Гендерный подход

 

гендерный подход в изучении истории

российской дворянской повседневности

БЕлова А. В.

История повседневности (в германской историографии Alltagsgeschichte[1]) выдели­лась в самостоятельную субдисциплину из так называемой социальной исто­рии[2]. Имеющая тридцатилетнюю традицию изучения в западной исторической науке[3], оцениваемая представителями отечественной академической науки как вызывающая возрастающий интерес[4] и жизнеспособная[5], доказавшая эту жизнеспособность целым рядом серьезных исследований[6], она тем не менее остается до конца не признанной про­винциальным научным сообществом, в том числе историками-краеведами[7]. Это объясняется отчасти неразличением предмета исследования истории повседневности и традиционной этно­графии, исторического описания быта[8], отчасти сложившимися исследовательскими стереотипами, ориентированными на изучение "выдающихся" личностей и их влияния на макропроцессы. Вместе с тем факт придания в настоящее время "все большего зна­чения выявлению и изучению "повседневного" в жизни прежде всего "обычных" лю­дей"[9] был констатирован в отечественной историографии не только применительно к истории культуры[10], частной жизни[11] и повседневности[12], к исторической антрополо­гии[13], но и к "историко-культурному краеведению"[14].

Интенсивное внедрение, начиная с 90-х годов ХХ в., гендерных исследований в научную и образовательную практику российской высшей школы не могло не затронуть историю повседневности, потенциал которой в этом смысле не ис­черпаем. В целом, в Тверском государственном университете успешно реализуется введение гендерного подхода в преподавание социальных и гуманитарных дисциплин специалистами разных факультетов и кафедр[15]. Это дает уверенность, что междисципли­нарные гендерные исследования окончательно перестанут носить харак­тер периферийных, воспринимаемых как своего рода "дань моде". Возможно со време­нем изучение гендерного измерения повседневности будет институализировано как учебная дисциплина в системе университетского исторического образования[16]. Именно для приближения этого момента рассуждать о гендерном подходе в истории повсе­дневности, в частности, интересующей меня дворянской повседневности, представля­ется нужным, актуальным и перспективным.

История российской дворянской повседневности XVIII-XIX вв. все еще не напи­сана, но, если она появится, это, без сомнения, будет история разностороннего взаимо­действия полов в обыденной жизни, история каждодневного дистанцирования и сопри­косновения "маскулинного" и "фемининного". Вне гендерного подхода изучение ее те­ряет не только актуальность, но и вообще научный смысл. Перспективность же такого исследования не вызывает сомнений и обусловлена, в первую очередь, тем, что исто­рию повседневности интересуют "обычные люди" в их ежедневных взаимоотношениях и взаимосвязях, особенности организации и восприятия того "вещного мира", в кото­ром протекает их обыденная жизнь, их проявляющаяся изо дня в день эмоциональность как выражение их индивидуальности, и все это детерминировано (не говоря об истори­ческой эпохе) не только этнической, конфессиональной, социальной, культурной, воз­растной, но и половой принадлежностью.    

Одной из проблем изучения дворянской повседневности в контексте гендерного подхода является поиск женщиной собственной гендерной идентичности. Наряду с об­щепризнанным мнением о XVIII в. в России как об эпохе "европеизации", "российского матриархата", "золотого века частной жизни" женщины, это время можно считать по­воротным этапом развития гендерного самосознания дворянки. Прежнее усвоение тра­диционных гендерных ролей и отчасти неосознанное, а отчасти вполне сознательное следование им сменяется рефлексией собственной половой принадлежности и связан­ных с ней ментальных установок, а также дискурсом о полах, интенсивность которого, отражая вовлеченность русского дворянства в ценностную орбиту новоевропейского сознания, нарастала по мере приближения России к индустриальной, буржуазной эпохе.

Эти изменения с особой наглядностью проявлялись в сфере повседневных и, прежде всего, семейных отношений, формировавшей и реализовывавшей определенные модели "мужского" и "женского" поведения. В русских дворянских семьях конца XVIII – первой половины XIX в. патриархальное доминирование и связанная с ним гендерная асимметрия были уже не столь ярко выражены как в предшествующий период. На это указывают и главенствующая роль женщины в организации хозяйства и внутрисемей­ных связей, и возрастание значения материнства и материнского воспитания, и большая свобода в выборе образа жизни, модели поведения, ценностных ориентаций.  

Осознание гендерной идентичности, переосмысление привычных гендерных стереотипов и идеалов становится предметом углубленного самоанализа в возникших и получивших "массовое" распространение в XVIII в. источниках личного происхожде­ния – женских письмах, дневниках, мемуарах. Причем представления о "женском" и "мужском" реализуются в них в контексте осмысления каждодневных родственных, внутрисемейных, соседских, дружеских связей и отношений, составлявших важный ас­пект частной жизни женщины. Интеллектуальный "поиск" дворянкой своей гендерной идентичности нашел отражение и в литературе XVIII - середины XIX в. При этом воз­никает особый род женской литературы, ставившей проблему культурного самоопре­деления представительниц "прекрасного пола" в центр рассмотрения. Именно в жен­ской литературе первой половины XIX в. звучит парадоксальная мысль об "отвращении к своему полу" ("кавалерист-девица" Н.А.Дурова) и материализуется в демонстратив­ном отказе от всего, что составляло специфику повседневной жизни и быта дворянской женщины, в том числе семейного, через присвоение внешних атрибутов принадлежно­сти к противоположному полу (смена имени, прически, одежды, рода занятий).

Изучение гендерной идентичности русских дворянок, провинциальных и сто­личных, по их эго-документам позволяет пересмотреть парадигму исследования дво­рянской культуры как маскулинно-ориентированной и подтвердить значимость анализа женской повседневности и эмоциональной сферы для реконструкции историко-куль­турной реальности. Это приближает нас к пониманию взаимосвязи и взаимообуслов­ленности процессов сословного оформления дворянства, складывания, презентации и трансляции дворянской сословной культуры, в том числе ее "бытовой" составляющей, и динамики женской гендерной идентичности у представительниц разных слоев и воз­растных категорий дворянства.

При этом гендерная идентичность женщины-дворянки нуждается в соотнесении не только с гендерной идентичностью мужчины-дворянина, но и с русской националь­ной идентичностью. О параллельном развитии национального и гендерного самосозна­ния свидетельствует, например, усиление гендерного дискурса в дворянском образо­ванном обществе под влиянием Отечественной войны 1812 г. Особое значение данный аспект гендерного измерения дворянской повседневности имеет в контексте своеобраз­ного сочетания в русской дворянской культуре "корневого" и "иноземного", что выра­жалось, с одной стороны, в воспроизводстве традиционного этоса, а, с другой, - в мно­гочисленных культурных заимствованиях и усвоении западноевропейских образцов.



[1] Именно в германской историографии исследованию повседневности уделяется особое значение. Об "истории повседневности" как о направлении в германской историографии см.: Оболенская С.В. "История повседневности" в современной историографии ФРГ // Одиссей. Человек в истории. М., 1990. С. 182-198; Она же. Некто Йозеф Шефер, солдат гитлеровского вермахта. Индивидуальная биография как опыт исследования "истории повседневности" // Одиссей. Человек в истории. М., 1996. С. 128-147.

[2] Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. М., 1995. С. 343; Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. 1998. № 6. С. 77. О социальной истории как о направлении современной историографии см.: Репина Л.П. "Новая историческая наука" и социальная история. М., 1998. С. 8-72.

[3] Изучение истории повседневности получило массовое распространение не только в ФРГ, но и в Австрии, Франции, Англии, Польше. См.: Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город... С. 346. Из работ, переведенных на русский язык, см. также: Бродель Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. М., 1986; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Общ. ред. Ю.Л.Бессмертного. М., 1992.

[4] Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город... С. 342-343.

[5] Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования... С. 77.

[6] См., напр.: Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986; Ястребицкая А.Л.  Женщина в повседневной жизни позднего средневековья // Культура и общество в средние века в зарубежных исследованиях. М., 1990; Она же. Повседневность и материальная культура Средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей. Человек в истории. М., 1991. С. 84-102; Она же. Средневековая культура и город... Очерк V: Город в системе повседневной культуры средневековья: костюм и мода. С. 341-403; Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю.Л.Бессмертного. М., 1996; Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.). М., 1997.

[7] С известной долей скепсиса и непонимания в отношении изучения "повседневного" пришлось столкнуться и автору настоящей статьи, выступая на местных научных конференциях, в то время как в Москве и Санкт-Петербурге такая проблематика  вызывает неизменный интерес и находит живой отклик.

[8] Об этих отличиях см.: Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город... С. 343-345; Оболенская С.В. Некто Йозеф Шефер... С. 129; Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования... С. 77. 

[9] Шмидт С.О. Вступительное слово // Российская провинция XVIII-XX веков: реалии культурной жизни: Материалы III Всероссийской научной конференции (Пенза, 25-29 июня 1995 г.) / Отв. ред. С.О.Шмидт. Пенза, 1996. Кн. 1. С. 12.

[10] См.: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994. С. 13.

[11] См.: Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины... С. 253.

[12] См.: Оболенская С.В. Некто Йозеф Шефер... С. 134-135.

[13] См.: Репина Л.П. Указ. соч. С. 24.

[14] Шмидт С.О. Указ. соч. С. 19.

[15] Этому была посвящена специальная научная конференция, организованная Центром женской истории и гендерных исследований ТвГУ. См.: Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин: Материалы научной конференции (Тверь, 2-4 июня 2000 г.) / Отв. ред. В.И.Успенская. Тверь, 2000. 

[16] Уже сейчас, например, в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ, Москва) "история повседневности" входит в учебное расписание по специальности культурология.

Смежные дисциплины:

Прикрепленный файлРазмер
Иконка документа Microsoft Office Белова А. Гендерный подход.doc43.5 КБ