Клубные формы детского досуга в Советской России в 1920-е годы
Клубные формы детского досуга в Советской России в 1920-е годы
Ю. Г. Салова
Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. В основе своей досуг имеет две функции: с одной стороны, восстановление сил человека, поглощаемых различными видами труда, а с другой - его духовное развитие. Это в полной мере относится и к детскому досугу. Дети, являясь наиболее уязвимой и зависимой частью общества, не могут самостоятельно решать, когда, сколько и как они могут использовать свободное от основного занятия - учебы - время. Вместе с тем важно понять специфику детского досуга как социально-исторической категории во времена наиболее серьезных социально-политических изменений. Для Советской России периода 20-х годов весьма непростым был вопрос об отношении к человеку как к личности, имеющей право на выбор стиля и образа жизни.
Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке времени. Материальная база досуга вообще, и детского в частности, обуславливала степень внимания к нему со стороны властных структур. Но в большей степени нас интересует смысловая наполненность детского досуга и его подчиненная роль по отношению к общеобразовательной школе.
Механизм идейного влияния на подрастающее поколение через школу в той или иной степени рассматривался в работах историков и педагогов, сфера же досуга, отнюдь не менее важная в этом плане, долгое время оставалась вне поля зрения исследователей. Будучи важнейшей составляющей жизни ребенка, свободное время давало возможность в более завуалированной форме делать его объектом политического воздействия.
Подчинение досуга задачам коммунистического воспитания на многие годы определило характер работы большинства детских внешкольных учреждений, связанных с организацией свободного времени. Досуг должен был воспитывать в идеях современности, современность должна была широкой рекой "вливаться" в досуг, причем организованным путем. Поскольку современность мыслилась как борьба "реакции и революции", то и ребенок должен был стать "солдатом на фронте борьбы", вооруженным марксистским миропониманием, классовым чутьем и пролетарскими интересами.
Если рассматривать степень вовлеченности советских детей в те или иные формы проведения свободного от учебы времени, то большая часть их приобщалась в первую очередь к клубным формам досуга. В данном случае мы подразумеваем под ними целый комплекс организационных форм: кружки, студии, мастерские, спортивные секции, экскурсии и т.п. Поскольку все они тесным образом переплетались с учебной работой школы, то очень часто вписывались в проведение клубно-пионерского дня, который стал реальностью школьной жизни в середине 20-х годов
Большое влияние на развитие этой формы работы с детьми оказал Всероссийский съезд по внешкольному образованию, прошедший в мае 1919 года. На съезде среди других было принято решение о научной разработке теории коммунистического воспитания. В качестве основной формы внешкольной работы с детьми признавались детские клубы.
После революции первые клубы с новыми формами работы и новым педагогическим содержанием появляются не только в столицах, но и в провинциальных городах. Наиболее известными благодаря статье А. В. Луначарского стали клубы Костромы.
Практическая работа клубов давала основания руководителям Наркомпроса распространять их опыт на другие детские учебно-воспитательные учреждения. Циркуляр о введении клубного дня в школах I и II ступени был принят Наркомпросом 28 марта 1925 года. В нем говорилось, что день этот должен быть еженедельным и давать школе "возможность более широко развить клубную работу в тесном смысле этого слова, а также работу отдельных кружков - литературных, драматических, музыкальных, художественных, спортивных, сельскохозяйственных, дарвинских, марксистских, юных натуралистов, юных изобретателей, радиотехников и т.д. К клубным дням должна быть приурочена коллективная работа по созданию стенной газеты, школьных журналов, по изготовлению плакатов для украшения школьных помещений и пр...".
Участие каждого школьника в клубной работе было обязательным, но выбор формы занятий был добровольным. Наиболее распространенными были кружки: общественно-политический, естествоведения или юннатов, литературный, драматический, изобразительного искусства, музыкальный, физкультуры. В школах силами детей создавались уголки Ленина, пионеров, радио, электрификации, МОПР, Авиахим, "Друг детей", "Долой неграмотность", книги, безбожников, санпросвета, физкультуры. Довольно много времени дети проводили в мастерских: переплетных, столярных, картонажных, швейных, сапожных. Особым успехом пользовались массовые мероприятия.
Один из организаторов подобной работы отмечал: "Политико-просветительный момент должен пронизывать собою все элементы клубной работы. Но есть ряд специальных форм политического воспитания в клубе. В первую очередь - кружковая работа... В современных, еще далеких от коммунизма, условиях в подростке 12 лет пробуждаются утилитарные наклонности, которые постоянно ставят перед ним вопросы практического характера. Не понимая цели работы в кружке, он, естественно, ускользает от него, а следовательно, и не поддается коллективному влиянию...".
Довольно частым было в практике клубов создание кружков современности, приобщавших детей к вопросам текущей политики, что важно было с точки зрения преподавания обществоведения, да и других предметов гуманитарного цикла. Так, например, подобный кружок в Рыбинской школе им. А. В. Луначарского выпускал стенную газету, следил за политическими событиями в стране и за рубежом, активно используя дискуссии как метод внутрикружковой работы. В школах Краснопресненского района г.Москвы такой кружок назывался кружком текущего момента.
Весьма показательной была работа кружков политграмоты. Фактически они дополняли, а иногда и дублировали материал большинства уроков гуманитарного цикла. Один из подобных кружков в школе г. Ярославля ставил своей задачей элементарное знакомство учащихся с политическими знаниями. Но это знакомство проходило в очень нетрадиционной форме. По мнению руководителей кружка, оно могло быть достигнуто через чтение и обсуждение беллетристических произведений на социальные темы. Поэтому практические занятия выражались в совместном чтении произведений Серафимовича, Горького.8 При таком подходе заседание кружка превращалось в дополнительный урок литературы с ярко выраженной политической составляющей.
В количественном отношении кружков с политической направленностью было больше, чем каких-либо других. Это объясняется тем фактом, что методисты рассматривали их как основные в общей системе общественно-политической клубной работы. Были случаи, когда отбор членов в них проходил в весьма своеобразной форме. Так, Г. Д. Деев-Хомяковский описывает случай, когда в члены Ленинского кружка принимали по специальной инструкции, в которой указывалось, что, хотя в члены мог вступить каждый ученик школы, он при этом должен был знать основные положения Конституций СССР и РСФСР. Подобные условия приема обуславливались тем фактом, что ограничение побуждало учеников создавать новые кружки по изучению элементарной политграмоты или дополнительно заниматься обществоведением на уроках.
Большинство политико-просветительных кружков возглавлялось учителями обществоведения, поэтому они фактически являлись продолжением классных занятий, но с более широким использованием детской инициативы. На занятиях, как правило, разъяснялись хозяйственное строительство в СССР, характер общественных отношений и классовой борьбы в переходный период, освещались жизнь и работа комсомольской и пионерской организаций, вопросы международных отношений и интернациональных связей государства.
Как уже отмечалось, политические кружки возглавляли работу по подготовке общественно-политических кампаний, таких, например, как мероприятия по смычке города с деревней, подготовке праздников или избирательных кампаний. Во время клубных дней велась активная агитационная работа, связанная с различными акциями политического характера. Ученики начальной школы станции Мамлютка Омской железной дороги, например, проводили агитацию за вступление родителей и знакомых в ячейку МОПРа. С одной стороны, подобным образом воспитывались интернациональные чувства у самих детей, с другой - через детей велась пропагандистская работа среди взрослого населения.
Довольно часто политические кружки возглавлялись представителями партийных организаций или комсомольцами, являвшимися еще и пионерскими вожатыми. Беседы и доклады, проводимые ими в кружках, всегда преследовали цели идейно-политического воспитания, независимо от темы. Особое внимание обращалось на необходимость использования текущих событий международного значения, фактов борьбы международного пролетариата за свое освобождение. "Дети в наших школах, начиная от самых младших групп и кончая самыми старшими, должны изо дня в день... практически учиться тому, что такое империализм, капитализм, социал-демократы и гражданская война. Отсюда, из школы... они должны приносить в свои семьи все необходимые сведения о советском строе и Коммунистической партии в сопоставлении со строем капиталистического грабежа и каторги..." - так представлял себе политическое воспитание в кружках один из дальневосточных учителей.
В прямой зависимости от политических кружков находились газетные кружки, поскольку вся их работа строилась на обзорах текущей прессы, насыщенной статьями о политических событиях в стране и за рубежом. Главная цель таких кружков - научить детей читать газеты. Самым тесным образом с газетным кружком был связан выпуск стенных газет, которые готовились детьми именно в клубные часы. Для руководителей важно было следить, чтобы в стенгазетах не было "пошлого и идеологически не выдержанного материала", поскольку "газета имела... глубокие корни политического воспитания".
С. А. Каменев, анализируя клубную работу в Донской области, рекомендовал обращать самое серьезное внимание на настроение школьного журнала или газеты. По его мнению, стенная газета должна была отображать школьную жизнь и увязывать ее с жизнью данного района, губернии, республики. Это направление клубной работы автор связывал с подготовкой будущих рабкоров и селькоров. На стенную школьную газету он также возлагал подготовку "нового советского писателя, журналиста, беллетриста, основывающего свою работу в плоскости осуществления интересов рабоче-крестьянских масс".
Активно рекомендовалось в клубный день проводить так называемые "живые газеты". Как и другие направления "газетной работы", это носило ярко выраженный политико-идеологический характер. По мнению педагогов ,"живая газета" являлась лучшим средством сообщать о последних общественно-политических событиях, провести ударную агитацию. Так, в костромской школе-девятилетке в 1924 г. инсценировали социальный состав РКП в процентах таким образом: очень высокий школьник был одет в костюм рабочего, у которого в руках были молот и знамя с цифрами 44%; другой, ростом ниже первого, был одет крестьянином - в рубаху и сапоги, у него на знамени были цифры 26%; служащий изображался в пальто с портфелем, у него на знамени - цифры 22%, а прочих изображал маленький октябренок, на красном платочке которого выделялась цифра 6%. Вся эта картина освещалась ярким красным светом. В этом описании инсценировки все проникнуто глубоким политическим смыслом. Использование символических признаков в изображении социальных групп уже создавало почву для закрепления образного стереотипа, а цифры на знаменах подтверждали уже известные детям стереотипы о ведущей роли рабочего класса в обществе, о том, что коммунистическая партия - это партия пролетариев.
Методисты рекомендовали связывать с политкружком драматический, хоровой, музыкальный, художественный, литературный, образуя единый художественный кружок. Причем "политический кружок должен быть центром, притягивающим все точки единого художественного кружка, создающим его единство. Политический кружок должен превратить ... инсценировку в политический доклад, легко, с неослабным интересом воспринимаемый аудиторией как интересное, яркое, звучное и красочное зрелище".
Особую роль играли в воспитательном процессе инсценированные суды. Инсценированные суды проводились по разным схемам: агитационный суд, политический, показательный, примерный. Фактически же все они представляли собой художественно оформленный диспут, где на первом месте стояли обмен мнениями, борьба идей, состязание тех или иных взглядов. Задачи, решаемые через эту форму работы, были вполне созвучны времени: изменить устоявшиеся взгляды на какую-либо проблему, втянуть как можно большее количество участников в новую жизнь, побудить их к определенным действиям, "подтолкнуть на борьбу и победы".
Для детской аудитории более приемлемыми считались литературные суды над каким-либо героем или суды на темы быта, например, суд над матерью, не позволявшей своему ребенку вступать в пионерскую организацию. Рекомендовалось проводить и политические суды, такие, например, как суд над фабрикантом, жаждущим вернуть национализированную у него фабрику, или суд над Пуанкаре и Вильсоном, помогающим белогвардейцам вешать и расстреливать рабочих.
Какую бы форму ни выбирали педагоги, она так или иначе наполнялась идейным содержанием. Таким образом, с самого раннего возраста детям внушалась мысль о неизбежном наказании или по крайней мере порицании идейных и политических противников существующего строя, поскольку они мешали приближать светлое будущее, а значит, являлись врагами нового общества.
Антирелигиозное воспитание, являвшееся составной частью производственных планов школ в конце 20-х годов, также стало непременным атрибутом клубной работы. С одной стороны, создавались специальные антирелигиозные кружки, с другой - такую же работу проводили марксистско-ленинские или газетные кружки.
Использование родительских собраний для таких целей являлось повседневной практикой. На собраниях дети выступали с докладами на антирелигиозные темы, которые были результатом проработки этих вопросов на уроках или в кружках. Кроме того, с детьми активно обсуждались вопросы об использовании церквей под школы и клубы. С такими просьбами дети обращались в местные органы власти.
Клубная работа по антирелигиозной линии проводилась во всех школах. Формы ее зависели от местных условий. В городских школах такой работе способствовал общий настрой населения. Так, в одной из московских школ в обществоведческом кабинете была организована антирелигиозная выставка, которую посетили все школьники. Учителя проводили соответствующие беседы. Свою программу подготовили хоровой и музыкальный кружки.
Довольно частым явлением как для города, так и деревни было создание естественнонаучных или юннатских кружков. С одной стороны, такие кружки помогали в изучении школьного курса естествознания, а с другой - становились довольно популярной формой реализации формулы соединения обучения с производительным трудом.
К концу 20-х годов появляется еще одно направление клубной деятельности, связанное с военно-воспитательной работой. Для детей создаются специальные кружки: военно-химические, Осоавиахима, воздухофлота, стрелковые и т.п. Их появление было тесно связано с введением в школьные программы аналогичных вопросов. Даже в начальной школе военно-воспитательная работа была обязательной. В городских школах I ступени г. Ярославля в 1928 г. она проводилась в кружках физкультуры, маршировки, стрельбы из лука. Дети должны были поддерживать связи с частями Красной Армии. В сельской местности из-за отсутствия руководителей маленькие дети занимались лишь оздоровительной работой. Что касалось школ повышенного типа, то здесь эта работа была очень активной.
В мае 1928 г. состоялся VIII съезд комсомола. Он принял постановление "О работе ВЛКСМ среди детей", в котором много внимания уделялось развитию технических и трудовых кружков, мастерских с привлечением средств профсоюзов, Осоавиахима. Эти решения способствовали и развитию спортивных кружков.
Так, например, в школах Ленинграда пользовались популярностью стрелковые кружки, которые устраивали городские и районные соревнования. Руководители кружковой работы отмечали, что "девочки хорошо поддаются военизации", поэтому победителями в стрелковых соревнованиях часто были именно они. Весьма популярной формой патриотического воспитания стала организация связей военных кружков с частями Красной Армии. При группах "Юных друзей Осоавиахима" создавались кружки по изучению истории армии, команды по изучению местности своего района. Кроме того, дети занимались почтовым голубеводством, обучением служебных собак, строительством убежищ, постов воздушно-химической обороны, создавали команды юных конников.
Анализируя клубную работу школы, можно с уверенностью говорить о том, что, помимо чисто учебных задач, в клубные дни или часы решались и задачи чисто воспитательные. Давая возможность детям проявлять самостоятельность и умело направляя их, педагоги довольно успешно прививали детям именно те качества, которые в большей степени соответствовали принципам коммунистического воспитания. Кроме того, руками детей зачастую решались весьма важные агитационные задачи, стоявшие перед органами власти в тот или иной период.
Особой формой клубной работы становились вечера. Это могли быть вечера вопросов и ответов, вечера "чудес", вечера бесед и рассказов, вечера воспоминаний, вечера революционного движения, вечера великих людей и т.д. и т.п. В школе-коммуне Наркомпроса, например, проводили вечер фабрики, который имел комплексный характер. Он состоял из трех отделений, в которых были доклады о технике, фабрике при социализме; чтение отрывков из художественных произведений; коллективная декламация; сцены из истории рабочего движения, частушки, пантомима.
Вечер как форма детского досуга сочетал в себе большинство направлений клубной работы детей. В нем могли участвовать и члены самых разных кружков, и те дети, которые подобные кружки не посещали, но становились активными зрителями концертов, живых газет, театральных постановок, кинопросмотров. Доступ на подобные вечера никогда не ограничивался, поскольку по большей мере они носили ярко выраженный пропагандистский или агитационный характер.
Характеризуя художественную сторону воспитательного процесса, ведущие педагоги отмечали, что через приобщение к искусству "мы можем проникнуть в глубь детской психики, создать в ней установку по отношению к целому ряду жизненных явлений. Надо только, чтобы установка эта была нашей установкой, а не установкой наших противников... Для нас необходимы такие художественные образы, которые не только говорили бы психике ребенка, его жизненным стремлениям, чувствам и интересам, но говорили бы именно то и именно так, как нужно нам в наших общественно-педагогических целях, пробуждали бы переживания, импульсы, настроения в желательном для нас направлении".
В январе 1924 г. Главсоцвос выпустил специальный циркуляр "Об организации Совета художественного воспитания" при Наркомпросе, в задачи которого входили инструктирование по вопросам художественного воспитания и объединение всей работы, ведущейся в этой области. Все губернские отделы социального воспитания должны были выделить специальных сотрудников для связи с советом и координации работы в рамках губерний.
Подобные шаги преследовали двоякую цель. С одной стороны, все школьные дисциплины, связанные с художественным образованием (музыка, изобразительное искусство, драматизация, ритмика, литература), получали руководящий центр, а с другой - вся внеурочная художественная работа становилась подконтрольна этому совету.
Мотивируя тем, что в художественной работе с детьми существовала расплывчатость в задачах и методах, Наркомпрос решает в 1924 г. созвать специальную Всероссийскую конференцию по художественному воспитанию для учета опыта и выработки общих методов работы. Поскольку намеченные мероприятия не были в полной мере реализованы, Наркомпросу пришлось возвращаться к этим вопросам и в следующем году. В ноябре 1925 г. последовало новое распоряжение "Об организации при Главсоцвосе Совета художественного воспитания", в котором в качестве задачи текущего года предлагалось, помимо внедрения программ ГУСа по художественному воспитанию, совершенствовать методы проведения клубного дня, объединить работу по праздникам, выделить опорные пункты такой работы на местах, организовать Центральный Дом детского искусства в Москве и наладить работу по школьному кино.
В рамках развития художественного воспитания получили новый импульс те детские учреждения, которые во многом определяли детскую занятость во внеучебное время. Много внимания стало отводиться музыкальным учреждениям, таким, как хоровые студии, музыкальные и ритмические кружки, специальные детские оркестры и музыкально-танцевальные коллективы. Педагоги активно участвовали в обсуждении текущей работы и намечали перспективы музыкальной работы с детьми. Особо подчеркивалась важность создания хоров и их использование как "средства общественно-политического воспитания".
В начале 1927 г. последовало распоряжение Главсоцвоса о выделении опорных пунктов по художественному воспитанию. Но на практике создать повсеместно губернские центры по художественному воспитанию так и не удалось. Наиболее интенсивно эта работа развивалась лишь в Москве. Московский отдел народного образования контролировал работу в каждом городском районе, имевшем свои объединения руководителей по изоискусству и музыкальной работе с детьми. При 7-й опытной станции Наркомпроса был создан кабинет по художественному воспитанию, ставший методической базой всей художественной работы с детьми. Кабинет имел несколько отделов: рисования, художественного слова, театральный и музыкальный.
Музыка стала частью клубной работы. В 1923 г. впервые были выпущены три песенных сборника специально для детей. Особенно много внимания было уделено "Новому школьному сборнику". В комиссию, которая работала над его составлением, вошли Е.Вилковир, Н.Жиляев, А.Сергеев, Д.Черномордиков и Л.Шульгин. Они включили в сборник уже известные революционные песни и целый ряд новых: "Красная молодежь" Д.Васильева-Буглая, "Рабочий дворец" А.Туренкова, "Взвейтесь кострами, синие ночи" С.Дежкина. Последняя стала со дня опубликования пионерским маршем.
Содержание новых песен в полной мере соответствовало задачам коммунистического воспитания. Стихи носили лозунговый характер, соответствовавший духу эпохи, поэтому они легко воспринимались всеми возрастными группами. Форма марша помогала легкому усвоению таких песен как для концертного хорового исполнения, так и для использования в походе, на маршировке, при занятиях ритмикой. Но помимо таких, быстро ставших популярными песен, с 1923 г. стали появляться и более сложные хоровые произведения, предназначавшиеся для музыкальных коллективов, которые во множестве стали создаваться при школах, клубах, опытных учреждениях. Л.Шульгин среди таких произведений называл "Тройку" А.Кастальского, "Зов мятежный" Г.Лобачева, "Завет" Д. Васильева-Буглая.
Безусловно, с течением времени новые приемы работы с детьми все больше и больше распространялись в деревне. Большая часть детского репертуара с новым содержанием пришла в деревню вместе с пионерскими отрядами. Но процесс этот был более долговременным, нежели в городе. Тем не менее процесс политизации детского сознания проходил и через самодеятельное песенное творчество, о чем свидетельствует распространение политической частушки.
Еще одной формой проведения досуга стали для детей занятия изобразительным искусством. Интерес к этой стороне детского творчества проявился уже в первые послереволюционные годы. В 1922 г. при Государственной академии художественных наук (ГАХН) в Москве была создана особая комиссия по изучению примитивного искусства, которая в том числе стала заниматься и детским творчеством. Руководил ей А.В.Бакушинский.23 С 1926 г. она стала заниматься экспериментальной работой по художественному восприятию.
Наряду с кабинетом детского творчества при ГАХН действовал кабинет ИЗО при Научно-педагогическом институте методов школьной работы. Здесь разрабатывались рекомендации по организации художественных кружков для детей, подготовке стенных газет, школьного плаката или школьной карикатуры. С 1926 г. аналогичную работу вела и педагогическая студия Наркомпроса, опиравшаяся в своей работе на результаты практического внедрения художественного воспитания в опытных учреждениях, которые разрабатывали такие направления художественной работы с детьми, как "ИЗО и труд", "Рисунок взрослых в быту ребенка", "Форма клубной работы по ИЗО", "Изучение живописного искусства в картинных галереях и музеях", "Изучение детского рисунка как материала для коррекции личности ребенка".
Тезис о сближении образования и воспитания с современностью в полной мере стал реализовываться и в процессе приобщения детей к художественному творчеству. Новый быт поставил как перед школой, так и перед досуговыми учреждениями новые задачи. Постижение художественных приемов ребенок осуществлял на практике, готовясь к празднику, спектаклю, концерту. Постепенно у педагогов рождалась идея художественного детского производства, логически дополнявшая принцип трудового воспитания. Создавая такое производство при школах, кружках, мастерских, педагоги стремились подготовить детей к трудовой жизни, к обустройству личного быта.
Такой позиции придерживался преподаватель Я.А.Башилов. Изучая детское творчество, он отмечал, что до революции дети свои рисунки в большей степени посвящали сказке, теперь же юные художники давали "выразительные типы героев крейсера "Аврора", силу и организованность которых они противопоставляли образам "деклассированного представителя неорганизованной массы". Влияние окружающей действительности было огромно. Детская тематика зависела от тех социальных условий, в которых рос ребенок, от того круга интересов, которыми жили семья, школа, товарищи, а также от современных ему средств воздействия: книг, театра, кино, массовых мероприятий власти в определенные периоды его жизни, от наглядной агитации.
По мнению современников, плакат в 20-е годы "кричал с забора, со стены, с витрины. Он нагло прыгает прохожему в зрачки. Хочет того прохожий или нет... Такова его психология...К плакату зритель не идет. Плакат навязывает себя зрителю...". Эта навязчивость плаката в определенной мере оправдывала себя. Решая агитационные задачи, через плакат власть формировала вполне определенные образы. С ранних лет ребенок получал зримый образ врага нового государства: белогвардейца, буржуя, кулака, "гидры империализма" и т.п. В то же время формировались и такие образы, как рабочий с молотом или крестьянин с серпом, красное знамя революции, солнце коммунизма , становившиеся зрительными стереотипными символами. В европейской прессе советские плакаты упрекались в "кровожадности", и это вполне оправданно, поскольку сами авторы признавались, что "кровь лилась в них потоками, так что нередко возникало опасение за полное иссякновение запасов красной краски...".
"Переделка человеческого сознания" требовала и соответствующего художественного оформления книг и журналов. Важное значение придавалось сатире. Смех признавался сильным оружием в борьбе с врагами революции, поэтому в 20-е годы появилось великое множество разнообразных сатирических журналов, которые стали неотъемлемой частью и детского быта, попадая в семью. Но в большей степени на детей оказывали влияние иллюстрации, созданные специально для детской прессы. Такие журналы, как "Пионер", "Мурзилка", "Дружные ребята", привлекали известных художников. Рисунки Дейнеки, например, "имели большую силу эмоционального воздействия на юного... читателя-зрителя, формируя его вкусы, взгляды и мировоззрение". Призыв к отражению героической борьбы пролетариата и современности на страницах детской литературы в полной мере относился и к иллюстрации. Заданная политическая направленность не могла не оказать влияния на сознание детей.
Весь этот образный мир, преподнесенный и воспринятый ребенком в художественной форме, надолго определял идейный настрой и пробуждал стремление к самостоятельному творчеству. Склонность детей к копированию поведения взрослых в данном случае находила свое выражение в художественном творчестве. В этом же направлении проводили свою работу многие педагоги и организаторы детского досуга.
В практической работе школы и во внеучебных занятиях с детьми изобразительное искусство выступало как дополнение ко многим досуговым формам, причем наполнялось вполне определенным политическим содержанием. Ярким примером такого подхода может служить работа московской экспериментальной школы им. П.Н. Лепешинского.
Я.А. Башилов подчеркивал, что революция "потребовала от школы, чтобы "изо" просочилось во всю школьную жизнь, пропитало все ее поры... юбилейные праздники, памятники современности, плакаты, газеты с ее карикатурами, журналы сатирические, полные острых и ядовитых карикатур на мировые события и события окружающей жизни, - весь этот жизненный комплекс настолько притягателен для ребят (большинство из них ярко коммунистического настроения), что школа в целом заражает этим политически-изобразительным настроением".
Наряду с практическими занятиями по изобразительному искусству применялись и другие формы воздействия на детское сознание. Наиболее популярной и востребованной стала экскурсионная работа с детьми. Для воспитания художественного вкуса, тренировки восприятия преподаватели рисования, руководители художественных кружков и студий совместно с работниками галерей и музеев организовывали специальные экскурсии, во время которых знакомили детей с творчеством отдельных художников, рассказывали о художественных течениях, демонстрировали изделия прикладного и декоративного искусства.
Эстетическая сторона экскурсионной работы имела второстепенное значение. На первый план выходила задача воспитательная: использовать искусство для иллюстрации тех общественно значимых постулатов, которые внушались детям на уроках обществоведения или в процессе занятий политических кружков клубного типа. Нельзя сказать, что естественное стремление к красоте не проявлялось у детей разного возраста. Но постоянное напоминание о классовом подходе ко всем явлениям жизни направляло детские мысли и внимание в нужное педагогам и власти русло. Распространение экскурсионного метода обучения в 20-е годы заставляло многих учителей использовать свободное время детей для того, чтобы провести с ними как ближние, так и дальние экскурсии. Но большинство этих экскурсий подчинялось задачам, поставленным на уроках. Это были экскурсии на природу или экскурсии, иллюстрировавшие темы обществоведческих комплексов, посвященных городу или деревне. В педагогической литературе тех лет приводится довольно много описаний подобных экскурсий, проводимых в разных регионах страны. Из всех этих описаний следует один вывод: их главная цель - показать детям на конкретном материале принципы материалистического подхода к явлениям природы или продемонстрировать позитивные сдвиги, происшедшие в социально-экономической и политической жизни города и деревни за годы революции.
Анализ клубных форм работы с детьми со всей очевидностью показывает, насколько важно было новой власти использовать все возможные пути идейного воздействия на детское сознание. Данные социологических исследований различных научных учреждений, призванных искать наиболее эффективные воспитательные формы и методы, подтверждают несомненные успехи на пути "создания нового человека".
Клубные формы работы общеобразовательной школы позволили держать под контролем и другие формы детского досуга. В этом случае в свободное от учебы время дети могли заниматься самыми разными делами, продиктованными их собственными интересами, но только в строго определенных рамках, за соблюдением которых следили как учителя, так и организаторы досуга. Все эти формы организации свободного времени в той или иной мере были подчинены задачам школы. Они становились скорее дополнением к урокам, чем самостоятельно действующими структурами. Главная отличительная черта этой работы с детьми - крайняя степень идеологизации и политизации содержания.
Наряду с учебно-воспитательными учреждениями досуговая сфера стала составной частью общего процесса формирования "нового человека". Одним из итогов этого процесса стала трансформация как общественного, так и индивидуального сознания. Ребенок, изъятый из традиционной духовной и психологической культуры, забывавший историю страны, относящийся пренебрежительно к природе, по замыслу власти, в первую очередь должен был противостоять "темным силам" империализма. Для этого нужно было зарядить его идеологически, используя все возможные средства. Тотальное подчинение ребенка задачам государства, нормативно-контролирующая функция которого распространялась на все сферы жизни, привело в последующие годы к образованию репрессивно-классовой модели сознания и поведения.
Тематика:
Периоды истории:
Ключевые слова:
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Салова Ю.Клубные формы детского досуга.doc | 96.5 КБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии