. До наших дней дошли две церкви – Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин. Главная особенность – возможность сделать фотографии монастыря на фоне озера (или с озера), которой больше у нас на маршруте не было.
монастырь Агарцин
Монастырь выделяется среди армянских церквей светлым цветом благодаря травертину и голубоватому базальту.
Главная церковь комплекса – Сурб Аствацацин построена в 1281 г., однако считается, что это – дата реконструкции, а церковь относится к X–XI в.
В западной стороне комплекса расположена трапезная, возведенная архитектором Минасом в 1248 г. В Армении существуют две трапезный с таким архитектурным решением, вторая находится в монастыре Ахпат. Это длинный зал с двумя куполами. Помещение разделено столбами на две квадратные залы, каждая из которых перекрыта системой перекрещивающихся арок.
Это – самый понравившийся мне монастырь. Он и сам по себе красивый, да еще и расположен в прекрасном месте, да еще необычайно фотогеничный (если по дороге вернуться назад, да влезть на один из тамошних холмов – откроется вид комплекса прямо как на ладони). А какая там тишина, как птички поют – полный релакс. Да еще народу там практически не было. Правда, квартирная хозяйка слушая наши восторги по поводу спокойствия и уединенности, которые мы там обрели, сильно удивлялась – по ее словам там всегда тьма народу:)
Одзунский монастырь
Согласно поверью, в I в. апостол Фома добрался до Одзуна и на месте будущей церкви помазал епископов и дьяконов. Апостол принес с собой пелену Христа, которая захоронена под алтарем Одзунской церкви Святой Марии. Свидетельство об этом, датируемое VI в., сохранилось в верхней части южной двери церкви. На этом же месте в IV в. Григорий Просветитель и царь Трдат III возвели однонефную базилику – бескупольный храм, который в V веке был разрушен землетрясением, и только в VI в. его сменила нынешняя трехнефная базилика, сохранив при этом более 20 изваяний IV в., которые имеют общемировую ценность.
Сейчас от монастыря осталась церковь и прекрасное небольшое кладбище. Церковь приходская для села Одзун.
Примечательно одно из надгробий. Местное население называет его «Бац Хоран» – «Алтарь под открытым небом». Ученые датируют его V–VI в. Памятник установлен на ступенчатом основании. Представляет собой соединенные две арки, выполненные из шлифованного камня. Под каждой из арок находится четырёхметровая прямоугольная стела, на каждой стороне которой по всей длине высечены изображения. На западных и восточных гранях выполнены Евангельские сюжеты, сюжеты о распространении христианства в Армении, а на северных и южных гранях – геометрические и растительные орнаменты. Каждая грань окаймлена неповторяющимся орнаментом.
монастырь Ахпат
Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (1996).
Был основан царем Ашотом III Милосердным и его женой Хосровануйш.
Там был не только монастырь, но и учебное заведение. Сохранились специальные помещения для учащихся и хранения книг.
На территории монастыря располагаются не только культовые здания, но и усыпальницы знатных особ.
Ансамбль Ахпата отличается не только оригинальностью архитектуры культовых и особенно гражданских сооружений. Трехарочный родник был построен в 1258 г. за монастырскими стенами. Исключительное место среди гражданских памятников Армении занимает трапезная Ахпата. Это редкое по архитектурной композиции сооружение середины XIII в.
Монастырь знаменит тем, что во второй половине XVIII в. несколько лет в нем жил знаменитый поэт Саят-Нова.
монастырь Санаин
Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (1996).
Монастырский комплекс Санаин был основан царем Ашотом III Милосердным в 966 г.
В монастыре изучали точные и гуманитарные науки, медицину. В монастыре находилась богатейшая библиотека.
Это большой комплекс, расположенный на возвышенности. Когда подул сильный ветер, сразу стало очень холодно, а в церкви так завывал ветер, как будто был настоящий буран.
Комплекс включает в себя кладбище.
Вообще и сюда, и в Ахпат лучше приезжать с запасом времени, чтобы поваляться на травке, полюбоваться окрестностями.
монастырь Кобайр
Кобайр является монастырским комплексом XII–XIII вв., основанным Кюрикянами и позже достроенный Закарянами. В комплекс входили 4 церкви, колокольня, трапезная, колонный зал, однако сейчас они в той или иной степени руинированы.
Это – последняя посещенная в Армении достопримечательность. Побывали мы там уже во второй половине дня, и как обещали погодные сайты – начался дождь, да сильный. Артем решил подвести нас к монастырю как можно ближе. В результате машина проехала какое-то расстояние чуть ли не вертикально вверх (это вперед выглядело вполне безобидно, но вот на обратом пути, когда машина ехала задним ходом – смотреть даже находясь вне машины было страшно – я бы ни за что не вырулила оттуда, но, правда, и не «врулила» бы). Потом на пути встретилось неожиданное препятствие – каменная арка, в которую может быть легковушка и въехала бы, а вот джип – не очень. В итоге машину оставили там, а дальше – пешком. Вообще, что же за туристы, которые бояться ходить пешком. Мы с Татьяной облачившись в дождевики пошли в путь, Артем шел в чем был. Вообще я не очень верила, глядя снизу куда-то вверх (потом вычитала, что он «свисает» на 150 м над трассой), что до монастыря мы доползем – но не говорить же об этом вслух. И вот – преодолевая стихию (т.е. дождь) и собственное естество (т.е. неудовлетворительную физическую форму) – мы туда влезли. И теперь уже глядя вниз, я никак не могла поверить, что мы пришли оттуда:) Победа!
От монастыря осталось, по-моему, три здания. Они частично руинированы. Ведутся восстановительные работы – свидетельство тому различный инвентарь находившийся там и не убранный. Скорей бы хоть крышу соорудили. Дело в том, что в главном храме сохранились прекрасные, поражающие насыщенностью красок, фрески (следствие грузинского влияния), но, конечно, находясь практически под открытым небом, они долго не протянут.
На обратном пути, проезжая через перевал мы попали... в снежную бурю. Так что я собственными главами видела первый апрельский армянский снег, да такой густой! Проезжая заснеженную деревню вспомнила родину!
Авторство:
Страна достопримечательности:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии