Кузница (литературная группа)

 

Кузница — Всесоюзное общество пролетарских писателей (ВОПП «Кузница»). Вначале это была небольшая группа пролетарских писателей, которые в 1920 году, выйдя из московского Пролеткульта, образовали при открывшемся в том же году Литотделе (ЛИТО) наркомпроса подотдел пролетарской литературы и стали выпускать журнал «Кузница». Название журнала перешло потом и на новый кружок. Первоначальное ядро «Кузницы» составили московские пролеткультовцы: В. Александровский, С. Обрадович, Василий Казин, Николай Полетаев, Семен Родов, Мих. Волков, Мих. Герасимов, Гр. Санников и другие, бывшие в 1919 году главными сотрудниками журнала Пролеткульта «Гудки». К ним примкнули Владимир Кириллов (из петроградского Пролеткульта), Н. Ляшко, Иван Филиппченко. Молодой кружок вскоре оказался в центре развития пролетарской литературы. В мае 1920 года «Кузница» собирает на первое совещание пролетписателей до 150 участников, а осенью того же года по ее инициативе созывается уже Всероссийский съезд, на котором было положено начало Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Творчество поэтов «Кузницы» (прозаики в период 1920—1922 годов оставались на втором плане) было ярким выражением пролетарского поэтического стиля военного коммунизма, с его пафосом крушения старого мира, с его повышенным чувством интернационализма и коллективизма, с его культом труда и индустрии, с его революционной романтикой, символичностью и абстрактностью.
      «Кузница» не сумела остаться в авангарде пролетарского литературного движения в период НЭПа. Ее крупнейшие поэты — Кириллов и Герасимов — «не приняли» его и вышли из партии. В их творчестве, а равно и в поэзии Санникова, Обрадовича, НЭП освещается как гибель революции. Одновременно «Кузница» «отрывается» от низового рабочего литературного движения, выдвигая идею включения в пролетписательские организации только вполне созревших и выявивших себя мастеров слова. Это привело к ее расколу и созданию новой группы пролетписателей «Октябрь».         
       В ответ на опубликование платформы «Октября», «Кузница» выступила с пространной декларацией («Правда», 1923, № 186). В редакционной статье № 1 «Кузницы» за 1920 год «Кузница» ставила себе скромные цели пока чисто учебного характера. Декларация 1921 года («Кузница», № 7) стояла в сущности еще на прежней позиции, лишь конкретнее определяя задачи и содержание поэтической «учебы». В декларации 1923 года «Кузница» провозглашает переход от учебы к наступлению по всему фронту искусства, назвав свою платформу «красным флагом». Вместо школы ученичества «Кузница» называет себя «ударным отрядом на передовых позициях идеологического и художественного фронта» в борьбе за «дело укрепления диктатуры и осуществления рабоче-крестьянской демократии на путях к коммунистическому обществу». От критического преодоления, изучения и усвоения «Кузница» перешла к отрицанию и ниспровержению буржуазного искусства в лице символизма, футуризма и имажинизма и вместо него декларировала пролетарское искусство большого монументального стиля.

      4 сентября 1922 года А. Воронский писал Л. Каменеву о недовольстве писателей «Кузницы». Оно было вызвано тем, что сливались издательства «Круг» и «Кузница», при этом новое издательство получало также наименование «Круг» и должно было выпускать в свет «промежуточную колеблющуюся публику». Кроме того, писатели этого объединения «голодают, и это тяжело отзывается на их душевном состоянии и на произведениях». Литераторы подали в ЦК заявление с просьбой дать им государственную субсидию на собственное издательство.

      Оценивая положение, которое занимала эта группа в литературном процессе того времени, А. Воронский отмечал: ««Кузница» - наш пасынок. У партии есть большая недооценка ее работы. «Кузница» наиболее близка и родственна партии»[i].

     Члены группы оценили дореволюционное искусство, как «искусство мертвецкой», считая, что такой приговор ему вынесла сама история.

     В 1923—1924 годах «Кузница» нередко блокировалась с А. Воронским против ВАПП.

     В 1925—1926 годах прозаическое крыло «Кузнецы заняло ведущее положение в группе: Ф. Гладков, Н. Ляшко, В. Бахметьев. Эта перестройка, привела и к организационному оживлению «Кузнецы». Группа издает «Рабочий журнал» (с 1924), затем «Журнал для всех» (с 1927), «Пролетарский авангард» (с 1929). В нее вошли новые силы: Г. Никифоров, Ф. Березовский и др.; вокруг нее группировались кружки рабочего молодняка: «Твори», «Рабочая весна», «Вагранка», «Коллектив имени Неверова» и другие. Примыкали к ней национальные группы, открывались кружки в провинции. От обычных занятий в форме чтений «Кузница» перешла на работу по секциям: критической, прозаической, поэтической, кино-драматической. «Кузница» открыла литературно-художественные мастерские, кружок очеркистов. На московском совещании примыкающих к «Кузнице» пролетарских писателей в мае 1928 года было решено все существовавшие группы «Кузницы» объединить во Всесоюзное общество по принципу индивидуального членства и с правом добровольного объединения членов в кружки и группы. Устав Общества был утвержден в январе 1929 года. К этому же времени была разработана новая декларация, утвержденная на I Всесоюзном совещании Общества в апреле 1930 года, отражающая взгляды «Кузнецы» на пролетарское искусство и его роль в эпоху индустриализации. Стилем пролетарского искусства был провозглашен реализм как «реализм пролетарской борьбы», как «энергия пролетариата в битвах за свое самоутверждение, за социалистическое переустройство общества, за коммунистический мир». Совещание в обширной резолюции наметило меры к развитию «Кузнецы» в массовую организацию широких рабочих писательских сил, объявило мобилизацию всех членов Общества и высказалось за консолидацию всех пролетарских литературных организаций.

       В мае 1928 года — на Всесоюзном съезде пролетарских писателей — «Кузница» вошла в состав образованного этим съездом Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП) на правах самостоятельного члена, наряду с республиканскими ассоциациями. Группа оформила свой собственный устав, бойкотировала и открыто мешала работе последней организации, а в конце-концов отказалась явиться на первый пленум совета ВОАПП. Новый устав «Кузницы» утверждал гипертрофированный централизм в построении общества. Было произведено жесткое деление членов на горстку «академиков», стажеров и кандидатов, созданы ритуалы, например, церемония посвящения. Идеологическая платформа еще более закоснела и примитивизировалась.              
      Массовой организацией «Кузнице» стать все же не удалось. Это объяснялось рядом причин. С одной стороны, творчество «кузнецов» крайне пестро: в группе объединились писатели с различными художественными методами и даже различной классовой природой: художники школы «психологизма» — Бахметьев и отчасти Никифоров; романтик и публицист Гладков; очеркист-бытописатель Жига; мелкобуржуазный романтик Низовой; ряд крестьянских писателей. Это не позволяло говорить об едином творческом облике «Кузницы». Долгая борьба «Кузницы» с ВАППом и РАППом приводила в ряды группы писателей, тяготеющих к ней исключительно по признаку несогласия с литературно-политической или организационной линией РАППа, творчески же совершенно несхожих между собой. Часть «кузнецов», хотя и обладала рабочими корнями, долго изживала «меньшевистские предрассудки» (Бибик, Ляшко) Наконец, традиция взгляда на пролетписательскую организацию как на группу только зрелых художников на практике тормозила превращение в массовую организацию.

        В октябре-ноябре 1930 года произошел раскол. Обе части, на которые распалась «Кузница», подали заявление о вступлении в РАПП, куда и были приняты после предварительной чистки.

   

            


Библиография:

I. «Кузница», 1920—1921; «Рабочий журнал», 1923—1925; «Журнал для всех», 1928—1929; «Пролетарский авангард», 1930; сб. «Твори», «Земля и фабрика», «Рабочая весна», Антология «К.» вышла в издании ФОСП в 1930.

II. Декларация писателей и поэтов группы «Кузница», «Кузница», 1921, VII; Якубовский Г. В., Практика и теория в творчестве «Кузницы» как проблема материалистического искусства, «Красная новь», 1923, VI; Ингулов С., На ущербе, «На посту», 1923, I; Его же, О живом человеке, «На посту», 1923, IV; Воронский А. К., О группе писателей «Кузница», в кн. его «Искусство и жизнь», М., 1924; Троцкий Л. Д., Литература и революция, ч. 1, гл. VI, изд. 2-е, Гиз, М., 1924; Лелевич Г., Творческие пути пролетарской литературы, М., 1925, стр. 27—34; Наказ делегату «Кузницы», входящему в комиссию по вопросам пролетарской литературы в Политбюро ЦК РКП(б), «Рабочий журнал», 1925, III; Родов С., Организация пролетарской литературы, изд. ВАПП, 1925; Горбачев Г., Два года литературной эволюции, Гиз., Л., 1926, стр. 64—79, 89—101; Якубовский Г., Литературные портреты писателей «Кузницы», Гиз., М., 1926; Родов С., В литературных боях, «Жизнь и знание», 1926; Коган П., Пролетарская литература, Иваново-Вознесенск, 1926; Задонский М., Вопросы объединения, «Журнал для всех», 1929, II; «Кузница», Всесоюзное общество пролетарских писателей, изд. ВОПП, «К.», М., 1929 (Материалы о целях и организации о-ва); Полонский В. П., Очерки литературного движения революционной эпохи, изд. 2-е, Гиз., М., 1929, стр. 51—55; Литературные манифесты: От символизма к Октябрю, Сборник материалов, подготовили к печати: Н. Л. Бродский и др., изд. 2-е, М., 1929; Серебрянский М., Романтика медиумов (О декларации «Кузницы»), «На литературном посту», 1929, XXIII (Декларацию см. в «Лит-ой газете», 18/XI 1929, № 31); Чернявский Е., За реконструкцию пролетлитературы (О разногласиях «Кузницы» и РАППа), «Журнал для всех», 1929, XI; Якубовский Г. В., Писатели «Кузницы», М., 1929, Саянов В., Современные литературные группировки, изд. 2-е, Л., 1930, стр. 109—111; Жига И., За пересмотр и перестройку, «Литературная газета», 24/X 1930, № 49.

 



[i] Воронский-Каменеву о слиянии издательств «Круг» и «Кузница» / Большая цензура. Писатели и журналисты в стране Советов. 1917-1956 / Сост. Л. Максименков. М.: МФД: Материк, 2005. С. 57-58.

Ключевые слова:

Список словарей: