О некоторых достопримечательностях Самары
Расскажу об объектах, которые посетила в рамках экскурсии, на которой побывала в ноябре 2019 г. Остальные достопримечательности были осмотрены снаружи.
Бункер Сталина
Этот объект был сооружен в 1941–1942 г. для эвакуации Сталина и других руководителей партии и правительства. В период Великой Отечественной войны Куйбышев был запасной столицей, сюда эвакуировались государственные учреждения, посольства, заводы и т.д.
Объект такого масштаба был построен в рекордные сроки. Однако к моменту его окончания непосредственная угроза Москве отпала, и по прямому назначению он так и не использовался.
Сейчас он находится в ведении МЧС. Это не музей, однако часть помещений там сохраняется в нетронутом виде и проходят экскурсии.
Экскурсии проводятся силами персонала объекта, не профессиональными экскурсоводами, однако знающими о своем месте работы. Исключение было сделано на период Чемпионата мира, когда объект посещало много иностранных туристов. Тогда экскурсоводами были приглашенные со стороны.
Для нас экскурсию вел мой тезка – Валентин Алексеевич, ему более 70 лет. Вооружившись деревянной указкой, он вышел к публике, произнес: «Здравствуйте, товарищи!», представился, сообщил, что будет вести экскурсию, и продолжил: «Возражения есть? Нет? Тогда начинаем». В таком же духе он продолжал и далее: «Вопросы есть? Нет? Тогда – анекдот». Очень атмосферно и подходит осматриваемому объекту.
Поразили меня, в очередной раз, сограждане. К группе было присоединено некоторое количество самостийных посетителей. Им сказали, что это – не музей, они видят, что перед ними очень пожилой человек, а претензии сыпались как из рога изобилия: слишком тихо говорите; мало места (не ясно, как это можно изменить); почему не на лифте (а экскурсия по-другому и строиться не могла – осматривали каждый этаж, к тому же надо было спускаться, а не подниматься); когда же по окончании экскурсии было предложено желающим воспользоваться лифтом – почему он такой маленький (когда было объяснено, что все в бункере «родное», а ремонты сводились только к косметике – покраске стен и т.д. – и делалось это все для специальных нужд, а не для комфорта экскурсантов, которые изволят посетить объект через 80 лет).
В результате Валентин Алексеевич сказал, что уже старый видно стал, надо к Новому году увольняться. А рассказывал он, между тем, вполне хорошо. Ну тут уж до большинства доперло, что как-то надо себя в руках держать – его стали уговаривать оставаться на посту, а в конце лекции были «бурные, продолжительные аплодисменты» – совсем в стилистике времени создания бункера:)
Так как это – не музей и так как краеведческая литература – не самое сильное направление в самарском книгоиздании, о чем я еще расскажу в другой части отзыва о поездке в Самару, то никакой брошюры о бункере, не говоря уже о монографии, там не продавалось. Мне кажется, брошюра с разумным сочетанием текста и иллюстраций имела бы успех.
Жигулевский пивоваренный завод
Завод осмотреть надо любому любителю краеведения – так как здания, в которых он располагается, очень живописны. В одном из них, по сообщению заводского экскурсовода, планируется создать небольшой музей. Правда, фотографировать на территории завода (не только в цехах, но и просто на улице) – запрещено. Разрешили только сфотографировать стенды с фотографиями по истории завода.
В ходе экскурсии рассказали об истории предприятия и о том, как изготавливают пиво сейчас.
В связи с тем, что в компании присутствовал знаток пива, к рассказам местного гида отношение было скептичным. Для приготовления пива используют подготовленную воду, для ускорения процесса используют подогрев сырья, оборудование все современное и никаких деревянных бочек. Так что на выходе – обыкновенное промышленное пиво.
Но, надо сказать, на предприятии работают настоящие «солодовые патриоты» – продукцию свою любят, всячески нахваливают и умело продвигают в массы.
Открытием для меня стало, что название «Жигулевское» отнюдь не принадлежит этому заводу. То-то я читала, что продукция завода поставляется только на местный рынок, а в магазинах видела его и в Москве, и в других местах, правда, не присматривалась к этикеткам за ненадобностью. Оказалось, что по поводу этого названия были судебные разбирательства, и в итоге было принято решение, что пиво с таким названием может выпускать любой пивзавод.
После осмотра производства была дегустация. Дегустатор из меня еще тот, зато вооружилась знаниями о том, что пиво правильнее всего закусывать чуть подсоленными сухариками из черного хлеба, а заграничный народ вообще не понимает, как можно пить пиво и при этом еще и есть, для них это – разные процессы.
Вообще пиво – культовый напиток в Самаре. Наша гостинца, например, была украшена мудрыми мыслями о пенном напитке, правда, напечатанными каким-то унылым шрифтом: «Не то мудрено, что пиво сварено, а то мудрено, что не выпито» (В. И. Даль); «Величайшее изобретение в истории человечества – пиво. Вы правы, колесо – тое сильное изобретение, но колесо не идет так же хорошо с пиццей, как пиво» (Дэйв Барри); «Это для меня так же естественно, как прием пищи, и столь же необходимо. Мне и в голову не придет есть и при этом не пить пиво» (Эрнест Хемингуэй); Вы не можете считаться настоящим государством, если у вас нет своего пива и своей авиакомпании. Может немного помочь наличие футбольной команды или ядерного оружия, но даже и в этом случае, как минимум, у вас должно быть свое пиво» (Фрэнк Заппа).
Иверский монастырь
После дегустации пива – логичное решение – посещение монастыря. Чем и была продолжена экскурсионная программа, тем более, что он располагается через дорогу от пивзавода. Такое соседство – одна из причин того, что Самару называют городом контрастов.
Территория монастыря небольшая, там много не очень больших построек, живописно располагающихся на довольно крутом склоне. Когда-то там был большой храм в тоновском духе, но в советский период он был уничтожен. Надеюсь, по распространенной ныне моде, его не восстановят. Лишний он там.
Художественный музей
Художественный музей в Самаре имеет в коллекции художников первой величины и XVIII–XIX вв., и работы авангардистов начала XX в.
Музей модерна
Туда следует зайти хотя бы для того, чтобы осмотреть воссозданные интерьеры особняка. Очень красиво, а мебель эпохи модерна – просто мечта.
Костел Пресвятого Сердца Иисуса
Костел не такая уж древность – построен в начале XX века. Однако из-за непривычности готической архитектуры в наших палестинах – притягивает взгляд. В советское время он был закрыт.
Внутри он оформлен очень аскетично. Привлекает внимание алтарная фреска – копия картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста».
Храм был закрыт, однако монашка открыла его, думая, что небольшая группа экскурсантов – это пришедшие на концерт органной музыки. К сожалению, остаться на концерт было невозможно – вечером был отъезд в Москву.
Зато я увидела репетицию и то, как играют на органе. То есть орган я вживую слышала много раз, издали видела, как на нем играют, но в этот раз я увидела еще и то, как играют ногами. Я, конечно, была в курсе, что у органа есть ножные педали, но не думала, что их так много и что они, подобно «ручным» бывают белые и черные. Просто потрясающее зрелище – я машину с тремя педалями водить не могу – в ступор впадаю – а тут миллиард клавиш (а ведь еще два ряда сверху).
Авторство:
Страна достопримечательности:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии