Гендерный подход
гендерный подход в изучении истории
российской дворянской повседневности
БЕлова А. В.
История повседневности (в германской историографии Alltagsgeschichte[1]) выделилась в самостоятельную субдисциплину из так называемой социальной истории[2]. Имеющая тридцатилетнюю традицию изучения в западной исторической науке[3], оцениваемая представителями отечественной академической науки как вызывающая возрастающий интерес[4] и жизнеспособная[5], доказавшая эту жизнеспособность целым рядом серьезных исследований[6], она тем не менее остается до конца не признанной провинциальным научным сообществом, в том числе историками-краеведами[7]. Это объясняется отчасти неразличением предмета исследования истории повседневности и традиционной этнографии, исторического описания быта[8], отчасти сложившимися исследовательскими стереотипами, ориентированными на изучение "выдающихся" личностей и их влияния на макропроцессы. Вместе с тем факт придания в настоящее время "все большего значения выявлению и изучению "повседневного" в жизни прежде всего "обычных" людей"[9] был констатирован в отечественной историографии не только применительно к истории культуры[10], частной жизни[11] и повседневности[12], к исторической антропологии[13], но и к "историко-культурному краеведению"[14].
Интенсивное внедрение, начиная с 90-х годов ХХ в., гендерных исследований в научную и образовательную практику российской высшей школы не могло не затронуть историю повседневности, потенциал которой в этом смысле не исчерпаем. В целом, в Тверском государственном университете успешно реализуется введение гендерного подхода в преподавание социальных и гуманитарных дисциплин специалистами разных факультетов и кафедр[15]. Это дает уверенность, что междисциплинарные гендерные исследования окончательно перестанут носить характер периферийных, воспринимаемых как своего рода "дань моде". Возможно со временем изучение гендерного измерения повседневности будет институализировано как учебная дисциплина в системе университетского исторического образования[16]. Именно для приближения этого момента рассуждать о гендерном подходе в истории повседневности, в частности, интересующей меня дворянской повседневности, представляется нужным, актуальным и перспективным.
История российской дворянской повседневности XVIII-XIX вв. все еще не написана, но, если она появится, это, без сомнения, будет история разностороннего взаимодействия полов в обыденной жизни, история каждодневного дистанцирования и соприкосновения "маскулинного" и "фемининного". Вне гендерного подхода изучение ее теряет не только актуальность, но и вообще научный смысл. Перспективность же такого исследования не вызывает сомнений и обусловлена, в первую очередь, тем, что историю повседневности интересуют "обычные люди" в их ежедневных взаимоотношениях и взаимосвязях, особенности организации и восприятия того "вещного мира", в котором протекает их обыденная жизнь, их проявляющаяся изо дня в день эмоциональность как выражение их индивидуальности, и все это детерминировано (не говоря об исторической эпохе) не только этнической, конфессиональной, социальной, культурной, возрастной, но и половой принадлежностью.
Одной из проблем изучения дворянской повседневности в контексте гендерного подхода является поиск женщиной собственной гендерной идентичности. Наряду с общепризнанным мнением о XVIII в. в России как об эпохе "европеизации", "российского матриархата", "золотого века частной жизни" женщины, это время можно считать поворотным этапом развития гендерного самосознания дворянки. Прежнее усвоение традиционных гендерных ролей и отчасти неосознанное, а отчасти вполне сознательное следование им сменяется рефлексией собственной половой принадлежности и связанных с ней ментальных установок, а также дискурсом о полах, интенсивность которого, отражая вовлеченность русского дворянства в ценностную орбиту новоевропейского сознания, нарастала по мере приближения России к индустриальной, буржуазной эпохе.
Эти изменения с особой наглядностью проявлялись в сфере повседневных и, прежде всего, семейных отношений, формировавшей и реализовывавшей определенные модели "мужского" и "женского" поведения. В русских дворянских семьях конца XVIII – первой половины XIX в. патриархальное доминирование и связанная с ним гендерная асимметрия были уже не столь ярко выражены как в предшествующий период. На это указывают и главенствующая роль женщины в организации хозяйства и внутрисемейных связей, и возрастание значения материнства и материнского воспитания, и большая свобода в выборе образа жизни, модели поведения, ценностных ориентаций.
Осознание гендерной идентичности, переосмысление привычных гендерных стереотипов и идеалов становится предметом углубленного самоанализа в возникших и получивших "массовое" распространение в XVIII в. источниках личного происхождения – женских письмах, дневниках, мемуарах. Причем представления о "женском" и "мужском" реализуются в них в контексте осмысления каждодневных родственных, внутрисемейных, соседских, дружеских связей и отношений, составлявших важный аспект частной жизни женщины. Интеллектуальный "поиск" дворянкой своей гендерной идентичности нашел отражение и в литературе XVIII - середины XIX в. При этом возникает особый род женской литературы, ставившей проблему культурного самоопределения представительниц "прекрасного пола" в центр рассмотрения. Именно в женской литературе первой половины XIX в. звучит парадоксальная мысль об "отвращении к своему полу" ("кавалерист-девица" Н.А.Дурова) и материализуется в демонстративном отказе от всего, что составляло специфику повседневной жизни и быта дворянской женщины, в том числе семейного, через присвоение внешних атрибутов принадлежности к противоположному полу (смена имени, прически, одежды, рода занятий).
Изучение гендерной идентичности русских дворянок, провинциальных и столичных, по их эго-документам позволяет пересмотреть парадигму исследования дворянской культуры как маскулинно-ориентированной и подтвердить значимость анализа женской повседневности и эмоциональной сферы для реконструкции историко-культурной реальности. Это приближает нас к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности процессов сословного оформления дворянства, складывания, презентации и трансляции дворянской сословной культуры, в том числе ее "бытовой" составляющей, и динамики женской гендерной идентичности у представительниц разных слоев и возрастных категорий дворянства.
При этом гендерная идентичность женщины-дворянки нуждается в соотнесении не только с гендерной идентичностью мужчины-дворянина, но и с русской национальной идентичностью. О параллельном развитии национального и гендерного самосознания свидетельствует, например, усиление гендерного дискурса в дворянском образованном обществе под влиянием Отечественной войны
[1] Именно в германской историографии исследованию повседневности уделяется особое значение. Об "истории повседневности" как о направлении в германской историографии см.: Оболенская С.В. "История повседневности" в современной историографии ФРГ // Одиссей. Человек в истории. М., 1990. С. 182-198; Она же. Некто Йозеф Шефер, солдат гитлеровского вермахта. Индивидуальная биография как опыт исследования "истории повседневности" // Одиссей. Человек в истории. М., 1996. С. 128-147.
[2] Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. М., 1995. С. 343; Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. 1998. № 6. С. 77. О социальной истории как о направлении современной историографии см.: Репина Л.П. "Новая историческая наука" и социальная история. М., 1998. С. 8-72.
[3] Изучение истории повседневности получило массовое распространение не только в ФРГ, но и в Австрии, Франции, Англии, Польше. См.: Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город... С. 346. Из работ, переведенных на русский язык, см. также: Бродель Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. М., 1986; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Общ. ред. Ю.Л.Бессмертного. М., 1992.
[4] Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город... С. 342-343.
[5] Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования... С. 77.
[6] См., напр.: Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986; Ястребицкая А.Л. Женщина в повседневной жизни позднего средневековья // Культура и общество в средние века в зарубежных исследованиях. М., 1990; Она же. Повседневность и материальная культура Средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей. Человек в истории. М., 1991. С. 84-102; Она же. Средневековая культура и город... Очерк V: Город в системе повседневной культуры средневековья: костюм и мода. С. 341-403; Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю.Л.Бессмертного. М., 1996; Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.). М., 1997.
[7] С известной долей скепсиса и непонимания в отношении изучения "повседневного" пришлось столкнуться и автору настоящей статьи, выступая на местных научных конференциях, в то время как в Москве и Санкт-Петербурге такая проблематика вызывает неизменный интерес и находит живой отклик.
[8] Об этих отличиях см.: Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город... С. 343-345; Оболенская С.В. Некто Йозеф Шефер... С. 129; Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования... С. 77.
[9] Шмидт С.О. Вступительное слово // Российская провинция XVIII-XX веков: реалии культурной жизни: Материалы III Всероссийской научной конференции (Пенза, 25-29 июня
[10] См.: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994. С. 13.
[11] См.: Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины... С. 253.
[12] См.: Оболенская С.В. Некто Йозеф Шефер... С. 134-135.
[13] См.: Репина Л.П. Указ. соч. С. 24.
[14] Шмидт С.О. Указ. соч. С. 19.
[15] Этому была посвящена специальная научная конференция, организованная Центром женской истории и гендерных исследований ТвГУ. См.: Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин: Материалы научной конференции (Тверь, 2-4 июня
[16] Уже сейчас, например, в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ, Москва) "история повседневности" входит в учебное расписание по специальности культурология.
Смежные дисциплины:
Ключевые слова:
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Белова А. Гендерный подход.doc | 43.5 КБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии