О некоторых достопримечательностях Торжка
По количеству памятников Торжок превосходит все города Тверской области – здесь имеется 292 историко-архитектурных объекта. Город находится на третьем месте после Новгорода и Старой Руссы по количеству найденных берестяных грамот (примечательно, что 1000 берестяную грамоту нашли именно в Торжке, о чем имеется мемориальная доска).
Вот Торжок понравился мне чрезвычайно. Это – величественные руины. В городе миллиард церквей – и большинство из них находится в плачевном состоянии. Много заброшенных домов. При том, что картина вообще-то печальна, ощущение поверженной красоты и былого величия очень сильно.
По итогам поездки хочется съездить в Торжок летом на несколько дней и совершить путешествие по всем храмам города (несколько действующих – несколько недействующих, но заколоченных – заброшенные, разворованные, но доступные для осмотра).
Помимо открытия этого замечательного городка, было и открытие архитектора – Н. А. Львова. Разумеется, фамилию эту я слышала ранее, но теперь ознакомившись с его произведениями «в натуре» и узнав перипетии его биографии – уже отличаю его от других и отношусь с симпатией и уважением. В Торжке, на площади 9 января, стоит памятник ему (установлен в 2004 г.; скульптор Ю. П. Карпенко, архитектор В. П. Городович).
Борисоглебский мужской монастырь
Новоторжский Борисоглебский монастырь – мужской монастырь, считающийся древнейшим в регионе.
Из житийной литературы XVII в. следует, что монастырь основал в 1038 г. боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославовича. Причиной, сподвигшей боярина основать монастырь, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого Ефрем решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы. В том же году был построен храм.
Известно, что в 1577 г. во время правления Ивана Грозного к храму были пристроены два придела, а в 1607 г., при взятии Торжка поляками собор сильно пострадал. Самая древняя, сохранившаяся до нашего времени, постройка монастыря – Введенская церковь, была построена в XVII веке на месте сожжённой поляками (вместе со всей братией и некоторыми жителями города) старой деревянной.
В 1717 г. между настоятельскими корпусами приблизительно того же времени постройки была возведена Входо-Иерусалимская церковь.
Большой урон монастырю нанёс пожар 1742 г.
В 1785–1796 гг. на месте старого Борисоглебского собора был возведён новый с тем же названием по проекту архитектора Н. А. Львова.
В 1804 г. была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Её строительство вёл архитектор Яков Ананьин.
Привлекает внимание и необычная по форме Свечная башня в углу монастырской стены, противоположном колокольне.
В 1925 г. монастырь был распущен, сначала в зданиях находилось сельскохозяйственное училище, потом военная часть, авиационные склады, лагерь для военнопленных.
С 1944 г. на его территории была размещена тюрьма строгого режима. После неё, в 1985–1988 гг., здесь разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а с 1989 г. – Всероссийский историко-этнографический музей.
В 1931 г. был закрыт Борисоглебский собор, в результате были утрачены 37 икон, выполненных В. Л. Боровиковским, лишь одна сохранилась и находится сейчас в Тверской картинной галерее.
В 1994 г. в монастырь был возвращен верующим.
Сейчас монастырские строения нуждаются в реставрации и выглядят не лучшим образом. Несмотря на это – монастырь мне понравился. Постройки монастыря, выполненные в разных стилях, тем не менее мирно уживаются друг с другом и создают неповторимый ансамбль.
Местные туристические развлечения. За скромный гонорар – 100 рублей – можно подняться на башню (это не очень высоко), откуда открываются отличные виды как на город, так и на часть территории монастыря. Имеется лавка с пирожками и, вероятно, вкусными – оттуда выходили довольные граждане, некоторые из которых жевали и выглядели еще счастливее не жевавших. Сама я к гастрономическим благам не приобщилась, так как после монастыря отправлялись почти прямиком на ужин.
На сайте монастыря имеются сведения о том, что при монастыре есть гостиница, с номерами на двоих и четверых, но что она из себя представляет и сколько стоят услуги – не сказано, есть только е-мейл, по которому можно получить дальнейшие разъяснения.
Старо-Вознесенская церковь
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, или Старо-Вознесенская церковь – деревянный православный храм.
Первое упоминание о храме относится к 1653 г.
В 1717 г. деревянный храм был отстроен заново. Высота храма составляла 34 метра. Так как храм был деревянный, он переделывался много раз. В 1780-е годы под здание был подведён фундамент из белого старицкого камня (на одном из них выбит год – 1782). В 1783 г. тесовая кровля заменена железной, в 1806 г. была построена паперть, а в 1828 г. переделана глава.
К 1854 г. храм сильно обветшал и было принято решение построить взамен него новый каменный. Однако храм не снесли, а перенесли к Старицкому тракту. К 1883 г. храм реконструировали и 5 октября он был заново освящён в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
Богослужения прекратились в 1929 г.
В 2000-е годы богослужения возобновились.
В храме сохранилась роспись XVIII в. (в потолке верхнего яруса находится восьмиугольная ниша с изображением Новозаветной Троицы), а в нижних ярусах живопись второй половины XIX в.
Михаило-Архангельская церковь
Благовещенская, более известная под названием Архангельской, церковь расположена на высоком холме.
В местности, называемой Благовещенскою, или Михайловскою слободой, с давних времен существовали церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила. Они были деревянные и в литовское нашествие (1609) были разорены и сожжены.
О дальнейшей судьбе этих церквей находятся сведения в переписной книге за 1710 год стольника и коменданта г. Торжка, где сказано, что обе церкви деревянные (одна из них – теплая, другая – холодная).
В 1758 г. была построена каменная церковь с двумя престолами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна Предтечи, с теплым приделом в трапезной во имя святого архангела Михаила. В 1817 г. престол в честь Рождества святого Иоанна Предтечи был уничтожен, потому что была «темнота от малости окон и в дверях утеснение».
В 1931–1936 гг. в храме находились мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских чудотворцев, которые были перенесены сюда из закрывшегося Борисоглебского монастырского храма.
В 1936 г. церковь была закрыта и превращена в пекарню, где на месте алтаря стояла печь. При закрытии церкви мощи святых угодников были изъяты властями. Их дальнейшая судьба до сих пор неизвестна.
Во время войны здесь располагался военно-продовольственный склад.
Официально приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован 6 апреля 1946 г., но храм был открыт раньше.
До 1995 г. Михайло-Архангельская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке.
Крестовоздвиженская часовня-ротонда
Построена в 1814 г. по проекту Н. А. Львова. Еще до этого на этом месте, в начале ХIХ в. находилась деревянная часовня Софии Премудрой, которая в 1807 г. перешла под покровительство Борисоглебского монастыря.
Часовня окружена 12 колоннами, которые поддерживают круглый карниз, имеет двойной купол, характерный для львовских построек: внешний – световой фонарь с большими арочными окнами и внутренний, который имеет в центре проем, через который мягкий рассеивающий свет наполняет интерьер, в то время как окна скрыты от глаз. Ранее поверх купола находились позолоченные железные шар и крест.
В часовне помимо привычных икон были и очень необычные святыни. Например, деревянный Животворящий восьмиконечный Крест высотой около трех метра. Он был закреплен в небольшой каменной горе ручной кладки, обложенной серебряной позолоченной ризой.
Часовня также славилась своим святочтимым колодцем (подземный ручей проходит как раз у места основания часовни). Ежегодно, 14 сентября, в праздник Воздвижения Честного Креста Господня к часовне из Борисоглебского монастыря осуществлялся крестный ход для освящения воды и служения молебна.
В 1906 г. часовню переделали в церковь святых равноапостольных Константина и Елены, пристроив алтарь и колокольню с 6 колоколами.
Первоначальный вид часовни был восстановлен во время реставрации в 1970-е годы.
В 2001 г. передана Борисоглебскому монастырю.
Климентовская церковь
Каменный храм священномученика Климента, папы Римского, существовал в Торжке еще в XIV в.
Климентовский храм был построен в 1685 г. купцом М. Мишуриным.
Ныне существующее здание было построено в 1835 г. Главной святыней храма была древняя икона с частицами мощей 18 святых, поступившая по завещанию купца-краеведа Ефрема Елизарова. Среди жертвователей храма были также купцы Штанковские.
В 1931 г. храм был закрыт для богослужения. Помещение использовалось в качестве общежития и ателье.
В 1999 г. храм передали Борисоглебскому монастырю.
Спасо-Преображенский собор
Первые упоминания о храме относятся к 1163 г., когда он был деревянным.
В 1238 г., во время монголо-татарского набега храм сгорел.
В 1364 г. благодаря пожертвованиям новгородских и тверских купцов был построен новый, уже каменный, храм, освященный в честь Преображения Господня. Но в 1372 г. из-за междоусобных войн он вновь сгорел.
В 1408 г. этот храм обрел святыню – мощи святой благоверной княгини Иулинии Вяземской (Новоторжской). В 1812 г. обветшавший храм разобрали и начали строительство нового, к которому приложил руку Карл Росси. Начало Отечественной войны отложило строительство, которое было закончено в 1822 г.
Спасо-Преображенский собор был таким большим, что топить его в холодное время было накладно. Поэтому в 1842 г. у южной стороны собора губернским архитектором И. Ф. Львовым была построена новая теплая церковь в честь Входа Господня в Иерусалим. Новый храм был построен и освящен на средства церковного старосты купца Уварова и его братьев, о чем свидетельствует памятная доска на цоколе восточного фасада. Торжокские купцы были очень амбициозными, поэтому и вторая церковь получилась тоже большой.
Оба храма Спасо-Преображенский и Входоиерусалимская церковь своеобразно контрастируют и дополняют друг друга.
Оба собора были закрыты в 1930 г.
С мая 2018 г. Спасо-Преображенский собор вновь открыл свои двери для прихожан.
гостиница Пожарских
Гостиница Пожарских – памятник истории середины XIX в.
Первая гостиница была построена в конце XVIII в. ямщиком Василием Пожарским. Изначально это здание не было гостиницей – в этом качестве его стал использовать один из наследников, Евдоким Дмитриевич. В 1834 г. он завещал гостиницу своей дочери – Дарье Евдокимовне Пожарской.
Гостиница становится известной на всю Россию благодаря А. С. Пушкину, неоднократно посещавшему Торжок, и останавливавшемуся здесь. Так, известно четверостишие из письма 1826 г. С. А. Соболевскому:
«…На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке…»
В гостинице останавливались также В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, А. Н. Островский, И. С. Тургенев и другие известные люди. По выражению Д. С. Лихачева через гостиницу «прошла вся русская культура XIX века».
Гостиница славилась своими котлетами, которые пробовал сам император Николай I, неоднократно приглашавший Дарью Пожарскую готовить для царского стола.
Число желающих остановиться в гостинице росло, и в 1840 г. владелица подала прошение в губернскую дорожную и строительную комиссию о строительстве новой, большой гостиницы.
Вторая гостиница была построена в течение лета-осени 1840 г. Для нее были закуплены самые дорогие предметы интерьера – зеркала, занавески, картины, мебель и т. д. До самой смерти Дарьи Пожарской в 1854 г. гостиница продолжала пользоваться популярностью у самых известных людей России, но после её смерти всё имущество пошло с молотка. Здание и большую часть обстановки в 1857 г. купил купец Павел Федухин, устроивший здесь трактир. Ещё один сильный удар по гостинице нанесла Николаевская железная дорога, в 1861 г. прошедшая мимо Торжка. В результате количество проезжающих сильно сократилось, что значительно уменьшило доходы. Гостиница снова поменяла владельца и назначение: владельцем стал купец Барсков, часть комнат верхнего этажа были сданы в аренду под купеческий клуб, самое большое помещение стало зрительным залом, где выступали всё ещё изредка проезжающие через Торжок артисты, в нижнем этаже – ресторан и бильярдные. Именно в таком состоянии и застал гостиницу в 1881 г. Л. Н. Толстой.
27 октября (9 ноября) 1917 г. в городе была установлена советская власть. Гостиница была выбрана для Совета рабочих и солдатских депутатов, здание национализировано. В дальнейшем до 1920 г. здесь заседал Новоторжский уездный совет, в 1920–1922 гг. – клуб Новоторжского пожарного общества, после – клуб железнодорожников имени Парижской коммуны. За это время здание лишилось большей части декора, придя в аварийное состояние.
Реставрация началась только в 1992 г., но из-за отсутствия средств так и не была закончена.
В 2002 г. здание, принадлежавшее объединению «Пожтехника» охватил пожар.
Новая реставрация началась только в 2011 г., но уже в октябре 2013 г. она была закончена. Сейчас гостиница принадлежит Всероссийскому историко-этнографическому музею.
дом Олениных-Балавенских
Усадебный комплекс, состоящий из барского дома, южного и северного флигелей, а также сада, выходящего на высокий берег реки Тверцы, был основан в конце XVIII в. тверским помещиком Михаилом Васильевичем Бакуниным и его женой. С 1-ой трети XIX в. усадьба принадлежала Сергею Дмитриевичу Львову, владельцу имения «Митино» под Торжком. Его дочь, Мария Сергеевна Львова, в 1831 г. вышла замуж за Петра Алексеевича Оленина. Вплоть до революции 1917 г. в усадьбе жила семья Балавенских – потомков Олениных.
Барский дом представлял собой деревянный особняк с антресолями. В глубине сада располагались каретный сарай с конюшней и домашний театр, не сохранившиеся до наших дней. В северном флигеле находились прачечная и кухня, соединенные с домом крытым переходом. Сразу за флигелем – огород и каменный погреб. Перед революцией северный флигель был продан. Южный флигель называли канцелярией.
После революции 1917 г. усадьба была национализирована. Сначала в доме разместился клуб для солдат, а в 1920 г. была открыта железнодорожная школа по просьбе работников железнодорожного узла и железнодорожного парка №1. Здесь учились дети с первого по четвертый класс. С 1920 года школа была начальной, а с 1927 г. – семилетней. Железнодорожная школа существовала до 1960 г., после чего в здании разместилась школа рабочей молодежи.
На сегодняшний день в усадьбе сохранились 2 флигеля и барский дом. С 1972 г. здесь открыт музей, экспозиция которого посвящена проездам А. С. Пушкина по дороге Петербург – Москва, его дорожным впечатлениям и их отражению в его творчестве.
Там представлены предметы, которые брали с собой путешественники: сундуки, шкатулки с самым необходимым, дорожная конторка, используя которую можно писать и в дороге. Примечательными экспонатами музея является подорожная, выписанная А. С. Пушкину для одного из путешествий, и портрет Д. Е. Пожарской.
Воскресенский монастырь
Воскресенский монастырь – женский монастырь.
Воскресенский монастырь, 2 класса, общежительный, был основан в XVI в.
Часовня Нерукотворного Спаса была построена в 1778 г.
Монастырский соборный храм Воскресения был построен в 1796 г.
Сохранилась колокольня 1766 г.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена в 1840 г.
Монастырь был закрыт в 1931 г. В зданиях устроили швейную фабрику и жилые помещения.
Кафе «Лира»
Ужинали мы в кафе «Лира». Но отнесу описание произошедшего в раздел мероприятий, а не «питание на маршруте».
Поглощение пищи здесь обставлено как небольшое шоу, к клиентам относятся очень внимательно – и побывать здесь хоть один раз надо.
Общением с гостями заведения занимается дама в костюме XIX века, играющая роль Д. Е. Пожарской. Она обносит гостей караваем с солью (необыкновенно вкусный, я бы не отказалась от большого ломтя на десерт). Затем она рассказывает об истории города и гостиницы Пожарских. В это время ее помощница, прямо посреди зала готовит знаменитые котлеты по первоначальному рецепту (подают не их, но то что изжарила на глазах у изумленной публики девица, затем режется на множество кусочков и предлагается отдегустировать публике).
Оказывается рецепт котлет таков: ½ часть мелко рубленного куриного филе + ½ часть сливочного масла (так! Т.е. на 0,5 кило филе – столько же масла) смешивается, тщательно вымешивается, формируется котлета (небольшая), которая затем опускается в сухарную крошку из белого хлеба, затем – в смесь яйца и воды и вновь в сухари. Потом котлеты жарятся на смеси сливочного и растительного масла.
Сам ужин состоял из пожарских котлет (их, как было сказано, подавали по две на порцию – так и было подано) с пюре, шампанское; на десерт – пирожное (про него тоже говорили, что рецепт с тех времен): на слоеном тесте крем с творогом – вкусно, но каравай был вкуснее (с этим согласились и мои сотрапезники).
В конце каждому туристу был подарен «Сертификат о прохождении матер-класса по изготовлению пожарских котлет». В общем душевно посидели, что называется.
Авторство:
Страна достопримечательности:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии