Стойло Пегаса

«Стойло Пегаса» - литературное кафе, располагавшееся на Тверской в доме №37. До 1919 года в этом помещении размещалось артистическое кафе «Бом» М. Станевского, клоуна из знаменитого дуэта «Бим-Бом». Затем его хозяин эмигрировал, и кафе было национализировано.

     «Стойло Пегаса» работало с сентября 1919 по 1922 год. Среди его организаторов и участников были А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Аврамов. Кафе было оформлено Г. Якуловым.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

       Над входом в «Стойло Пегаса» висела необычная вывеска. На полированной фанере был изображен в облаках Пегас, а вокруг очень затейливым шрифтом было написано название кафе.

     Стены были выкрашены в ультрамариновый цвет, а на них яркими желтыми красками были набросаны портреты имажинистов. Под портретом С. Есенина были выведены такие строчки:

Срежет мудрый садовник – осень

Головы моей желтый лист.

     В другой части стены были изображены нагие женщины с глазом в середине живота, а под ними была надпись:

Посмотрите: у женщин третий

Вылупляется глаз из пупа.

    Под портретом А. Мариенгофа были помещены его строки:

В Солнце кулаком бац,

А вы там, - каждый собачьей шерсти блоха,

Ползаете, собираете осколки

Разбитой клизмы.

     Под портретом В. Шершеневича:

И похабную надпись заборную

Обращаю в священный псалом[i].

      Публика в литературных кафе была разнородной, вместе с нищей, но интересующейся литературой молодежью, были там и посетители, желающие тряхнуть мошной перед своей дамой. Содержатель буфета в «Стойле Пегаса» А. Силин разбивал без всякой иронии посетителей кафе на «серьезных» и «несерьезных». К «несерьезным» он относил всю пишущую, изображающую и представляющую братию, а к «серьезным» - сухаревцев, охотнорядцев и всякий криминальный и полукриминальный элемент.

     Однажды один такой посетитель громко говорил что-то своей рыжеволосой спутнице, заглушая выступавшего тогда со своими стихами Рюрика Ивнева. Тогда Сергей Есенин подошел к говорившему и со словами: «Милости прошу со мной!» - взял того за нос и цепко держа его в двух пальцах неторопливо повел к выходу через весь зал. Посетители замерли от восторга, дамочка истерически визжала, а швейцар шикарно распахнул дверь. После этого от «недорезанных буржуев» в кафе отбоя не было, вероятно, и они мечтали о таком триумфальном шествии через зал[ii].

     Вот как описывал обстановку в кафе в 1921 году И. Старцев: «Двоящийся в зеркалах свет, нагроможденные из-за тесноты помещения чуть ли не друг на друге столики. Румынский оркестр. Эстрада. По стенам роспись художника Якулова и стихотворные лозунги имажинистов. С одной из стен бросались в глаза золотые завитки волос и неестественно искаженное левыми уклонами живописца лицо Есенина в надписях: «Плюйся, ветер, охапками листьев»»[iii].



[i] Ройзман М. Все, что помню о Есенине. М.: Советская Россия, 1973. С. 36.

[ii] Мариенгоф А. Мой век, мои друзья и подруги / Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова / Сост., указатель имен С. В. Шумихина и К. С. Юрьева. М.: Московский рабочий,1990. С. 130-131.

[iii] Старцев И. Мои встречи с Есениным / Воспоминания о Сергее Есенине / Под общ. Ред. Ю. Прокушева. М.: Московский рабочий, 1965. С. 244.

Ключевые слова:

Список словарей: