Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь
Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь – православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского острова. Первый монастырь, построенный после Смутного времени. Один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, наряду с Воскресенским Новоиерусалимским монастырем и Онежским (Кийским) Крестным монастырем.
Взойдя 25 июля 1652 г. на патриарший престол, Никон высказал намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.
Выбор места для монастыря связан с видением, которое было у Никона во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 г. началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый – во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.
В 1653 г. под наблюдением патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель. В этом же году царь передал монастырю несколько селений и Боровичский монастырь.
К началу 1654 г. в монастыре было 26 монахов и столько же трудников.
При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 г. Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».
По распоряжению патриарха в феврале 1654 г. в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи праведного Иакова Боровичского.
В мае 1654 г. была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочек. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.
В 1655 г. в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря – более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий – брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С монахами прибыли граверы, переводчики, иконописцы, резчики по дереву и мастера ценинных дел (изготовление изразцов).
В 1666 г., после лишения Никона патриаршества, все его монастыри были закрыты, их владения взяты в казну. Но уже в 1668 г. Иверскому монастырю были возвращены все привилегии и земли, здесь продолжилось строительство.
К началу XVIII в. монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 г. обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол.
В 1764 г. по манифесту о секуляризации монастырских земель Иверская обитель была включена в первый класс, однако лишена огромной доли владений.
В 1919 г. монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.
В 1927 г. артель обследовал наркозем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.
Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом.
В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
В 1991 г. монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии.
В 1998 г. архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе.
В конце 2007 г. завершилась комплексная реставрация монастыря.
Монастырь сравнительно небольшой (5,7 га), с периметром по стенам всего около 1 км.
Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950–1980-х гг. хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района – Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдае. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами Златоуста, была освящена 2006 г.
Строения монастыря
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Иверской иконы Божией матери)
Собор задумывался патриархом Никоном как архитектурный образец. 14 мая 1655 г. началось строительство. Руководил строительством «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев, присланный из калязинского Свято-Троицкого монастыря. Помощником был плотнический мастер Иван Белозер, а приставом при постройке – боярский сын Артемий Токмачев.
Собор является главным сооружением Иверского монастыря. Это одна из самых крупных построек XVII в. в России.
Собор был освящен в 1656 г. На торжество вместе с патриархом Никоном прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России.
В 1704 г. собор пострадал от сильного пожара.
При восстановлении в 1710 г. главный престол был переименован во имя Успения Божией Матери (освящён митрополитом Новгородским Иовом).
В ризнице в 1841 г. устроен придел во имя Иверской иконы Божией Матери (сейчас не существует).
В 2008 г. патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».
Храм пятиглавый, трёхнефный, шестистолпный, построен в виде продолговатого квадрата; восточная сторона выдаётся тремя апсидами. Высота (с крестом) 43 м. Вокруг всего храма галерея (с четырёх сторон, что характерно только для никоновских построек) с входными тремя крыльцами; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажные, в виде часовен, с небольшими позолоченными крестами, такой же крест и на входном крыльце.
Своды собора поддерживаются шестью массивными столбами. Свет льётся с боков сквозь широкие окна (по три на каждой из трёх сторон, что также характерно только для никоновских построек), а сверху – через окна пяти куполов. Длина собора от алтарной стены до входных дверей – 6,8 м, а ширина 21,7 м. Толщина стен – до 1,5 м. В алтаре – деревянные хоры (не сохранились), вход на которые из ризницы, а в самом храме хоры каменные, находящиеся над входною дверью в храм, вход на которые – с северной стороны в стене.
На стенах алтаря и храма – живопись масляными красками XIX в. Стенопись была на 60 % утрачена в советское время, а в 2010-х годах полностью восстановлена проектно-строительным предприятием «Китеж».
Пол в храме сделан из путиловской плиты.
Престол в XVII в. был установлен на четырёх каменных столбах, на каменной площадке; с передней стороны к нему примыкает каменная ступень; на престоле чеканная посеребренная одежда и над ним резная вызолоченная сень. Против престола, на восточной стороне, на Горнем месте под резным вызолоченным балдахином – изображение Христа Спасителя, сидящего на престоле в виде архиерея с предстоящими Богоматерью и Иоанном.
Алтарь трёхчастный с тремя окнами.
Иконостас в этом храме пятиярусный, резной, деревянный, вызолоченный червонным золотом, венчающийся Распятием (сооружён заново по описаниям, так как иконостас начала XVIII века в советское время был уничтожен).
Западная платка служит главным входом в храм: здесь чудом сохранились резные дубовые врата (1656), выполненные кутеинскими резчиками по дереву.
Трапезная Богоявленская церковь
Трапезная с теплым храмом с главным престолом Богоявления и приделом во имя Нила Столбенского была построена в 1657–1658 гг. Аверкием Мокеевым.
В 1747 г. была надстроена вторым этажом с церковью Сошествия Святого Духа на Апостолов.
Надвратная церковь Михаила Архангела
Ворота были построены в 1683–1685 гг. под руководством каменных дел мастера Афанасия Фомина.
Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского
Со строительством первых укреплений монастыря над его главными воротами была устроена церковь митрополита Филиппа, куда в 1672 г. перенесли алтарь и дубовый иконостас одной из первых церквей Валдайской обители.
Со строительством каменных стен церковь была перестроена в камне.
Ныне существующие врата были построены в 1879 г.
Справа и слева к вратам примыкают гостевые и конюшенные корпуса, которые на внутренней территории образуют площадку между Святыми вратами и внутренними Архангельскими. Эта площадка именовалась Гостиным двором: в гостевых зданиях жили паломники.
Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами
Комплекс, где к храму примыкает палатное здание монастырской больницы, был построен в 1702 г.
Шатровая колокольня
Была построена в 1679–1689 гг. под руководством Афанасия Фомина.
Колокола были отлиты в Валдае.
Настоятельский корпус
Построен в XVII в. Имеет два этажа и подвалы. На его восточном фасаде уцелели наличники – все, что осталось от знаменитых монастырских изразцов.
Казначейский корпус
Построен в 1680-е гг.
Братский корпус
Построен в XVII в. Во время посещений монастыря (их было четыре) в одной из келий корпуса останавливался патриарх Никон.
Стены и башни
В XVII в. стены монастыря были дубовыми, оснащенными внутренними переходами. Из десяти башен только одна – Никоновская – была каменной.
Каменные башни и двухъярусные стены с арочными «печурами» и галереями, открытыми на территорию монастыря, были построены в 1730-е годы.
Монастырский музей
На первом этаже музея представлены образцы творчества братии (колокольчики, деревянные тарелки и т. п.), фотографии дореволюционной обители, советский проект превращения монастыря в туристический комплекс.
В экспозиции есть реконструкция монастырской келии, священнические облачения и т.д.
***
В монастыре я побывала во время групповой туристической поездки. Мы прибыли ближе к вечеру и пока дождались экскурсовода практически совсем стемнело.
В общем монастырь и прилегающие окрестности произвели приятное впечатление. Он небольшой, но ухоженный, древности отреставрированы хорошо.
Там произрастает дуб, который разнообразные впечатлительные сограждане считают растущим со времен Никона (что не соответствует действительности), в связи с чем они загоняют под кору не столь древнего, но ни в чем не виноватого растения монетки и водят вокруг него хороводы. Для предотвращения подобных действий на дереве установлена кружка для пожертвований и прикреплена икона – однако метод оказался не вполне действенным – хороводы продолжаются, а кружка для пожертвований пополняется медленнее, чем деревянная подкорка.
В соборе есть очень красивая дубовая резная входная дверь – как ее увидела, сразу проснулось мое главное желание при виде прекрасного – потрогать его. И пока я водила пальцами по прекрасной деревяшке, экскурсовод рассказала, что вот она-то – подлинная и сохранилась с момента постройки собора.
После окончания экскурсии было уже темно, как ночью. Собор подсвечивают, а из-за очень плотной облачности я была свидетелем любопытного явления – на небе были огромные тени от куполов храма.
Авторство:
Страна достопримечательности:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии