Ефимов Борис Ефимович
Ефимов (настоящая фамилия – Фридлянд) Борис Ефимович (1900-2008) – художник-график, мастер политической карикатуры, народный художник СССР, академик Академии художеств СССР. Первые карикатуры Фридлянда увидели свет в 1916 г. в журнале «Солнце России». Это были шаржи на депутатов царской Государственной думы. В 1918 г. в киевском журнале «Зритель» появились шаржи на А.Блока. В 1919 г. он становится одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины. В июне того же года в газете «Красная Армия» увидели свет его первые агитационные рисунки. С 1920 г. работает в качестве художника-карикатуриста в газетах «Коммунар», «Большевик» и «Вiсти», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе.
Позднее Ефимов был заведующим Изобразительной секции отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове. По возвращении в Киев стал начальником художественно-плакатного отдела Киев - УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами «Киевский пролетарий» и «Пролетарская правда». В 1922 г. Ефимов переехал в Москву. Его работы печатались на страницах «Рабочей газеты», «Крокодила», «Правды», «Известий», «Огонька», «Прожектора» и многих других изданий, выходили отдельными сборниками. В эти годы его главной специализацией стала политическая сатира. «Героями» его карикатур были: Э. Даладье, Н. Чемберлен; в А. Гитлер, Б. Муссолини, Г. Геринг, П. Й. Геббельс, У. Черчилль, Г. Трумэн. В 1930-е годы в свет выходят альбомы карикатур «Лицо врага», «Карикатура на службе обороны СССР», «Политические карикатуры», «Выход будет найден», «Политические карикатуры», «Фашизм – враг народов», «Поджигатели войны», «Фашистские интервенты в Испании». С 1932 г. - член Союза художников СССР (затем России). Неоднократно избирался членом правления и секретарем Союза художников СССР. В полной мере «убойная сила» карикатур Ефимова проявилась в годы ВОВ. Его работы публиковались на страницах газеты «Красная Звезда», в журнале «Фронтовой иллюстрации», а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию. Он активно работал и в области плаката, был в числе тех советских писателей и художников, которые создали мастерскую «Окон ТАСС» (плакаты вывешивались на улицах Москвы). В 1954 г. он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1957 – членом правления Союза художников СССР, в 1958 г. ему было присвоено звание «Народный художник РСФСР», а в 1967 – «Народный художник СССР». С 1965 г. и на протяжении почти 30 лет Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение «Агитплакат» при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов. Всего за годы творческой деятельности создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков для зональных, групповых и всесоюзных художественных выставок. Вышло в свет десятки сатирических альбомов, а также целый ряд книг мемуарного характера, рассказов, очерков, исследований по истории и теории искусства карикатуры. В 1932 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1975 г. он был избран действительным членом (академиком) Академии художеств. 28 сентября 2007 года, в свой сто седьмой день рождения, Ефимов был назначен на должность главного художника газеты «Известия». Герой Социалистического Труда. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», российским орденом Почёта, медалями, в том числе «За победу над Германией…», «За оборону Москвы», «Серп и Молот», а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе болгарским орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени. Лауреат Сталинской премии (1950, 1951), Государственной премии СССР (1972), премии города Москвы «Легенда века» (2003).
Ключевые слова:
Список словарей:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии