Молодая Гвардия (литературная группа)

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ

Большая Советская Энциклопедия

"Молодая гвардия", литературная группа, возникшая в 1922 по инициативе ЦК РКСМ и объединившая писателей первого комсомольского поколения. В 1923 влилась в Московскую ассоциацию пролетарских писателей (МАПП), затем стала творческим объединением комсомольских писателей МАПП при журнале "Молодая гвардия". Творчество участников "М. г.", осваивавших принципы реализма, отражало насущные проблемы времени, дела и быт молодёжи, события Гражданской войны 1918-20. В группу входили поэты А. И. Безыменский, М. А. Светлов, М. Голодный и др., прозаики М. Б. Колосов, Н. В. Богданов, В. А. Герасимова, А. Исбах и др. В рядах "М. г." начинал писать М. А. Шолохов.

Лит.: Колосов М., Под знаком комсомола, "Юность", 1966, Ї 5.

 

«Молодая Гвардия» объединение писателей вокруг журнала «Молодая гвардия», существовавшее с 1922 по 1929 год.

         Этот литературно-художественный общественно-политический и научно-популярный журнал был органом ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ. Начал издаваться с апреля 1922 года. Журнал ставил наиболее острые, боевые вопросы современности. С марксистско-ленинских позиций он объявил войну эстетству, отходу от политики, ориентации на обывательское чтиво. Массив читателей «Молодой гвардии» — молодые кадры, главным образом комсомольцы, красное студенчество. «Молодая гвардия» была одной из первых ячеек, положивших начало массовой организации пролетарских писателей.
         Первый этап работы «Молодой гвардии» — 1922—1923 — характеризовался огромной тягой молодежи к учебе после окончания гражданской войны. Журнал старался удовлетворить культурно-политические запросы своего читателя. Общественно-политические и научно-технические проблемы занимали в журнале главенствующее положение. Художественной литературе отводилось сравнительно небольшое место, но она выражала новые творческие установки, отличные от установок «Кузницы». Журналом проводилась большая работа по собиранию и воспитанию кадров комсомольских писателей. Ставилась задача отражения в художественной литературе практики борьбы комсомола («Ненастоящие» — рассказ В. Герасимовой и статья о нем Л. Авербаха в № 6 за 1923, «Комсомолия» Безыменского в № 1 за 1924). Создание литературы о комсомоле было специфической задачей «Молодой гвардии». Из среды комсомольцев выдвинулись писатели: М. Колосов, М. Платошкин, Н. Богданов, Я. Шведов, Г. Шубин, И. Рахилло, И. Молчанов, М. Юрин, С. Огурцов, Кудрейко-Зеленяк, Исбах. В их творчестве того времени преобладала комсомольская тематика.                
       В 1924—1926 годах к сотрудничеству в журнале помимо пролетарских писателей привлекались такие писатели, как В. Маяковский, Н. Асеев, наряду с ними Б. Губер, Шильдкрет, Логинов-Лесняк. Помимо воспитания комсомольских писательских кадров «Молодая гвардия» занималась творческим сотрудничеством с писателями-попутчиками. Это сотрудничество было важно, так как оно способствовало укреплению литературно-художественного отдела журнала и позволяло дать читателю «Молодой гвардии» наиболее полное представление о советской литературе, оно же помогало насытить творчество привлеченных писателей актуальной революционной проблематикой.          
      Широко освещая революционную практику пролетариата (обзоры по международному положению, проблемы политики и экономики, борьбы партии с троцкизмом), «Молодая гвардия» стремилась увязать эти вопросы с литературными, борясь с теориями Троцкого, Воронского и т. д.     
       Проблемы литературы увязывались «Молодой гвардией» с проблемами пролетарской культуры на основе учения Ленина о культурной революции. С 1930 года в период оформления блока литфронтовцев «Молодая гвардия», руководимая в то время сторонником Литфронта — Ольховым, не приняла активного участия в разоблачении антипартийной сущности Литфронта и даже поддерживала его (статьи Горелова, Амурского, Ольхового) по творческим вопросам.

Ключевые слова:

Список словарей: