Окрестности Ростова (2020)
Почему этот тур?
Закончилась самоизоляция (этот текст я начала набрасывать по окончании поездки, закончить не успела и продолжаю уже в конце декабря. С высоты нового опыта как же наивно выглядит это «закончилась самоизоляция», осенью она официально не началась, зато – ограничения, а, главное, заболеваемость – начались с новой силой), настало время путешествовать. Так как большое летнее путешествие я уже запланировала, осталось время и возможности для маленького – поездки на уик-энд.
Тут я увидела в расписании экскурсий продолжение поездки 2017 г. (как бежит время!), когда два дня было посвящено изучению Ростова, и решила, что это – знак.
Место покупки тура
Тур был куплен, как это следует из сказанного выше, в МКН. О компании я уже многократно писала, так что повторяться смысла нет, тем более отношение к организации поездок этой компанией не изменилось – мне нравится.
Место сбора группы
Как и в прошлый раз добираться туда и обратно надо было поездом №102Я / №105Я (Москва – Ярославль и обратный), что весьма комфортно и удобно.
Автобус
Автобус у нас был туристический, комфортный, достаточно современный, чистый. Заполнен он был не полностью и сидела я одна на двойном сидении, чему не могла не радоваться. Водитель попался хороший, который смог подвозить группу максимально близко к объектам, что было не просто в связи с необычайными дождями, пролившимися на Центральную Россию в это лето – какая-то демоверсия всемирного потопа. При этом мы много и пешком ходили – что просто здорово для малоподвижных москвичей! И это тем более полезно, что передвигались мы по полям и лугам, вдыхая ароматы среднерусского разнотравья.
село Вощажниково
Село известно с середины XIII в., когда принадлежало потомкам ростовского князя Константина Всеволодовича.
церковь Троицы (1782–1796)
Построена по заказу графа Н.П. Шереметева. Архитектор неизвестен, возможно, К.И. Бланк или С.А. Воротилов. Построена по образцу петербургских храмов – Преображенского собора (1743–1954, архитекторы М. Земцов и П. Трезини; не сохранился) и церкви Благовещения (1750–1762).
Церковь двухэтажная.
В советский период была закрыта, в помещении располагалось зернохранилище.
Сейчас церковь отреставрирована снаружи, внутри работы продолжаются. На втором этаже прекрасный, но требующий реставрации барочный иконостас, иконы не сохранились. Сохранились росписи XIX в., требующие реставрации.
церковь Рождества Божией Матери (1700)
Построена по заказу графа Н.П. Шереметева архитектором А.Ф. Мироновым. Позднее перестраивалась.
В советский период была закрыта, в помещении располагалась мастерская (?).
Что внутри – не знаю, храм рассматривали снаружи.
протоиерей Борис (Украинцев)
Перед посещением храма, гид готовил группу ко встрече с о. Борисом примерно в таких выражениях: «он своеобразный человек», «непростой, но очень интересный», «расскажет вам о храме», «иногда его заносит».
Эти объяснения настраивали на определенный лад. Да и «иногда его заносит», скорее всего, эвфемизм, означающий, что уважаемого отца частенько несёт «по долинам, и по взгорьям».
В день экскурсии отца Бориса занесло на 40 минут проповеди обо всем и ни о чём, в ходе которой к некоторым своим излюбленным мыслям он возвращался, вероятно, помня о том, что повторенье – мать ученья, раз по 5–7 (эти подсчёты неполны – я время от времени удалялась от этого эпицентра мыслеизвержения).
Достопочтенный отец не чувствует аудиторию от слова совсем (хотя, возможно, и не считает нужным), не понимает или не хочет понять, зачем к нему приезжают экскурсанты, если это не паломническая группа.
Лично мне он сделал замечание о том, что-де неплохо было бы «перекрестить лобик» входя в храм, хотя я не о каких духовных советах его не просила. Я просто молча проигнорировала его замечание (вообще вступать в дискуссию с теми, кто способен исключительно к монологу, – довольно глупо). Он не мог, конечно, оценить моего благородства – ведь он если бы я перекрестилась, он был бы поставлен в весьма затруднительное положение (меня крестили в католичестве). Ему бы пришлось сжечь храм или что там полагается делать после осквернения святого места: визита собаки, женщины с менструацией или еретика-католика.
Некоторая замшелось взглядов героя повествования меня не удивила (многократно были упомянуты бесы, искушающие поминутно каждого, а о том, что неплохо бы и самому как-то нести ответственность за свои действия – не упоминалось), но поводы для изумления все же нашлись. Так, он подверг сокрушительной критике своего, теперь уже с официальной точки зрения, бывшего, коллеги – схиигумена Сергия. И критиковал он его не за то, о чем можно было бы догадаться (непослушание священноначалию), не за то, что предположить совсем невероятно от такого типа человека (за то, что звал паству на верное заражение в период эпидемии), а за то, что посмел схиигумен покуситься на царство, а именно – на место В.В. Путина.
Апофеозом общения, разъяснившим очень многое, стало дарение участникам поездки фотографии (она была в одном экземпляре, и даритель очень сокрушался, что копий на всех у него нет), на которой был изображен посещенный экскурсантами храм, снятый в тёмное время суток с каким-то дефектом съёмки, который понимается о. Борисом как фото архангела (!!!). Это – совершенно серьезно. На оборотной стороне фотки был даже специальный штамп. Удивительно, но среди экскурсантов нашлась дама, с благодарностью принявшая эту «реликвию» и пообещавшая отдать ее в православную гимназию.
Мне кажется, что миссионерская деятельность протоиерея Бориса обречена на провал – с уже имеющейся паствой он, вероятно, находит общий язык, но новых людей он способен, по-моему, только оттолкнуть.
Однако нельзя не отметить, что у о. Бориса есть важное достоинство – он старается сохранить не только вверенный ему храмовый комплекс, но и соседние заброшки. Ему удается как-то добывать материалы, которыми забивают окна и двери пустующих храмов, чем спасают их от дальнейшего разрушения. Возможно, когда-нибудь найдутся спонсоры, которым под силу будет отреставрировать все эти красоты, но надо же как-то пережить это ожидание золотого дождя, а возможно это только при не текущей крыше, забитых окнах и дверях.
И еще нельзя не отметить, что о. Борис не меркантильный – «фото архангела» он все же подарил, а не продал по спекулятивной цене.
село Вёска
церковь Николая Чудотворца (1799)
Это не одна церковь, а комплекс из колокольни, ворот и самого храма. На данный момент – это величественные руины. Внутри они частично расчищены от мусора (помещение самого храма), главы храма приведены в порядок. Но до окончания работ – очень далеко, красивая и высоченная колокольня, кажется вот-вот рухнет. Ощущение полного запустения (если не смотреть на главки).
Внутри частично сохранилась роспись.
Счастливец в китайских кроксах (о. Георгий Олонцев)
Следующий встретившийся во время путешествия служитель культа – полная противоположность первому. Это молодой парень (правда, успевший уже обзавестись, по-моему, могу чуть-чуть перепутать, 6 детьми – даже если я ошибаюсь – число детей по моим понятиям невероятно), веселый, спокойный, не видящий бесов за каждым углом. Он сразу понял, что перед ним не очень воцерковленная аудитория, но это не привело к немедленной вспышке миссионерской деятельности, общался он просто и по-человечески – что не могло не вызвать положительных эмоций, особенно по контрасту с предыдущим оратором.
Мне показалось, что о. Георгий живет в гармонии с самим собой и окружающим миром: не предъявляет к нему повышенных требований и доволен тем, что имеет. Мне кажется, что он из тех людей, у которых стакан всегда наполовину полон.
Можно только позавидовать оптимизму, если бы мне поручили привести в порядок такой храм, я немедленно впала бы в главнейший христианский грех – в полное и беспросветное уныние. С какой стороны подступиться к этим руинам я даже представить не могу. Где настоятель умудряется доставать деньги для ремонта, пусть даже идущего очень медленно, для меня загадка.
Надо сказать, что частично под оптимизмом имеется и вполне устойчивая социально-экономическая основа. Его расширенная семья (родители и, по крайней мере один брат (а у родителей тоже было какое-то невероятное количество детей)) обитает с ним. Все вместе они занимаются фермерством, с чего и живут. Поэтому-то скудные доходы, которые приносит ему наполовину руинированный храм, расположенный в не очень-то многочисленном населенном пункте (зимой его семейство составляет существенный процент населения села), не единственный источник пропитания.
С начальством, предполагаю, у него не может быть конфликтов: желающих занять его приход, думаю, нет; хоть как-то поддерживать заброшку и даже частично привести ее в порядок ему удалось (и не факт, что кому-то другому это удалось бы лучше); каких-то карьерных амбиций я тоже не обнаружила. Полагаю также, что ему не приходится унижаться перед прихожанами из-за денег и перед начальством для улучшения положения.
Начальство свое он уважает, мне кажется, вполне искренне (опять-таки у него нет основы для конфликта интересов), а об одном из местных церковных деятелей он отзывался как о небывалом златоусте и даже процитировал его высказывание (я его не запомнила, но мне оно вершиной ораторского искусства не показалось, а его содержание – банальность).
Мне кажется, что он искренний и добрый человек, гуманный в лучшем смысле этого слова. И живется ему, судя по древним китайским кроксам на босу ногу, совсем не просто, но ни слова жалобы от него экскурсанты не услышали…
В общем, если бы мне захотелось вступить в более тесный контакт с каким-нибудь священнослужителем – его кандидатуру я бы рассматривала.
село Семеновское
церковь Положения Пояса Божией Матери в Халкопратии (1784)
Небольшая церковь, разрушенная внутри, но в ней удивительно хорошо сохранилась красивая роспись. Это поразительно, ведь здание долго стояло «без окон, без дверей». А роспись на самом деле хороша необыкновенно…
Не стоит село без праведника
Еще один Борис, встретившийся нам на маршруте, – не священнослужитель, а отставной военный. В селе, где он живет он пытается восстановить упомянутый выше храм. Какие-то материалы для восстановления он покупает за свои деньги, что-то (чаще в виде стройматериалов, а не денег) дают какие-то фрагментарные спонсоры. Главный вклад этого замечательного человека в сохранение красоты – труд, многое он ремонтирует своими руками. Отреставрировать роспись сам он, конечно, не может, но может сделать так, что у них появится шанс сохранится до того момента, как реставраторы доберутся до этой глухомани. Хочется верить, что это случится, а Борису пожелать успеха в его нелегкой миссии…
село Уславцево
церковь Богоявления (1793–1806)
Построена по заказу графа Н.П. Шереметева.
Сейчас церковь в плохом состоянии, только главки у нее новые, при этом из крыши растут деревья средней величины. Что внутри – не знаю, не заходили.
поселок Борисоглебский
Борисоглебский мужской, что Устье-реке монастырь
По преданию основан в 1363 г. братьями-монахами Федором и Павлом по благословению преподобного Сергия Радонежского.
Монастырь особо почитался великим князем Московским Василием Темным, в 1440 г. здесь был крещен будущий великий князь Иван III.
Особую известность монастырь получил в конце XVI – начале XVII вв., когда здесь подвизался преподобный Иринарх Затворник, благословивший князя Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы в 1612 г.
Красивый маленький монастырь, в котором есть свой маленький лес, кладбище, озерцо, огородик.
Лекцию в монастыре вела местная деятельница – все как положено: платочек, юбка в пол, никакой косметики и взор, устремленный куда-то в невидимые дали. Тихий голос и смирение, однако, когда гулявшая по территории монастыря компания стала слишком бурно, на взгляд экскурсовода, себя вести – она довольно резко отчитала нарушителей покоя. Видно, что основной аудиторией для нее являются дети – поэтому вопросы уровня школьной программы беспрестанно задавались слушателям. Ну что ж, полезно освежить в памяти историю Отечества за 7 класс.
Село Богослов
церковь Иоанна Богослова (1687)
Построена архимандритом Авраамиевского монастыря Герасимом в память явления на этом месте Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. Это самый древний деревянный храм в Ярославской области.
По общей композиции принадлежит к типу ярусных церквей, распространённых в России в конце XVII в. По принятой традиции, здание, приходившее в ветхость, заменяли новым, размеры и формы которого повторяли, как правило, предшествующую постройку. Эта церковь запоминается, прежде всего, совершенством пропорций и соотношений объёмов. Вознесенный на высокий подклет, храм господствует над окружающей местностью. Его внутреннее пространство производит не меньшее впечатление, чем наружный облик. Низкая, полутёмная галерея с волоковыми окнами резко контрастирует с высоким, наполненным светом пространством самого храма и трапезной.
Образы из иконостаса и резные позолоченные Царские врата 1562 г. работы мастера Исайи в наше время экспонируются в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», филиалом которого является церковь. В самом же храме находится их точная копия.
К сожалению, поездка предусматривала только внешний осмотр церкви. Музей не работал.
Село Скинятиново
церковь Казанской иконы Божией Матери (1693)
Двухэтажная церковь с колокольней. Храм не закрывался в советское время, обстановка там сохранилась. Церковь снаружи неплохо было бы отреставрировать, почистить и привести в порядок подлинные иконостасы и роспись. Но это не острая необходимость, так как по сравнению с другими, виденными в поездке храмами, этот – в порядке.
Храм нам открыла матушка настоятеля – молодая очень худенькая девушка, аккуратно, но бедно одетая. Из сумочки она достала ключи от церкви – древние и гигантские. Экскурсантам было позволено осмотреть нижний и верхний храм, фотографировать (правда, попросили не выкладывать снимки в Интернет – не понятно, почему).
А еще разрешили подняться на колокольню. Какие же потрясающе виды на окрестности открываются оттуда!!! Могу порекомендовать это место всем любителям природы и. конечно, фотографам.
посёлок Поречье-Рыбное
Сейчас это обычный поселок городского типа, а когда-то – центр огородничества. В память о прошлом – День огурца, который празднуют здесь ежегодно (огуречный промысел сейчас возрождается).
В центре поселка располагается храмовый комплекс: церковь Петра и Павла (1760-е гг.), церковь великомученика Никиты (1809) и колокольня (1809), а когда-то была еще ограда по проекту Д. Жилярди.
Комплекс этот производит глубокое впечатление – замечательные величественные развалины. Особенно впечатляет высоченная колокольня, которая, между прочим, на два метра выше колокольни Ивана Великого. В советский период все это было заброшено, сейчас видны следы попыток привести комплекс в порядок – но пока – это все же руины.
церковь Троицы (кладбищенская, 1865)
Росписи церкви были поновлены в 1894 г. художником А. И. Бубновым, который оставил автограф, сохранившийся до наших дней, в подсобном помещении. Обычно расписывавшие церковь автографов не оставляли, поэтому он – местная достопримечательность.
Во время поездки посетили также Спасо-Яковлевский монастырь, мнение мое о нем не изменилось: мне почему-то там не нравится. Все-таки ампирная церковная архитектура – не мое. И что-то там такое в атмосфере – что – ни понять сама, ни сформулировать не могу – меня отталкивает. Но есть и привлекательная деталь: роскошные монастырские цветники.
***
Как хорошо, что съездила я в эту поездку – есть, что вспомнить, прогулки по полям и лугам городскому жителю только на пользу. И замечательно, что в сложном 2020 году были и светлые моменты – моменты путешествий, о которых сейчас даже мечтать не хочется – настолько их перспективы зыбки и туманны…
Авторство:
Страна путешествия:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии