1918: коммунистическое реформирование по "могильной части"
1918: коммунистическое реформирование по «могильной части»
Тольц В., Эдельман О., Владимирова Е.
Владимир Тольц : Мы продолжаем цикл передач о 1918 годе, "великом и страшном", по выражению Михаила Булгакова. Сегодня речь пойдет о том, куда все люди в том или ином качестве, рано или поздно приходят – о кладбищах. Надо сказать, что, несмотря на такую всеобщую востребованность, эти приюты скорби и упокоения не часто становится специальным объектом исторических изысканий. Так вот, осенью 18 года новая большевистская власть в своем порыве к установлению всеобщего контроля и преобразованию всего добралась и до кладбищ.
Ольга Эдельман: Тем более что стараниями тех же большевиков проблема кладбищ становилась все более актуальной для все большего числа граждан.
Владимир Тольц : В декабре 18 года был принят декрет о кладбищах. А осенью проект декрета рассматривали в Наркомате юстиции РСФСР, этим вопросом занимался служащий наркомата некто товарищ Гуковский.
Докладная записка Гуковского о проекте декрета о кладбищах и похоронах, 26 октября 1918 г.
Основной мыслью декрета о кладбищах и похоронах нужно признать мысль, выраженную в ст. 4 декрета.
Правильная по существу своему мысль, что каждый гражданин, занимавшийся общеполезным трудом, и живущие с ним члены его семьи (с редакционной точки зрения, правильнее было бы сказать «находящиеся на его иждивении и не работоспособные», ибо, с одной стороны, родные могут жить и раздельно, а с другой – не всякий совместно живущий с ним родич должен [быть удостоен] бесплатного погребения, а лишь не могущий самостоятельно заниматься общеполезным трудом) имеют право быть похороненными бесплатно, переносится в разрешении своем в неправильную плоскость, а именно: бесплатное погребение – есть мера государственного социального обеспечения, почему принципиально правильное и планомерное осуществление этой меры может быть проведено лишь Народным комиссариатом социального обеспечения, а не отделом, ликвидирующим отношения церкви и государства. ...
Настоятельной задачей должно быть признано также освобождение граждан от обязанности при погребении совершать какие-либо религиозные обряды. ...
Таким образом, основными положениями декрета должны явиться тезисы:
1) кладбища должны быть изъяты из рук церкви и переданы вместе со всем похоронным делом в другие руки – очевидно, в руки совдепов;
2) похороны должны для всех совершаться единообразно и
3) религиозные обряды при погребении ни для кого не обязательны, причем для так называемых гражданских похорон должны отводиться особые гражданские кладбища. ...
Кроме того, следует иметь в виду, что сохранение платы за погребения вполне совместимо с бесплатным погребением, если плата будет вноситься не за счет покойного, а за счет учреждения или предприятия, где он работал или какого-либо органа. ...
Ольга Эдельман: Принятый в декабре декрет отменял плату за погребение, отменял существовавшие до революции 7 разрядов платного погребения - от дорогих хороших мест до участков, где бесплатно хоронили неимущих.
Владимир Тольц: В общем, декларируемые большевиками принципы всеобщего равенства и чаемой ими отмены денежных отношений пришли на погост. Но об этом давайте чуть позже, а сейчас почитаем еще одну докладную записку товарища Гуковского, написанную несколькими днями раньше.
Ольга Эдельман: Гуковский видимо получил задание разобраться с положением кладбищенских дел. Особенно далеко он ходить не стал, а отправился на московское Ваганьковское кладбище, ознакомился с его управлением, хозяйством, финансами.
Ваганьковское кладбище является самым большим московским кладбищем, занимающим площадь около 48 десятин с двумя церквами, двумя богадельнями и с почти полумиллионным годовым бюджетом.
В прежнее время управление кладбищем было в руках комитета, выбираемого О [бщест]вом трезвости; в настоящее время комитет устранен от кладбищенского управления и последнее сосредоточено в руках причта и отчасти рабочего комитета. Фактическим полным распорядителем является настоятель, он же заведующий кладбищем, он же кассир.
Организация рабочих и служащих кладбища представляет собой местную ячейку Московского профессионального союза кладбищенских служащих ... и объединяет собою 50 чел., из коих 48 рабочих и служащих; не объединены организацией лишь 2 других (старых) служащих. В числе рабочих имеются могильщики (28 чел.), староста, привратники, садовники, маляры, столяры и пр.
Комитет рабочих состоит из 7 чел. (все рабочие), все «сочувствующие», но партийных нет. Председатель – могильщик Шумилин, секретарь – маляр Носков. Главной и почти единственной задачей комитета является узкопрофессиональные интересы. Кладбищенским управлением интересуются мало и лишь постольку, поскольку это касается своевременности выплаты заработной платы и ее размеров. Контроля над кладбищенским хозяйством почти нет, и наблюдается даже малая осведомленность комитета о финансовом положении кладбища.
Ольга Эдельман: Знаете, эти могильщики, "сочувствующие" советской власти, но не партийные... В мировой литературе образ могильщика - особый, от шекспировских могильщиков, философов и циников, до, допустим, пушкинского гробовщика - сна, фантасмагории, эта вещь отличается от большинства пушкинских повестей, напоминает гоголевские причудливые фантазии.
Владимир Тольц : Ну, а если добавить еще киноряд - гробовщиков, могильщиков, от комических до персонажей готических фильмов ужасов… В общем, да, партийность - тот штрих, которого этой всемирной кладбищенской галерее как раз недоставало.
Ольга Эдельман: В декабре 1918 года молодой советской властью был принят декрет о кладбищах. Перед этим служащий Наркомюста вникал в вопрос. Товарищ Гуковский был настроен довольно практически. Конечно, могильщики - это эксплуатируемый пролетариат, а церковный причт - эксплуататоры, тем более попы, мракобесы. Но довольно быстро от идеологических вопросов Гуковский перешел к проблеме денег и кладбищенских доходов, и на них сосредоточился.
Таким образом, полным хозяином кладбища является причт.
Причт состоит из 7 священников, 3 дьяконов и 4 псаломщиков. До сего времени, несмотря на постановление профессионального союза кладбищенских служащих от 23 сентября с. г., причт пользуется ¼ всего валового дохода кладбища, распределяя его между собой в соответствии с служебным положением. ¼ валового дохода равняется 7–8 тыс. руб., но, возможно, и больше, так как отчетность в руках того же причта. Настоятель до последнего времени совершенно не считался с комитетом рабочих и лишь недавно счета по конторе стали проходить через комитет рабочих.
О финансовом состоянии кладбища комитет имеет мало сведений. В прежние годы кладбище давало до 60 тыс. руб. чистого годового дохода, который поступал в епархиальное общество, в пользу вдов и сирот духовного ведомства.
В мае месяце профессиональный союз постановил, чтобы все доходы с кладбища оставались при кладбище, но с этого, же месяца кладбище перестало приносить доход. Несмотря на то, что теперь сезон, дающий всегда наибольший доход, на кладбище нет остатка на зиму, когда поступлений всегда меньше. В то же время расходуемые памятники (значительный источник дохода) не пополняются новыми. ...
Следует отметить, что в распоряжении причта имеется 10 домов, причем 4 члена причта с семьями живут в городе; рабочие же живут в крайне неблагоприятных условиях ... Комитет не знает, как подступиться к просторным и удобным помещениям попов. Любопытно, что население причтовых домов, появившееся после весенних «уплотнений» – все городские «родственники»: бывшие офицеры, студенты и пр. ...
Общее впечатление: на кладбище полное засилие попов, извлекающих из кладбища постоянный и большой доход.
Ольга Эдельман: Через полмесяца, в начале ноября 18 года, Гуковский еще раз обследовал финансовое положение Ваганьковского кладбища. Оказалось, что в 1915-17 годах кладбище приносило дохода 70-80 тысяч рублей в год, но в 18-м за десять месяцев набралось всего 1700 рублей.
Резкое понижение доходности в текущем году объясняется, по словам причта, непомерно вздутым ценам на рабочие руки и на материалы, но нельзя не обратить внимания, что понижение доходности совпадает с постановлением профессионального союза кладбищенских рабочих и служащих ... о прекращении выдачи доходов с кладбища попечительству о бедных духовного звания, бывшему собственнику кладбища.
Главной доходной статьей кладбища является так называемая могильная часть, то есть плата за места и рытье могил. В настоящее время все места на кладбище разделены на 7 разрядов, причем плата за них, включая и рытье могил, взимается по следующей таксе, выработанной местным комитетом кладбищенских рабочих и служащих: вне разряда (наилучшие места у входа на кладбище и вблизи церкви) – от 350 руб. до 1500 руб., 3-й разряд – от 170 руб. до 250 руб., 4-й разряд – от 100 руб. до 120 руб., 5-й разряд – от 50 руб. до 60 руб., 6-й разряд – от 25 руб. до 50 руб., 7-й разряд – бесплатный.
В 7-м разряде хоронят покойников, совершенно неимущих и присылаемых из больниц, моргов и тому подобных учреждений, причем за покойника вносится плата в размере 15 коп.–1 руб. Места, отведенные для этого разряда, теперь все заполнены и так называемых бесплатных хоронят в 6-м разряде. ...
Следует отметить, что в расходе по «могильной части» проводятся выдачи причту ¼ валового дохода с кладбища; удержание причтом ¼ валового дохода с кладбища – явление общее для всех православных кладбищ. ...
Владимир Тольц: В русском языке до сих пор осталось выражение "похороны по первому разряду", хотя давно уж никто не помнит и, наверное, не задумывается, что именно это некогда означало. А это было не абстрактное "наилучшим образом", а совершенно конкретный набор привилегий, платных.
Переходя к данным о количестве погребений на кладбище и о распределении погребений по разрядам ... около 50 % всех погребений приходится на 7-й разряд, то есть на бесплатные или почти бесплатные погребения, а на 7-й и 6-й разряды вместе – около 90 % всего числа погребений ...
Любопытно вычисление стоимости одного погребения для настоящего времени, если считать, что все погребения должны совершаться за одинаковую плату. Разделив общую сумму расхода по кладбищу за сентябрь т[екущего] [года] 57 тыс. руб. на общее среднее число погребений 1 тыс., получим интересующую нас сумму – 57 руб.
Таким образом, произведя все погребения бесплатно, придется на каждое погребение расходовать около 60 руб. ...
Ольга Эдельман: Гуковский имел в виду, что расходовать эти 60 рублей будет государство. И занялся подсчетами, как повысить рентабельность кладбища. Выходило, что не особенно ее и повысишь.
В заключение считаю нужным указать, что при национализации кладбищ нельзя рассчитывать на какие-либо особые капиталы кладбищ (речь идет о православных кладбищах), ибо до сего времени православные кладбища принадлежали каким-либо обществам (например, Ваганьковское кладбище принадлежало попечительству о бедных духовного звания), куда и направлялись все расходы.
Так называемые «взносы на вечную уборку могил» делались обыкновенно не кладбищенским конторам, а церквам, находившимся при кладбищах.
Владимир Тольц: Итак, по декрету 18 года погребение стало равным для всех, без обязательных религиозных обрядов и бесплатным. Советская власть готова была платить за своих мертвецов. И соблазнительно было бы сказать, что вот мол, как раз на кладбище коммунистический идеал и воплотился, тогда как среди живых людей - не получилось. Но не стану делать таких утверждений, ибо советское кладбищенское равенство вызывает большие сомнения. Во-первых, потому, что советскому времени свойственны ни в каких законах не прописанные, ранжированность и кастовость погребений. Кому - Кремлевская стена, кому - Новодевичье, простонародью - окраинные кладбища. Место погребения стало вопросом престижа. В дореволюционной России такого не было, по первому разряду хоронили на тех же кладбищах, только поближе к церкви или ко входу. А вот партийные чинуши, атеисты, завели себе кладбищенский ранжир. Продолжить эту тему я прошу гостью нашей студии, профессора университета Кенессо (Атланта, США) Екатерину Владимирову.
Екатерина Владимирова: Элитарные кладбища в Москве, в России вообще, санкционировали политическую власть, сохраняли установившийся социальный порядок в обществе. Элита всегда захоранивалась отдельно, практически со времен железного века. Символически бессмертность элиты устанавливалась в обществе, и таким образом, обществу демонстрировалось, что элита вечна. Считается, что советская власть стала захоранивать мертвых с 1918-го года, но это точка зрения живых, потому что с точки зрения мертвецов, у нас уже существовали захоронения на Красной Площади. Эти захоронения, как известно, были в кремлевских соборах, поэтому с точки зрения мертвых. Они просто получили новых соседей.
Владимир Тольц: Как это, с точки зрения мертвых?
Екатерина Владимирова: Понимаете, существует две точки зрения. Если вы смотрите в горизонтальной плоскости. С точки зрения мертвых. То тогда, безусловно, вы понимаете, что все находятся в одной плоскости, горизонтальной. А для мертвых находящиеся на поверхности разделения стенами. Мавзолеями, церквями они же не видны. Поэтому соответственно у нас только две точки зрения. Для кого же существовали эти элитарные захоронения, если они не существовали для мертвецов, значит, они существовали и были заведены для живых. И, безусловно, в этом была определенная символика. Те мертвые, которые захоранивались советской властью были захоронены на Кремлевской площади около стены или в стене, они отделялись от тех мертвых. Которые были захоронены на территории Кремля просто практически стеной. Но с точки зрения мертвецов эта стена находилась на поверхности, поэтому она для мертвых как бы незрима. Интересно, что мертвецы советского периода, они действительно разделялись по ранжиру. Делились они на тех, которые захоранивались в могилы на Красной площади и тех, которых сжигали и их пепел в урнах монтировали в стену на Красной Площади. НО оказалось, что урны на Красной Площади, которые вмонтированы тоже были не одинакового достоинства. Часть урн вставляли слева от мавзолея, часть урн вставляли справа от мавзолея. Например, с 1925-го по 1935-й год практически все урны были справа. С 37-го года почему-то все урны монтировались слева. А с 76-го по 85-й год. практически до последних захоронений. Опять справа. Понять логику захоронений слева и справа довольно сложно, потому, что она не определялась статусом человека. Его положением в советской или партийной элите. Среди членов ЦК КПСС 87 человек похоронены у Кремлевской стены и последняя могила Черненко была определена в 1985 году. Последняя урна Устинова была вмонтирована в стену в 1984- м году. А дальше уже было понятно, что количество советской партийной элиты растет, поэтому Красная Площадь не могла вместить всех желающих мертвецов, которые должны быть похоронены с высокими почестями поэтому стало необходимо расширяться, и советская партийная элита стала искать, где же еще можно захоронить своих достойных мертвецов. Оказалось, что таким местом явилось Новодевичье, где захоронения стали производиться с 1927 года и сейчас там в этом городе мертвых находится примерно 26000 захоронений. Далее выяснилось, что партийная и советская элиты растут, мест по-прежнему не хватает, и поэтому с 70-х годов были определены два филиала Новодевичьего. Это Новокунцевское кладбище и с 77-го года Троекуровское кладбище. Но почему-то достойных мертвецов всегда больше чем мест свободных для захоронений. Поэтому я недавно читала статью о том что существует проект российского правительства по созданию некрополя для того чтобы переместить всех достойных мертвецов со всех кладбищ а так же открыть возможности захоронения для будущих достойных мертвецов уже российского общества.
Владимир Тольц: Да, этот проект обсуждался уже несколько месяцев назад. Там проведены уже очень значительные и архитектурные и организационные работы. Но, давайте вернемся в ту эпоху послереволюционную. В Москве в 17-м отгремели октябрьские бои, победители-большевики занялись сортировкой покойников. Своих – «павших за дело революции» хоронят под кремлевской стеной, а вот их противников - погибших юнкеров - на Братском Всесвятском кладбище. (Его потом, в 25-м году, снесли, сейчас это возле метро Аэропорт).
Екатерина Владимирова: Меня всегда занимает вопрос, как собственно определяли свих от чужих. Скажем, юнкера были частично одеты в форму, с другой стороны можно себе представить, что люди в 17-18 году в общем, были достаточно плохо одеты и определить, кто из них свой, а кто чужой просто по внешнему виду было достаточно сложно. Говорят, что самое лучшее символическое захоронение - это могила неизвестного солдата, потому что она символизирует только патриотический порыв и дает возможность установить патриотическую возможность человека, но не определяет достоверно ни по какому генетическому анализу, кто находится в этой могиле. Таких мест захоронений неизвестного солдата достаточно много, например, на кладбище в Арлингтоне в США тое есть могила неизвестного солдата и тоже не совсем ясно кто был захоронен южане, северяне или какие-либо другие борцы за свободу.
Ольга Эдельман: Позвольте еще поворот сюжета. Вам не кажется, что большевикам была свойственна настоящая похоронная мания? Главное торжество на ранних этапах революционной власти - это чьи-нибудь торжественные похороны, очередных жертв революции. С венками, речами, песнями. Кстати, и до революции любимой акцией радикальной интеллигенции были ведь похороны жертв режима. В Москве в 1905 хоронили Николая Баумана, одним из центральных эпизодов восстания на броненосце "Потемкин" было требование мятежников похоронить в Одессе матроса с "Потемкина", якобы убитого офицером (на самом деле, непонятно, кто и когда его убил). Процессии тоже придали максимальную торжественность, или, во всяком случае, именно в таком виде (весь город идет в процессии и пр.) занесли в революционную легенду. А уж победив, большевики с похоронами развернулись вовсю. И еще памятники любили ставить. А главного своего - вообще хоронить не стали, тем самым как бы законсервировав не столько тело вождя, сколько ситуацию похорон.
Екатерина Владимирова: Я недаром вспомнила железный век, потому что антропологами установлено, что как только новое племя захватывает территорию, оно начинает первым делом хоронить своих мертвецов. Люди вообще любят похороны, придают им весьма большое значение. Во-первых, можно праздновать несколько дней. Это тоже дает возможность не работать люди очень это любят. Венки, речи своеобразные ритуалы которые выработаны практически каждым новым режимом они несколько напоминают предыдущие ритуалы, что довольно понятно, потому что люди не особенно креативны. Придумать что-то новое довольно сложно, поэтому венки и демонстрации всегда сопровождали похороны и являлись своеобразным ритуалом закрепления нового режима. Советское государство ничем не отличалось от своих предшественников.
Владимир Тольц: Ну что ж. само употребление слова «празднование» в отношении похорон, используемое Катей напомнило мне недавнюю публикацию в газете «Известия», где говорилось о том, что в Екатеринбурге празднуют 90-летие расстрела царской семьи. Обращаюсь вообще к 1918-му году, нашему скорбному сюжету, можно отметить, что, в общем, большевики имели основания называть себя могильщиками старого строя. Хотя с равенством у них и для покойников ничего не вышло, а на место якобы искорененных ими религиозных предрассудков народилось множество самодельных суеверий. На фоне нашего сегодняшнего разговора свойственный также ранней советской эпохе культ молодости, юности, согласитесь, очень схож с вариантом вечной молодости из известной американской комедии "Смерть ей к лицу", где моложавость и приятная внешность оказывались плодом усилий гримера из похоронного бюро.
Тематика:
Периоды истории:
Ключевые слова:
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Тольц В. и др. Комунистическое реформирование по могильной части.doc | 66 КБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии